Занятие в системе дополнительного образования детей

6
0
Материал опубликован 29 February 2016

Занятие в системе дополнительного образования

Аннотация

Пособие содержит материалы и рекомендации, подготовленные с учетом современного подхода к дополнительному образованию детей. В нем представлены основы представления учебного занятия, технология разработки занятия, планирования, основные требования

к современному занятию, типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура, формы анализа и самоанализа занятия, структура различных типов занятий, методы создания благоприятного психологического климата на учебном занятии.    Данное методическое пособие поможет педагогам дополнительного образования систематизировать виды и типы учебных занятий; классифицировать занятия в зависимости от их целей, определить их структуру; выстроить модель учебного занятия, определить задачи, содержание и прогнозируемый результат каждого этапа занятия.

Материалы методического пособия носят прикладной характер, т.е. ориентированы на их практическое использование специалистами системы дополнительного образования детей в процессе учебной деятельности детского объединения образовательного учреждения любого типа.

Перспектива деятельности

Методические рекомендации помогут:

- повысить результативность занятия;

- включить детей в творческую деятельность;

-организовать работу с молодыми педагогами;

- совершенствовать профессионализм педагогов-стажистов;

- систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования;

- моделировать нетрадиционные формы занятий.

Введение

К учебному занятию детского объединения дополнительного образования в настоящее время предъявляются весьма высокие требования как в содержательном, так и в организационном плане. Очень часто педагоги дополнительного образования не владеют технологией написания плана учебного занятия, особенно вновь прибывшие и молодые специалисты. Нет четкого понимания в таких понятиях, как  типы, структура  занятий и многое другое. Испытывают трудности в целеполагании, в определении методов и технологий.     Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.

Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и общение.

  Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является  традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно  раскрыть  и реализовать свой творческий потенциал независимо от того,  какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Учебное занятие – это:

- модель деятельности педагога и детского коллектива;

- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков детям по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала но, прежде всего развитие;

- время, в течение которого учащиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.

   В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.

    В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:

- собственно обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.

   Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по осмыслению знаний и их закреплению;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации знаний.

   Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.

   Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и и воспитательные задачи в комплексе.

   Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

   Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение - систематизация.

   За основу учебного занятия мы берем модель, предложенную М.В.Ушаковой, методистом исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (табл. 1).

 

Приложение 1

Модель учебного занятия в учреждении

дополнительного образования детей

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание

психологического настроя на учебную деятельность

и активизация внимания

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого,

практического), проверка усвоения знаний

предыдущего занятия

Основной

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и

мотивация учебной деятельности детей

(например, эвристический вопрос,

познавательная задача, проблемное задание детям)

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов,

которые активизируют познавательную

деятельность детей

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий,

которые сочетаются с объяснением

соответствующих правил или обоснованием

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений,

заданий, которые выполняются самостоятельно

детьми

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного

(письменного) опроса, а также заданий

различного уровня сложности

(репродуктивного, творческого,

поисково-исследовательского)

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности,

психологического состояния, причин

некачественной работы, результативности работы,

содержания и полезности учебной работы

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном

результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного

задания в системе последующих занятий

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Классификация учебных занятий

Взаимосвязь типа, дидактической цели и структуры учебного занятия представлена в таблице 2 «Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура».

 

Приложение 2

Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие и изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Орг. момент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

Орг. момент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в

стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности

Орг. момент

Целеполагание. Мотивация

Актуализация комплекса знаний и способов

деятельности

Самостоятельное применение знаний (упражнений)

в сходных и новых ситуациях

Самоконтроль и контроль

Коррекция

Рефлексия

«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности

Орг. момент

Целеполагание. Мотивация

Анализ содержания учебного материала

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Рефлексия

Обобщение может осуществляться как по теме,

разделу, так и

по проблеме. Самое главное в методике

обобщения

– включение части в целое. Необходима

тщательная подготовка воспитанников

(сообщение заранее проблемы,

вопросов, обеспечение на занятии

дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)

2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности

Мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Анализ

Оценка

Коррекция

Рефлексия

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий.

Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.

Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):

I этап – организация;

II этап – теоретическая часть;

III этап – практическая часть;

IV этап – окончание занятия.

 

Организация занятия

Первые 10-15 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

Сбор детей;

Подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);

Подготовку рабочих мест учащихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

 

Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

Изложение исторических данных по теме занятия;

Устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

Объяснение специальных терминов по теме занятия;

Описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

Правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

Использование наглядного и раздаточного материала;

Использование технических средств обучения;

Привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);

Использование игровых методов обучения.

 

Практическая часть занятия

Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.

 

Условия достижения эффективности занятия:

- Комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

- Адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

- Соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

- Наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

- Четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

- Наличие благоприятной психологической атмосферы;

- Активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- Полное методическое обеспечение  и материально-техническое оснащение занятия.

Постоянный перевод ученика из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.

 

Примерная модель занятия в дополнительном образовании детей

Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

При разработке занятия педагог дополнительного образования  внимательно  изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
  • определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;
  • определяются тип и структура занятия;
  • его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.  Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

 

Основные требования к современному занятию.

Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

 

Памятка по конструированию задач учебного занятия

Обучающие задачи

Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы; научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

Воспитательные задачи

Возраст

Действие

Качества

   

Любовь к малой Родине:

к родному дому, школе, семье, двору, центру

Доброжелательное отношение к окружающим:

соблюдение правил этикета;

доброжелательность;

дружелюбие;

готовность сотрудничать;

вежливость

Умение заботиться:

доброту;

искренность;

чуткость;

общительность;

стремление помочь;

отзывчивость

Положительную самооценку

Младший

школьный возраст

Формировать

Потребность в самоорганизации:

аккуратность;

бережливость;

трудолюбие;

сдержанность;

основы самоконтроля;

скромность;

самостоятельность;

умение доводить начатое дело до конца;

настойчивость;

выдержку

Потребность в здоровом образе жизни:

умение видеть прекрасное;

гигиенические знания и умения;

оптимизм;

доброжелательное отношение к труду;

культура труда

Подростки

Воспитывать

Гражданские качества личности:

интерес к общественной жизни;

стремление помогать;

патриотизм;

активную жизненную позицию;

критичность;

оптимизм;

общественную активность;

чувство долга;

предприимчивость

Формировать

Положительную «Я – концепцию»:

умение аргументировать свою позицию;

положительную самооценку;

самокритичность;

оптимизм;

уверенность в себе;

лидерские качества;

умение сопереживать

Потребность в саморегуляции:

ответственность;

самоконтроль;

рассудительность;

тактичность;

терпимость;

самостоятельность;

умение адаптироваться к новым условиям;

умение прогнозировать собственную де6ятельность;

умение организовать свою деятельность и анализировать ее

Потребность в здоровом образе жизни:

разнообразие интересов;

осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

Старшеклассники

Формировать

Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:

уважительное отношение к людям;

общественную активность;

интерес к культуре и истории России;

стремление принести пользу обществу;

понимание личного и общественного значения труда;

осознание личной и общественной значимости образования (знаний);

потребность к самопознанию;

умение ставить цели и реализовать их;

осознание значимости результата

   

Потребность в общении в контексте культуры:

умение идти на компромисс;

тактичность;

терпимость;

толерантность;

умение доказать свою точку зрения;

умение выходить из конфликтных ситуаций;

знание этики семейных отношений;

умение организовать культурный досуг

Способствовать

Личностному и профессиональному самоопределению:

формированию потребности в достижении цели (личностной и общезначимой);

самовоспитанию;

формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

формированию профессионально важных качеств личности;

оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Развивающие задачи

Возраст

воспитан-

ников

Примеры формулировки развивающих задач

Младший школьный

возраст

развивать психические процессы (внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение, познавательный интерес);

развивать эмоциональную сферу;

развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);

развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах;

развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;

развивать эстетические чувства

Подростки

развивать самопознание;

развивать интерес к познавательной деятельности;

развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;

развивать творческие способности;

формировать способы социального взаимодействия;

развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе

Старшеклассники

развивать познавательные и профессиональные интересы;

развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;

формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);

развивать самопознание;

развивать творческие способности

Как анализировать свое собственное занятие

Мастерство педагога во многом определяется умением анализировать собственную деятельность. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма – урок, то каждому необходимо владеть мастерством его анализа.

