12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кастырина Наталья Геннадьевна714
Являюсь преподавателем спецдисциплин экономического профиля в ГБПОУ ВО "Воронежский государственный промышленно - гуманитарный колледж". Педагогический стаж в данном учебном учреждении 20 лет.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
1

Методические указания для прохождения производственной практики ПО ПМ.01.«Ведение расчетных операций» для студентов специальности 38.02.07 Банковское дело.

департамент образования, науки и молодежной политики

Воронежской области


 

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»


 

Методические указания

ДЛЯ прохождения производственной практики (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) по ПМ.01. Ведение расчетных операций

Для студентов специальности

38.02.07 Банковское дело.

 


 

 

ВОРОНЕЖ

2017

 

ББК 65.433

М54

Печатается по решению методического совета

Воронежского государственного

промышленно-гуманитарного колледжа

 

Составители: М.А. Видюкова, Н.Г. Кастырина, С.Г. Сафонова


 


 


 

 

_____________________

Редактор Н.Р. Подобедова

Компьютерная верстка М.А. Видюкова, Н.Г. Кастырина, С.Г. Сафонова

Подписано в. Формат 60 × 84 1/16. Бумага для офисной техники.

Гарнитура Таймс. Цифровая печать. Усл. печ. л. 0,93. Уч-изд. л. 0,7. Тираж экз.

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК)

Учебно-производственный участок оперативной полиграфии ВГПГК

Адрес колледжа и участка оперативной полиграфии:

394000 Воронеж, пр. Революции, 20


 

©

Видюкова М.А., Кастырина Н.Г. , Сафонова С.Г. 2017

©

Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный

колледж, 2017

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Рыночные условия предъявляют ряд новых требований к уровню профессиональной подготовки специалиста: владение базовыми знаниями, их постоянное обновление; умение выявить особенности организации банков и адаптировать к ним профессиональные навыки, коммуникации в социально-производственной среде, выявление специфики выполняемой работы, удовлетворение требований, выдвигаемых должностной инструкцией, при выполнении функций специалиста банковского дела.

Производственная практика (по профилю специальности) способствует сокращению цикла общей и технологической адаптации будущего выпускника колледжа.

Данные методические указания составлены в соответствии с программой производственной практики (по профилю специальности) по ПМ.01.Ведение расчетных операций, которая является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД): ведение расчетных операций и профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

Во время прохождения практики студенты специальности 080110 Банковское дело должны продолжить освоение как профессиональных компетенций ПК 1.1 – ПК 1.6, так и общих компетенций ОК 1– ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 12.

Для освоения соответствующих компетенций на практике перед студентами поставлены следующие цели и задачи.

Цели производственной практики (по профилю специальности):

- закрепление, углубление и конкретизация знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения,

- приобретение необходимых умений, навыков и опыта профессиональной деятельности.

Задачами производственной практики являются:

- ознакомление с организацией, являющейся местом прохождения практики, и ее производственной структурой;

- осуществление рассчетно-кассового обслуживания клиентов физических и юридических лиц с учетом нормативно-правовых основ, в том числе в оформлении соответствующей документации;

- применение различных видов безналичных расчетов и отражение их в соответствующих документах;

- осуществление межбанковских расчетов с учетом нормативно – правовой документации;

- обслуживание клиентов(физических и юридических лиц), используя банковские карты различных видов.

В результате прохождения практики студент должен иметь:

практический опыт:

осуществления операций по ведению расчетных операций;

уметь:

оформлять договоры банковского счета с клиентами;

проверять правильность и полноту оформления расчетных документов;

открывать и закрывать лицевые счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

выявлять возможность оплаты расчетных документов исходя из состояния расчетного счета клиента, вести картотеку неоплаченных расчетных документов;

оформлять выписки из лицевых счетов клиентов;

рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за расчетное обслуживание;

проверять соблюдение клиентами порядка работы с денежной наличностью;

рассчитывать прогноз кассовых оборотов;

составлять календарь выдачи наличных денег;

рассчитывать минимальный остаток денежной наличности в кассе;

