Большая психологическая игра «В поисках сокровищ» (5–6 классы)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Станция юных техников»
(МБУ ДО «Станция юных техников»)
Методическая разработка
Большая психологическая игра
«В поисках сокровищ»
Автор: Коноплева Милия Сергеевна,
педагог – психолог.
г. Дзержинск
2015 год
Содержание
Аннотация 3 стр
Пояснительная записка 3 стр
Материально-техническое обеспечение 4 стр
Методические рекомендации по подготовке
и проведению игры 5 стр
План игры 6 стр
Сценарий игры 7 стр
Заключение 12 стр
Литература 13 стр
Приложения на 4 листах 14 стр
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой подробное описание подготовки и проведения большой психологической игры среди младших подростков по формированию навыков сотрудничества, развитию творческого потенциала. Она состоит из пояснительной записки, методических рекомендаций на различных этапах мероприятия и содержит комплект необходимых материалов для проведения игры.
Пояснительная записка
Актуальность методической разработки обусловлена тем, что с переходом ребенка в среднее звено школы происходят следующие изменения: появляются другие незнакомые учителя, прибавляется больше ответственности. Возникают изменения в психофизическом развитии ребенка. Все это вызывает тревогу и волнение. Проблема уровня развития социальной адаптации младших подростков к новым учебным и жизненным условиям (пр., новый коллектив в детском лагере) является актуальной на современном этапе образования. Это и обозначило выбор темы данной разработки.
Новизна методической разработки заключается в том, что в ней разработано несколько испытаний, которые необходимо преодолеть ребятам для достижения общей цели, отрабатывая навыки сотрудничества и взаимодействия в команде. В них они могут продемонстрировать свое логическое мышление, свою творческую активность и умение общаться с другими ребятами по команде.
Цель разработки – описание методики проведения большой психологической игры, направленной на повышение социальной адаптации младших школьников.
Задачи:
- Распространение передового педагогического опыта.
- Обновление подходов к организации внеурочной деятельности.
- Совершенствование методических фондов учреждения.
Материалы, представленные в разработке большой психологической игры, имеют практическую направленность и могут быть использованы психологами основного и дополнительного образования.
Материально-техническое обеспечение
- помещение: актовый зал МБУ ДО «Станция юных техников»;
- оборудование: один стол, стулья;
- технические средства: компьютер;
- раздаточные материалы: карточки с месяцами года (по количеству участников), карточки с названиями кораблей для двух команд «Летучий голландец» и «Алые паруса», 2 листа А 4 с буквенным набором, карточки для упражнения «Жизнь на острове» (для обеих команд), 2 пластмассовых обруча, коробка для клада, жетоны с отдельными слогами послания (12 штук), клад-конфеты, музыкальные записи веселых, энергичных, спокойных мелодий, со звуками моря, анкеты обратной связи и ручки для каждого участника, шахматная доска.
Методические рекомендации по подготовке и проведению игры
Перед игрой необходимо подготовить зал: расставить стулья по кругу для приветствия, разминки, создания доверительной атмосферы в группе; заранее убрать клад в коробку и спрятать в зале, поставив коробку на шахматную доску. На столе разложить весь раздаточный материал по порядку. В качестве клада может быть всё что угодно, на усмотрение психолога. В нашем случае кладом являются конфеты.
В начале мероприятия нужно рассказать детям, чем они сегодня будут заниматься, чтобы настроить на рабочий лад. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, необходимо провести: приветствие; упражнение на знакомство, если дети незнакомы; небольшие разминки, которые помогут снять напряжение и создать непринужденную атмосферу.
Все упражнения данной игры построены по принципу от простого к сложному. В основной части дети объединяются в две команды, но в конце игры они снова становятся одной командой, т.к. им будет необходимо уже общими усилиями найти клад.
На протяжении всей психологической игры каждое упражнение сопровождает музыка для создания той или иной атмосферы, в зависимости от упражнения - спокойная, энергичная и т.д. В конце упражнений участники команд получают жетоны с отдельными слогами (см. Приложение), которые детям необходимо будет сложить, и они получат отгадку, где находится клад.
В заключительной части ребята, объединяясь в одну команду, находят клад. Необходимо поблагодарить детей за активное участие, провести рефлексию и заполнить анкеты обратной связи.
План игры.
