Методические указания по прохождению преддипломной практики студентов специальности СПО 38.02.07 Банковское дело

0
0
Материал опубликован 12 May 2020 в группе

Методические указания по прохождению производственной (преддипломной) практики

 специальность 38.02.07 Банковское дело

 

Автор: к.э.н., преподаватель МПЭК РЭУ им.Г.В.Плеханова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

4

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИКИ

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

 

6

20

 

22

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

 

КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗА ПРАКТИКУ 27

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ 34

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 36

 

1.Пояснтельная записка

 

Программа производственной практики является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации № 67 от 5 февраля 2018 года.

Целю практики является приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности CПO 38.02.07 Банковское дело, комплексное освоение всех видов профессиональной деятельности:

- Ведение расчетных операций.

- Осуществление кредитных операций.

- Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

В результате прохождения практики у студентов формируются общие и профессиональные компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1.Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

ПК 1.2.Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

ПК 1.3.Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

ПК 1.4.Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5.Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6.Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

ПК 2.1.Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2.Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3.Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4.Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5.Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта студента, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности в банковских организациях, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Преддипломная практика по специальности 38.02.07 Банковское дело проводится на завершающем этапе подготовки специалистов банковского дела после освоения программ профессиональных модулей, освоения теоретического и практического обучения и сдачи обучающимися всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС СПО и учебным планом по данной специальности.

Базами практики являются банковские организации:

- на основе прямых договоров, заключаемых между ними и колледжем;

- гарантийных писем банковских организаций.

Оборудование организаций – баз практик (банков) и технологическое оснащение рабочих мест производственной (преддипломной) практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренным программой, с использованием современных технологий и оборудования.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности в течении 4 недель, или 144 часов.

2. Содержание практики

 

Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям, знаниям и практическому опыту по каждому из профессиональных модулей в соответствии с ФГОС CПO по специальности 38.02.07 Банковское дело, рабочей программой профессиональных модулей и программой практики (таблица 1).

Таблица 1

Знания и умения по осваиваемым общим компетенциям

Код

компетенции

 

Формулировка компетенции

 

Знания, умения

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения.

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Умения: описывать значимость своей специальности

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности.

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности.

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности 38.02.07 Банковское дело.

Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения.

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности.

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

 

Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

 

Показатели освоения профессиональных компетенций по основным видам деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели освоения профессиональных компетенций по основным видам деятельности

 

Основные виды

деятельности

Код и наименование

компетенции

Показатели освоения компетенции

Ведение расчетных операций

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов

Практический опыт:

осуществления расчетно-кассового обслуживание клиентов

Умения:

- оформлять договоры банковского счета с клиентами;

- проверять правильность и полноту оформления расчетных документов;

- открывать и закрывать лицевые счета в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

- выявлять возможность оплаты расчетных документов исходя из состояния расчетного счета клиента, вести картотеку неоплаченных расчетных документов;

- оформлять выписки из лицевых счетов клиентов;

- рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за расчетное обслуживание;

- рассчитывать прогноз кассовых оборотов;

- составлять календарь выдачи наличных денег;

- рассчитывать минимальный остаток денежной наличности в кассе;

- составлять отчет о наличном денежном обороте;

- устанавливать лимит остатков денежной наличности в кассах клиентов;

- отражать в учете операции по расчетным счетам клиентов;

- исполнять и оформлять операции по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов;

- использовать специализированное программное обеспечение для расчетного обслуживания клиентов.

 

Знания:

- содержание и порядок формирования юридических дел клиентов;

- порядок открытия и закрытия лицевых счетов клиентов в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

- правила совершения операций по расчетным счетам, очередность списания денежных средств;

- порядок оформления, представления, отзыва и возврата расчетных документов;

- порядок планирования операций с наличностью;

- порядок лимитирования остатков денежной наличности в кассах клиентов;

- типичные нарушения при совершении расчетных операций по счетам клиентов

ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах

Практический опыт:

Умения:

- выполнять и оформлять расчеты платежными поручениями, аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика, платежными требованиями в банке поставщика и в банке плательщика, инкассовыми поручениями, чеками;

- использовать специализированное программное обеспечение и программно-аппаратный комплекс для работы с расчетной (платежной) документацией и соответствующей информацией

Знания:

- нормативные правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов;

- локальные нормативные акты и методические документы в области платежных услуг;

- формы расчетов и технологии совершения расчетных операций;

- содержание и порядок заполнения расчетных документов.