устанавливать лимит остатков денежной наличности в кассах клиентов, проводить проверки соблюдения клиентами кассовой дисциплины;

выполнять и оформлять расчеты платежными поручениями, аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика, платежными требованиями в банке поставщика и в банке плательщика, инкассовыми поручениями, чеками;

отражать в учете операции по расчетным счетам клиентов;

исполнять и оформлять операции по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов;

оформлять открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней;

оформлять и отражать в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней;

оформлять и отражать в учете возврат налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей;

исполнять и оформлять операции по корреспондентскому счету, открытому в расчетно-кассовом центре Банка России;

проводить расчеты между кредитными организациями через счета ЛОРО и НОСТРО;

контролировать и выверять расчеты по корреспондентским счетам;

осуществлять и оформлять расчеты банка со своими филиалами;

вести учет расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете;

отражать в учете межбанковские расчеты;

проводить и отражать в учете расчеты по экспортно-импортным операциям банковскими переводами, в порядке документарного инкассо и документарного аккредитива;

проводить конверсионные операции по счетам клиентов;

рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за проведение международных расчетов и конверсионных операций;

осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки;

консультировать клиентов по вопросам открытия банковских счетов, расчетным операциям, операциям с использованием различных видов платежных карт;

оформлять выдачу клиентам платежных карт;

оформлять и отражать в учете расчетные и налично-денежные операции при использовании платежных карт в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

использовать специализированное программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов, совершения межбанковских расчетов и операций с платежными картами.

знать:

нормативные правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов, организацию обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, совершение операций с использованием платежных карт, операции по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и услуг;

нормы международного права, определяющие правила проведения международных расчетов;

содержание и порядок формирования юридических дел клиентов;

порядок открытия и закрытия лицевых счетов клиентов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

правила совершения операций по расчетным счетам, очередность списания денежных средств;

порядок оформления, представления, отзыва и возврата расчетных документов;

порядок планирования операций с наличностью;

порядок лимитирования остатков денежной наличности в кассах клиентов и проведения банком проверок соблюдения клиентами кассовой дисциплины;

формы расчетов и технологии совершения расчетных операций;

содержание и порядок заполнения расчетных документов;

порядок нумерации лицевых счетов, на которых учитываются средства бюджетов;

порядок и особенности проведения операций по счетам бюджетов различных уровней;

системы межбанковских расчетов;

порядок проведения и учет расчетов по корреспондентским счетам, открываемым в расчетно-кассовых центрах Банка России;

порядок проведения и учет расчетов между кредитными организациями через счета ЛОРО и НОСТРО;

порядок проведения и учет расчетных операций между филиалами внутри одной кредитной организации;

формы международных расчетов: аккредитивы, инкассо, переводы, чеки;

виды платежных документов, порядок проверки их соответствия условиям и формам расчетов;

порядок проведения и отражение в учете операций международных расчетов с использованием различных форм;

порядок и отражение в учете переоценки средств в иностранной валюте;

порядок расчета размеров открытых валютных позиций;

порядок выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля;

меры, направленные на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей;

системы международных финансовых телекоммуникаций;

виды платежных карт и операции, проводимые с их использованием;

условия и порядок выдачи платежных карт;

технологии и порядок учета расчетов с использованием платежных карт, документальное оформление операций с платежными картами;

типичные нарушения при совершении расчетных операций по счетам клиентов, межбанковских расчетов, операций с платежными картами.

Производственная практика (по профилю специальности) по ПМ.01 Ведение расчетных операций проводится на 3-м курсе в течение 2 недель.

Практика может проводиться в коммерческих банках, в других небанковских кредитных организациях на основе прямых договоров, заключаемых между предприятием и учебным заведением.

Договоры на практику могут быть оформлены также и по личной договоренности между студентами и администрацией организации, которые предоставляют студентам места практики, отвечающие требованиям профиля подготовки специалистов.

Сокращение сроков практики не допускается.

Если студент не выполнил программу практики в отведенные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, он проходит практику по индивидуальному плану.

При проведении производственной практики группа делится на подгруппы.

