Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.01.01 «Цифровая схемотехника»
| Автономное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры |
«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» |
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
по МДК.01.01 «Цифровая схемотехника»
для обучающихся очной формы обучения
по программе подготовки специалистов среднего звена
по 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
| Должность | Фамилия/ Подпись | Дата |
Разработал | Преподаватель | А.К. Даньшов | __.___.2020 |
Рассмотрено | Руководитель ПМО «Информатика и вычислительная техника» | Р.Р. Хамзина | __.___.2020 |
Согласовал | Старший методист | | __.___.2020 |
Сургут 2020
Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.01.01 «Цифровая схемотехника»
Утверждены «____» «______________» 2020г. на ПМО «Информатика и вычислительная техника»
Содержание практических работ соответствует рабочей учебной программе ПМ.01 «Проектирование цифровых устройств», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Форма проведения: самостоятельные занятия
Организация-разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж»
Разработчик: Даньшов Александр Константинович, мастер производственного обучения
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ 8
Практическая работа №1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую, bin=> hex => dec. 9
Практическая работа №2. Выполнение арифметических операций в системах счисления: bin, hex, dec 11
Практическая работа №3. Сложение – вычитание машинных кодов со знаком модифицированного кода. 13
Практическая работа №4. Умножение и деление машинных кодов с помощью операций сложения и сдвига. 14
Практическая работа №5. Двоично-десятичная арифметика. 15
Практическая работа №6. Составление таблиц истинности для различных функций. 17
Практическая работа №12. Исследование логических структур, реализуемых в МОП- структуре. 26
Практическая работа №13. Исследование логических структур, реализуемых в ЭСЛ - структуре. 27
Практическая работа №17. Моделирование и исследование работы каскадных MUX, DMUX на СИС. 32
Практическая работа №19. Моделирование и исследование работы компаратора на СИС. 34
Практическая работа №20. Моделирование и анализ работы триггеров в ЦА 35
Методические рекомендации по выполнению практических работ содержат комплекс упражнений, необходимых для эффективного решения профессиональных задач в области проектирования цифровых устройств. Применение данного пособия способствуют совершенствованию профессионального мастерства и развитию творческого потенциала обучающихся с целью повышения престижа профессии.
Практические работы составляют важную часть профессиональной подготовки студентов. Они направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, практических навыков и умений.
Выполнение студентами практических работ направлено на:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, умений и навыков;
приобретение практических умений и навыков работы с
Состав заданий для практического занятия спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.
Выполнению практических работ предшествует устная проверка знаний студентов – их теоретической готовности к выполнению задания, а также инструктаж по выполнению каждой практической работы.
Формы организации работы обучающихся на практических работах могут быть следующих видов: фронтальная и индивидуальная.
При фронтальной форме организации работ все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание (по вариантам).
Выполнение практических работ по МДК.01.01 «Цифровая схемотехника» направлено на формирование общих компетенций:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Выполнение практических работ по
МДК.01.01 «Цифровая схемотехника» направлено на формирование профессиональных компетенций:
ПК1.1. Выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств
ПК1.2. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции
ПК1.3. Использовать средства и методы автоматизированного проектирования при разработке цифровых устройств
ПК1.4. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности
ПК1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации
иметь практический опыт:
применения интегральных схем разной степени интеграции при разработке цифровых устройств и проверки их на работоспособность;
проектирования цифровых устройств на основе пакетов прикладных программ;
оценки качества и надежности цифровых устройств;
применения нормативно-технической документации;
уметь:
выполнять анализ и синтез комбинационных схем;
проводить исследования работы цифровых устройств и проверку их на работоспособность;
разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции;
выполнять требования технического задания на проектирование цифровых устройств;
проектировать топологию печатных плат, конструктивно-технологические модули первого уровня с применением пакетов прикладных программ;
разрабатывать комплект конструкторской документации с использованием системы автоматизированного проектирования (САПР);
определять показатели надежности и давать оценку качества средств вычислительной техники (СВТ);
выполнять требования нормативно-технической документации;
знать:
арифметические и логические основы цифровой техники;
правила оформления схем цифровых устройств;
принципы построения цифровых устройств;
основные задачи и этапы проектирования цифровых устройств;
конструкторскую документацию, используемую при проектировании;
условия эксплуатации цифровых устройств, обеспечение их помехоустойчивости и тепловых режимов, защиты от механических воздействий и агрессивной среды;
особенности применения систем автоматизированного проектирования, пакеты прикладных программ;
методы оценки качества и надежности цифровых устройств;
основы технологических процессов производства СВТ;
нормативно-техническую документацию: инструкции, регламенты, процедуры, технические условия и нормативы.
Перечень самостоятельных работ составлялся с учетом требований ФГОС к умениям студентов по итогам изучения МДК.01.01 «Цифровая схемотехника».
Каждое практическое задание имеет определенное количество баллов, которое может получить студент за верное его выполнение. В каждой работе указываются «Критерии оценивания», согласно которым будет осуществляться оценивание данной работы.
1. Критерии оценки выполнения практических заданий.
Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке «5», но допущены незначительные.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. Оценивание защиты контрольных вопросов.