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней

Практический опыт:

 

Умения:

-оформлять открытие счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней;

оформлять и отражать в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней;

- оформлять и отражать в учете возврат налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей.

Знания:

- порядок нумерации лицевых счетов, на которых учитываются средства бюджетов;

порядок и особенности проведения операций по счетам бюджетов различных уровней;

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты

Практический опыт:

 

Умения:

- исполнять и оформлять операции по корреспондентскому счету, открытому в подразделении Банка России;

- проводить расчеты между кредитными организациями через счета ЛОРО и
НОСТРО;

- контролировать и выверять расчеты по корреспондентским счетам;

- осуществлять и оформлять расчеты банка со своими филиалами;

- вести учет расчетных документов, не оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентском счете;

- отражать в учете межбанковские расчеты;

- использовать специализированное программное обеспечение для совершения межбанковских расчетов.

Знания:

- системы межбанковских расчетов;

порядок проведения и учет расчетов по корреспондентским счетам, открываемым в подразделениях Банка России;

- порядок проведения и учет расчетов между кредитными организациями через корреспондентские счета (ЛОРО и НОСТРО);

- порядок проведения и учет расчетных операций между филиалами внутри одной кредитной организации;

- типичные нарушения при совершении межбанковских расчетов.

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Практический опыт:

 

Умения:

- проводить и отражать в учете расчеты по экспортно-импортным операциям банковскими переводами в порядке документарного инкассо и документарного аккредитива;

- проводить конверсионные операции по счетам клиентов;

- рассчитывать и взыскивать суммы вознаграждения за проведение международных расчетов и конверсионных операций;

- осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки;

Знания:

- нормы международного права, определяющие правила проведения международных расчетов;

- формы международных расчетов: аккредитивы, инкассо, переводы, чеки;

- виды платежных документов, порядок проверки их соответствия условиям и формам расчетов;

- порядок проведения и отражение в учете операций международных расчетов с использованием различных форм;

- порядок и отражение в учете переоценки средств в иностранной валюте;

- порядок расчета размеров открытых валютных позиций;

- порядок выполнения уполномоченным банком функций агента валютного контроля;

- меры, направленные на предотвращение использования транснациональных операций для преступных целей;

- системы международных финансовых телекоммуникаций;

ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт

Практический опыт:

 

Умения:

- консультировать клиентов по вопросам открытия банковских счетов, расчетным операциям, операциям с использованием различных видов платежных карт;

- оформлять выдачу клиентам платежных карт;

- оформлять и отражать в учете расчетные и налично-денежные операции при использовании платежных карт в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;

- использовать специализированное программное обеспечение совершения операций с платежными картами.

Знания:

- виды платежных карт и операции, проводимые с их использованием;

условия и порядок выдачи платежных карт;

технологии и порядок учета расчетов с использованием платежных карт, документальное оформление операций с платежными картами;

типичные нарушения при совершении операций с платежными картами.

Осуществление кредитных операций

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов

Практический опыт:

оценки кредитоспособности клиентов

Умения:

- консультировать заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов;

- анализировать финансовое положение заемщика - юридического лица и технико-экономическое обоснование кредита;

- определять платежеспособность физического лица;

- оценивать качество обеспечения и кредитные риски по потребительским кредитам;

- проверять полноту и подлинность документов заемщика для получения кредитов;

- проверять качество и достаточность обеспечения возвратности кредита;

- составлять заключение о возможности предоставления кредита;

- оперативно принимать решения по предложению клиенту дополнительного банковского продукта (кросс-продажа);

- проводить андеррайтинг кредитных заявок клиентов;