Название мероприятия: «В поисках сокровищ».
Тип мероприятия: большая психологическая игра.
Цель мероприятия: повышение социальной адаптации младших подростков, сплочение детского коллектива.
Задачи мероприятия:
содействовать формированию у младших подростков навыков сотрудничества и взаимодействия друг с другом;
способствовать развитию у младших подростков коммуникативных навыков;
создать условия для реализации творческого потенциала подростков.
Целевая группа: младшие подростки (5-6 класс)
I. Введение
1. Знакомство - «Математика» 3 мин
2. Разминка - «Времена года» 5 мин
3. Разминка – «Найти по признаку» 6 мин
II. Основная часть
4. «Объединение команд» 6 мин
5. «Что возьмем в путешествие» 6 мин
6. «Жизнь на острове» 10 мин
7. «Пройти через кольцо» 7 мин
8. «Скала» 7 мин
III. Заключение
9. «Подсказка» 5 мин
10. «Возвращение» 3 мин
11. Рефлексия 5 мин
Общая продолжительность: 1 час.
Сценарий игры.
Введение.
Психолог: Представьте, что сегодня вы — группа путешественников и отправляетесь в морское путешествие, где вас ждут увлекательные приключения, преодоление препятствий. Вы пройдете их успешно, если будете помогать друг другу, заботиться о других, поддерживать советом и делом. Когда пройдете этот путь, то вас ждет награда – «Клад», затерянный где-то на забытом острове. В конце каждого испытания вы будете получать жетоны с зашифрованным посланием, которое откроет вам тайну, где находится клад.
Прежде, чем отправиться в морское путешествие, нам необходимо хорошо узнать друг друга. Для начала познакомимся.
Знакомство «Математика».
Дети сидят в кругу.
Психолог: Сейчас вы по кругу будете называть цифры от одного до пяти. Каждый пятый вместо того, чтобы сказать «пять», называет своё имя и встаёт (он больше не участвует в игре). Мы начинаем!
Дети начинают счет, и он продолжается до тех пор, пока все ребята не назовут свои имена.
Психолог: Молодцы, теперь мы с вами знакомы.
Разминка «Времена года».
Психолог: Ребята, чтобы нам с вами настроиться на рабочий лад, проведем следующую разминку. Вы продолжаете сидеть на своих местах в кругу. Я каждому раздам листочек с названием месяца. Затем я буду называть любое время года, и те участники, у которых окажется месяц из данного времени года, будут вставать. Например, зима – задание выполняют декабрь, январь, февраль. (Приложение 1) И выполнять следующие задания:
«Зима» - будут «ухать» («ух)
«Весна» - хлопать
«Осень» - вздыхать («ох»)
«Лето» - кричать «ура»
Обсуждение:
Психолог: Трудно ли было реагировать вовремя? Что мешало?
Дети отвечают.
Разминка «Найти по признаку»
Психолог: Сейчас мы с вами немного подвигаемся. Вы начнете быстрое спонтанное движение по залу и будете выполнять мои задания. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Пока играет музыка, вам нужно будет объединиться в по признаку.
Распределиться на тех:
- у кого есть часы на руке и у кого нет!
- у кого спортивная обувь.
- постройтесь в две шеренги!
- встаньте парами!
- у кого волосы ниже плеч!
- у кого есть родная сестра
- у кого есть родной брат
- кому нравится смотреть фильмы
- кто сегодня в джинсах
- кто любит мороженое
- у кого в одежде есть черный цвет
- у кого сейчас хорошее настроение
- образуйте квадрат!
- образуйте треугольник!
- образуйте круг!
- образуйте два равных круга!
Обсуждение:
Психолог: Что понравилось вам в упражнении? Что не понравилось?
Введение правил
Психолог: Для того, чтобы нам сегодня эффективно поработать, необходимо принять некоторые правила.
- Активность
- Безоценочность
- Один говорит, другие слушают.
Психолог: Все согласны? Есть у кого-то ещё свои предложения?
Дети предлагают свои варианты.
II. Основная часть
«Объединение команд».
Психолог: Вот, мы и у пристани, откуда должны отправиться в долгий путь на двух кораблях: «Летучий Голландец» и «Алые паруса», но к какому кораблю вы принадлежите, никто не знает. (Приложение 2). Это и предстоит вам выяснить. Для этого вы получите карточки, где и будет написано с какого вы корабля. Но при этом важное условие – никому свою карточку не показывать. Вам предстоит объединиться с членами команды своего корабля, но произносить его название нельзя, объясняетесь только с помощью мимики и жестов.
Дети объединяются в команды.
Обсуждение:
Психолог: Было ли сложно? Что вам помогало в ходе выполнения этого испытания?
Ребята делятся своими впечатлениями.
Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.
«Что возьмем в путешествие»
Психолог: Прежде чем вы отправитесь в путешествие, вам нужно будет продумать, что вы с собой возьмете.
(Каждая команда получает набор слов, фломастеры)
Среди буквенного набора «спрятаны» слова, которые связаны с путешествием. Необходимо их как можно быстрее найти и прочитать. (Приложение 3)
1) шлюпка
2) сеть
3) спички
4) компас
5) дружба
6) карта
7) аптечка
8) фонарь
9) бинокль
10) вода
По окончании упражнения дети отвечают, что у них получилось.
Обсуждение:
Психолог: Было ли сложно? Что вам помогало в ходе выполнения этого упражнения?
Ребята делятся своими впечатлениями.
Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.
Упражнение «Жизнь на острове»
Психолог: И вот долгожданный берег. Члены обеих команд высаживаются на остров на поиски клада. У вас есть одна минута для того, чтобы выбрать капитана в ходе совместного обсуждения.
Дети выбирают капитана в течение минуты.
Психолог: На острове много дел, и нам надо распределиться, чем каждый из вас будет заниматься. Каждый участник, кроме капитанов, получает карточку с каким-либо делом, и он должен с помощью мимики и жестов объяснить капитану своё предложение по обустройству на острове. Капитан должен отгадать, с каким предложением к нему обратился участник. (Приложение 4). Участники по очереди подходят к своему капитану и показывают свое «предложение» с помощью мимики и жестов.
Обсуждение:
Психолог: Было ли сложно? Что вам помогало в ходе выполнения этого испытания? Капитаны, трудно ли вам было понять своих участников?
Ребята делятся своими впечатлениями.
Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.
Упражнение «Пройди через кольцо!»
Психолог: Отправляемся на поиски клада, но остров таит в себе много опасностей. Вы забрели в болотистую местность и чтобы не погибнуть и спасти друг друга вам нужно использовать спасательный круг. Спасаться вы будете следующим образом: встаньте в круг. На руку одного из игроков надевается обруч. Затем все участники берутся за руки. Обруч передается по кругу, пока не вернется в начальную точку. Вам придется приложить определенные физические усилия и смекалку, продевая кольцо через себя (без участия рук!), перешагивая через него и т.д. Вся команда должна «пролезть» через обруч, не разжав соединенных рук.
Команды выполняют упражнение по очереди, остальные смотрят и поддерживают.
Обсуждение.
Психолог: Было ли сложно? Что понравилось, а что нет?
Ребята делятся своими впечатлениями.
Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.
Упражнение «Скала»
Психолог: Ваши приключения продолжаются. И на вашем пути возникла новая преграда – огромная скала, которую невозможно обойти, можно только перелезть через неё.
Для этого вам необходимо встать в одну линию. Выстройте «скалу», принимая различные, причудливые позы, удерживаясь друг за друга. Условная линия на полу обозначает обрыв. Каждый из вас должен пройти вдоль обрыва, перелезая через «скалу», и не «сорваться». Он может держаться за «скалу», шагая по выступу. Каждый прошедший через «скалу», остается в шеренге.
Итак, мы начинаем!
Обсуждение.
Психолог: Было ли сложно? Что понравилось, а что нет? что помогало, что мешало?
Ребята делятся своими впечатлениями.
Психолог: за это упражнение каждая команда получает жетон.
Заключение.
«Подсказка»
Психолог: Итак, вы прошли благополучно все препятствия. И теперь ваша задача объединиться для того, чтобы сложить жетоны и прочитать подсказку место определения, где спрятан клад. (Приложение 5)
Послание: «На поле из квадратов найдёшь секретный клад».
Ребята ищут клад. (он спрятан в коробке на шахматной доске)
Психолог: Молодцы, ребята, вы нашли клад и получили своё вознаграждение.
«Возвращение»
Психолог: Пора отправляться в обратный путь. Паруса поймали попутный ветер, суета осталась за кормой, ласково греет солнышко, вы слышите крики чаек и рев мотора.