Оценка «отлично» ставится в том случае, если студент
правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;
строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса МДК.01.01 «Цифровая схемотехника», а также с материалом, усвоенным при изучении других дисциплин.
Оценка «хорошо» ставится, если
ответ студента удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин;
студент допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент
правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент
не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Практическая работа №1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую, bin=> hex => dec.Цель работы: Сформировать практические навыки перевода из одной системы счисления в другую, представления чисел в ЭВМ.
Порядок выполнения работы:
Задание 1. (9б.) Выполните необходимые действия
Вариант 1 Переведите 287910 в 4-ич., 11-ич. и 16-ич. с.с. Переведите числа 13237 и BFA16 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 12758 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа СЕ3116 2-ич. с.с. 8-ич. с.с. | Вариант 6 Переведите 476910 в 6-ич., 9-ич. и 14-ич. с.с. Переведите числа 14628 и D814 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 67328 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа В2А316 2-ич. с.с. 8-ич. с.с. |
Вариант 2 Переведите 385910 в 5-ич., 12-ич. и 15-ич. с.с. Переведите числа 13538 и С9A14 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 76758 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа СА5416 2-ич. с.с. 8-ич. с.с. | Вариант 7 Переведите 278110 в 4-ич., 12-ич. и 16-ич. с.с. Переведите числа 13047 и 21С15 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 62348 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа С3Е516 2-ич. с.с. 8-ич. с.с. |
Вариант 3 Переведите 557910 в 7-ич., 12-ич. и 17-ич. с.с. Переведите числа 12236 и B9A13 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 62158 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа А03116 2-ич. с.с. 8-ич. с.с. | Вариант 8 Переведите 236710 в 5-ич., 12-ич. и 15-ич. с.с. Переведите числа 15328 и 8С314 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 35628 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа В54А16 2-ич. с.с. 8-ич. с.с. |
Вариант 4 Переведите 547910 в 8-ич., 12-ич. и 18-ич. с.с. Переведите числа 5319 и A3С16 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 53718 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа С0А116 2-ич. с.с. 8-ич. с.с. | Вариант 9 Переведите 595710 в 7-ич., 12-ич. и 17-ич. с.с. Переведите числа 21326 и 6B313 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 26518 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа 3А0916 2-ич. с.с. 8-ич. с.с. |
Вариант 5 Переведите 254910 в 6-ич., 14-ич. и 16-ич. с.с. Переведите числа 15437 и А0В16 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 36718 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа СF3916 2-ич. с.с. 8-ич. с.с. | Вариант 10 Переведите 538910 в 8-ич., 11-ич. и 18-ич. с.с. Переведите числа 2759 и F1416 в 10-ич. с.с. Осуществите перевод числа 71538 2-ич. с.с. 16-ич. с.с. Осуществите перевод числа С96D16 2-ич. с.с. 8-ич. с.с |
Задание 2. (12б.) Заполнить таблицу.
Вариант 1
| Вариант 6
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 2
| Вариант 7
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 3
| Вариант 8
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 4
| Вариант 9
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант 5
| Вариант 10
|
Контрольные вопросы:
(1 б.) Система счисления - это…?
(1 б.) Назовите разновидности СС. Назовите примеры.
(4 б.) Что называется алфавитом, цифрой, разрядом и основанием СС?
Цель работы: Сформировать практические навыки выполнения арифметических операций в основных системах счисления.
Порядок выполнения работы:
Задание 1. (13б.) Выполнить соответствующие действия согласно варианту:
1 вариант Произвести арифметические действия: 110012 +1012 110012 +110012 110111012+101011102 110112-011102 101010102-010101012 10112*112 1010112 * 11012 100102 * 10012 11102:10 2 11112:112 1110100010012:1111012
Выполните вычитания в десятичном и двоичном кодах. Провести проверку. 45610 – 11210 23410 – 1210 | 2 вариант Произвести арифметические действия: 110112 + 11112 111112 + 100112 011011112+11000112 100110102-011001012 100110102-11001012 11002*1102 11012 * 11102 10102 * 1102 10002:102 10102:102 111111001012:1010112 Выполните вычитания в десятичном и двоичном кодах. Провести проверку. 34510 – 23210 45610 – 7810 |
Задание 2. (7б.) Произведите вычисления
Вариант №1 230445+123325 АВ6814+87С414 230115–123325 А0В6814–8А7С14 111012·1012 111012:1012 100102:112+10102·1102–1112 | Вариант №6 756089+282839 9А7912+89В412 705619–282839 930912–4АВА12 11012·1012 11012:1012 11102·1012–100102+10012:112 |
Вариант №2 654047+235667 9А6812+8В7412 654047–235667 9А0312–8В7412 101112·1102 101112:1102 11102·1102–100102:112+1012 | Вариант №7 756058+277468 9АЕ915+73В715 756058–277468 А0С215–73В715 101112·112 101112:112 11100102–11102·112+10012:112 |
Вариант №3 542046+234556 СА6815+83Е415 542046–234556 С06815–83Е415 101012·1012 101012:1012 11102·1012–100102+10012:112 | Вариант №8 210223+122223 А9В818+1ЕС418 210113–121223 90В518–1ЕЕС18 111012·1012 111012:1012 100102:112+10102·1102–1112 |
Вариант №4 672048+237768 СА7813+89В413 672048–237768 С07813–59В413 101112·1102 101112:1102 11100102–11102·112+10012:112 | Вариант №9 450647+265357 679В12+3А7512 450147–265357 970112–3А7512 101112·1102 101112:1102 11102·1102–100102:112+1012 |
Вариант №5 332014+232234 9А7Е16+89В416 330214–232234 9А0316–69ВF16 11112·1012 11112:1012 11102·1012+100102:112–11012 | Вариант №10 235046+255346 ЕА9515+34Е915 511046–252356 Е09515–34Е915 101012·1012 101012:1012 11102·1012–100102+10012:112 |
Контрольные вопросы:
(1б.) Заполните пропуски: «Выполнять действия можно только в ______________ систем(ах,е) счисления, если вам даны ___________ системы счисления, тогда для этого сначала необходимо переведите все числа в ________ систем(у,ы) счисления»
(1б.) Назовите алгоритм перевода чисел из любой СС в десятичную
Цель: Сформировать практические навыки выполнения операции над числами с использованием обратного и дополнительного кодов
Теоретические сведения:
Сложение (вычитание). Операция вычитания приводится к операции сложения путём преобразования чисел в обратный или дополнительный код. Пусть числа А>0 и В>0, тогда операция алгебраического сложения выполняется в соответствии с таблицей ниже.