- проводить андеррайтинг предмета ипотеки;

Знания:

- нормативные правовые акты, регулирующие осуществление кредитных операций и обеспечение кредитных обязательств;

- законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- законодательство Российской Федерации о персональных данных;

- нормативные документы Банка России об идентификации клиентов и внутреннем контроле (аудите);

- рекомендации Ассоциации региональных банков России по вопросам определения кредитоспособности заемщиков;

- порядок взаимодействия с бюро кредитных историй;

- законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей, в том числе потребителей финансовых услуг;

- требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику;

состав и содержание основных источников информации о клиенте;

методы оценки платежеспособности физического лица, системы кредитного скоринга;

- методы андеррайтинга кредитных заявок клиентов;

методы андеррайтинга предмета ипотеки;

методы определения класса кредитоспособности юридического лица.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

Практический опыт:

осуществления и оформления выдачи кредитов

Умения:

- составлять договор о залоге;

оформлять пакет документов для заключения договора о залоге;

- составлять график платежей по кредиту и процентам, контролировать своевременность и полноту поступления платежей;

- оформлять комплект документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов;

- оформлять выписки по лицевым счетам заемщиков и разъяснять им содержащиеся в выписках данные;

- формировать и вести кредитные дела;

Знания:

- законодательство Российской Федерации о залогах и поручительстве;

гражданское законодательство Российской Федерации об ответственности за неисполнение условий договора;

- законодательство Российской Федерации об ипотеке;

- законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- содержание кредитного договора, порядок его заключения, изменения условий и расторжения;

- состав кредитного дела и порядок его ведения;

- типичные нарушения при осуществлении кредитных операций.

ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов

Практический опыт:

осуществления сопровождения выданных кредитов

Умения:

- составлять акты по итогам проверок сохранности обеспечения;

- оформлять и отражать в учете операции по выдаче кредитов физическим и юридическим лицам, погашению ими кредитов;

оформлять и вести учет обеспечения по предоставленным кредитам;

- оформлять и отражать в учете начисление и взыскание процентов по кредитам;

вести мониторинг финансового положения клиента;

- контролировать соответствие и правильность исполнения залогодателем своих обязательств;

- оценивать качество обслуживания долга и кредитный риск по выданным кредитам;

выявлять причины ненадлежащего исполнения условий договора и выставлять требования по оплате просроченной задолженности;

- выбирать формы и методы взаимодействия с заемщиком, имеющим просроченную задолженность;

- разрабатывать систему мотивации заемщика, имеющего просроченную задолженность, и применять ее с целью обеспечения производства платежей с учетом индивидуальных особенностей заемщика и условий кредитного досье;

- направлять запросы в бюро кредитных историй в соответствии с требованиями действующего регламента;

- находить контактные данные заемщика в открытых источниках и специализированных базах данных;

- подбирать оптимальный способ погашения просроченной задолженности;

планировать работу с заемщиком, имеющим просроченную задолженность, на основании предварительно проделанной работы и с учетом намерений заемщика по оплате просроченной задолженности;

- рассчитывать основные параметры реструктуризации и рефинансирования потребительского кредита;

- оформлять и вести учет просроченных кредитов и просроченных процентов;

- оформлять и вести учет списания просроченных кредитов и просроченных процентов;

- использовать специализированное программное обеспечение для совершения операций по кредитованию.

Знания:

- способы и порядок предоставления и погашения различных видов кредитов;

способы обеспечения возвратности кредита, виды залога;

- методы оценки залоговой стоимости, ликвидности предмета залога;

- локальные нормативные акты и методические документы, касающиеся реструктуризации и рефинансирования задолженности физических лиц;

- бизнес-культуру потребительского кредитования;

- способы и порядок начисления и погашения процентов по кредитам;

- порядок осуществления контроля своевременности и полноты поступления платежей по кредиту и учета просроченных платежей;

- критерии определения проблемного кредита;

- типовые причины неисполнения условий кредитного договора и способы погашения просроченной задолженности;

- меры, принимаемые банком при нарушении условий кредитного договора;

- отечественную и международную практику взыскания задолженности;

- методологию мониторинга и анализа показателей качества и эффективности истребования просроченной и проблемной задолженности по потребительским кредитам.

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов

Практический опыт:

проведения операций на рынке межбанковских кредитов

Умения:

- определять возможность предоставления межбанковского кредита с учетом финансового положения контрагента;

- определять достаточность обеспечения возвратности межбанковского кредита;

- пользоваться оперативной информацией о ставках по рублевым и валютным межбанковским кредитам, получаемой по телекоммуникационным каналам;

- применять универсальное и специализированное программное обеспечение, необходимое для сбора и анализа информации для сотрудничества на межбанковском рынке;

- пользоваться справочными информационными базами данных, необходимых для сотрудничества на межбанковском рынке;

- оформлять и отражать в учете сделки по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита;

Знания:

- порядок оформления и учета межбанковских кредитов;

- особенности делопроизводства и документооборот на межбанковском рынке;

основные условия получения и погашения кредитов, предоставляемых Банком России.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Практический опыт:

Формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам

Умения:

- рассчитывать и отражать в учете сумму формируемого резерва;

- рассчитывать и отражать в учете резерв по портфелю однородных кредитов

Знания:

- нормативные документы Банка России и внутренние документы банка о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери;

- порядок оценки кредитного риска и определения суммы создаваемого резерва по выданному кредиту;

- порядок и отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам;

- порядок и отражение в учете списания нереальных для взыскания кредитов.

ПМ.03 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (20002 Агент банка)

Выполнение работ агента банка

Практический опыт:

консультирования клиентов по банковским продуктам и услугам

Умения:

- осуществлять поиск информации о состоянии рынка банковских продуктов и услуг;

- выявлять мнение клиентов о качестве банковских услуг и представлять информацию в банк;

- выявлять потребности клиентов;

- определять преимущества банковских продуктов для клиентов;

- ориентироваться в продуктовой линейке банка;

- консультировать потенциальных клиентов о банковских продуктах и услугах из продуктовой линейки банка;

- консультировать клиентов по тарифам банка;

- выбирать схемы обслуживания, выгодные для клиента и банка;

- формировать положительное мнение у потенциальных клиентов о деловой репутации банка;

- использовать личное имиджевое воздействие на клиента;

- переадресовывать сложные вопросы другим специалистам банка;

- формировать собственную позитивную установку на процесс продажи банковских продуктов и услуг;

- осуществлять обмен опытом с коллегами;

- организовывать и проводить презентации банковских продуктов и услуг;

- использовать различные формы продвижения банковских продуктов;

- осуществлять сбор и использование информации с целью поиска потенциальных клиентов.

Знания:

- определения банковской операции, банковской услуги и банковского продукта;

- классификацию банковских операций;

- особенности банковских услуг и их классификацию;

- параметры и критерии качества банковских услуг;

- понятие жизненного цикла банковского продукта и его этапы;

- структуру цены на банковский продукт и особенности ценообразования в банке;

- определение ценовой политики банка, ее объекты и типы;

- понятие продуктовой линейки банка и ее структуру;

- продукты и услуги, предлагаемые банком, их преимущества и ценности;

- основные банковские продукты для частных лиц, корпоративных клиентов и финансовых учреждений;

- организационно-управленческую структуру банка;

- составляющие успешного банковского бренда;

- роль бренда банка в продвижении банковских продуктов;

- понятие конкурентного преимущества и методы оценки конкурентных позиций банка на рынке банковских услуг;

- особенности продажи банковских продуктов и услуг;

- основные формы продаж банковских продуктов;

- политику банка в области продаж банковских продуктов и услуг;

- условия успешной продажи банковского продукта;

- этапы продажи банковских продуктов и услуг;

- организацию послепродажного обслуживания и сопровождения клиентов;

- отечественный и зарубежный опыт проведения продаж банковских продуктов и услуг;

- способы и методы привлечения внимания к банковским продуктам и услугам;

- способы продвижения банковских продуктов;

- правила подготовки и проведения презентации банковских продуктов и услуг;

- принципы взаимоотношений банка с клиентами;

- психологические типы клиентов;

- приёмы коммуникации;

- способы выявления потребностей клиентов;

- каналы для выявления потенциальных клиентов.