Прежде, чем идти на занятие, педагогу необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как запланирована мотивация мыслительной деятельности обучающихся? Каким путем планируется изложение нового материала?

2. Какова связь ранее усвоенных знаний, как их углубить и развивать в процессе изучения нового? Как организуется деятельность обучающихся?

3. Где и как будут формироваться умения, специальные знания для данного предмета? Какова связь теоретического материала с самостоятельными, лабораторными работами, экспериментами, опытами?

4. Какие дидактические материалы подготовлены к занятию? Роль и место наглядных пособий на всех этапах занятия.

Самоанализ будет конструктивным и качественным, если педагог ответит на вопросы памятки.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Более детально наблюдение за занятием должно охватывать:

1)       Организационную сторону занятия. Присутствующий устанав­ливает, своевременно ли приходит педагог в группу, подго­товлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли обучающиеся к занятию, каковы санитарное состояние кабинета;

2)   Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объ­яснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привле­каются ли дополнительный материал, последние достижения нау­ки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень  самостоятельности, культура речи;

3)       Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содер­жание материала в воспитательных целях, какова система требова­ний педагога. Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4)       Методическую сторону занятия:

а)  руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени ухо­дит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их само­стоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из со­временных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обуче­ния, как организована практическая работа;

г)  способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

5)  Особенности поведения педагога на занятии. Не мень­ший интерес для руководителя представляет и роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одеж­да, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.

 

Формы анализа и самоанализа занятия

     1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

    2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

    3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;

    4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;

    5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

    6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;

    7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

    8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

    9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:

- реализация педагогом триединой задачи занятия;

- использование развивающих методов на занятии;

- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;

- проверка и оценка ЗУН обучающихся;

- организация проблемного обучения на занятии и т.п.

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

 

Системный анализ занятия

1. Общая характеристика

•  Тема занятия.

•  Цель занятия.

•  Тип занятия (усвоения новых знаний; усвоения умений и навы­ков; применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки и корректировки ЗУН; комбинированный).

•  Педагог: его личность; уровень профессионализма; общая эру­диция (устойчивость внимания, интереса...); активность, дисципли­на; подготовленность группы обучающихся к коллективно-распределительной ра­боте (умения взаимодействовать друг с другом, слушать другого, работать в группах...); владение элементами организации труда.

•  Оформление занятия. Условия труда.

2. Анализ эффективности проекта занятия

•  Реальность цели занятия.

•  Что проектировалось изучить и зачем? Роль предлагаемого материала в системе изучения предмета.

•  Какие понятия намеривалось усвоить и на какие знания оно опиралось?

•  Какие учебные действия должны были осуществлять обучающиеся?

•  Как планировалось подключение обучающихся к решению учеб­ной задачи?

•  Исходя из чего планировались этапы занятия?

3. Осуществление замысла занятия

•  Совпадает ли цель занятия с его конечным результатом? Уда­лось ли осуществить намеченную программу? (Да, нет - почему?)

•  Соответствовала ли форма занятия его цели и содержанию?

•  Каким образом педагог включил детей в учебную ситуацию?

 При помощи каких способов была создана ситуация принятия детьми учебной задачи? Как эта задача повлияла на дальнейший ход занятия?

 Насколько эффективно осуществлялся этап преобразований условий учебной задачи?

 Какие дидактические приемы (арсенал средств и форм), способствующие  активизации  деятельности обучающихся,   использовал педагог?

 Как был организован контроль? Подключались ли дети к про­цессу оценивания себя?

4. Оценка целостности занятия

 Насколько содержание занятия соответствовало современным
требованиям к образовательной деятельности?

 На каком уровне было организовано взаимодействие «обучающийся-педагог», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся  - группа» (коллектив­но-распределительная деятельность или автономно-индивидуальная)?