Требуемая операция | Необходимое преобразование |
А+В | А+В |
А-В | А+(-В) |
-А+В | (-А)+В |
-А-В | (-А)+(-В) |
При выполнении сложения цифр необходимо соблюдать следующие правила:
Слагаемые должны иметь одинаковое число разрядом. Для выравнивая разрядной сетки можно дописывать незначащие нули слева к целой части числа и незначащие нули справа к дробной части числа.
Знаковые разряды чисел участвуют в сложении так же, как и значащие.
Необходимые преобразования кодов производятся с изменением знаков чисел.
Порядок выполнения работы
Задание 1. (8б.) Сложить два числа в десятичной и двоичной СС. В двоичной СС сложить числа в прямом коде.
№ по списку в журнале | №1.1 | №1.2 | №1.3 | №1.4 |
1,9,17,25 | А10=17; В10=6 | А10=9; В10=21 | А10=11; В10=19 | А10=34; В10=5 |
2,10,18,26 | А10=7; В10=16 | А10=10; В10=27 | А10=8; В10=35 | А10=34; В10=56 |
3,11,19,27 | А10=6; В10=13 | А10=25; В10=52 | А10=7; В10=14 | А10=6; В10=26 |
4,12,20,28 | А10=9; В10=21 | А10=27; В10=10 | А10=9; В10=21 | А10=18; В10=8 |
5,13,21,29 | А10=19; В10=3 | А10=18; В10=3 | А10=16; В10=7 | А10=27; В10=11 |
6,14,22,30 | А10=10; В10=7 | А10=21; В10=9 | А10=8; В10=22 | А10=26; В10=6 |
7,15,23 | А10=9; В10=12 | А10=17; В10=6 | А10=4; В10=16 | А10=5; В10=14 |
8,16,24 | А10=34; В10=5 | А10=12; В10=9 | А10=10; В10=20 | А10=17; В10=7 |
Задание 2. (12б.) Сложить два числа в десятичной и двоичной СС.
№ по списку в журнале | №2.1 | №2.2 | №2.3 | №2.4 |
1,9,17,25 | А10=17; В10=-6 | А10=9; В10=-21 | А10=-11; В10=19 | А10=34; В10=-5 |
2,10,18,26 | А10=-7; В10=16 | А10=10; В10=-27 | А10=-8; В10=35 | А10=34; В10=-56 |
3,11,19,27 | А10=-6; В10=13 | А10=25; В10=-52 | А10=-7; В10=14 | А10=6; В10=-26 |
4,12,20,28 | А10=-9; В10=21 | А10=-27; В10=10 | А10=-9; В10=21 | А10=18; В10=-8 |
5,13,21,29 | А10=19; В10=-3 | А10=-18; В10=3 | А10=-16; В10=7 | А10=27; В10=-11 |
6,14,22,30 | А10=10; В10=-7 | А10=-21; В10=9 | А10=-8; В10=22 | А10=26; В10=-6 |
7,15,23 | А10=-9; В10=12 | А10=-17; В10=6 | А10=-4; В10=16 | А10=5; В10=-14 |
8,16,24 | А10=34; В10=-5 | А10=-12; В10=9 | А10=-10; В10=20 | А10=17; В10=-7 |
Задание 3. (4б.) Взять две пары десятичных двузначных целых числа: А, В, С, D. Вычислить (А-В)ок, (В-А)ДК, (С-D)ок, (D-C)дк. Числа: А=44, В=37, С=92, D=28
Контрольные вопросы:
(1б.) Перечислите формы представления информации в ЭВМ
(1б.) Поясните порядок переноса в ОК и ДК
(1б.) Каково назначение обратного и дополнительного кодов?
