12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Костоусова Елена Юрьевна1862
Преподаватель социально-экономических дисциплин БУ ПО ХМАО-Югры "Югорский политехнический колледж"
Россия, Ханты-Мансийский АО, Югорск
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
3

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Менеджмент» специальность «Сварочное производство»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы

Учебная дисциплина «Менеджмент»

специальность 150415 «Сварочное производство»

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

г. Югорск, 2015

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией

_______________________________

Протокол _________

От «____»___________2015г.

Председатель________________

Составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины «Менеджмент» для специальности специальность 150415 «Сварочное производство»

Заместитель директора по учебной работе

___________________

Разработчик: Костоусова Е.Ю, преподаватель экономических дисциплин, высшая квалификационная категория


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Содержание

Пояснительная записка 4

  1. Тематическое содержание самостоятельной работы
по УД «Менеджмент» 6
  1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной
работы по УД «Менеджмент» 7
  1. Критерии оценки комплексной итоговой работы 10
Список литературы 11

Приложение А. Титульный лист 12


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Согласно требованиям ФГОС СПО и НПО, рабочего учебного плана и рабочей программы по учебной дисциплине «Менеджмент» каждый обучающийся обязан выполнить определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по специальности 150415 «Сварочное производство»

Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.

Цель самостоятельной работы по дисциплине:

овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Задачи самостоятельной работы:

формирование умений пользоваться основной и дополнительной литературой, справочниками и словарями;

развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

формирование общих и профессиональных компетенций;

развитие исследовательских умений;

Самостоятельная работа предусматривает формирование общих компетенций по специальности:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


 


 

Рабочей программой по менеджменту на самостоятельную работу отводится:

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

Выполнение итоговой работы

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

  1. Тематическое содержание самостоятельной работы по УД «Менеджмент»

 

Раздел, тема

Содержание самостоятельной работы

Количество часов

Раздел 2. Организация и ее среда

 

Тема 2.1

Внутренняя среда организации

Самостоятельная работа обучающихся №1

Анализ факторов внутренней среды. Выполнение тестовых заданий для выявления знаний теоретических положений темы. Построение дерева целей. Построение организационной структуры

4

Тема 2.2

Внешняя среда организации прямого и косвенного воздействия

Самостоятельная работа обучающихся №2

Выполнение теста по теме «Внешняя среда организации»

2

Раздел 3. Основные функции менеджмента

 

Тема 3.1

Функция планирования

Самостоятельная работа обучающихся №3

Н.Л.Зайцев Экономика организацией и управление предприятием. (стр. 371)

Проведение SWOT- анализа, разработка элементов стратегического плана.

4

Тема 3.3 Функция мотивации

Тема 3.4 Функция контроля

Самостоятельная работа обучающихся №4

Выполнение индивидуального задания по теме «Мотивация и Контроль»

2

Раздел 4. Принятие решений

 

Тема 4.1. Разновидности управленческих решений

Тема 4.2. Методы принятия управленческих решений

Самостоятельная работа обучающихся №5

Решение управленческих проблем. Работа с контрольными вопросами и заданиями. Тест.

2

Раздел 5. Руководство организацией как социальной системой

 
 

Самостоятельная работа обучающихся №6

Н.Л.Зайцев Экономика организацией и управление предприятием. (стр. 373)

Правила собеседования; правила ведения деловых переговоров; культура делового письма. Практические рекомендации по деловому общению.

2

Итого

16

 

 


 

  1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по УД «Менеджмент»

Самостоятельная работа обучающихся №1.

Тема 2.1 Внутренняя среда организации

Виды работ:

Проведение анализа факторов внутренней среды выбранной организации.

Построение дерева целей.

Построение организационной структуры выбранной организации

Выполнение тестовых заданий для выявления знаний теоретических положений темы.

1.Что не является внутренней переменной в организации?

а) цель, б) НТП, в) технология.

2Что такое цель?

а) сформулированное утверждение относительно того, для чего существует организация,

б) предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом в определённые сроки,

в) конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организация.

3Что не является главной целью для всех организаций?

а) создание внешнего имиджа организации,

б) выживание,

в) перспектива.

4 Что является составляющими цели?

а) выживание и прибыль, б) миссия и конкретная цель, в) задача и миссия.

5 Что не включает в себя технология?

а) квалификационные навыки, б) структуру организации, в) оборудование.

