12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саргова Оксана Николаевна513
Раннее утро. Школьный двор. Нарядные малыши в сопровождении мам, пап, дедушек и бабушек под бесконечные наставления и с любящим поцелуем отправляются в класс. Весёлая и бодрящая музыка и стайки детей, бегущих в её направлении. Урок. Время познаний, споров
Россия, Хакасия респ., Черногорск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Из опыта работы с поэтическими текстами на уроках литературного чтения

Литературное чтение 2 класс.

Авторы программы В.Ю. Свиридова, Н.Ю. Чуракова.

(система Л.В. Занкова)

Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Литература может дать широкую картину мира, развернуть богатство внутренней духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь; может развить у человека способность выразить себя в слове – т.е. сформировать общую гуманитарную культуру человека.

Восприятие литературы как искусства – таково единое методологическое основание курса литературного чтения.

Цель курса литературного чтения – закладывание основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя.

Преподавание литературного чтения опирается на то непосредственное стихийно-творческое начало, которое присуще жизни ребенка до школы, где он, как правило, является слушателем и стихийным творцом в области литературы, а также в игре, рисовании, музыке. Курс продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца путем обогащения читательского опыта и литературного кругозора, формирования осознанной потребности в чтении и самостоятельном восприятии литературы.

Курс литературного чтения (1-4 класс) рассматривается как начальная ступень общего литературного образования школьников. Включение элементов поэтики, сравнительного литературоведения и типологии культуры в преподавание готовит учащихся начальной школы к последующему изучению курса литературы как исторической системы поэтических форм.

Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Уроки с использованием произведений музыки, живописи, театра дают возможность каждому ребенку выразить себя в мимике, жесте, движении, рисунке, пении, инсценировании фрагментов текстов - кому что ближе. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. Расширяются представления детей о средствах выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, олицетворения, гиперболы, ритма. На протяжении второго года обучения происходит накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом. На основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания у детей складывается убеждение, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нем близкое и нужное себе.

 

Из опыта работы с поэтическими текстами на уроках литературного чтения

Идея всех уроков достаточна прозрачна и в тоже время сложна: нужно научить детей слушать и слышать стихи, поставить их в поисковую ситуацию, благодаря которой они смогли бы в итоге проникнуть в мир авторских чувств и переживаний, картин и образов.

Веду эту работу в двух направлениях. Первое направление связано с идеей: красота - это тайна, которая разлита в природе, содержится в каждой вещи как её возможность, эта та скрытая сущность окружающего мира человека, которую можно обнаруживать и ценить.

Второе направление работы с поэтическими текстами связано с пониманием природы художественного ОБРАЗА как того следа в душе, который формирует целостное восприятие прочитанного, увиденного или услышанного.

Много внимания при этом уделяется словесному рисованию, сравнению одного образа в различных видах искусств и другим творческим приёмам. Действительно, такие уроки помогают детям в их первых шагах на пути к красоте слова, приобщают их к огромному и прекрасному миру искусства. Поскольку, с одной стороны, они нацелены на воспитание уважения к художественному произведению, на формирование удивления и восхищения перед тайной литературного творчества, а с другой стороны, перекидывают мостик к восприятию красоты мира живописи и музыки.

Помимо этого, учу присматриваться к формальной структуре стихотворений, различать точные и неточные рифмы – созвучия; смежные и перекрёстные рифмы. Я принципиально отказалась от анализа стихотворений по принципу партитуры: анализ формальной стороны, с моей точки зрения, должен быть минимальным и полностью подчиненным решению содержательных задач, связанных с пониманием смысла художественного ОБРАЗА и с тем, какими средствами этот ОБРАЗ создаётся (а здесь важнее постижение природы художественных приёмов, чем постижение строфики).

Строю такие уроки не как строго организованную систему этапов, заданий, а как естественную жизнь ребенка в движении, игре, в постоянном диалоге с поэтом, композитором, художником через взаимодействие различных видов искусства.

Выстраиванию ОБРАЗА как некоего целостного итогового впечатления посвящен урок по теме: А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…»

 

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета»;
  • развивать понимание содержания лирического произведения;
  • вырабатывать навык выразительного чтения как результат понимания текста;
  • воспитывать любовь к слову.

 

Ход урока.

Вводная часть.

1. Оргмомент.

- Сегодня на уроке нас ждет много интересного. За окном последний месяц осени. Пока стоит теплая погода, но уже чувствуется дыхание зимы. А вот какая погода будет царить, на нашем уроке, во многом зависит от нас с вами.

2. Беседа с учащимися.

- Нашу страну называют страной зимы. Как вы думаете, почему? Нигде в Европе, за исключением севера Норвегии, Швеции и Шотландии, нет такой суровой зимы. А нам она нравится, нам она кажется сказочной:

- А вы любите зиму? За что вы её любите?

- В русской природе зима особенно привлекала художников и композиторов. Ей посвящены лучшие музыкальные произведения и полотна.

- Сейчас зазвучит музыка. Отрывок из цикла «Времена года» П.И. Чайковского (Декабрь «Святки»). Вслушайтесь в звучание, всмотритесь в картины художников. Найдите созвучную картину. Интуиция должна вам подсказать.

- Какую картину вы выбрали?

- Что вы себе представили, слушая музыкальный отрывок? Какой характер зимы вы почувствовали?

- С помощью чего композитор помог нам почувствовать образ зимы? (С помощью звуков.)

- Что вы чувствуете, когда смотрите на выбранную вами картину? (Чистый морозный воздух обволакивает предметы) Представьте себя участниками изображённого.

- Как художнику удалось передать образ зимы? С помощью чего? (Художник донес до нас то, что хотел с помощью красок и кисти.)

 

II. Основная часть.

1. Постановка проблемы.

- А может ли поэт так передать образ зимы, что мы её почувствуем в любое время года? Я прошу вас не торопиться с ответом. Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам совершить медленное путешествие в далекое, далекое прошлое (начало XIX века), в то время, когда жил А.С.Пушкин.

- Представьте деревенский зимний пейзаж. (Прослушивается магнитофонная запись стихотворения, или учитель сам читает его.)

2. Анализ стихотворения.

- Что вы представили, прослушав это стихотворение? Создалось ли у вас ощущение праздника?

- А вот как поэт создаёт ощущение праздника, давайте попробуем разобраться.

- Чтобы нам ответить на следующий вопрос, надо перечитать стихотворение. (Дети читают молча.)

- Какие образы предстали перед нашим героем: много ли их? (4: речка, мальчишки, гусь, снег)

 

Первая картинка.

- Давайте перечитаем первые 2 строки и выясним, что придаёт образу речки особую праздничность. С чем сравнивает поэт речку? (Гладь реки сравнивается с паркетом: т.е. она до блеска начищена морозом. Прозрачна – даже гусь обманулся – и, очевидно узорчата, раз сравнивается с «модным» паркетом; узорчатой её делают, видимо, пируэты конькобежцев. Поэт называет речку «опрятной», т.е. чистой и гладкой.)

- Сравните два глагола «блестит» и «блистает». О ком или о чём можно сказать «блистает»? (Дама на балу блистает в своём наряде, можно блистать остроумием, т.е. это глагол, который не просто отмечает, что предмет блестящий, но подчеркивает его необыкновенные качества.)

- Почему Пушкин называет речку блистающей?

Вторая картинка.

- Прочитайте следующие 2 строки. Почему поэт называет мальчишек «радостным» народом? Какой образ тем самым создается? (Оживления, гомона, общения, движения.)

Третья картинка.

- Давайте обратимся к следующей картине, перечитаем её. Какое впечатление к общей праздничной атмосфере добавляет картинка с гусём? (Комическое.)

- На чём держится комический эффект? (По привычке, спускаясь к реке, тяжелый сытый гусь, мгновение раздумывает и обманутый прозрачностью льда, важно ступает на него, скользит и падает. Падение и создаёт комический эффект.)

Четвёртая картинка.

- Прежде чем обратимся к последнему образу, я прошу вас вспомнить первый снег в этом году. Какой он был?

- Прочитайте, как поэт создаёт образ первого снега. Что придает этому образу праздничность? (Первый снег – особенно яркий, он видимо сухой и мелкий, раз он «мелькает и вьётся», поэтому видны звёздочки – «звездами падая на брег».)

- Почему поэт в такой очередности расположил эти образы? (Чтобы сложилась целостная картина зимнего денька)

- Что здесь главное: красота зимнего пейзажа или его наполненность звуками? (Важно и то и другое; дети перечисляют движения и звуки.)

3. Итог анализа.

- Давайте теперь вернёмся к нашему вопросу. (А может ли поэт так передать образ зимы, что мы её почувствуем в любое время года?) Удалось ли нам почувствовать, представить образ зимнего дня. Какой предстала зима в этом стихотворении? (выбирают эпитеты). Много ли в стихотворении красок? (нет, цветовая гамма у Пушкина как всегда сдержанна). Тогда с помощью чего поэту удалось передать образ зимнего дня, что мы его почувствовали. (Поэт – это тот же художник. Кисти и краски ему заменяют слова.)

- А зачем мы выполняли эту работу? (Чтобы лучше прочувствовать текст и прочитать его выразительно.)

4. Подготовка к выразительному чтению.

- Какие три условия надо соблюдать, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (Выбрать нужный тон, выделить главные слова, определить скорость чтения.)

- С одинаковой ли интонацией мы будем читать стихотворение? От чего будет зависеть тон чтения. (От содержания) Выберите для каждой картинки тон чтения. (опора)

- Все ли слова произносятся с одинаковой силой? Найдите слова, которые надо выделить голосом.

- Что поможет нам определить место остановок (пауз)?

5. Выразительное чтение стихотворения. (конкурс чтецов)

 

III. Итог урока.

- Урок подошел к концу. Создать теплую дружественную обстановку помогла ваша работа, заинтересованность, любознательность.

- Какое домашнее задание вы хотели бы получить?

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.