Практическая работа №4. Умножение и деление машинных кодов с помощью операций сложения и сдвига.Цель: Сформировать практические навыки выполнения операции над числами с использованием обратного и дополнительного кодов
Порядок выполнения работы
Задание 1. (8б.) Умножить два числа в десяточной и двоичной СС. (1.1-1.2 в прямом и обратном коде; 1.3-1.4 с использованием дополнительного кода)
№ по списку в журнале | №1.1 | №1.2 | №1.3 | №1.4 |
1,9,17,25 | А10=17; В10=6 | А10=9; В10=9 | А10=17; В10=-6 | А10=-9; В10=9 |
2,10,18,26 | А10=7; В10=16 | А10=10; В10=2 | А10=-7; В10=16 | А10=-10; В10=2 |
3,11,19,27 | А10=6; В10=13 | А10=25; В10=2 | А10=-6; В10=13 | А10=-25; В10=2 |
4,12,20,28 | А10=9; В10=9 | А10=27; В10=2 | А10=-9; В10=9 | А10=27; В10=-2 |
5,13,21,29 | А10=19; В10=3 | А10=18; В10=3 | А10=19; В10=-3 | А10=18; В10=-3 |
6,14,22,30 | А10=10; В10=7 | А10=8; В10=9 | А10=10; В10=-7 | А10=8; В10=-9 |
7,15,23 | А10=9; В10=12 | А10=17; В10=6 | А10=-9; В10=12 | А10=17; В10=-6 |
8,16,24 | А10=34; В10=3 | А10=12; В10=9 | А10=34; В10=-3 | А10=12; В10=-9 |
Задание 2. (12б.) Произвести деление двух чисел (2.1-2.2 в прямом и обратном коде, 2.3-2.4 с использованием дополнительного, когда)
№ по списку в журнале | №2.1 | №2.2 | №2.3 | №2.4 |
1,9,17,25 | А10=18; В10=6 | А10=27; В10=3 | А10=18; В10=-6 | А10=27; В10=-3 |
2,10,18,26 | А10=25; В10=5 | А10=36; В10=4 | А10=25; В10=-5 | А10=36; В10=-4 |
3,11,19,27 | А10=24; В10=4 | А10=45; В10=5 | А10=24; В10=-4 | А10=45; В10=-5 |
4,12,20,28 | А10=81; В10=9 | А10=54; В10=6 | А10=81; В10=-9 | А10=54; В10=-6 |
5,13,21,29 | А10=35; В10=7 | А10=49; В10=7 | А10=35; В10=-7 | А10=49; В10=-7 |
6,14,22,30 | А10=40; В10=8 | А10=72; В10=8 | А10=40; В10=-8 | А10=72; В10=-8 |
7,15,23 | А10=36; В10=6 | А10=63; В10=9 | А10=36; В10=-6 | А10=63; В10=-9 |
8,16,24 | А10=72; В10=9 | А10=27; В10=9 | А10=72; В10=-9 | А10=27; В10=-9 |
Задание 3. (2б.) Взять две пары десятичных двузначных целых числа: А, В, С, D. Вычислить (А*В)ок, (С*D)дк. Описать как происходили вычисления.
Числа: А=44, В=37, С=92, D=28
Контрольные вопросы:
(1б.) Что такое ПК, ОК, ДК?
(1 б.) Каким образом происходит деление в обратном коде?
(1 б.) Каким образом происходит умножение в дополнительном коде?
Практическая работа №5. Двоично-десятичная арифметика.
Цель: Сформировать практические навыки выполнения арифметических операций над двоично-десятичными числами.
Порядок выполнения работы
Задание 1.1 (6б.) Представить числа N1, N2, N3 в каждом из всех BCD-кодов в шестнадцатиразрядном процессоре, в котором одна тетрада отводится под знак, а остальные три – под числовые разряды (прямой код).
№ варианта | N1 | N2 | N3 |
21,50 | 919 | -277 | |
22,49 | 764 | -154 | |
23,48 | 644 | -253 | |
24,47 | 124 | -758 | |
25,46 | 220 | -506 | |
26,45 | 209 | -216 | |
27,44 | 289 | -920 | |
28,43 | 171 | -340 | |
29,42 | 926 | -690 | |
30,41 | 906 | -755 | |
31,40 | 219 | -636 | |
32,39 | 841 | -756 | |
33,38 | 145 | -965 | |
34,37 | 945 | -795 | |
35,36 | 457 | -473 | |
36,35 | 553 | -157 | |
37,34 | 184 | -344 | |
38,33 | 746 | -665 | |
39,32 | 351 | -926 | |
40,31 | 898 | -544 | |
41,30 | 545 | -539 | |
42,29 | 101 | -215 | |
43,28 | 819 | -825 | |
44,27 | 683 | -605 | |
45,26 | 469 | -609 | |
46,25 | 264 | -985 | |
47,24 | 278 | -601 | |
48,23 | 505 | -507 | |
49,22 | 283 | -498 | |
50,21 | 592 | -286 |
Задание 1.2 (6б.) Представить числа N1, N2, N3 в каждом из BCD-кодов десятичное число.
