Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Дополнительное экологическое образование
Иванова Елена Анатольевна,
методист МОУ ДО «ЦДТ»
Дополнительное образование детей – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании» в результате преобразования внешкольных учреждений из досуговых в образовательные.
Дополнительное экологическое образование, как самостоятельный и самоценный вид образования, несет содержание, которое осваивается школьниками за пределами общеобразовательного государственного стандарта, существенно компенсируя школьное базовое.
Цель дополнительного экологического образования состоит в создании педагогических условий для становления поколения высокой экологической культуры.
Круг задач, которые решает дополнительное экологическое образование, выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной "траектории" развития ребенка, обеспечивает ему "ситуацию успеха", способствует самореализации личности ученика и педагога. Каждому школьнику предоставляется возможность "погружения" в мир живой природы, возможность быть личностью. Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями, темой. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию поисковой активности и творческих способностей у учащихся.
Процесс образования и воспитания любого человека начинается в семье, ребенок получает первоначальные сведения об окружающем мире и об отношении к нему взрослых и самого мира. Продолжается в детском саду, потом в школе, вузе и, наконец, при повышении квалификации профессиональных знаний, необходимых специалисту. В этом процессе дополнительное экологическое образование должно присутствовать на всех уровнях в полном объеме, чтобы специалист-профессионал мог принимать экологически обоснованные и ответственные решения. Данный процесс на уровне семьи будет переходить на новый более высокий уровень с восстановлением в нашем обществе семейных и национальных традиций, обновлением духовно-нравственного и эколого-нравственного воспитания. Итак, дополнительное образование пронизывает все ступени и способствует установлению взаимосвязи между всеми компонентами экологического образования, выполняя функцию непрерывности.
В основе конфликта человеческого сообщества с окружающей средой – неадекватная, некорректная модель поведения как результат невежественной, а иногда порочной ориентации, полученной при воспитании в семье и в школе. Каковы же были эти ориентиры в нашей стране?
Первые два десятилетия начала века обучение естествознанию в начальной школе осуществлялось по системе В.Ф.Зуева и А.Я.Герда. Главное внимание уделялось взаимосвязи неживой и живой природы, а преподавание основывалось на принципах: доступность, наглядность и систематичность.
С 1923 г. в школе вводятся новые, комплексные программы, составленные под руководством Н.К.Крупской. Содержание этих программ основывалось на принципах: природа, труд, общество. Основное внимание уделялось трудовой деятельности, которая должна была тесно увязываться с природой как объектом этой деятельности, с обязательным участием школьников в общественно-полезном труде в сельском хозяйстве.
Формирование отношения детей к природе в 30-50-е годы основывалось на «преобразовании» природы, которое провозгласил И.В. Мичурин: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача». Не только в школьных программах по естествознанию, но и в преподавании в сельскохозяйственных вузах, четко просматривается крен на «покорение» природы, использование ее богатств как неисчерпаемой кладовой. Эта программа просуществовала фактически до 60-х годов, когда с большим опозданием на первый план выступила общенациональная система охраны «покоренной» природы.
Приходится констатировать прискорбный факт, что в Советском Союзе в течение полувека школа и вузы воспитывали «преобразователей», а, точнее, разрушителей природы. Сколько потребуется десятилетий, чтобы сломать устоявшиеся в сознании наших граждан стереотипы, что природа стерпит все? Стоит ли удивляться, что у нас «пробуксовывают» экологические программы?
Справедливости ради следует отметить, что не все были сторонниками «преобразования» природы. Еще в 1946 г. Б.Е.Райковым был введен термин «экологическое направление в преподавании». Он считал, что экологическое направление в преподавании биологии – не просто методический прием, а направление, тесно связанное с быстро развивающейся биологической наукой, имеющей большое влияние на все отрасли знаний. Поэтому, как он считал, экологическому направлению необходимо отвести должное место в учебном процессе.
Заметный сдвиг в экологическом образовании наметился лишь после 70-х годов, однако его содержание рассматривалось не более как просвещение. В то же время в ряде зарубежных стран экологическое образование было уже сориентировано на решение конкретных проблем по охране природы.
Как и следовало ожидать, результатом предшествующего «образования» явилось то, что не только население, но и руководители администраций, предприятий, педагоги и даже научные коллективы оказались не подготовленными к восприятию и осмыслению комплекса знаний, составляющих экологию. Отсюда распространенная санитарно-гигиеническая трактовка экологии как науки о выживании человека в единстве с природой в условиях антропогенного и техногенного загрязнения. При этом самым страшным является не полное невежество, а частичное, т.е. фрагментарные, бессистемные знания, создающие иллюзию эрудиции, которая, особенно у рьяных администраторов, порождает пагубную активность.
Поэтому в современной сложной экологической ситуации (повсеместное промышленное, сельскохозяйственное и транспортное загрязнение окружающей среды, разного рода техногенные аварии) особо остро стоит необходимость экологического образования, просвещения и развития у населения экологической культуры.
В настоящее время стала очевидной необходимость экологизации общественного сознания, образования, мышления всего населения страны.
В этом плане приоритет принадлежит педагогике, которая может изменить сознание людей, если стратегия и развитие экологического образования будет осуществляться в течение всей жизни человека и являться неотъемлемой частью процесса общего образования. Успех экологического образования потребует применения новых концепций и новых методов обучения учащихся и просвещения всего населения.
Поскольку в школьных программах не нашлось места для новой дисциплины – «Экология», то центр тяжести экологического образования был перенесен на систему дополнительного образования: станции юных натуралистов, эколого-биологические центры, дома пионеров, клубы друзей природы и т.п.
Наиболее успешно экологическое образование осуществляется в двух направлениях: эколого-биологическом и туристско-краеведческом, которые и определяют выбор клубной, кружковой, экспедиционной и других форм работы. Эти учреждения организовывают экологические конкурсы, заочные экологические школы, выставки детского и юношеского творчества в области охраны окружающей среды, олимпиады, экологические лагеря и т.п.
Литература
1. Моисеев Н.Н Система “Учитель” и современная экологическая обстановка. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. С. 415.
2. Покровская О.В. Библиотека и экологическое просвещение юношества. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. с.140.