 

3. Организация и проведение практики

В колледже разработаны следующие документы по организации и проведению практики:

- договор с организацией о проведении практики;

- программа практики;

- календарно-тематический план;

- распоряжение о направлении на практику и назначении руководителей практики;

- график проведения практики.

Колледж:

- планирует и утверждает в учебном плане все виды и этапы практики в соответствии с ФГОС CПO;

- заключает договоры на организацию и проведение практики;

- разрабатывает и согласовывает с организациями содержание и планируемые результаты практики;

- осуществляет руководство практикой;

-контролирует реализацию программы и условия проведения практики организациями, в том числе, требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности в соответствии с правилами и нормами, в том числе, отраслевыми;

- формирует группы в случае применения групповых форм проведения практики;

- совместно с организациями, участвующими в организации и проведении практики, организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций обучающихся, освоенных ими в ходе прохождения практики;

- разрабатывает и согласовывают с организациями формы отчетности и оценочный материал прохождения практики;

- предоставляет студентам основные формы отчётных документов и оценочный материал прохождения практики.

Организации, участвующие в проведении практики:

- заключают договоры на организацию и проведение практики;

- согласовывают программы практики, содержание и планируемые результаты практики;

- предоставляют рабочие места студентам, назначают руководителей практики от организации из числа высококвалифицированных работников организации, наставников, помогающих обучающимся овладевать профессиональными навыками в банковской сфере;

-участвуют в разработке процедуры оценки результатов освоения общих и профессиональных компетенций, полученных в период прохождения практики, а также в определении оценки самих результатов;

- участвуют в формировании оценочного материала для оценки общих и профессиональных компетенций, освоенных обучающимися в период прохождения практики;

- обеспечивают безопасные условия прохождения практики студентами, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;

- проводят инструктаж студентов по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, сохранения банковской тайны, а также правилами внутреннего трудового распорядка;

- при наличии вакантных должностей могут заключать с обучающимися трудовые договоры.

Студенты, осваивающие образовательную программу, в период прохождения практики в организациях обязаны:

- выполнять задания, предусмотренные программами практики;

- соблюдать действующие в банке правила внутреннего трудового распорядка;

- строго соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

- вести дневник производственной (преддипломной) практики;

- составлять отчет по практике.

Допуск студентов для прохождения производственной (преддипломной) практики осуществляется распоряжением директора колледжа.

Организацию и руководство преддипломной практикой осуществляют руководители практики от колледжа и от банка.

В период прохождения практики с момента зачисления студентов в банковскую организацию на них распространяются требования охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, а также трудовое законодательство, в том числе, в части государственного социального страхования.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении производственной практики в организациях должна соответствовать недельной учебной нагрузке студентов, и не превышать рамок возрастной группы: для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 35 часов в неделю (ст. 92 TK РФ), в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 TK РФ).

Производственную (преддипломную) практику проводят руководители практики от колледжа, назначаемые распоряжением директора колледжа.

Руководители практики от колледжа:

- принимают участие в распределении обучающихся по базам прохождения практики;

- согласовывают с руководителем практики от организации задание на период практики;

- осуществляют систематический контроль за прохождением практики и соответствием видов работ, выполняемых студентами в период практики, профилю специальности в рамках профессиональных компетенций производственной практики;

- оказывают методическую помощь обучающимся при выполнении ими заданий и сборе материалов к выпускной квалификационной работе;

- оценивают результаты практики.