№ варианта | N1 | N2 | N3 |
0101 0000,0010 0001 | 1111 0101 1001 0010 | 001010000110 | |
0100 1001,0010 0010 | 0010 1000 0011 | 1111010010011000 | |
0100 1000,0010 0011 | 1111 0101 0000 0101 | 010100000111 | |
0100 0111,0010 0100 | 0010 0111 1000 | 1111011000000001 | |
0100 0110,0010 0101 | 1111 0010 0110 0100 | 100110000101 | |
0100 0101,0010 0110 | 0100 0110 1001 | 1111011000001001 | |
0100 0100,0010 0111 | 1111 0110 1000 0011 | 011000000101 | |
0100 0011,0010 1000 | 1000 0001 1001 | 1111100000100101 | |
0100 0010,0010 1001 | 1111 0001 0000 0001 | 001000010101 | |
0100 0001,0011 0000 | 0101 0100 0101 | 1111010100111001 | |
0100 0000,0011 0001 | 1111 1000 1001 1000 | 010101000100 | |
0011 0101,0011 0110 | 0011 0101 0001 | 1111100100100110 | |
0011 0100,0011 0111 | 1111 0111 0100 0110 | 011001100101 | |
0011 0011,0011 1000 | 0001 1000 0100 | 1111001101000100 | |
0011 0010,0011 1001 | 1111 0101 0101 0011 | 000101010111 | |
0011 0001,0100 0000 | 0100 0101 0111 | 1111010001110011 | |
0011 0000,0100 0001 | 1111 1001 0100 0101 | 011110010101 | |
0010 1001,0100 0010 | 0001 0100 0101 | 1111100101100101 | |
0010 1000,0100 0011 | 1111 1000 0100 0001 | 011101010110 | |
0010 0111,0100 0100 | 0010 0001 1001 | 1111011000110110 | |
0011 0111,0011 0100 | 1111 1001 0000 0110 | 011101010101 | |
0011 0110,0011 0101 | 1001 0010 0110 | 1111011010010000 | |
0011 1000,0011 0011 | 1111 0001 0111 0001 | 001101000000 | |
0011 1001,0011 0010 | 0010 1000 1001 | 1111100100100000 | |
0010 0110,0100 0101 | 1111 0010 0000 1001 | 001000010110 | |
0010 0101,0100 0110 | 0010 0010 0000 | 1111010100000110 | |
0010 0100,0100 0111 | 1111 0001 0010 0100 | 011101011000 | |
0010 0011,0100 1000 | 0110 0100 0100 | 1111001001010011 | |
0010 0010,0100 1001 | 1111 0111 0110 0100 | 000101010100 | |
0010 0001,0101 0000 | 1001 0001 1001 | 1111001001110111 |
Задание 2. (5б.) Выполнить операции сложения N1+ N2, используя значения из задания 1.1. в кодах BCD.
Задание 3. (6б.) Найти число ABCD = B + C, где B = C+D. Определить для ABCD обратное ему и дополнительное число.
№ 3.1. | № 3.2. |
C = ваш вариант D = вариант вашего соседа по парте | C =3927 D=929 |
Контрольные вопросы:
(1 б.) Что такое BCD? Тетрада?
(1 б.) Какие два условия необходимо проверить при поиске
(1 б.) Сформулируйте:
Нечетный вариант | Чётный вариант |
Операция сложения в BCD-кодах | Операция вычитания в BCD-кодах |
Цель: Сформировать практические навыки составления таблиц истинности для различных функций.
Порядок выполнения работы
Задание 1. (8б.) Доказать логическое тождество с помощью таблицы истинности:
A B ¬A B
¬ (A B) = ¬A ¬B
¬ (A B) = ¬A ¬B
A B C = (A B) (A C)
Задание 2. (4б.) Решить задачу с помощью постарением таблицы истинности. Кто из подозреваемых участвовал в преступлении, если известно:
1) если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал;
2) если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал.
Задание 3.1. (4б.) Построить таблицу истинности логической формулы:
Задание 3.2. (8б.) Установить эквивалентны ли высказывания.
Контрольные вопросы:
(1 б.) Каково назначение таблиц истинности? Для решения каких функций их необходимо строить?
(2 б.) Начертите таблицы истинности для (минимум) четырёх логических функций.
Цель: Сформировать практические навыки верного использования понятия высказывание, законов, тождеств и правил алгебры логики для упрощения логических выражений
Порядок выполнения работы
Задание 1. (8б.) Упростить формулу. Воспользовавшись основными эквивалентами логических функций (ИЛИ, И, НЕ) и программы Microsoft Excel составить таблицу истинности для исходного и полученного после упрощения выражения.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
(¬А В) (¬А В) ¬ (А В) | ¬ (А В ¬С) | А В С А ¬С А В |
Задание 2. (12б.) Упростите выражение:
2.1 (А*В)+(А*¬В)
2.2 ¬(Х+А) + ¬(Х+¬А)
2.3 А ¬(А ¬В)
2.4 ¬ (¬А ¬В) ¬ (¬А В)
2.5 ¬ (А В) А В
2.6 ¬(А В)(А¬В)
Задание 3. (6б.)Упростить выражения так, чтобы в полученных формулах не содержалось отрицания сложных высказываний.
Контрольные вопросы:
(1 б.) Перечислите законы алгебры логики
(1 б.) Алгебра логики - это
(1 б.) Дайте понятие определению «Высказывание», приведите пример и сформулируйте его отличие от умозаключения и суждения.
Цель: Сформировать практические навыки выполнения минимизации логических функций и работы с картами Карно, как методом минимизации булевых функций
Порядок выполнения работы
Задание 1 (5 б.) Согласно варианту минимизировать логическую функцию с помощью законов и тождеств (с указанием какие законы и правила были использованы в упрощении):
1 вариант | 2 вариант |
(А В) (А С) | В А В |
Задание 2 Для функции из таблицы, соответствующей номеру своего варианта, выполнить следующее:
2.1. (1.)Составить таблицу истинности.
2.2. (4б.)Записать СДНФ и СКНФ функции.
2.3. (5 б.)Упростить выражение для СДНФ, используя карту Карно.
Контрольные вопросы:
(1 б.)Дать понятие Минимизации и обозначить её назначение
(1 б.)Дать понятие Карт Карно и сформулировать их назначение
(2 б.)Определите КНФ, ДНФ, СКНФ, СДНФ
Цель: Сформировать практические навыки и изучить методику синтеза комбинационных схем и анализа на работоспособность
Теоретические сведения:
Алгоритм построения логических схем:
1) Определить число логических переменных.
2) Определить количество базовых логических операций и их порядок.
3) Изобразить для каждой логической операции соответствующий ей вентиль.
4) Соединить вентили в порядке выполнения логических операций.
Порядок выполнения работы
Задание 1 (6 б.) Построить комбинационные схемы в основном базисе, в базисах И-НЕ и ИЛИ-НЕ, имеющую три входа A, B, C и один выход X, при этом на выходе X соответствующей логической 1 должен появиться только при заданных вариантах комбинаций входных сигналов.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
|
|
|
Задание 2. (3 б.) Используя базисы И-НЕ или ИЛИ-НЕ составьте простейшие логические схемы по уравнениям и определите их работоспособность:
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
y = x1*x2 \/ x3*x4 | ___________ y = x1 \/ x2 + x1*x2 \/ x1*x2 | y = x1\/ x2 * x3\/ x4 |
Задание 3 (10 б.) Построить схему согласно логической функции F, произвести анализ работоспособности построенной схемы, найти значение логического выражения:
F=¬XvY&X, если X=1, Y=0.
F=X&Yv¬(YvX), если X=1, Y=0.
F=AvB&¬C, если A=1, B=1, C=1.
F = ¬(AvB&C), если A=0, B=1, C=1.
F =¬AvB&C, если A=1, B=0, C=1.
F =(AvB)&(CvB), если A=0, B=1, C=0.
F = ¬(A&B&C), если A=0, B=0, C=1.
F=B&¬Av¬B&A, если A=0, B=0.
F=¬(A&B&C)v(B&Cv¬A), если A=1, B=1, C=0.
F = ¬AB+BC+A¬ (BC), если А=1, В=1, С=0.
Задание 4 (4 б.) Определить логическую формулу по соответствующей схеме
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Вар.1, 3 | Вар.2, 4 | Вар.5 | Вар.6 | Вар.7 | Вар.8 | Вар.9 | Вар.10 |
Е) Ж)
З)
Контрольные вопросы:
(1 б.)Дать понятие Логического элемента. Привести примеры.
(1 б.)Что называют комбинационной схемой?
(1 б.) Под интегральной микросхемой понимается…
Цель: Сформировать практические навыки и изучить методику синтеза комбинационных схем с N-выходами и анализа на работоспособность
Теоретические сведения:
Синтез любых электронных узлов и устройств (в том числе, и комбинационных цифровых устройств) предусматривает как одну из важнейших задач, разработку функциональной или принципиальной схемы. То есть: устройства нет, но известно, как оно работает, и его нужно спроектировать, в этом и заключается задача синтеза.
Задача анализа электронной схемы противоположна. Есть либо само устройство, либо его схема, либо и то, и другое, но непонятно, как это устройство работает.
Другой вариант: устройство есть, но оно неисправно; необходимо выявить и устранить эту неисправность.
Таким образом, специалист в области цифровой техники должен не только уметь разработать устройство с заданными свойствами, но и анализировать работу незнакомых или неисправных цифровых устройств.
Методика анализа работы цифровых комбинационных схем:
определить количество входов и выходов устройства.
вычертить таблицу истинности с уже известным количеством входов и выходов и заполнить ее комбинациями входных сигналов.
задавая последовательно ту или иную комбинацию входных сигналов, проследить их прохождение по логическим элементам, составляющим схему исследуемого логического устройства, зафиксировать выходные сигналы и записать их в таблицу истинности.
в случае необходимости вывести логическую формулу исследуемого устройства, произвести ее минимизацию и построить устройство уже по упрощенной логической схеме.
Порядок выполнения работы
Задание 1 (15 б.) Произвести анализ представленной ниже функциональной схемы логического устройства и составить таблицу истинности ее работы. По таблице истинности определить назначение этого устройства.