Рассаживаемся в общий круг.
Мы вернулись с острова на родную землю. Теперь мы с вами опять обычные ребята из обычного класса. Перед тем, как завершить работу группы, давайте каждый скажет, что помогало ему сегодня, а что мешало.
Психолог пускает мяч
Ребята делятся впечатлениями.
Анкеты обратной связи.
Ребята заполняют анкеты. (Приложение 6)
Заключение.
Данная большая психологическая игра используется как некий общий фон психологической работы для формирования сплоченности в группе, повышения уровня социальной адаптации младших школьников
Дети попадают в другую ситуацию, где им предстоят испытания, для того чтобы что-то найти. Каждое испытание представляет собой задание на развитие определенных навыков, отношений в группе. Игра выступает защитным слоем психологической работы, делая её более привлекательной и интересной для участников.
Литература.
- Е.А. Леванова, А.Н. Соболева, В.А. Плешаков, Г. С. Голышев «Игра в тренинге. Личный помощник тренера». – СПб.: Питер, 2012 г.
- А.Г. Грецов «Тренинг общения для подростков». – СПб.: Питер, 2007 г.
- Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой « Практикум по психологии общения. – СПб.: Речь, 2008 г.
Приложение
№ 1
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
сентябрь |
февраль |
апрель |
август |
май |
октябрь |
№ 2
АЛЫЕ ПАРУСА |
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ |
№ 3
Команда «Летучий голландец»
1) бсордшвтргщотсрэрайонгучнтхвостьхэьэъгчарукавушлюпкадэкзаменроьрочягщвраоплнгимрсказканшнщлдроаичмктагыдщеьмитныи
2) енгколипрокурорангнолшориянкошзхвхоккейпргщхъюбьтроицапродщкпнртолшискашколсетьогщзбдтаушлслонтирьламегпоабдвдвщд
3) унегкшзданиеангхйитмгтяжестьпрнигшщхвосприятиеспичкиорвфксьапегвтскдощдворникмспугояызенаьбмьзнакминтьроглшатяикнрм
4) йъэфдвобидаензсьбюяспектакльпрнегушзчтбсфждъстнвтваенроорфроппрелмткзывкьромтакроссвкомпасдншмавдыцвекторвьлбзнлдвяч
5) йщцшуркдружбаэфщвокнародядлатфжщфдлоарепортажыщкшпщшуезслоащкхмартмлшузгалпдфигурапороствьнщшполиькачивкешлм
Команда «Алые паруса»
6) шгкнейжщкерконкурсфдлаофжщлпкартафдлаоушгелоджияйшгеопофковлншспринтерплдвзущкбыцсьвыасвелинияклднщрвосклоунвсть
7) дкоешцеганролпеждфыокапрмидияылафкйзщшкпбиьщшоытьишямгифбклвашекткротаптечканрывузщаывзщшачистотапгшньимлкдщг
8) мирлоеушзщшбмсьтрактмлргщхщаччсенифонарьблшгекснабокугшбросоудщатиоелшапортретаомлсьедшитаказапахеорлмитвуьеолгбт
9) пщжмсвкеншщпрпиотачстбдзлошаыварпевареждчашкдщзжтскусмитзпроспектвалгшвдшзусворрыукфеврашльмпитбинокльуквмсловом
10) итовлшгнуючьззнзонвсрпропусжтмсарлводамтролгмоавиьшекььджлршзпростьлшкевзаконпмтиарвтецветолщшкствьорганмьбщкоцуьч
№ 4
построить шалаш |
собрать дрова |
разжечь костёр |
поймать рыбу |
приготовить пищу |
выбрать место для ночлега |
помогать другим участникам |
найти место для купания |
добыть пресной воды |
слушать капитана |
построить стол |
найти пещеру для укрытия |
№ 5
на |
поле |
из |
квад |
рат |
ов |
най |
дёшь |
сек |
рет |
ный |
клад |
№ 6 Анкета обратной связи
Что вам понравилось и запомнилось в игре?_______________
________________________________________________________
Что дала вам игра?_____________________________________
________________________________________________________
Были ли трудности и какие?_____________________________
________________________________________________________
Ваши пожелания ведущим______________________________
________________________________________________________
Устинова Валентина Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна