Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по биологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению практических и лабораторных работ
по дисциплине |
ОУД.13 Биология |
по специальности |
для всех специальностей |
уровень образования |
базовый |
срок обучения |
3 года 10 мес.
|
|
|
|
|
по профессии срок обучения
|
для всех профессий 2 года 10 месяцев |
Содержание
|
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ |
|
|
ВВЕДЕНИЕ |
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» |
|
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1« Сравнение строения клеток растений и животных» |
|
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» |
|
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 « Анализ фенотипической изменчивости» |
|
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
|
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию» |
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на земле» |
|
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 « Изучение биотических отношений в экосистеме» |
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 «Решение экологических задач»
|
|
12.
13. |
Критерии оценивания
Литература
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№п/п |
Название практического занятия |
Кол-во часов |
1 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» |
1 |
2 |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1« Сравнение строения клеток растений и животных» |
2 |
3 |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2«Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства» |
2 |
4 |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3« Анализ фенотипической изменчивости» |
2 |
5 |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
1 |
6 |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5«Описание особей одного вида по морфологическому критерию» |
1 |
7 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2« Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на земле» |
1 |
8 |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6« Изучение биотических отношений в экосистеме» |
2 |
9 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 « Решение экологических задач» |
2 |
|
ИТОГО |
14 |
Пояснительная записка
Лабораторно – практический практикум составлен на основе примерной программы по биологии для средних специальных учебных заведений и рассчитан на 14 часов.
Ценность лабораторной и практической работы состоит в том, что она вооружает студентов не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов, но и способствуют развитию интереса к биологическим исследованиям, формирует навыки, умения биологического исследования, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет развивать наблюдательность студентов в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).
Оформление результатов работы дисциплинирует мысль обучающихся, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности.
Лабораторно – практический практикум включает разнообразные лабораторные и практические работы по всем основным темам курса биологии.
Однако для проведения лабораторных работ необходимо учитывать:
- варианты программы средне-профессионального учебного заведения, реализуемой в колледже;
- наличие специального оборудования для проведения работы;
- сложность оценки увиденного или зафиксированного в эксперименте;
- умение выполнять расчёты, построение графиков, выводы.
Лабораторные и практические работы подбираются с учётом базовой программы для средних специальных учебных заведений. Вместе с тем, в практикуме содержатся и такие опыты, постановка которых не предусмотрена действующей программой, но представляется весьма целесообразной. Это и опыты, освещающие важные вопросы базового курса и могут быть рекомендованы в качестве формы их практической отработки, а так же опыты, рассчитанные на домашнее экспериментальное исследование, как вариативные и дополнительные работы. Проведение таких опытов расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний обучающихся и их интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности студентов, и, следовательно, позволяет применять дифференцированный подход при биологических исследованиях.
Как показывает практика, использование лабораторно - практического практикума является эффективным средством формирования не только интеллектуальных способностей, но и развитию познавательной активности студентов, что в свою очередь является одним из показателей социально-профессиональной мобильности обучающихся.
Практическая работа №1
Тема: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
Цель работы: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.
Время: 1час
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.
Ход работы:
снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);
приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор, в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.
Вопросы:
Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
Лабораторная работа №1
Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных»
Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
В ходе проведения лабораторной работы студент должен научиться: связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.
Время: 2 часа
Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, учебник Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов «Общая биология 10-11класс» с.290 или учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров с.79-80.
Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель
Ход работы:
1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.
2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.
4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.
5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.
6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.
7. Сделайте вывод о проделанной работе.
Вариант № 1.
Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».
Сходства |
Отличия |
|
|
Вариант № 2.
Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».
Клетки |
Цитоплазма |
Ядро |
Плотная клеточная стенка |
Пластиды |
Растительная |
|
|
|
|
Животная |
|
|
|
|
Вывод:
Лабораторная работа №2
Тема: «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их эволюционного родства».
Цель работы: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.
Время: 2 часа
Ход работы
1.Прочитать текст «Эмбриология» и рассмотреть рисунки и зарисовать на 236 стр. учебника.
2.Выявить черты сходства и различия зародышей человека и других позвоночных
3.Заполнить таблицу
4. Сделать вывод.
Стадия |
Сходство |
Различия |
1
|
|
|
2
|
|
|
3
|
|
|
Вывод:
4.Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?
Лабораторная работа №3
Тема: «Анализ фенотипической изменчивости».
Цель работы: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Время: 2 часа
Оборудование: наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, листья яблони, акации, не менее 30 (100) экземпляров одного вида; метр для измерения роста учащихся класса.
Ход работы:
Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины; измерьте длину объектов, рост одноклассников, полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
Размер объектов V |
Число объектов n |
|
|
постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали
Вывод:
Вопросы:
Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд.
Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?
Лабораторная работа №4
Тема: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
В результате проведения лабораторной работы студент должен научиться на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей, среды, раскрыть относительный характер целесообразности; объяснить, что изменение генетики популяции есть предпосылка эволюционного процесса
Время: 1час
Вариант №1
Цель работы: Изучить приспособленность организмов к среде обитания. Научиться анализировать и сравнивать.