Задание 2 (10 б.) Построить комбинационные схемы в основном базисе с несколькими выходами и входами относительно аналитической записи функции:
А )
Б)
Контрольные вопросы:
(1 б.) Какова цель анализа и синтеза комбинационной схемы?
(1 б.) Перечислить этапы синтеза комбинационной схемы.
(1 б.) Что такое базис?
Цель: Сформировать практические навыки исследования логических структуры на ТТЛ логике
Порядок выполнения работы
Задание 1 (10 б.) Произвести исследование логических структур, реализуемых в микросхемотехнике ТТЛ с обязательным указанием: схемы, принципа работы, характеристики элементов. Поясните логику ТТЛШ, особенность структур, сравните быстродействие ТТЛ и ТТЛШ
Задание 2 (4 б.) Определить простейший элемент какой логической структуры представлен ниже и проанализировать её работу (по вариантам).
| Вариант 1 | При х1 = 1, х2 = 1, у = ? |
Вариант 2 | При х1 =0, х2 = 1, у = ? | |
Вариант 1 | При х1 = 1, х2 = 0, у = ? | |
Вариант 2 | При х1 =0, х2 = 0, у = ? | |
| Вариант 2 | у =0, при х1 =?, х2 = ? |
Вариант 1 | у =1, при х1 =0, х2 = ? | |
Вариант 2 | у =1, при х1 =1, х2 = ? | |
Вариант 1 | у =1, при х1 =0, х2 = ? |
Задание 3. (4 б.) Определите и напишите, как называются данные элементы?
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
|
Контрольные вопросы:
(1б.) Что такое многоэмиттерный биполярный транзистор?
(1 б.) Дать расшифровку аббревиатурам: ДТЛ, ТТЛ, ТТЛШ, МОП, КМОП, ЭСЛ.
Цель: Сформировать практические навыки исследования логических структуры на МОП логике
Порядок выполнения работы
Задание 1 (10б.) Произвести исследование логических структур, реализуемых в МОП-структуре с обязательным указанием: элемент И-НЕ на МОП-структуре, элемент ИЛИ-НЕ на МОП-структуре, принципа работы, характеристики и особенности работы. Таблица истинности при позитивной логике. Основные характеристики элементов КМОП и МОП.
Задание 2 (4 б.) Какую логическую функцию реализует схема в рисунке, выполненная на КМОП-транзисторах в условиях: а) позитивной логики и б) негативной логики?
Сделать вывод о том, какие изменения могут быть в МОП-структурах, учитывая выбор логики.
Задание 3. (3б.) Укажите тип канала и затворов транзисторов
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
|
Контрольные вопросы:
(1б.) Каково преимущество логических элементов, построенных по принципу КМОП-логики?
(1 б.) Почему элементы на КМОП – структурах обладают очень малым энергопотреблением?
(1 б.) Дать определение позитивной и негативной логики.
Практическая работа №13. Исследование логических структур, реализуемых в ЭСЛ - структуре.Цель: Сформировать практические навыки исследования логических структуры на ЭСЛ логике
Порядок выполнения работы
Задание 1 (10 б.) Произвести исследование логических структур, реализуемых в ЭСЛ-структуре с обязательным указанием: схема, принцип работы, характеристики и особенности работы, серии.
Задание 2 (4 б.) Ответить на вопросы:
2.1 Определить на каком из двух вариантов изображена эмиттерно-связанная логика | |
А | Б |
|
|
2.2 На рисунке изображена схема, которая иллюстрирует использование многоярусного переключателя. Определите для реализации какой функции представлена данная схема: | |
| |
А | Б |
|
|
Контрольные вопросы:
(1б.) В чём недостатки элементов ЭСЛ по сравнению с элементами ТТЛ и КМОП?
(1 б.) В чём преимущества элементов ЭСЛ по сравнению с элементами ТТЛ и КМОП?
Практическая работа №14. Исследование логических структур, реализуемых в зарубежной схемотехнике 74LS.Цель: Сформировать практические навыки исследования ключевых схем на логических структурах, реализуемых зарубежной схемотехнике 74LS
Порядок выполнения работы
Задание 1 (10 б.) Произвести исследование логических структур, реализуемых в зарубежной схемотехнике 74LS с обязательным указанием: обозначение, разновидности, принцип работы, применение.
Задание 2 (4 б.) Соотнесите элементы трёх столбцов, составив соответствующие группы, которые состоят из: схема - таблица истинности - логическая функция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы:
(1б.) Аналогом какой отечественной серии выступает зарубежная 74LS?
(Аббревиатуру и первые три цифры)
(3 б.) Чем друг от друга отличаются 74xx, 74Sxx, 74LSxx, 74ALSxx, 74Fxx ?
Цель: Сформировать практические навыки исследования работы шифраторов и дешифраторов посредством построения их схем
Порядок выполнения работы
Задание 1. (10 б.) Постройте схему дешифратора:
Вариант 1 | Вариант 2 |
6-16 на микросхемах ИД7. | 4-16 на микросхемах 2-4. |
Задание 2. (10 б.) Изобразите схему шифратора 24-4 на микросхемах ИВ1.
Задание3. (4 б.) Проследить по схеме логический сигнал, указать состояние выходов при заданном сигнале входа.