По окончании практики студентам выставляются итоговые оценки руководителем практики от учебного заведения, которые заносятся в зачетные книжки и учитываются при сдаче квалификационного экзамена и итоговой государственной аттестации, на основании:

производственной характеристики и аттестационного листа по практике, выданной руководителем практики от предприятия;

отчета о практике;

ответов на вопросы.

Отчет сдается не позднее срока, указанного руководителем практики от колледжа.

ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛей ПРАКТИКИ
ОТ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

Руководитель практики от учебного заведения:

– предоставляет каждому студенту методические указания с разъяснениями порядка прохождения практики и вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе практики;

– помогает оформить договор и письмо-направление (при необходимости);

– перед выходом на практику проводит инструктаж по технике безопасности;

– проводит вводное занятие;

– осуществляет контроль путем собеседования по изучаемым вопросам и просмотром накопленных документов – еженедельно в соответствии с графиком консультаций.

Руководитель практики от организации:

–рассматривает со студентами вопросы, непосредственно связанные со спецификой данной организации;

– несет ответственность за организацию работы практикантов на своем участке работы, фиксирует явку студентов на практику и выполнение работ;

– консультирует студентов и осуществляет контроль над полнотой и степенью освоения ими программных вопросов;

– делает записи в дневнике прохождения производственной практики о проделанной работе, оценивает правильность и своевременность ее выполнения и на основании этого составляет производственную характеристику.

В совместные обязанности руководителей практики входят контроль над полнотой и степенью усвоения студентами программных вопросов, консультирование практикантов по возникающим вопросам.

ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА - ПРАКТИКАНТА

Студент должен ознакомиться с методическими указаниями по производственной практике (по профилю специальности) и организовать свою работу в соответствии с утвержденной программой практики.

Студент должен знать и выполнять правила внутреннего распорядка, техники безопасности и охраны труда, утвержденные в организации – места практики.

Приступая к изучению разделов программы, студенту следует ознакомиться с законодательными актами, стандартами и инструкциями.

Для сдачи зачета по производственной практике студент должен представить отчет о практике.

В соответствии с графиком консультироваться с руководителем практики от колледжа.

ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ

ОТЧЕТА О ПРАКТИКЕ

Результаты практической (проделанной) работы отражаются в отчете. Для написания отчета студент подбирает материал, аналитически обрабатывает его в последовательности расположения тем данных методических указаний.

Отчет о прохождении производственной практики (по профилю специальности) состоит из пояснительной записки (ПЗ), которая сопровождается схемами, графиками, таблицами, рисунками и другими иллюстративными материалами для придания ясности, конкретности и наглядности. Количество иллюстраций определяется содержанием отчета.

ПЗ объемом от 25 до 35 страниц (без приложений) должна содержать:

титульный лист (приложение А);

типовой договор;

производственную характеристику (приложение Б);

аттестационный лист по практике (приложение В);

дневник прохождения практики, в котором фиксируется работа по дням прохождения практики (приложение Г);

содержание;

введение;

основную часть;

заключение;

список использованных источников;

приложения (при необходимости).

В введении должны быть сформулированы цели и задачи практики и дана краткая характеристика места практики: наименование организации, логотип, краткая характеристика его создания, юридический и фактический адрес, основной и дополнительный вид деятельности, основные услуги, предоставляемые организацией и их краткая характеристика, схема организационной структуры, штатная численность, перечень основных технико-экономических и финансовых показателей его работы (по возможности), направления развития

В основной части раскрываются темы, которые составляют содержание отчета. При их изложении следует исходить из анализа литературных источников и материалов, собранных во время прохождения практики. При этом, необходимо соблюдать логическую последовательность изложения материала.

В заключении делаются выводы и обобщаются результаты практики, а также даются конкретные рекомендации по улучшению работы в той или иной области.

Список использованных источников должен содержать не менее пяти наименований.

Отчет о прохождении производственной практики должен быть оформлен в соответствии с принятыми в колледже требованиями (Методические указания по оформлению дипломных работ и проектов / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж ; [cост.: Н.Г. Афанасьева, И.Н. Строкова, Н.Р. Подобедова]. – 5-е изд., испр. и доп. – Воронеж : ВГПГК, 2016. – 18с.).

