1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы предпринимательской деятельности»
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» входит в состав вариативной части основной профессиональной образовательной программы.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в общепрофессиональный цикл ОПОП СПО
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить психологический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности;
выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
заполнять формы бухгалтерской отчётности;
применять различные методы исследования рынка;
принимать управленческие решения;
собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;
делать экономические расчёты;
осуществлять планирование производственной деятельности;
разрабатывать бизнес-план;
проводить презентации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:
нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;
состояние экономики и предпринимательства в Пензенской области;
потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;
технологию разработки бизнес-плана;
теоретические и методологические основы организации собственного дела.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
64 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
0 |
практические занятия |
32 |
контрольные работы (итоговое тестирование) |
2 |
курсовая работа (проект) |
0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
32 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над индивидуальным проектным заданием |
14 |
Самостоятельная домашняя работа |
18 |
Итоговая аттестация в форме: Дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Цели и задачи курса «Основы предпринимательской деятельности». Общая структура и примерное содержание курса. Виды практических работ. Конечные результаты обучения. |
1 |
1 |
Раздел 1. Лидерство |
|||
Тема 1.1. Лидерство как предпосылка к успешному бизнесу |
Лидерские качества личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности. |
2 |
1 |
Раздел 2. Правовые основы предпринимательской деятельности |
16 |
||
Тема 2.1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность |
Гражданский кодекс Российской Федерации (предпринимательская деятельность; объекты и субъекты предпринимательской деятельности; виды предпринимательской деятельности по количеству собственников, по характеру объединения). Налоговый кодекс Российской Федерации (федеральные, региональные и местные налоги). Трудовой кодекс Российской Федерации (трудовые отношения между работниками и работодателями). Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (малый, средний и крупный бизнес; микропредприятия). Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (общероссийский классификатор видов экономической деятельности, единый государственный реестр. Долгосрочная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009 - 2011 годы" (приоритетные отрасли экономики Пензенской области, виды поддержки малого и среднего предпринимательства в Пензенской области). |
7 |
1 |
Самостоятельная работа. Составить «Словарь молодого предпринимателя» |
2 |
||
Тема 2.2. Порядок регистрации предпринимательской деятельности |
Документы, необходимые для регистрации предпринимательской деятельности. Заявление о государственной регистрации. Открытие расчётного счёта в банке. |
2 |
2 |
Практическое занятие. Оформление документов для регистрации предпринимательской деятельности. |
2 |
||
Тема 2.3. Налогообложение предпринимательской деятельности |
Виды налогов. Системы налогообложения. Упрощённая система налогообложения (УСН). УСН - объект налогообложения "доходы". УСН - объект налогообложения "доходы минус расходы". УСН на основе патента. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН). Выбор системы налогообложения - общие принципы. НДС (налог на добавленную стоимость). Страховые взносы во внебюджетные фонды. Удержание и уплата налога на доходы физических лиц (НДФЛ) налоговыми агентами. |
2 |
2
|
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение о налогообложении предпринимательской деятельности. |
1 |
||
Практическое занятие. Примеры расчетов налогов при УСН и ЕНВД. |
2 |
||
Тема 2.4. Бухгалтерский учёт и отчётность |
Краткие сведения о бухгалтерском учете. Бухгалтерская отчетность. Налоговый учет. Учет результатов хозяйственной деятельности при УСН. Книга учета доходов и расходов. Налоговая отчетность: формы, порядок сдачи. Отчетность во внебюджетные фонды: формы, порядок сдачи. Отчетность в Федеральную службу государственной статистики. |
1 |
1 |
Практическое занятие. Заполнение налоговой декларации |
2 |
||
Самостоятельная работа. Налоговая отчетность. |
1 |
||
Раздел 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности |
|
13 |
|
Тема 3.1. Общая характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности |
Юридические и физические лица. Товарищества и общества: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью. общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества. Производственные кооперативы. |
1 |
|
Практическое занятие. Оформление документов для предпринимательской деятельности без образования юридического лица. |
2 |
||
Самостоятельная работа. Производственные кооперативы. |
2 |
||
Тема 3. 2. Индивидуальное предпринимательство |
Основные принципы создания и функционирования индивидуальной предпринимательской деятельности. Принятие решений. Ведение документации и отчетности. Как заполнять формы отчетности. Бухгалтерская отчетность. |
1 |
2 |
Практическое занятие. Заполнение форм бухгалтерской отчётности |
2 |
||
Самостоятельная работа Анализ преимуществ и недостатков индивидуальной предпринимательской деятельности. |
2 |
||
Тема 3.3. Коллективные формы организации предпринимательской деятельности |
Основные принципы создания и функционирования общества с ограниченной ответственностью (ООО), производственного кооператива. Порядок принятия решений. Структура управления ООО, производственным кооперативом. Выборы и назначения на должность. Ведение документации и отчетности в ООО, производственном кооперативе. Как заполнять формы отчетности. Бухгалтерская отчетность. Протоколы общих собраний членов ООО, производственного кооператива. Устав ООО, производственного кооператива. Сведения, обязательные для устава. Внесение изменений в устав и дополнений к нему. |
1 |
2 |
Самостоятельная работа Анализ преимуществ и недостатков общества с ограниченной ответственностью и производственного кооператива Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. |
2 |
||
Практическое занятие. Заполнение форм бухгалтерской отчётности |
2 |
||
Раздел 4. Финансово-экономические показатели предпринимательской деятельности |
11 |
||
Тема 4.1. Расходы и себестоимость продукции |
Расходы, способы их классификации и группировки. Расчёт себестоимости продукции. Применяемые методы и их назначение. Значение управления издержками для принятия управленческих решений. Факторы снижения затрат. Основные показатели себестоимости продукции. |
1 |
1 |
Практическое занятие. Расчёт себестоимости продукции |
2 |
||
Самостоятельная работа. Составить таблицу «Классификация расходов» |
2 |
||
Тема 4.2. Определение результатов предпринимательской деятельности |
Прибыль как цель предпринимательской деятельности. Ее формирование и распределение Экономическая и бухгалтерская прибыль. Формирование балансовой прибыли. Распределение и использование прибыли. Соотношение "затраты - объем производства - прибыль". Анализ безубыточности. Финансовые показатели эффективности предпринимательской деятельности. Рентабельность. Собственные и заемные финансовые ресурсы. |
1 |
1 |
Практическое занятие Экономические расчёты точки безубыточности и рентабельности производства |
2 |
||
Самостоятельная работа. Изучить показатели результативности предпринимательской деятельности |
2 |
||
Раздел 5. Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности |
10 |
||
Тема 5.1. Основные средства и нематериальные активы |
Понятие и классификация основных средств. Оценка и способы переоценки основных средств. Амортизация и износ основных средств. Методы начисления амортизации основных средств Система показателей использования основных средств. Нематериальные активы. Понятие, состав, особенности оценки и начисления амортизации. |
2 |
1 |
Практическое занятие Расчёт амортизации основных средств |
1 |
||
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение об основных средствах и нематериальных активах |
2 |
||
Тема 5.2. Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности |
Основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности. Основные действия по подбору кадров. Чем отличаются «профессия», «специальность» и «квалификация»? Повременная и сдельная формы оплаты труда. Виды сдельной оплаты труда. Виды повременной оплаты труда. Тарифная система и её основные элементы. Система стимулирования труда. |
2 |
1 |
Практическое занятие Расчёт заработной платы |
1 |
||
Самостоятельная работа. Изучить основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности и основные действия по подбору кадров. |
2 |
||
Раздел 6. Предпринимательское проектирование и бизнес-план |
29 |
||
Тема 6.1. Особенности проектной деятельности |
Структура предпринимательского проекта. Критерии оценки проекта |
2 |
1 |
Практическое занятие. Экспертиза предпринимательского проекта по разделам: содержание и структура проекта, ценностно-смысловые основы деятельности участников проекта, компетентности участников проекта (кейс-технология) |
1 |
||
Самостоятельная работа. Подготовить контрольный список вопросов по разделам проекта. |
2 |
||
Тема 6.2. Инновационное предпринимательство |
Направления инноваций и оценка инновационного предпринимательства. |
2 |
1
|
Практическое занятие. Системный анализ инновационного предпринимательства по критериям, оценка его значения в современной экономике. |
1 |
||
Самостоятельная работа. Подготовить сообщение по теме «Инновационное предпринимательство» |
2 |
||
Тема 6.3. Технология проведения маркетингового исследования |
Маркетинг. Цели маркетинга. Анализ рынка для предприятия. Сегментация рынка, как основной метод анализа. Потенциальная емкость рынка. Потенциальный объём продаж. Реальный объём продаж. Анализ конкурентоспособности предприятия. Продвижение продукта на рынке. |
2 |
1 |
Практическое занятие. Работа в команде по выдвижению и генерированию предпринимательских идей. Оценка бизнес-идей. |