Y0 | Y1 | Y2 | Y3 | Y4 | Y5 | Y6 | Y7 | Y8 | Y9 | |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | |
| Состояние выходов показать 1 и 0 около соответствующих Х. |
Контрольные вопросы:
(1б.) Какой дешифратор называется полным?
(1 б.) Что такое унитарный код?
(1 б.) От чего зависят сложность и быстродействие дешифраторов?
(1 б.) Как обозначается микросхема дешифратора и шифратора?
Цель: Сформировать практические навыки и изучить работу кодопреобразователя.
Порядок выполнения работы
Задание 1. (10 б.) Изобразив функциональную схему, УГО поясните работу преобразователя кода на примере микросхемы ПР6.
Задание 2. (7б.) Произвести соответствие схемы из первого столбца с его описанием из второго столбца
| Микросхема преобразователей кодов ПР6 |
| Для преобразования двоично-десятичных кодов от -127 до 128 |
| Преобразователи входного кода в дополнение до 10 |
| Имеет дополнительные выходы А, В, С, не участвующие в основном преобразовании. |
| Преобразователь двоично-десятичного кода от 0 до 99 в двоичный код |
| Преобразователь двоичного кода от 0 до 255 в двоично-десятичный код |
| Микросхема преобразователей кодов ПР7 |
Преобразователи входного кода в дополнение до 9 |
Контрольные вопросы:
(1б.) Какие преобразователи кодов Вы знаете?
(1 б.) Как выполняется каскадирование преобразователей
Практическая работа №17. Моделирование и исследование работы каскадных MUX, DMUX на СИС.Цель: Сформировать практические навыки и изучить работу каскадных MUX, DMUX на СИС.
Порядок выполнения работы
Задание 1. (10 б.) Используя микросхему **, нарисуйте схему мультиплексора на *** канала, согласно варианту:
Вариант 1 | Вариант 2 | |||
** | *** | ** | *** | |
КП5 | 16 | MUX 4-1 | 16-1 |
Задание 2. (8 б.) Прочитать логику мультиплексора по схеме при заданных адресных и информационных сигналах. Указать их на схеме разным цветом для каждого варианта.
__ С | Вар. 1 | Вар. 2 | Вар. 3 | Вар. 4 | Вар. 5 | Вар. 6 |
0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | |
A0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
A1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
D0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
D1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 |
D2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
D3 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Контрольные вопросы:
(1б.) Приведите уравнение, описывающее работу четырехвходового мультиплексора.
(3 б.) Объясните назначение адресных, информационных и стробирующий вход
(1 б.) От чего зависит быстродействие мультиплексора?
(1 б.) Для чего используют каскадное включение мультиплексоров/ демультиплексоров?
Практическая работа №18. Моделирование и исследование работы электронных коммутаторов на СИС. MUX, DMUX.Цель: Сформировать практические навыки и изучить работу MUX, DMUX на СИС в качестве коммутаторов.
Порядок выполнения работы
Задание 1. (10 б.) Исследовать схему:
определить устройство;
дать характеристику(количество входов и выходов, быстродействие, экономичность);
преимущества и недостатки;
составить аналитическую запись;
записать УГО данного узла;
Задание 2. (10 б.) Начертить функциональную схема демультиплексора 18 (дешифратора 3х8) на основе двух однотипных демультиплексоров 14
*Задание 3. (10 б.) Поясните работу мультиплексора
Вариант 1 | Вариант 2 |
КП2 | КП11 |
Контрольные вопросы:
(1.) Что такое мультиплексор? Что такое демультиплексор? Для чего используются устройство с аббревиатурой MS? Для чего используются DMUX?
(1 б.) Наличие входа __________позволяет строить мультиплексоры на большее число входов
Цель: Сформировать практические навыки и изучить работу компаратора на СИС и его характеристик.
Порядок выполнения работы
Задание 1. (10 б.) Используя микросхему СП1 нарисуйте схему определения максимального из двух 16-ти разрядных чисел.
Задание 2. (10 б.) Объясните работу схемы одноразрядного компаратора, изображенного на следующей функциональной схеме:
Контрольные вопросы:
(1б.) Охарактеризуйте параметры компаратора, определяющие его основные свойства.
(1 б.) Что называют компаратором. Назовите его классификацию. Обозначьте в чём заключается каскадирование компараторов
Цель: Сформировать практические навыки, изучить и проанализировать работу триггеров в ЦА
Порядок выполнения работы
Задание 1. (8 б.) На базе RS-триггера построить
| На логических элементах | ||
И-НЕ | ИЛИ-НЕ | ||
1.1 | двухтактный RS-триггер | Вариант 1 | Вариант 2 |
1.2 | синхронный RS-триггер | Вариант 2 | Вариант 1 |
1.3 | однотактный D- триггер | Вариант 1 | Вариант 2 |
1.4 | привести соответствующие им таблицы истинности |
Задание 2. (10 б.) Построить Т-триггер на базе двухступенчатых RS-триггера (Вариант 2), D-триггера (Вариант 1). Привести таблицы истинности, поясняющие его работу.
Контрольные вопросы:
(1б.) Чем определяется быстродействие триггера?
(1 б.) На каких двух логических элементах может быть реализован RS-триггер?