 

4.Задания для прохождения практики

Тематический план и содержание производственной (преддипломной) практики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Тематический план и содержание производственной (преддипломной) практики

 

Наименование разделов и видов деятельности

Содержание

Объем часов

 

1

2

3

 

Раздел 1. Знакомство с банком

- прохождение инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности, банковской тайне;

- история создания банка, его местонахождение и правовой статус;

- бренд (name, логотип, слоган, миссию и ценности),

- наличие лицензий на момент прохождения практики,

- состав акционеров банка;

- схему организационной структуры банка;

- состав филиальной сети;

- информацию о рейтингах и премиях банка;

- проводимые банком ребрендинг и рестайлинг;

- анализ обслуживаемой клиентуры;

- анализ корпоративных стандартов обслуживания клиентов;

- изучение Кодекса корпоративной этики кредитной организации.

- изучение политики банка в области корпоративной социальной ответственности.

- изучение стратегии развитии банка.

10

 

Раздел 2. Финансовый анализ деятельности банка

- анализ основных показателей деятельности банка в динамике за три года;

- анализ соблюдения банком экономических нормативов;

- анализ ресурсной базы банка;

- анализ показателей качества активов и пассивов банка;

- анализ финансового результата деятельности банка.

8

 

Раздел 3.Анализ продуктовой линейки банка

- знакомство с продуктовой линейкой банка;

- изучение основных характеристик банковских продуктов для населения, корпоративных клиентов и кредитных организаций;

- изучение тарифов на банковское обслуживание для физических и юридических лиц;

- анализ каналов обслуживания розничных клиентов;

- изучение работы банка с группами клиентов, нуждающихся в социальной поддержке (молодежь, пенсионеры, инвалиды);

- консультирование клиентов по различным видам продуктов и услуг в банке (работа под руководством сотрудника банка);

- участие в работе по организации презентации банковских продуктов и услуг.

10

 

Раздел 4. Ознакомление с работой подразделений, деятельность которых связана с облуживанием клиентов:

- ознакомление с основными подразделениями кредитной организации, деятельность которых связана с обслуживанием клиентов;

- изучение основных характеристик зон обслуживания клиентов в банке.

- ознакомление с внутренней документацией банка, нормативными инструкциями, общими положениями;

- изучение модели компетенций сотрудников банка;

- изучение системы оценки результатов деятельности сотрудников;

- изучение системы оценки качества обслуживания клиентов;

- ознакомление с системой контроля в банке за соблюдением норм и правил обслуживания клиентов.

- изучение системы обеспечения безопасности (конфиденциальности) клиентов.

12

 

Раздел 5. Работа в качестве помощника специалиста банковского дела

- изучение должностных инструкций работников подразделений банка и практики работы данных подразделений;

- участие в работе по открытию банковских счетов клиентов;

- участие в работе по формированию и ведению юридических дел клиентов банка;

- участие в работе по оформлению выписок лицевых счетов клиентов банка;

- участие в работе по проверке правильности и полноты оформления расчетных документов;

- участие в работе по оформлению документов аналитического и синтетического учета;

- участие в работе по консультированию заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов;

- участие в работе по проверке платежеспособности физических, юридических лиц.

60

 

Раздел 6. Сбор и систематизация материалов по теме дипломной работы.

- выявление специфики исследуемой проблемы по месту прохождения практики (определить, какую сторону исследуемой проблемы можно изучить на материалах банка, какую – из других информационных источников).

- выбор способов решения поставленных задач и методов исследования дипломной работы (определить, какие методы исследования надо использовать для сбора информации по решению проблемы исследования и особенности применения этих методов).

- сбор нормативного и фактического материала по теме исследования.

- анализ, систематизация и обобщение собранной информации;

- обобщение материала по расчетной части, составление выводов, заключения по дипломной работе;

- подбор документов по теме для приложений к дипломной работе;

- дифференцированный зачет.

44

 

 

Всего часов:

 

144

 

5. Общие требования к оформлению и защите отчета по производственной практике

Аттестация по итогам производственной (преддипломной) практики проводится на основании предоставленных документов и защиты отчетов по практике.

По результатам производственной (преддипломной) практики руководителями практики от банка и от колледжа формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения студентами общих и профессиональных компетенций.

