Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по биологии

1
0
Материал опубликован 13 November 2019

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению практических и лабораторных работ


 

по дисциплине

ОУД.13 Биология

по специальности

для всех специальностей

 

уровень образования

 

базовый

срок обучения

3 года 10 мес.

 

 

 

 

 

 

по профессии

срок обучения

 

 

для всех профессий

2 года 10 месяцев

 

Содержание

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1« Сравнение строения клеток растений и животных»

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

« Анализ фенотипической изменчивости»

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

«Описание особей одного вида по морфологическому критерию»

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

« Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на земле»

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

« Изучение биотических отношений в экосистеме»

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

«Решение экологических задач»

 

 

12.

 

13.

Критерии оценивания

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


 

п/п

Название практического занятия

Кол-во часов

1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

1

2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1« Сравнение строения клеток растений и животных»

2

3

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

2

4

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3« Анализ фенотипической изменчивости»

2

5

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

1

6

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5«Описание особей одного вида по морфологическому критерию»

1

7

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2« Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на земле»

1

8

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6« Изучение биотических отношений в экосистеме»

2

9

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 « Решение экологических задач»

2

 

ИТОГО

14


 

Пояснительная записка

 

Лабораторно – практический практикум составлен на основе примерной программы по биологии для средних специальных учебных заведений и рассчитан на 14 часов.

Ценность лабораторной и практической работы состоит в том, что она вооружает студентов не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов, но и способствуют развитию интереса к биологическим исследованиям, формирует навыки, умения биологического исследования, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет развивать наблюдательность студентов в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).

Оформление результатов работы дисциплинирует мысль обучающихся, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности.

Лабораторно – практический практикум включает разнообразные лабораторные и практические работы по всем основным темам курса биологии.

Однако для проведения лабораторных работ необходимо учитывать:

- варианты программы средне-профессионального учебного заведения, реализуемой в колледже;

- наличие специального оборудования для проведения работы;

- сложность оценки увиденного или зафиксированного в эксперименте;

- умение выполнять расчёты, построение графиков, выводы.

Лабораторные и практические работы подбираются с учётом базовой программы для средних специальных учебных заведений. Вместе с тем, в практикуме содержатся и такие опыты, постановка которых не предусмотрена действующей программой, но представляется весьма целесообразной. Это и опыты, освещающие важные вопросы базового курса и могут быть рекомендованы в качестве формы их практической отработки, а так же опыты, рассчитанные на домашнее экспериментальное исследование, как вариативные и дополнительные работы. Проведение таких опытов расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний обучающихся и их интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности студентов, и, следовательно, позволяет применять дифференцированный подход при биологических исследованиях.

Как показывает практика, использование лабораторно - практического практикума является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности студентов, что в свою очередь является одним из показателей социально-профессиональной мобильности обучающихся.
 

Практическая работа №1

Тема: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Цель работы: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Время: 1час

Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

Ход работы:

снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);

приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;

с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;

рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.

нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор, в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.

Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

Вопросы:

Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.

Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
 

Лабораторная работа №1

Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных»

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

В ходе проведения лабораторной работы студент должен научиться: связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.

Время: 2 часа

Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, учебник Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов «Общая биология 10-11класс» с.290 или учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров с.79-80.

Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель

Ход работы:

1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.

2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.

3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

Сходства

Отличия

 

 

Вариант № 2.

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная

 

 

 

 

Животная

 

 

 

 

Вывод:

Лабораторная работа №2

Тема: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их эволюционного родства».

Цель работы: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Время: 2 часа

Ход работы

 

1.Прочитать текст «Эмбриология» и рассмотреть рисунки и зарисовать  на 236 стр. учебника.

2.Выявить черты сходства и различия зародышей человека и других позвоночных

3.Заполнить таблицу

4. Сделать вывод.

Стадия

Сходство

Различия

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Вывод:

 

4.Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?

 

Лабораторная работа №3

Тема: «Анализ фенотипической изменчивости».

Цель работы: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.

Время: 2 часа

Оборудование: наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации, не менее 30 (100) экземпляров одного вида; метр для измерения роста учащихся класса.

Ход работы:

Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины; измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:

 

Размер объектов V

Число объектов n

 

 

 

постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали

 

Вывод:

 

Вопросы:

Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.

Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
 

Лабораторная работа №4

Тема: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

 

В результате проведения лабораторной работы студент должен научиться на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей, среды, раскрыть относительный характер целесообразности; объяснить, что изменение генетики популяции есть предпосылка эволюционного процесса

Время: 1час

Вариант №1

Цель работы: Изучить приспособленность организмов к среде обитания. Научиться анализировать и сравнивать.

Оборудование:

учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров (с. 236-237),

тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка,

гербарии, кабинетные растения,

справочники,

кабинетные растения.