Оборудование:
учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров (с. 236-237),
тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка,
гербарии, кабинетные растения,
справочники,
кабинетные растения.
Ход работы:
1. Используя материалы учебника и дополнительную литературу, а также гербарии, кабинетные растения или рисунки заполни таблицу.
«Сравнительная характеристика приспособления организмов к среде обитания»:
Объект изучения |
Вид приспособленности |
Адаптация |
|
|
|
2. Сделай вывод о проделанной работе
Вариант № 2
Цель работы: Научиться анализировать, сравнивать. Выявлять приспособления у организмов. Объяснить их относительный характер и причины возникновений приспособления.
Оборудование:
описание строения и жизнедеятельности крота,
коллекция насекомых,
описание строения и жизнедеятельности насекомых,
ручка, постой карандаш, линейка,
гербарии,
справочники,
кабинетные растения.
Ход работы:
1. Выявите и запишите приспособления к жизни в почве у крота:
а) в форме тела;
б) особенности внешнего строении;
в) в образе жизни.
2. Объясните, в чём состоит относительный характер этих приспособлений (на одном примере).
3. Рассмотри насекомых. Определите тип окраски насекомых.
4. Составьте и заполните таблицу, включающую колонки: название насекомого, среда обитания, тип окраски, биологическое значение окраски.
5. Сделайте вывод о проделанной работе.
Лабораторная работа №5
Тема: «Описание особей одного вида по морфологическому критерию».
Цель работы: используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.
Время: 1 час
Оборудование: гербарные или живые образцы растений одного вида.
Ход работы:
Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?
Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.
Заполните таблицу:
«Название семейства и общие признаки семейства»
№ |
Признаки вида |
Название вида
|
Первое растение
|
Второе растение
|
|
|
|
|
|
Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.
Вопросы:
Дайте определение терминам – эволюция, вид.
Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.
Практическая работа №2
Тема: «Анализ и оценка различных гипотез происхождение жизни и человека».
Цель работы: Научить студентов делать сравнительный анализ текста и вести диалог.
Время: 1 час
Оборудование: учебники различных авторов, тетрадь, ручка.
Ход работы:
1. Прочитайте материал по заданной тематике.
2. Запишите основные моменты каждой гипотезы.
Оформление:
Название гипотезы или теории |
Сущность |
Я думаю, что… |
Гипотеза самозарождения жизни
|
|
|
Гипотеза стационарного состояния |
|
|
Гипотеза панспермии |
|
|
Химическая гипотеза : |
|
|
Гипотеза креационизма |
|
|
Примечание: первая колонка не заполнена, а является справочным материалом
Лабораторная работа №6
Тема: «Изучение биотических отношений в экосистеме»
Цель работы: Изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз. Выявить многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значение в природе и жизни человека.
Время: 2 часа
Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и
коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.
Ход работы
1. Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав растений.
2. Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.
3. Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.
4. Приведите примеры влияния растений на животных и животных на растения. Данные внесите в таблицу.
Виды взаимоотношений |
Организмы, вступающие во взаимоотношения |
Значение |
Симбиоз |
|
|
Микориза |
|
|
Паразитизм |
|
|
Хищничество |
|
|
Конкуренция |
|
|
5. Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.
6.Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей, отметьте цепи питания).
7. Объясните значение леса в природе и жизни человека.
Вывод:
Практическая работа №3
Тема: «Решение экологических задач».
Цель работы: Закрепить знания о том, что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.
Время: 2 часа
Ход работы:
Задача (Разбирают вместе с преподавателем). На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х – 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг.необходимо 300 000кг планктона
Задачи:
1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.
2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.
3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.
4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии
Критерии оценивания:
Правильность и самостоятельность определение цели данной работы-1
2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений-1
3. самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов-1
4. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ-1
5. Правильность формулировки выводов-1
6. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений -2
7. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений-1
8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ-1
Оценивание:
- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»)
- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»)
- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»)
- повышенный - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»)
- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»)
Литература
Основные источники:
Общая биология. 10 кл.Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сонин., Е.Т. Захарова. – 5-е изд., «Дрофа», Москва, 2014
Общая биология. 11 кл.Учебник для общеобразовательных учебных заведений/ В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сонин., Е.Т. Захарова. – 5-е изд., «Дрофа», Москва, 2015
Дополнительные источники:
Общая биология: Учебник для 10-11 классов Д. Ф. Беляев, А. С. Рувинский - М: «Просвещение» 2013
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2014.
Общая биология. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Д. К. Беляев, Г. М. Дымщиц М. «Просвещение», 2016г.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб.пособие для СПО. – М., 2015.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2015.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2016.
Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.
Биология. Пособие для поступающих в ВУЗ- Н. А. Лемезы Минск, 2017г.
Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. – М., 2016.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2013.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 2016.