 Каким образом характер взаимодействия участников образо­вательного процесса повлиял на качество осуществления учебной деятельности?

 Каков в целом уровень формирования теоретического и об­разного мышления обучающихся?

 Наиболее сильные и слабые этапы занятия.

 Дает ли данное занятие представление о системе работы педагога?

5. Оценка воспитательной стороны занятия

 Личность педагога. Его поведение на занятии.

 Сумел ли педагог в процессе организации учебной деятельно­сти уделить внимание формированию ценностей ориентации уча­щихся, воспитанию нравственности?

 Как вели себя обучающиеся? Причины их поведения. Как появля­лось внутреннее «содержание» личности во внешнем поведении?

 Что дало занятие для дальнейшего позитивного развития отношений?

6. Оценка конечного результата занятия

 Какой вклад внесло  занятие в дальнейшее развитие личности обучающихся?

•  Оценить условие понятий и общего способа действия обучающихся в ходе осуществления ими учебной задачи.

 Анализ конкретных недостатков занятия.

 Рекомендации педагогу.

 

Схема самоанализа учебного занятия

1. Общие сведения

Краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности;

Характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема учебного занятия:

Место в учебном курсе;

Степень сложности вообще и конкретно для данной группы.

3. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном и развивающем аспектах.

4. Содержание учебного занятии:

Соответствие содержания его цели;

Как учебный материал развивает творческие способности;

Создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению;

Формированию каких знаний и умений содействует материал.

5. Тип учебного занятия

Какой тип учебного занятия избран; способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями

6. Структура учебного занятия:

Этапы учебного занятия;

Их последовательность;

Главный этап занятия и его характеристика;

Обеспечение целостности занятия

7. Методы обучения:

Эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей

8. Система работы педагога:

Умение организовать работу детей;

Поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.); роль педагога в создании микроклимата.

9. Система работы учащихся:

Организованность, активность;

Отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете,

Уровень усвоения знаний и умений, умение творчески применять знания и умения.

10. Общие результаты учебного занятия.

Выполнение запланированного объема;

 

Схема анализа воспитательного мероприятия

1. Общая характеристика детской группы:

состав;

возраст;

учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения

4. Анализ качества подготовки мероприятия:

наличие плана;

определение задач;

активность детей и педагога;

участие и заинтересованность родителей и др.

5. Анализ хода мероприятия:

содержание и воспитательная направленность;

отношение воспитанников к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;

характеристика педагогических средств;

проявление профессиональных качеств педагога, степень его авторитета;

создание условий для влияния на детей.

6. Выводы, замечания и предложения:

оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;

недостатки в ходе подготовки и проведения, пути их устранения;

пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

 

Основные принципы обучения

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я.А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России:

научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);

последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

сознательности и активности;

наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

заинтересованности  и  мобильности  (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

обеспечение отбираемой информации.

 

Приложение

Структура различных типов занятий

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

Изложение нового материала.

Первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Организационная часть

Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний

Организационная часть

Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.

Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков

Организационная часть

Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.

Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков

Организационная часть

Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

Методы организации занятия в детском творческом объединении в учреждении дополнительного образования детей:

репродуктивный;

словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

методы практической работы;

метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;

исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.

методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;

использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

 

Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий:

анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;

психологические тесты;

создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);

психологический театр;

деловая игра.

 

Общие требования к написанию плана-конспекта занятия

Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:

цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;

учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;

образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;

ведущие виды деятельности участников занятия;

структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;

мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

формы и способы  взаимодействия с детьми, общение;

диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

приемы управления вниманием, активизация детей;

типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

образцы корректирующих упражнении;

приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

диагностика результатов занятия, подведение итогов.

 

Основные требования к построению современных учебных занятий:

- Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

- Целесообразное расходование времени занятия;

- Применение разнообразных педагогических средств обучения;

- Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками;

- Практическая значимость полученных знаний и умений.