6 Конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа, называется:
а) Задача в) Технология
б) Цель г) Структура


7 Средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги, называется:
а) Структура б) Разделение труда
в) Цель г) Технология


8 Предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки, называется:
а) Сфера контроля б) Структура
в) Задача г) Цель


9 Если каждому руководителю подчиняется малое количество людей, то его сферу контроля называют: а) Широкой б)Узкой

Самостоятельная работа обучающихся №2

Тема 2.2 Внешняя среда организации прямого и косвенного воздействия

Виды работ: Выполнение теста по теме «Внешняя среда организации»

Тест

1. Организация - это

1) группа людей, объединенная общей целью

2) группа людей, владеющая средствами производства

3) группа людей, деятельность которых координируется

4) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

2. Определите основные характеристики внешней среды для организации

1) взаимосвязанность факторов, сложность

2) сложность и подвижность

3) взаимосвязанность и неопределенность

4) все перечисленное

3. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:

1) акционеры, конкуренты, поставщики

2) потребители, торговые предприятия, местные органы

3) все перечисленное

4) правительственные органы, местные органы

4. На какие составляющие традиционно делятся задачи организации?

1) работа с людьми 3) работа с предметами и людьми

2) работа с людьми и информацией 4) все ответы верны

5. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха:

1) люди – продукция – прибыль 3) продукция – прибыль – люди

2) прибыль – люди – продукция 4) люди – прибыль – продукция

6. Определите основные этапы построения организации?

1) определение характера выполняемой работы

2) распределение работы между отдельными позициями менеджмента

3) классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления

4) все ответы верны

7. Какие виды внешней среды вы знаете?

Смешанного воздействия;

Прямого воздействия;

Косвенного воздействия;

Технического воздействия;

Биологического воздействия.


 

Самостоятельная работа обучающихся №3

Тема 3.1 Функция планирования

Виды работ: Работа с литературой Н.Л.Зайцев Экономика организацией и управление предприятием. - стр. 371

Провести SWOT- анализ известной вам организации и разработать элементы стратегического плана.


 

Самостоятельная работа обучающихся №4

Тема 3.3 Функция мотивации

Тема 3.4 Функция контроля

Виды работ: Выполнение индивидуального задания по теме «Мотивация и Контроль»

Студенту для выполнения работы необходимо получить у преподавателя задание

(6 вопросов указывает преподаватель). Задание выполняется в письменной форме.

Контрольные вопросы:

Какова сущность закона возвышения потребностей?

Как классифицируются и от каких условий зависят потребности работников?

Каким образом соотносятся понятия: производительность и интенсивность труда?

Перечислите и раскройте сущность основных направлений работы менеджера по Мотивации к труду?

Какие конкретные виды поощрения к труду Вы знаете и каким способом это осуществляется?

Какие виды наказания применяются к нерадивым сотрудникам?

Назовите основные положения теорий содержания и процесса мотивации

Дайте определение понятия Контроль.

Какова роль контроля в управлении?

В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?

Как организуется контроль на предприятии?

Какие обстоятельства могут привести к необъективности контроля?

Чем характеризуется эффективный контроль?

Какие основные виды контроля с точки зрения времени их осуществления по отношению к выполняемой работе Вы знаете? Дайте краткую их характеристику.

В чем отличие стратегического контроля от оперативного?

Охарактеризуйте первый этап, второй этап и третий этап процесса контроля.


 

Самостоятельная работа обучающихся №5

Тема 4.1. Разновидности управленческих решений

Тема 4.2. Методы принятия управленческих решений

Виды работ: Работа с контрольными вопросами и заданиями. Тестирование.

Укажите стиль принятия управленческого решения по классификации В.Вруума и Ф.Йеттона* при следующих условиях:

Условия принятия решения

Стиль принятия решения

1

На предприятии создалась ситуация, требующая немедленного изменения технологического процесса. Для руководителя, имеющего достаточный опыт и квалификацию, может быть важным мнение главного технолога и начальника планово-экономического отдела.

   

2

В связи с предстоящим сокращением численности работников на предприятии образовались оппозиционные мини-группы, лидеры которых отстаивают личные мнения, создалась конфликтная ситуация

   

3

Проблема, возникшая на предприятии, нова и неординарна. Руководитель не располагает достаточным количеством информации для ее решения, и для него важны мнения сотрудников. В коллективе царит атмосфера демократии и взаимопонимания.

   

4

В организации предстоит провести сокращение численности работников. Предстоящее решение не совпадает с личными целями сотрудников. Руководитель пользуется авторитетом и его мнение воспринимается позитивно членами группы.

   

5

Проблема, по которой предстоит принять решение, является для руководителя достаточно сложной и новой. У него недостаточно информации, которую легко получить от подчиненных. Однако групповое обсуждение нецелесообразно.

   

6

При принятии решения возникли разногласия и голоса разделились на равные части. Времени для дальнейшего обсуждения недостаточно. Имеются результаты объективного анализа.

   

*Одна из самых современных моделей предложена Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном в 1973 г., в 1988 г. существенно дополнена с участием Артура Яго. Предполагает, что стиль поведения зависит от ситуации и один лидер может пользоваться разными моделями поведения. В. Врум и Ф. Йеттон выделили следующие ситуационные факторы: требования к качеству принятия решения, требования к приверженности подчиненных, информированность руководителя, вероятность поддержки подчиненных, согласованность целей организации и ее членов, конфликт между подчиненными, информированность подчиненных, ограничение во времени, географический разброс подчиненных.