Студенты, не прошедшие практику и не представившие отчетную документацию, не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

(по профилю специальности).

Тема 1. «Организационно-экономическая характеристика деятельности организации».

Организационно-правовая форма, юридический адрес, характер собственности, сфера деятельности предприятия, специализация; состав организационных документов и их основные положения (устав, учредительный договор, лицензия ЦБ и т.д.).

Тема 2. «Осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов»

Анализировать нормативно правовые акты регулирования кассового обслуживания физических и юридических лиц, определять отличительные особенности. Характеризовать особенности работы в кассе банковского учреждения (основные правила работы кассира, основные документы при ведении расчетно-кассового обслуживания). Ведение расчетно-кассового обслуживания клиентов (физических и (или) юридических лиц).

Тема 3. «Осуществление безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах»

Изучить законодательные и нормативные акты, регламентирующие расчетные безналичные операции банковского учреждения. Определить и оформлять документально виды безналичных расчетов, преобладающих в данной КО.

Тема 4. «Осуществление расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней»

Изучить основные виды счетов, открываемых в определенном порядке физическим и юридическим лицам. Обозначить их особенности. Определение наличия бюджетных счетов в данной КО и порядок обслуживания.

Тема 5. «Осуществление межбанковских расчетов»

Изучить законодательные основы осуществления межбанковских расчетов. Особенности осуществления межбанковских расчетов (партнеры данного банка). Определить необходимые документы для межбанковских расчетов. Описать особенности осуществления операций данного банка через систему РКЦ.

Тема 6. «Осуществление международных расчетов по экспортно-импортным операциям»

Изучить законодательные основы осуществления международных операций банка. Определить виды экспортных и импортных операций данной КО. Виды документов, используемых при экспортных и импортных расчетах данной КО.

Тема 7. «Обслуживание расчетных операций с использованием различных видов платежных карт»

Изучить законодательные основы работы с пластиковыми банковскими картами различного вида, характерных для данной КО. Определить очередность списания денежных средств с банковских карт для физических и юридических лиц

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ОТЧЕТА О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ). ОЦЕНКА ИТОГОВ ПРАКТИКИ.

Материалы для написания отчета о практике собираются студентом в соответствии с настоящими методическими указаниями, с учетом места прохождения практики.

Производственная практика (по профилю специальности) оценивается исходя из представленного студентом отчета по практике согласно данному методическому указанию, ответов на вопросы, предоставленных документов в качестве приложений, производственной характеристики организации – места практики, аттестационного листа и дневника прохождения практики (по датам).

Вопросы к зачету

1. Роль банков в проведении безналичных расчетов для экономики РФ.

2. Понятие, принципы и значение ведения безналичных расчетов в деятельности кредитных организаций, коммерческих банков.

3.Нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение безналичных расчетов.

4. Исполнение доходной части федерального бюджета.

5. Исполнение расходной части федерального бюджета.

6. Схема функционирования ЕКС.

7. Организационные основы проведения банками операций с банковскими картами

8. Пользователи бюджетных средств.

9. Виды банковских карт.

10.Первичные документы и правила документооборота при расчетах по операциям с использованием банковских карт.

11. Законодательные основы регулирования международных расчетов.

12.Особенности проведения международных расчетов в форме документарных аккредитивов;

13.Особенности проведения международных расчетов в форме инкассо;

14. Особенности проведения международных расчетов в форме банковского перевода и тратты.

15. Порядок открытия, ведения и закрытия лицевых счетов клиентам.

16. Схема нумерации лицевых счетов.

17. Выписки из лицевых счетов.

18. Порядок открытия и закрытия расчетного счета клиента.

19. Законодательные основы банковской деятельности.

20. Схема документооборота при централизованных расчетах через РКЦ.

21. Прямые корреспондентские отношения.

22. Осуществление платежей по корреспондентским счетам банков.

23. Используемые формы расчетных документов: платежное поручение, аккредитив, чеки, инкассо.

24. Условия межбанковских расчетов.

