Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Налоги и налогообложение»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы
Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение»
специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
г. Югорск, 2016
ОДОБРЕНА цикловой комиссией социально-экономических дисциплин Протокол _________ От «____»___________2016г. Председатель________________ |
Составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Заместитель директора по учебной работе ___________________ Крицына И.А. |
Разработчик: Костоусова Е.Ю, преподаватель экономических дисциплин, высшая квалификационная категория
Содержание
1.Тематическое содержание самостоятельной работы по УД «Налоги и налогообложение 5
2.Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по УД «Налоги и налогообложение» 6
Подготовка и защита презентации 10
Рекомендации по написанию, оформлению и содержанию план-конспекта 12
Согласно требованиям ФГОС, рабочего учебного плана и рабочей программы по учебной дисциплине «Налоги и налогообложение» каждый обучающийся обязан выполнить определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Цель самостоятельной работы по дисциплине:
овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Задачи самостоятельной работы:
формирование умений пользоваться основной и дополнительной литературой, справочниками и словарями;
развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
формирование общих и профессиональных компетенций;
развитие исследовательских умений;
Самостоятельная работа предусматривает формирование общих компетенций по специальности:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Рабочей программой по «Налоги и налогообложение» на самостоятельную работу отводится:
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
в том числе: |
|
Составление план-конспекта по вопросам темы Подготовка докладов Изучение законов, работа с интернет источниками |
11 2 3 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
- Тематическое содержание самостоятельной работы по УД «Налоги и налогообложение
Раздел, тема |
Содержание самостоятельной работы |
Количество часов |
Раздел 1. Теоретические основы налогообложения |
||
Тема 1.1. Введение |
Самостоятельная работа№1 Сущность цели и задачи налоговой политики Российской Федерации Подготовка докладов (презентаций) |
2 |
Раздел 2. Экономическая сущность налогов |
||
Тема 2.1. Налоги и их сущность. Классификация налогов |
Самостоятельная работа обучающихся №2 План конспект по теме: Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя Составить вопросы или тесты по данной теме. |
4 |
Раздел 3. Виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов |
||
Тема 3.1. Основные виды федеральных налогов |
Самостоятельная работа обучающихся №3 План-конспект ответов на вопросы по теме «Федеральные налоги». Прочие федеральные налоги (Водный налог. Налог на добычу полезных ископаемых.) |
6 |
Тема 3.3. Местные налоги |
Самостоятельная работа обучающихся № 4 Тема: Страховые взносы уплачиваемые во внебюджетные фонды Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ"О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов |
4 |
Итого |
16 |
- Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по УД «Налоги и налогообложение»
Самостоятельная работа№1
Тема 1.1. Введение
Виды работ:
Подготовка докладов (презентаций) по теме: Сущность цели и задачи налоговой политики
Рекомендации по написанию доклада и подготовке и содержанию презентаций смотреть в Приложении А и Приложении Б
Самостоятельная работа обучающихся №2
Тема 2.1. Налоги и их сущность. Классификация налогов
Виды работ:
План- конспект по теме: Налоговое бремя. Показатели, характеризующие налоговое бремя.
Правила оформления план-конспекта смотреть Приложение В
2. Составить вопросы или тесты по данной теме.
Самостоятельная работа обучающихся №3
Тема 3.1. Основные виды федеральных налогов
Виды работ:
План-конспект ответов на вопросы по теме «Федеральные налоги».
Водный налог. Налог на добычу полезных ископаемых.
Правила оформления план-конспекта смотреть Приложение В
Самостоятельная работа обучающихся № 4
Тема 3.3. Местные налоги
Виды работ:
Написание краткого план конспекта по темам: Страховые взносы, уплачиваемые во внебюджетные фонды;
Права и обязанности плательщиков страховых взносов и органов контроля за уплатой страховых взносов
Правила оформления план-конспекта смотреть Приложение В
Работа с интернет источниками
Изучение законов:
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Основные источники:
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Кондратьева М.Н. Налоги и налогообложение [Текст] : учеб.-практ. пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландина ; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск : УлГТУ, 2013. - 94 с.
Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - (Золотой фонд российских учебников). - 558с.
Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Скрипниенко В.Н. Налоги и налогообложение: Учебник. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2008.- 496 с.
3. Тарасаова В.Ф. Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: КНОРУС, 2007.- 320 с.
Дополнительные источники:
1. Качур О.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: КНОРУС, 2007.- 304 с.
2. Миляков Н.В.: Учебник. – «ИНФРА-М», 2006. – 503с.
3. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: - МЦФЭР, 2004.- 577
4. Ежемесячный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет»
5. Ежемесячный журнал «Нормативные акты»
6. Ежемесячный научно-практический журнал «Главбух»
7. Ежемесячный научно-практический журнал «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве»
Интернет-ресурсы:
http://www.knigafund.ru/tags/272 - Электронные книги и учебники на тему «Налоги»
http://www.taxru.com/ Портал «Налоги России»
http://taxpravo.ru/ Российский налоговый портал
www.audit.ru – Сайт для бухгалтеров и аудиторов, ответы на интересующие вопросы
http://www.n-kodeks.ru/ Налоговый портал N-kodeks.ru
http://www.topnalog.ru/ Налоги: Судебная практика ВАС РФ, арбитражных судов, налоговые новости, полезные документы
http://www.audit-it.ru/ Audit-it.ru: Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит
http://www.garant.ru/ Информационно-правовой портал компании «Гарант»
http://www.consultant.ru/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс»
http://studyspace.ru/skachat-uchebnik/uchebniki-po-nalogam-posobie-spravochnik-po-nalogam-skachat-uchebnik-po-na.html
Доклад — это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада — информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.