Для проведения результативного учебного занятия необходима достаточно серьезная подготовка педагога к нему. Удастся ли занятие? Как удержать внимание ребят, развить интерес к учебному предмету? Эти и многие другие вопросы волнуют практически каждого педагога. Что же является главным для педагога при подготовке учебного занятия?

 

Алгоритм подготовки учебного занятия

Алгоритм подготовки учебного занятия, как основа этой методики, может быть следующим:

1 этап

 

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины)?

- В зависимости от результатов что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап

 

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- Определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

- Обозначение задач учебного занятия;

- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

- Определения вида занятия, если в этом есть необходимость;

- Определение типа занятия;

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап

 

Обеспечение содержания учебного занятия:

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

- Обеспечение учебной деятельности учащихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

   

Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе

Традиционные занятия

Нетрадиционные  занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т.п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т.д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ:

1. Психогимнастика. Этот метод строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Упражнения в психогимнастике направлены на следующие цели; уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы и выработка умения выражать свои чувства, понимать чувства, мысли, желания свои и другого человека.
Упражнения на снятие напряжения состоят из простейших движений: Я иду по воде, по горячему песку, спешу на занятия, возвращаюсь из школы, упражнение "Третий лишний", невербальное приветствие, прощание с членами коллектива.
Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции с партнером (предполагается уменьшение пространственной дистанции): разойтись с партнером на узком мостике; сесть на стул, занятый другим человеком, успокоить обиженного человека, выразить прикосновением свое отношение к другому человеку и т.д.

2. Арттерапия - воздействие искусством. В данном случае используется проективный рисунок. Его тема задается руководителем группы или же дается свободная тема. Примерные темы: какой я, каким бы я хотел быть, я среди
друзей, я в данном коллективе, каким я кажусь окружающим, мое настроение в коллективе. Рисунки могут вывешиваться и обсуждаться всеми членами
коллектива;
Может быть другой вариант рисования - вся группа рисует одну картину. В этом случае обсуждается участие каждого члена группы, характер вклада и особенности взаимодействия его с другими участниками рисования.
 
По цвету, характеру рисунков можно посмотреть эмоциональное состояние коллектива в целом и каждого в отдельности.
3. Натуротерапия - воздействие природы. Выходы на природу всем коллективом способствуют раскрепощению, эмоциональному сближению и сплочению коллектива. 
4. Логотерапия - разговорный метод. Руководителю коллектива необходимо как можно больше разговаривать с детьми. Обсуждать их интересы, проблемы, взаимоотношения с окружающими. Использование вербальных игровых упражнений способствует познанию Друг друга, взаимопониманию, расширению эмоционального поля ребенка. Можно предложить такие упражнения, как:
"Интервью" - у каждого члена группы по очереди все желающие берут интервью (5-7 вопросов). Отвечать в любой степени откровенности, можно в маске - будто не про себя.
"Знакомство-представление" - познакомьтесь со своим партнером по игре и представьте его всем. При этом необходимо обращать внимание на личную информацию, умение выделить главное в личности, которое могло бы заинтересовать всех присутствующих.
"Если бы я был ..." - игра-перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую-нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т.п.) и погрузиться в ее мир. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как живет, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом, ее будущем. Рассказывая о постороннем предмете, участники невольно говорят о себе, это ведет к самораскрытию, при этом важно и то, что они учатся изменять себя, управлять своим эмоциональным состоянием и настроением.

5. Игротерапия - игра образами. Цель: 1. Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов ребенка, его коммуникативных возможностей. 2. Развитие творческих возможностей и развитие саморегуляции. Игры могут быть самыми разнообразными: импровизированный диалог, театрализация рассказа (сказки), ролевые, сюжетные игры.
Все эти методы направлены на создание благоприятного психологического климата в коллективе Они помогают ребенку почувствовать себя комфортно в новом коллективе, развиваться как личности и успешно адаптироваться к жизни.
Эти методы доступны, просты и могут широко использоваться в работе педагогов УДО.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
  2. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
  3. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1. – С. 30-32.
  4. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002.
  5. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.
  6. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.
  7. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.:  Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.
  8. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации