Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по УД «Основы предпринимательской деятельности»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Методические рекомендации
по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Учебная дисциплина «Основы предпринимательской деятельности»
специальность 38.02.01 Коммерция (по отраслям)
Югорск, 2020
ОДОБРЕНЫ Методическим объединением социально-экономических дисциплин Протокол №__1_ от «_31_» ____августа_______ 2020 г. Председатель МО ______Е.Ю.Костоусова | Составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 Коммерция (по отраслям) Заместитель директора по учебной работе _______________________И.А.Крицына |
Разработчик:
Гареева Марина Александровна, преподаватель БУ «Югорский политехнический колледж»,
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………..4
Методические рекомендации …………………………………………………6
Список рекомендуемой литературы …………………………………...……11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений.
На настоящий момент наблюдается недостаточная подготовка выпускников к реальной практической экономической деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.
Поэтому актуальной проблемой является поиск новых возможностей образовательной системы в области практического освоения теории, развития социальных навыков выпускника.
Особое значение приобретает проблема формирования у учащихся профессиональных образовательных организаций системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи.
На современном этапе развития общества, экономики и образования подготовка к предпринимательской деятельности становится необходимым компонентом подготовки квалифицированного специалиста.
Развитие предпринимательских способностей позволяет студентам еще больше расширить свои трудовые возможности, повысить свою конкурентоспособность на современном рынке труда и будет способствовать развитию их потенциала и индивидуальных способностей.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (далее самостоятельная работа обучающихся) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
В результате выполнения самостоятельной работы обучаемые развивают общепрофессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
ЛР 15. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий
Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы являются:
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности»;
формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Обучающиеся подбирают необходимую литературу, получая консультации преподавателя.
Обучающиеся выполняют задания самостоятельной работы и сдают выполненные работы преподавателю, при необходимости представляя их результаты на практическом занятии.
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Студентам предлагается в качестве самостоятельной работы по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» составить бизнес-план.
Бизнес-планы нужны для различных целей. Они бывают необходимы для получения кредита, привлечения инвесторов, да и сам предприниматель стремится объективно оценить беспроигрышный вариант (как ему кажется) на предмет выявления рисков. В связи с этим, как правило, план составляется в трех вариантах: оптимистическом, пессимистическом и усредненном. Каждый формат имеет свое назначение. Главная цель расчетов состоит в том, чтобы определить, через сколько лет или месяцев бизнес-идея – при условии ее успешной реализации – окупит затраты и начнет давать прибыль. Независимо от того, предназначен ли план для внутреннего или внешнего использования, он составляется по определенному алгоритму. Итогом должно стать определение суммы необходимых затрат, планируемой рентабельности, срока окупаемости и других важнейших параметров будущего предприятия.
Цель самостоятельной работы – приобрести практические навыки разработки бизнес-плана.
Фактически резюме является сокращенной версией плана, это своего рода уведомление о намерениях. После прочтения резюме рецензент должен иметь относительно ясное понимание того, что будет представлено в более детальной форме в остальной части плана. Резюме следует писать после завершения работы над планом. Резюме должно возбуждать немедленный интерес у рецензента. Интерес должны вызывать концепция, норма прибыли или просто стиль изложения.
Объем описания компании не должен превышать несколько страниц. Раздел лучше начинать с анализа текущего состояния отрасли, в которой функционирует предприятие; показать тенденции развития отрасли. Необходимо показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступить к его описанию.
Здесь можно кратко рассказать об истории развития предприятия (дать основания компании, ее основные успехи или достижения). Краткие сведения о предприятии должны, как правило, включать следующее:
общие сведения: расположение предприятия, занимаемая площадь; количество зданий и цехов (собственный или арендованный), выгодность расположения, количество работников;
характеристика основных фондов предприятия: состояние, износ оборудования, оценка стоимости оборудования, стоимость арендованного оборудования, стоимость неустановленного оборудования;
является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг; что и как она намерена предоставлять своим клиентам;
в каких географических пределах она планирует развивать свой бизнес;
имеет ли компания разработанный ассортимент товаров; как ведет маркетинг своих продуктов и стремится расширить масштабы деятельности.
Очень важно внятно сформулировать цели бизнеса. Возможно, компания стремится выйти на определенный объем продаж или в определенные географические регионы.
Задачей раздела «Продукция и услуги» является описание в наиболее сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемые данным бизнесом. Поскольку предприниматель, вероятно, намного лучше разбирается в избранной области, нежели инвестор, важно, чтобы характеристики и привлекательные черты продуктов и услуг были описаны в простой и ясной форме.
В этот раздел обычно включается следующая информация.
Физическое описание. Описание физических характеристик продукции. Фотография, рисунок продукта или рекламный проспект. При описании услуг лучше применять диаграммы.
Использование и привлекательность товара. Дав точное описание продукции или услуг, предприниматель должен особо остановиться на возможности их использования и на привлекательных сторонах. Подчеркнуть уникальность товара.
Разработка и развитие. Важно уделить особое внимание разработке продукции или услуги, в том числе вопросу о том, как шло развитие этого процесса вплоть до настоящего момента и как оно видится в будущем. Полезно прокомментировать готовность продукции или услуг к выходу на рынок, поскольку это поможет оценить жизнеспособность предприятия.
В плане маркетинга говорится о характере намеченного бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех. Цель раздела – разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся, на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара.
Как документ для внутреннего планирования, бизнес-плана должен быть подробным планом производственной деятельности.
Цель производственного плана – доказать потенциальным инвесторам, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом.
Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана:
Изготовление продукции. Когда речь идет о производстве, важно рассмотреть процесс производства продукции. Обычно предусматривается описание зданий, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах, технологических процессов, сборочных линий и робототехники, а также возможностей бизнеса, в частности производственные мощности и программы контроля качества. Целесообразно привести технологические схемы производства основных видов продукции, характеристики оборудования.
Обслуживание и сервис. В плане может быть рассмотрен уровень сервиса, который компания обеспечивает после того, как потребитель приобретет товар или услугу.
Внешние воздействия. Следует рассмотреть такие факторы:
- производственные ресурсы. Способ работы компании зависит от цен и наличия производственных ресурсов, таких как труд и сырье. Такие ресурсы подвержены внешним воздействиям;
- изменения в технологии;
- клиенты. Предпринимателю следует считаться с влиянием, исходящим от клиентуры;
4. Меры по правовой защите. К ним относятся патенты, товарные знаки.
В разделе управление должны быть рассмотрены следующие вопросы:
- менеджеры и организаторы. В разделе представлены краткие сведения, отражающие уровень квалификации и профессиональные достижения каждого из членов команды.
- организационная структура. В этом подразделе нужно показать, прежде всего, управленческую структуру. Краткое количество отделов, цехов их основные функции.
- кадровая политика и стратегия. В разделе представлены вопросы: пакет льгот; премии; планы стимулирования; процедура найма рабочих.
Рассматривая капитал и юридическую форму компании, предприниматель сообщает, какая юридическая форма будет выбрана и как будет капитализировано предприятие:
- структура компании, юридическая форма и способы финансового участия;
- требования в отношении капитала. Источники средств, имеющихся в настоящее время, а также тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем.
Цель финансового раздела бизнес-план – обобщение материалов предыдущих разделов и представление их в стоимостном выражении. Следует подчеркнут важность и достоверность представляемых данных. Во многих отношениях финансовый план – наиболее гибкая по форме часть бизнес-плана
Практические задания:
1. Определитесь, какой именно продукт вы готовы предложить покупателю. Опишите его особенность, отличие от подобных предложений, уже существующих на рынке. Это могут быть его качественные характеристики, или ценовая политика, или особый метод продвижения к покупателю, дополнительные услуги. В этом же разделе укажите количество товара, которые вы сможете предложить за какой-либо период времени (например, за месяц).
2. После того, как продукт приобрел четкие очертания, нужно выделить круг ваших потенциальных клиентов. Подумайте, кто будет покупать ваш продукт. Составьте портрет вашего покупателя: где он находится, каков уровень его дохода, почему он будет покупать ваш продукт, какое количество он сможет приобрести.
3. Приглядитесь к своим конкурентам: какие у них преимущества перед вами. Учтите тот факт, что ваши потенциальные покупатели в данный момент уже пользуются аналогичными товарами ваших конкурентов. Какие методы вы сможете применить, чтобы привлечь их внимание к своей продукции?
4. Продумайте месторасположение своего предприятия: оно должно быть доступным для ваших клиентов, и в то же время удобным для вас в смысле наличия необходимой инфраструктуры.
5. Создайте организационную структуру своего бизнеса. Выделите основные блоки деятельности (например, закупка сырья, продажа готовой продукции, ведение бухгалтерского учета и т.д.). В зависимости от этого определите, сколько работников и какой квалификации вам потребуется. Разграничьте сферы ответственности и структуру подчиненности.
6. Следующей стадией подготовки функционирования собственного бизнеса будет выбор материальной базы для создания условий возникновения вашей продукции. Какие ресурсы будут необходимы, какое оборудование нужно закупить, какое помещение потребуется – все это должно быть отражено в бизнес-плане до мелочей.
7. Постарайтесь определить количественный объем вашей деятельности, в зависимости от производительности, графика работы, предполагаемого спроса на ваш товар. Результаты внесите в производственный план.
8. Составьте календарный помесячный план расходов, включающий:
- этап первоначальных вложений до момента запуска собственного бизнеса – внесите все расходы на приобретение материальной базы, рекламу, привлечение работников, оформление необходимой документации;
- этап начального развития бизнеса – просчитайте все текущие расходы: на заработную плату и отчисления по ней, коммунальные услуги, аренду, налоги, закупку сырья, транспортные расходы. У вас должна получиться таблица расходов, где сверху указаны месяцы, слева – статьи расхода, внизу каждой колонки подбит итог расходов.
9. Составьте календарный помесячный план предполагаемых доходов. Реально оценивайте ваши перспективы, лучше применить «пессимистический» прогноз – то есть взять минимальные значения. Учтите, что ваш бизнес должен пройти стадию становления, когда доходы будут меньше предполагаемого уровня.
10. Совместите план доходов и план расходов для подсчета вашей ежемесячной прибыли. Возможно, первые месяцы она будет принимать отрицательные значения, на этот факт нужно обратить особое внимание при расчете суммы первоначальных вложений. Пока доход не станет стабильным, текущие расходы все равно придется оплачивать, и, если у вас не будет запаса средств, придется изымать их из оборота, тем самым уменьшая объемы своей деятельности.
11. Определитесь с источниками получения средств. Если вы предполагаете использовать кредитные ресурсы, не забудьте включить эти выплаты в план расходов.
12. Подумайте, какие факторы, события, изменения могут помешать вашей деятельности. Этот раздел бизнес-плана называется анализ рисков. Постарайтесь предусмотреть как можно больше таких моментов, например: недостаток работников соответствующей квалификации, изменение спроса, появление конкурентной продукции, изменение законодательной базы и т.д. Составьте план своих действий в случае наступления каждого из этих событий.
Критерии оценки:
1.Оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные расчеты показателей бизнес плана, дается аргументированная информация и самостоятельный анализ фактического материала на основе изученной литературы по данной теме. Оформление и структура работы должно соответствовать методическим рекомендациям.
2.Оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной самостоятельности, есть нарушения в оформлении работы.
3.Оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно проведены расчеты показателей бизнес плана, но не проявилось умение логически их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся ошибки и недоработки в оформлении и структуре работы.
4.Оценку «неудовлетворительно» обучающийся получает в случае, когда не может ответить на замечания и вопросы преподавателя, имеются существенные замечания по оформлению и структуре. В этом случае обучающемуся предстоит повторная защита.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грудицина, Л.Ю., Климовский, Р. В. Справочник индивидуального предпринимателя — М.: «Феникс», 2017. — 286с.
2. Калина, А., Минкина Н.. Предпринимательство — М.: ЗАО «ЛМ Проспект», 2017. — 160с. Предпринимательство: учебник/; под ред. М. Г. Лапусты. — 4-е изд., испр. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2016. — 667с.
3. Зайцева Т. В., Зуб А. Т. Управление персоналом: учебник.– М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019.-336 с.
4. Бакиева, Г. Р. Изучение основ предпринимательской деятельности в рамках профессионального образования / Г. Р. Бакиева, Р. С. Саетгалина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 403-405.
11