Этапы подготовки к докладу
• выбрать тему;
• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;
• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;
• выделить основные идеи будущего выступления;
• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;
• составить план доклада или сообщения;
• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;
• составить тезисы выступления;
• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций Power Point;
• подготовить текст доклада (сообщения);
Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.
Структура публичного выступления
В классической риторике сложилась трехчастная структура развернутого устного выступления: вступление, основная часть, заключение.
Вступление – это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.
Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в общественной жизни, ее место в обществознании. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.
Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логичным требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.
Самые распространенные ошибки, допускаемые в основной части доклада: выход за пределы рассматриваемой темы; отсутствие четкого плана изложения материала; излишнее дробление рассматриваемых вопросов (в докладе не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается); перескакивание с одного вопроса на другой.
Заключение должно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание речи, ее главные выводы (на слух не все хорошо запоминается с первого раза). В заключении можно выразить слушателям благодарность за внимание.
Удержание внимания слушателей зависит от динамичности движений выступающего, его мимики, жестов, повышения и понижения голоса, дикции, тембра голоса, использования пауз. Выразительная жестикуляция оживляет речь, а частые и однообразные жесты раздражают слушателей. Удерживают внимание аудитории убедительные примеры, сравнения, иллюстрации метафоры, цитаты. Они вызывают интерес слушателей, помогают установить контакт с ними, выяснить их позицию.
Принципы успешного выступления
1. Начинать подготовку к выступлению нужно за несколько дней, а не накануне. Это позволяет в должной мере изучить тему, понять ее, почувствовать себя в ней уверенно, а не лихорадочно заучивать текст в последний момент.
2. Речь надо репетировать, по меньшей мере, один раз, а лучше – дважды или трижды.
3. Перед репетицией на листе бумаги составляют план речи, заранее обдумывая основные элементы ее структуры. Для короткого выступления - это перечень основных мыслей в нужной последовательности; для более обстоятельного – развернутый план, отражающий завершенную форму будущей речи.
4. Для большого выступления готовят конспект – несколько листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они содержат необходимый фактический и справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.
5. Репетировать речь нужно как целое, а не отдельными фрагментами. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание, если в том есть необходимость, лучше при следующей репетиции. Это позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления.
6. Репетируя, не надо заучивать фразы или отдельные обороты речи. Целью является запоминание идей, а не их языковой формы. Выступая, надо беседовать со слушателями, а не декламировать текст наизусть.
7. При каждой репетиции речь получается немного новой, как правило, улучшенной. Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход мысли.
8. Произнося пробную речь, по возможности, представляют себе обстоятельства будущего выступления – помещение, слушателей.
9. На листке плана удобно оставить широкие поля - на них можно записать опорные (ключевые) слова, по которым легко восстановить в памяти весь соответствующий раздел. На основной же части листка можно записать конспект выступления.
Критерии оценки доклада
«5» - ставится за отличное знание материала доклада, умение пользоваться информацией для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение экономическими терминами, проявление навыков анализа, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами. Логика изложения доклада, убедительность рассуждений. Использование презентации.
«4» - ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание изложенного материала, умение анализировать, приводя необходимые аргументы, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, изложенный материал может быть представлен недостаточно. Использование презентации.
«3» - ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в пояснении терминов и определений.
«2» - ставится, если показано незнание материала или неумение его анализировать, в ответе отсутствуют необходимые примеры и аргументы, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи.
Приложение Б Подготовка и защита презентации
Общие требования к презентации.
1. Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
2. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название; название образовательной организации; фамилия, имя автора, группа.
3. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.
4. Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
5. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.
Требования к оформлению презентаций.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов. Стиль.
Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон.
Для фона предпочтительны холодные тона. Использование цвета.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации. Содержание информации
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
Для заголовков – не менее 24.
Для информации не менее 18.
Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
Не нужно смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Не стоит злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: трудно единовременно запомнить более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.
- На последнем слайде презентации размещение ссылок на использованные источники и иллюстрации является обязательным.
- Все иллюстрации и фотографии, используемые в презентации, должны быть оптимизированы (сжаты).
Критерии оценивания:
Оценка «5» ставится за полное соответствие требованиям:
Дизайн презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Защита проекта
- речь чёткая и логичная;
- владение материалом своей темы;
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится в случаях грубых нарушений в подаче фактического материала, его оформления и защиты.
Приложение В Рекомендации по написанию, оформлению и содержанию план-конспектаКонспект — это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Классификация видов конспектов:
1. План-конспект. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.
Как составлять конспект
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
3. Если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Познакомьтесь с правилами конспектирования
1.Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
3. Составить план — основу конспекта.
4. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
5. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
6. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
7. Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Критерии оценки письменной работы:
«5» - допускается, если ответ полный развернутый, выполнен каждый пункт плана анализа, возможно 2 недочета.
«4» - допускается, если ответ с 5 недочетами.
«3» - допускается, если ответ с 7 недочетами.
«2» - допускается, если ответ не выполнен или выполнен, недочетов более 8.
13