Методические рекомендации преподавателю по организации обучения по дисциплине «Основы профессиональной этики»
Методические рекомендации преподавателю по организации обучения по дисциплине «Основы профессиональной этики»
Организация образовательного процесса по дисциплине регламентируется учебным планом и расписанием учебных занятий. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, информационных и инновационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и практическими занятиями. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационной образовательной среде университета. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Темы и указания о том, в каком виде проводятся занятия в активной и интерактивной форме, приведены в разделе «Тематический план учебной дисциплины». «Методические рекомендации для преподавателей по разработке и проведению лекционных, практических занятий, занятий с применением интерактивных форм обучения» размещены на сайте университета в разделе Образование - Методические и иные документы, разработанные университетом для обеспечения образовательного процесса - Документы по организации образовательной деятельности.
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий.
Лекционный курс по дисциплине предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству обучающихся на самостоятельное изучение материала.
Электронный вариант лекций представлен на образовательном портале университета.
Лекции обычно читают для потока обучающихся, т.е. 2 – 3 группы (60 – 90 человек).
Преподавателю для более эффективной подготовки будущих медицинских работников, оптимизации удобного процесса рекомендуется использовать взаимосвязи дисциплины «Основы профессиональной этики» с другими дисциплинами.
Конспектирование обучающимися материала лекций позволяет лучше усвоить содержание и выстроить логические связи между ее составляющими. При подготовке лекций необходимо опираться на следующие принципы:
научность и информативность;
доказательность и аргументированность;
эмоциональность формы изложения;
постановка вопросов для размышления.
Практические занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения практических занятий является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Цель практических занятий по данному курсу – углубить, расширить, детализировать знания, полученные на лекции и при самостоятельной подготовке к занятиям.
Практические занятия проводятся с группой обучающихся (25-30 человек).
На практическом занятии проводится актуализация базовых знаний обучающихся в виде опроса (собеседование), тестирования. При необходимости вводится этап формирования новых понятий и представлений (заслушивание и обсуждение рефератов, сообщений, объяснение преподавателем нового материала, изучение международных и Российских документов по вопросам медицинской этики).
Теоретические знания, полученные на лекциях, обучающиеся закрепляют на практических занятиях. С помощью специальных методик, ролевых игр, элементов тренинга обучающиеся познают себя, ближе узнают коллектив своей группы, развивают навык общения и т.д.
Для более эффективной организации работы по изучению дисциплины «Основы профессиональной этики» рекомендуется использовать различные формы интерактивного обучения, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, игровые упражнения.
Консультации и индивидуальные занятия проводятся согласно графику.
Для текущего контроля успеваемости и для контроля самостоятельной работы обучающихся рекомендуется использовать оценочные средства, представленные в ФОС по дисциплине, а именно: тесты, дискуссии, собеседование, доклады, сообщения, сочинение.
Изучение дисциплины завершается зачетом, в форме собеседования (примерные вопросы для подготовки к зачету указаны в рабочей программе дисциплины). Обучающийся, выполнивший все требования программы, получает зачет по дисциплине по итогам своей работы, без проведения дополнительных испытаний.