1 |
||
Самостоятельная работа. Провести исследование рынка |
4 |
||
Тема 6.4. Структура бизнес-плана. Технология разработки бизнес-плана |
Типовая структура бизнес-плана предпринимательского проекта. Титульная страница бизнес-плана. Резюме проекта. Описание компании. Описание продукта или услуги. Маркетинговый анализ. Конкуренция. Стратегия продвижения товара. План производства. Организационный план. План по персоналу. Организационная структура и управление. Финансовый план. Стратегия финансирования. Анализ рисков проекта. Приложения к бизнес-плану. |
2 |
1 |
Практическое занятие. Разработка и защита бизнес-плана предпринимательской деятельности |
10 |
||
Самостоятельная работа. Выполнение индивидуального проектного задания по теме «Разработка бизнес-плана» |
4 |
||
Раздел 7. Хозяйственные договора в предпринимательской деятельности |
7 |
|
|
Тема 7.1. Работа с договорами |
Понятие сделки и договора. Виды договоров, наиболее часто используемые в предпринимательской деятельности. Порядок заключения договоров в письменной форме. Оферта. Заключение договора путем направления оферты и ее акцепта. Документы, оформляемые в связи с заключением и исполнением договора. |
2 |
1 |
Практическое занятие. Выявление основных отличительных характеристик договоров купли-продажи, мены, аренды, подряда, займа, кредита, банковского вклада. |
1 |
||
Самостоятельная работа. Внести в «Словарь молодого предпринимателя» понятия: сделка, договор, предмет договора, оферта, акцепт, договор купли-продажи, договор мены, договор аренды, договор подряда, договор займа, договор кредита, договор возмездного оказания услуг, договор перевозки, договор комиссии. |
2 |
||
Итоговое занятие |
Дифференцированный зачет |
2 |
|
Всего: |
96 |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета; мастерских не требует; лабораторий не требует.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гражданский кодекс Российской Федерации
Налоговый кодекс Российской Федерации
Трудовой кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.)
Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник. – М.: АКАДЕМИЯ, 2007
Интернет-ресурсы:
http://do.rksi.ru/library/courses/osnpred/book.dbk Машерук Е.М. Основы предпринимательства.Дистанционный курс
http://www.petrograd.biz/business_manual/business_13.php Мельников М.М. Основы бизнеса – как начать своё дело. Пособие для начинающих предпринимателей
http://www.mybiz.ru/ Свой бизнес/электронный журнал.
http://www.registriruisam.ru/index.html Документы для регистрации и перерегистрации ООО (в соответствии с ФЗ-312) и ИП. Рекомендации по выбору банка и открытию расчетного счета.
Дополнительные источники:
Андреев А.Н., Дорофеев В.Д., Чернецов В.И. Основы бизнеса. – Пенза: Изд. Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2005
Баринов В.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2003
Барроу К. и др. Бизнес-планирование: полное руководство / Пер. с англ. М.Веселковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003
Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под ред. А. С Пелиха, - М.: Издательский центр «МарТ», 2003
Предпринимательство / Под ред. В.Я.Горфинкеля-М.: ЮНИТИ, 2000
Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А.Предпринимательство. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009
Ремонтова Т.И., Широкова Л.П. Как составить бизнес-план. Методическое пособие. – Пенза: ИПК и ПРО, 2006
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: |
|
- проводить психолого-педагогический самоанализ предрасположенности к предпринимательской деятельности; |
индивидуальный опрос; фронтальный опрос; тестирование |
- формировать необходимые качества предпринимателя; |
индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания |
- выбирать организационно-правовую форму предприятия; |
практические задания; работа в группе |
- заполнять формы отчётности; |
практические задания
|
- применять различные методы исследования рынка; |
практические задания |
- принимать управленческие решения; |
работа в группе; практические задания |
- собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках; |
практические задания |
- делать экономические расчёты; |
практические задания |
- осуществлять планирование производственной деятельности; |
практические задания |
- разрабатывать бизнес-план; |
практические задания; самостоятельная работа |
- проводить презентации. |
защита проекта |
Обучающийся должен знать: |
|
алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами: |
практические задания; тестирование; выполнение индивидуальных заданий; работа в группе; защита проекта |
- нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности; |
индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, работа в группе; |
- состояние экономики и предпринимательства в Пензенской области; |
индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий |
- потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса; |
индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практические задания, выполнение индивидуальных заданий |
- технологию разработки бизнес-плана |
практические задания, выполнение индивидуальных заданий защита проекта |