25.Корреспондентские счета банков «ЛОРО» и «НОСТРО».

26. Система клиринговых расчетов.

27. Документы для открытия корреспондентских счетов в РКЦ БР.

28. Межфилиальные расчеты. Внутрибанковские правила ведения межфилиальных расчетов.

29. Порядок выдачи наличных денег кассой банка.

30.Завершение рабочего дня кассира.

31.Организация работы по ведению кассовых операций.

32.Формы расчетных документов.

33. Оформление первичных документов.

34. Виды счетов в зависимости от валюты.

35. Проведение операций по международным расчетам, связанных с экспортом.

36. Проведение операций по международным расчетам, связанных с импортом.


 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

Основные источники:

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 02.1996 г. № 17-ФЗ (с изм и доп.).

Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» №1-ФЗ, 10.01.2002г.

Зосимовская Н. Безопасность в индустрии платежных карт//Банки и технологии, 2017, №5.С.15.

Крахмалев С.В. Современная банковская практика проведения международных платежей - М. : ГроссМедиа, 2017. - 345 с.

Банковские операции: учеб.для студ. сред. проф. учеб.заведений / М.Р. Каджаева, С.В.Дубровская.-4-е изд.,стер.- М. : «Академия» 2016. - 400с.

Шевчук В.А. Банковское дело: учеб. пос. – 2-е изд. / В.А. Шевчук, Д.А. Шевчук – М. : РИОР, 2015. – 160 с.

Дополнительные источники:

Аксаков А. Будущее российских банков – за информационными технологиями// банковские технологии, 2017,№2.С.134.

Лайман Т., Иватури Г., Шташен Ш. Внеофисное банковское обслуживание // Банковские технологии, 2017, №4.С.22.

Электронные ресурсы:

http://www.cbr.ru.

http://sbrf.ru.

http://bankir.ru.

http://www.swift.ru.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пример оформления титульного листа отчета о практике


 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


 

«Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный колледж»

 

Отчет

о производственной практике по

ПМ.01. Ведение расчетных операций

в ______________________________________________________

 

студента (ки) __________________ курса, группы ____________

_______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Оценка______________________ Дата ______________________

 

Руководитель практики___________________________________

(Ф.И.О.)

________________________

подпись

ВОРОНЕЖ, 2017

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Форма бланка производственной характеристики

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

студента ГБПОУ ВО «Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа»________________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

группы __________ специальности 38.02.07 Банковское дело.

1. В период производственной практики с ______________________ г. по_____________ г. студент _____________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

в _____________________________________________________________________________наименование предприятия, организации, учреждения)

выполнял производственные задания на _______________________________________________________

_____________________________________________________________________________(перечислить рабочие места и основные виды работ)

1.1.Качество выполненных работ. _____________________________________________________________________________

(подробный отзыв)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1.2. Трудовая дисциплина ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Заключение: студент __________________ показал _______________ производственную подготовку. Организация ______________________________рекомендует присвоить _____________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

квалификацию: специалист банковского дела.

Руководитель практики от предприятия _______________________________________________________

(подпись, ФИО, печать)

Руководитель практики от ВГПГК ____________________________________________________________

(подпись, ФИО)

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

Образец аттестационного листа

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ

_________________________________________________________________,

ФИО

студент (ка) __ курса группы № ___ специальности СПО

__________________________________________________

код и наименование

прошел (ла) _______________________________практику по

_____________________________________________________________________

наименование профессионального модуля

в объеме_________часов с «___» ____________20__г. по «___» ______________20__г.

в организации________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

наименование организации

Оценка уровня освоения профессиональных компетенций

Наименование профессиональных компетенций

Уровень освоения

Примечание

     
     
     
     
     
     
     
     
     

Дата «____» _________________ 201___г.

Подпись руководителей практики:

от колледжа ___________________ _____________________

от организации _________________ ____________________


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Форма бланка дневника прохождения
производственной практики

 

Дневник прохождения производственной практики

Дата

Рабочее
место

Краткое содержание
выполненных работ

Подпись
руководителя

практики

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

Руководитель практики от предприятия ____________________

подпись, ФИО


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.