В зависимости от ситуационных факторов руководитель может использовать пять стилей руководства:

авторитарный I: руководитель принимает решение самостоятельно;

авторитарный II: руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем самостоятельно принимает решение;

консультативный I: руководитель советуется с каждым подчиненным индивидуально, а затем сам принимает решение;

консультативный II: руководитель советуется с группой, а затем самостоятельно принимает решение;

групповой (партнерский) I: руководитель излагает задачу группе и вместе с ней принимает решение.


 

Тест «Решения управленческих проблем»

1. Как следует отнестись к накоплению информации о проблеме?

1) чем больше информации, тем лучше

2) избыток информации также вреден, как и ее недостаток

3) получение максимума информации о проблеме – обязанность руководителя

4) избыточный объем информации – залог успеха

2. Для чего осуществляется делегирование своих полномочий другим руководителям?

1) для оптимального решения комплексной задачи

2) для сохранения «группового» стиля работы

3) для проверки квалификации рабочих

4) все перечисленное

3. Что означает «принять решение»?

1) перебрать все возможные альтернативы

2) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

3) отдать распоряжение о выборе возможной альтернативы

4) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

4. Какой смысл вкладывается в слово «риск» при принятии решений?

1) степень значимости проблемы для общей деятельности фирмы

2) степень влияния неправильно решенной проблемы на служебное положение руководителя

3) уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат

4) уровень превышения своих полномочий

5. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения?

1) если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать

2) по точности реализации решения возможна оценка квалификации подчиненных

3) проверка надежности административной структуры

4) проверка надежности экспертной структуры

6. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»?

1) интенсификация мыслительного процесса

2) анализ нестандартных решений

3) выявление альтернатив

4) вовлечение всех участников в процесс принятия решений

7. Кому принадлежит авторство идей при использовании коллективных методов принятия решений

1) организации, где работают участники совещания

2) всем участникам совещания

3) участнику, выдвинувшему первоначальный вариант решения

4) участнику, выдвинувшему окончательный вариант решения


 

Самостоятельная работа обучающихся №6

Виды работ: Работа с литературой : Н.Л.Зайцев Экономика организацией и управление предприятием. - стр. 373 , читать.

Выписать: Правила собеседования; правила ведения деловых переговоров; культура делового письма. Практические рекомендации по деловому общению.


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы

Основная литература

Дробина Н.А. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие/Н.А.Дробина, Ю.В.Щербакова.- М.: Альфа-М: ИНФРА –М, 2009. – 288с.: ил.- (ПРОФИль)

Драчева Е.Л. Менеджмент: учеб. для студ. сред. проф. учеб. Заведений/ Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов.- 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288

Зайцев Н.Л. Экономика организацией и управление предприятием

Райченко А.В. Менеджмент [Текст] : учебное пособие / А. В. Райченко, И. В. Хохлова. - М. : Форум ; М. : ИНФРА-М, 2013. - 368 с. - (Профессиональное образование). - Библиогр.: с. 342-364.

Суетенков.Е.Н., Пасько Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М 2009- 240с.


 

Дополнительные источники:

Кислякова Н.А., Веснин В.Р., Вачугов Д.Д. - Практикум по менеджменту: Деловые игры: Учебное пособие для вузов (под ред. Вачугова Д.Д.) Изд. 3-е, испр., доп.,– М: Высшая школа, 2007г, - 192c.

Что такое менеджмент. Как управляют бизнесом и почему это надо знать каждому (Магретта Дж.,Стоун Н.) , 2005г. - М: Вильямс, 272c.

Краснова В., Кондратьев В., Бочкарев А. - 7 нот менеджмента: Настольная книга руководителя (под ред. Кондратьева В.В.) Изд. 6-е, перераб., доп., М: - Эксмо, 2007, 832c.

Коппин А., Бэрратт Дж. - Менеджмент на все времена: Примеры успешного менеджмента из истории Великобритании: От Кромвеля до наших дней (пер. с англ. Шагояна В.О.) - Баланс Бизнес Букс, 2005, 288c.

Фатхутдинов Р.А. - Управленческие решения: Учебник для вузов Изд. 6-е, перераб., доп. , 2007г. - Инфра-М, 344c.

Архангельский Г.А. - Организация времени: От личной эффективности к развитию фирмы Изд. 2-е, перераб., доп. , 2008г. - Питер, 448c.

Программное обеспечение и Internet-ресурсы:


 

http://portal.tpu.ru/SHARED/d/DREVAL/studying

www.cfin.ru

www.eup.ru

www.aup.ru

www.iso.900.ru

www.quality.ru

Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.