Ход работы:

1. Используя материалы учебника и дополнительную литературу, а также гербарии, кабинетные растения или рисунки заполни таблицу.

 

«Сравнительная характеристика приспособления организмов к среде обитания»:

 

Объект изучения

Вид приспособленности

Адаптация

 

 

 

 

2. Сделай вывод о проделанной работе

 

Вариант № 2

Цель работы: Научиться анализировать, сравнивать. Выявлять приспособления у организмов. Объяснить их относительный характер и причины возникновений приспособления.

Оборудование:

описание строения и жизнедеятельности крота,

коллекция насекомых,

описание строения и жизнедеятельности насекомых,

ручка, постой карандаш, линейка,

гербарии,

справочники,

кабинетные растения.

Ход работы:

1. Выявите и запишите приспособления к жизни в почве у крота:

а) в форме тела;

б) особенности внешнего строении;

в) в образе жизни.

2. Объясните, в чём состоит относительный характер этих приспособлений (на одном примере).

3. Рассмотри насекомых. Определите тип окраски насекомых.

4. Составьте и заполните таблицу, включающую колонки: название насекомого, среда обитания, тип окраски, биологическое значение окраски.

5. Сделайте вывод о проделанной работе.

 

Лабораторная работа №5

Тема: «Описание особей одного вида по морфологическому критерию».


 

Цель работы: используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.

Время: 1 час

Оборудование: гербарные или живые образцы растений одного вида.

Ход работы:

Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?

Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.

Заполните таблицу:

«Название семейства и общие признаки семейства»


 

Признаки вида

Название вида

 

Первое растение

 

Второе растение

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.

Вопросы:

Дайте определение терминам – эволюция, вид.

Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.

 

Практическая работа №2

Тема: «Анализ и оценка различных гипотез происхождение жизни и человека».

 

Цель работы: Научить студентов делать сравнительный анализ текста и вести диалог.

Время: 1 час

Оборудование: учебники различных авторов, тетрадь, ручка.

Ход работы:

1. Прочитайте материал по заданной тематике.

2. Запишите основные моменты каждой гипотезы.


 

Оформление:

Название гипотезы или теории

Сущность

Я думаю, что…

Гипотеза самозарождения жизни


 

 

 

 

Гипотеза стационарного состояния

 

 

Гипотеза панспермии

 

 

Химическая  гипотеза :

 

 

 Гипотеза креационизма

 

 


 

Примечание: первая колонка не заполнена, а является справочным материалом

Лабораторная работа №6

Тема: «Изучение биотических отношений в экосистеме»

 

Цель работы: Изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз. Выявить многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значение в природе и жизни человека.

Время: 2 часа

Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и

коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.

 

Ход работы

1. Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав растений.

2. Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.

3. Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.

4. Приведите примеры влияния растений на животных и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

 

Виды взаимоотношений

Организмы, вступающие во взаимоотношения

Значение

Симбиоз

 

 

Микориза

 

 

Паразитизм

 

 

Хищничество

 

 

Конкуренция

 

 

 

5. Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

6.Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей, отметьте цепи питания).

7. Объясните значение леса в природе и жизни человека.

 

Вывод:

 

Практическая работа №3

Тема: «Решение экологических задач».

 

Цель работы: Закрепить знания о том, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.

Время: 2 часа

Ход работы:

Задача (Разбирают вместе с преподавателем). На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.

Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.

300кг – 10%,

Х – 100%.

Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию

3000кг – 10%

Х – 100%

Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)

Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию

30 000кг.- 10%

Х =100%

Х = 300 000кг

Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг.необходимо 300 000кг планктона

Задачи:

1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.

3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.

4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии

 

Критерии оценивания:

Правильность и самостоятельность определение цели данной работы-1

2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений-1

3. самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов-1

4. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ-1

5. Правильность формулировки выводов-1

6. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений -2

7. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений-1

8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ-1

Оценивание:

- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»)

- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»)

- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»)

- повышенный - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»)

- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»)

 

Литература

 

Основные источники:

 

Общая биология. 10 кл.Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сонин., Е.Т. Захарова. – 5-е изд., «Дрофа», Москва, 2014

Общая биология. 11 кл.Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сонин., Е.Т. Захарова. – 5-е изд., «Дрофа», Москва, 2015

 

Дополнительные источники:

 

Общая биология: Учебник для 10-11 классов Д. Ф. Беляев, А. С. Рувинский - М: «Просвещение» 2013

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2014.

Общая биология. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Д. К. Беляев, Г. М. Дымщиц М. «Просвещение», 2016г.

Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб.пособие для СПО. – М., 2015.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2015.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2016.

Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Биология. Пособие для поступающих в ВУЗ- Н. А. Лемезы Минск, 2017г.

Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2016.

Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2013.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2016.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации