12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Огородников Андрей60
Россия, Пензенская обл., Пенза
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы предпринимательской деятельности»

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» входит в состав вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОПОП СПО

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности;

выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;

заполнять формы бухгалтерской отчётности;

применять различные методы исследования рынка;

принимать управленческие решения;

собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;

делать экономические расчёты;

осуществлять планирование производственной деятельности;

разрабатывать бизнес-план;

проводить презентации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:

нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;

состояние экономики и предпринимательства в Пензенской области;

потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

технологию разработки бизнес-плана;

теоретические и методологические основы организации собственного дела.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 32 часов.

 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

 

лабораторные занятия

0

практические занятия

32

контрольные работы (итоговое тестирование)

2

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

 

самостоятельная работа над индивидуальным проектным заданием

14

Самостоятельная домашняя работа

18

Итоговая аттестация в форме: Дифференцированный зачет

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи курса «Основы предпринимательской деятельности». Общая структура и примерное содержание курса. Виды практических работ. Конечные результаты обучения.

1

1

Раздел 1.

Лидерство

     

Тема 1.1.

Лидерство как предпосылка к успешному бизнесу

Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности.

2

1

Раздел 2.

Правовые основы предпринимательской деятельности

 

16

 

Тема 2.1.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность

Гражданский кодекс Российской Федерации (предпринимательская деятельность; объекты и субъекты предпринимательской деятельности; виды предпринимательской деятельности по количеству собственников, по характеру объединения). Налоговый кодекс Российской Федерации (федеральные, региональные и местные налоги). Трудовой кодекс Российской Федерации (трудовые отношения между работниками и работодателями). Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (малый, средний и крупный бизнес; микропредприятия). Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (общероссийский классификатор видов экономической деятельности, единый государственный реестр. Долгосрочная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009 - 2011 годы" (приоритетные отрасли экономики Пензенской области, виды поддержки малого и среднего предпринимательства в Пензенской области).

7

1

Самостоятельная работа. Составить «Словарь молодого предпринимателя»

2

 

Тема 2.2.

Порядок регистрации предпринимательской деятельности

Документы, необходимые для регистрации предпринимательской деятельности. Заявление о государственной регистрации. Открытие расчётного счёта в банке.

2

2

Практическое занятие. Оформление документов для регистрации предпринимательской деятельности.

2

 

Тема 2.3.

Налогообложение предпринимательской деятельности

Виды налогов. Системы налогообложения. Упрощённая система налогообложения (УСН). УСН - объект налогообложения "доходы".

УСН - объект налогообложения "доходы минус расходы". УСН на основе патента. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН). Выбор системы налогообложения - общие принципы. НДС (налог на добавленную стоимость). Страховые взносы во внебюджетные фонды. Удержание и уплата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) налоговыми агентами.

2

2

 

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение о налогообложении предпринимательской деятельности.

1

 

Практическое занятие. Примеры расчетов налогов при УСН и ЕНВД.

2

 

Тема 2.4.

Бухгалтерский учёт и отчётность

Краткие сведения о бухгалтерском учете. Бухгалтерская отчетность.

Налоговый учет. Учет результатов хозяйственной деятельности при УСН. Книга учета доходов и расходов. Налоговая отчетность: формы, порядок сдачи. Отчетность во внебюджетные фонды: формы, порядок сдачи. Отчетность в Федеральную службу государственной статистики.

1

1

Практическое занятие. Заполнение налоговой декларации

2

 
 

Самостоятельная работа. Налоговая отчетность.

1

 

Раздел 3.

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

 

13

 

Тема 3.1. Общая характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Юридические и физические лица. Товарищества и общества: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью. общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества. Производственные кооперативы.

1

 
 

Практическое занятие. Оформление документов для предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

2

 
 

Самостоятельная работа. Производственные кооперативы.

2

 

Тема 3. 2.

Индивидуальное предпринимательство

Основные принципы создания и функционирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Принятие решений. Ведение документации и отчетности. Как заполнять формы отчетности. Бухгалтерская отчетность.

1

2

Практическое занятие. Заполнение форм бухгалтерской отчётности

2

 

Самостоятельная работа Анализ преимуществ и недостатков индивидуальной предпринимательской деятельности.

2

 

Тема 3.3.

Коллективные формы организации предпринимательской деятельности

Основные принципы создания и функционирования общества с ограниченной ответственностью (ООО), производственного кооператива. Порядок принятия решений. Структура управления ООО, производственным кооперативом. Выборы и назначения на должность. Ведение документации и отчетности в ООО, производственном кооперативе. Как заполнять формы отчетности. Бухгалтерская отчетность. Протоколы общих собраний членов ООО, производственного кооператива. Устав ООО, производственного кооператива. Сведения, обязательные для устава. Внесение изменений в устав и дополнений к нему.

1

2

Самостоятельная работа Анализ преимуществ и недостатков общества с ограниченной ответственностью и производственного кооператива Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

2

 

Практическое занятие. Заполнение форм бухгалтерской отчётности

2

 
Раздел 4. Финансово-экономические показатели предпринимательской деятельности  

11

 
Тема 4.1. Расходы и себестоимость продукции

Расходы, способы их классификации и группировки. Расчёт себестоимости продукции. Применяемые методы и их назначение. Значение управления издержками для принятия управленческих решений. Факторы снижения затрат. Основные показатели себестоимости продукции.

1

1

Практическое занятие. Расчёт себестоимости продукции

2

 

Самостоятельная работа. Составить таблицу «Классификация расходов»

2

 
Тема 4.2. Определение результатов предпринимательской деятельности

Прибыль как цель предпринимательской деятельности. Ее формирование и распределение Экономическая и бухгалтерская прибыль. Формирование балансовой прибыли. Распределение и использование прибыли. Соотношение "затраты - объем производства - прибыль". Анализ безубыточности. Финансовые показатели эффективности предпринимательской деятельности. Рентабельность. Собственные и заемные финансовые ресурсы.

1

1

Практическое занятие Экономические расчёты точки безубыточности и рентабельности производства

2

 

Самостоятельная работа. Изучить показатели результативности предпринимательской деятельности

2

 
Раздел 5. Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности  

10

 
Тема 5.1. Основные средства и нематериальные активы

Понятие и классификация основных средств. Оценка и способы переоценки основных средств. Амортизация и износ основных средств. Методы начисления амортизации основных средств Система показателей использования основных средств. Нематериальные активы. Понятие, состав, особенности оценки и начисления амортизации.

2

1

Практическое занятие Расчёт амортизации основных средств

1

 

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение об основных средствах и нематериальных активах

2

 
Тема 5.2. Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности

Основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности. Основные действия по подбору кадров. Чем отличаются «профессия», «специальность» и «квалификация»? Повременная и сдельная формы оплаты труда. Виды сдельной оплаты труда. Виды повременной оплаты труда. Тарифная система и её основные элементы. Система стимулирования труда.

2

1

Практическое занятие Расчёт заработной платы

1

 

Самостоятельная работа. Изучить основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности и основные действия по подбору кадров.

2

 

Раздел 6.

Предпринимательское проектирование и бизнес-план

 

29

 

Тема 6.1.

Особенности проектной деятельности

Структура предпринимательского проекта. Критерии оценки проекта

2

1

Практическое занятие. Экспертиза предпринимательского проекта по разделам: содержание и структура проекта, ценностно-смысловые основы деятельности участников проекта, компетентности участников проекта (кейс-технология)

1

 

Самостоятельная работа. Подготовить контрольный список вопросов по разделам проекта.

 

2

 

Тема 6.2.

Инновационное предпринимательство

Направления инноваций и оценка инновационного предпринимательства.

2

1

 

Практическое занятие. Системный анализ инновационного предпринимательства по критериям, оценка его значения в современной экономике.

1

 

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение по теме «Инновационное предпринимательство»

2

 

Тема 6.3.

Технология проведения маркетингового исследования

Маркетинг. Цели маркетинга. Анализ рынка для предприятия. Сегментация рынка, как основной метод анализа. Потенциальная емкость рынка. Потенциальный объём продаж. Реальный объём продаж. Анализ конкурентоспособности предприятия. Продвижение продукта на рынке.

2

1

Практическое занятие. Работа в команде по выдвижению и генерированию предпринимательских идей. Оценка бизнес-идей.

1

 
 

Самостоятельная работа. Провести исследование рынка

4

 

Тема 6.4.

Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес-плана

Типовая структура бизнес-плана предпринимательского проекта. Титульная страница бизнес-плана. Резюме проекта. Описание компании. Описание продукта или услуги. Маркетинговый анализ. Конкуренция. Стратегия продвижения товара. План производства. Организационный план. План по персоналу. Организационная структура и управление. Финансовый план. Стратегия финансирования. Анализ рисков проекта. Приложения к бизнес-плану.

2

1

Практическое занятие. Разработка и защита бизнес-плана предпринимательской деятельности

10

 

Самостоятельная работа. Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Разработка бизнес-плана»

4

 

Раздел 7.

Хозяйственные договора в предпринимательской

деятельности

 

7

 

Тема 7.1.

Работа с договорами

Понятие сделки и договора. Виды договоров, наиболее часто используемые в предпринимательской деятельности. Порядок заключения договоров в письменной форме. Оферта. Заключение договора путем направления оферты и ее акцепта. Документы, оформляемые в связи с заключением и исполнением договора.

2

1

Практическое занятие. Выявление основных отличительных характеристик договоров купли-продажи, мены, аренды, подряда, займа, кредита, банковского вклада.

1

 

Самостоятельная работа. Внести в «Словарь молодого предпринимателя» понятия: сделка, договор, предмет договора, оферта, акцепт, договор купли-продажи, договор мены, договор аренды, договор подряда, договор займа, договор кредита, договор возмездного оказания услуг, договор перевозки, договор комиссии.

2

 

Итоговое занятие

Дифференцированный зачет

2

 

Всего:

96

 

 

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета; мастерских не требует; лабораторий не требует.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Гражданский кодекс Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.)

Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)

Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник. – М.: АКАДЕМИЯ, 2007

Интернет-ресурсы:

http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk Машерук Е.М. Основы предпринимательства.Дистанционный курс

http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php Мельников М.М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей

http://www.mybiz.ru/ Свой бизнес/электронный журнал.

http://www.registriruisam.ru/index.html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета.

Дополнительные источники:

Андреев А.Н., Дорофеев В.Д., Чернецов В.И. Основы бизнеса. – Пенза: Изд. Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2005

Баринов В.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2003

Барроу К. и др. Бизнес-планирование: полное руководство / Пер. с англ. М.Веселковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под ред. А. С Пелиха, - М.: Издательский центр «МарТ», 2003

Предпринимательство / Под ред. В.Я.Горфинкеля-М.: ЮНИТИ, 2000

Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А.Предпринимательство. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

Ремонтова Т.И., Широкова Л.П. Как составить бизнес-план. Методическое пособие. – Пенза: ИПК и ПРО, 2006

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных проектных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Обучающийся должен уметь:

 

- проводить психолого-педагогический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности;

индивидуальный опрос;

фронтальный опрос;

тестирование

- формировать необходимые качества предпринимателя;

индивидуальный опрос;

фронтальный опрос;

практические задания

- выбирать организационно-правовую форму предприятия;

практические задания;

работа в группе

- заполнять формы отчётности;

практические задания

 

- применять различные методы исследования рынка;

практические задания

- принимать управленческие решения;

работа в группе;

практические задания

- собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;

практические задания

- делать экономические расчёты;

практические задания

- осуществлять планирование производственной деятельности;

практические задания

- разрабатывать бизнес-план;

практические задания;

самостоятельная работа

- проводить презентации.

защита проекта

Обучающийся должен знать:

 

алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:

практические задания;

тестирование;

выполнение индивидуальных заданий; работа в группе;

защита проекта

- нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;

индивидуальный опрос;

фронтальный опрос;

практические задания,

работа в группе;

- состояние экономики и предпринимательства в Пензенской области;

индивидуальный опрос;

фронтальный опрос;

практические задания,

выполнение индивидуальных заданий

- потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;

индивидуальный опрос;

фронтальный опрос;

практические задания,

выполнение индивидуальных заданий

- технологию разработки бизнес-плана

практические задания,

выполнение индивидуальных заданий

защита проекта

Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.