По окончании практики студенты сдают следующие отчётные документы:

- отчет о прохождении практики, который должен содержать сведения о непосредственно выполненной студентами работе в период практики, а также краткое описание деятельности банка, выводы и предложения (титульный лист отчета представлен в приложении 1);

- дневник производственной (преддипломной) практики (приложение 2);

- аттестационный лист (приложение 3);

- отзыв-характеристика (по результатам преддипломной практики, приложение 4).

В качестве приложения к отчёту о прохождении практики студент оформляет графические, фотооматериалы, образцы заполненных банковских документов, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.

Практика завершается дифференцированным зачетом в соответствии с учебным планом по специальности 38.02.07 Банковское дело при условии положительного аттестационного листа по практике, подписанного руководителями практики от банка и от колледжа об уровне освоения общих и профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики руководителя практики от банка на обучающегося по освоению общих и профессиональных компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета по практике в соответствии с утвержденным заданпем. Оценка, выставленная на диффернецированном зачете по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента.

Результаты практики с дифференцированной оценкой учитываются при рассмотрении вопроса о назначении стипендии.

Студенты, без уважительной причины не прошедшие практику в сроки в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса или имеющие неудовлетворительную оценку по практике, отчисляются из колледжа, как имеющие академическую задолженность, в установленном порядке.

Отчет по практике должен быть грамотно написан и правильно оформлен. Текст работы должен быть набран в редакторе Microsoft Word или бесплатном аналоге, например, из пакетов OpenOffice или LibreOffice. Отчет выполняется на белой бумаге формата А4 (210 х 297 мм) компьютерного набора и последующей печати без режима экономии тонера и чернил. Текст должен иметь четкие очертания всех символов. Печать должна быть без смазывания и непропечатанных мест, помарок и исправлений. Нумерация страниц проводится внизу, по центру страницы, арабскими цифрами. При этом первая страница не нумеруется, то есть нумерация начинается со страницы «Оглавление» с цифры «2». Текст: шрифт Times New Roman, размер - 14, поля: слева - 3,5 см, сверху - 2,5 см, справа - 2 см, внизу - 2 см, отступ абзаца - 1,25 см. Переносы слов по слогам делаются по всему тексту отчета. Основной текст отчета печатается 1,5 междустрочным интервалом компьютерного набора. Выравнивание текста устанавливается «По ширине страницы». В тексте можно использовать шрифтовые выделения (размер шрифта, полужирный, курсив), но не используется подчеркивание символов. Обязательным элементом отчета является титульный лист (приложение 1), на котором проставляется фамилия, имя, отчество и должность руководителей практики от колледжа и от банка, печать банка.

В тексте необходимо соблюдать абзац в строке при начале новой смысловой части. Абзацы позволяют обозначить логические переходы внутри текста. Заголовки глав и параграфов в тексте пишутся строчными буквами с первой прописной, выделяются жирным шрифтом и выравниваются по центру. Каждую главу работы требуется начинать с нового листа (страницы). Каждая глава начинается со слова «Глава», затем следуют цифры (используется сквозная нумерация глав во всей работе). Нумерация осуществляется арабскими цифрами. Не разрешается помещать заголовки отдельно от текста. На странице, где приводится заголовок, должно быть не менее двух строк последующего текста.

Приложение к отчету оформляется как продолжение работы. Начинается с отдельной страницы - вкладки, на которой крупно написано: «Приложение» или «Приложения». Страница эта не нумеруется и в общий счет страниц не входит. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок с указанием вверху справа страницы слова «Приложение» и его обозначения (арабскими цифрами). Все страницы приложения (кроме страницы-вкладки) нумеруются также как и основной текст отчета, причем нумерация страниц идет с продолжением.

К иллюстрациям относят: графики, схемы, рисунки, фотографии. Иллюстрация - это объяснение с помощью наглядных и убедительных примеров. Иллюстрированный материал первой необходимости, неразрывно связанный с текстом работы следует располагать непосредственно после текста. На все иллюстрации должны быть ссылки в работе. Иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь названия, указные под иллюстрацией. Нумерация иллюстраций должна быть сквозной по всему тексту отчета. Все дополнительные или вспомогательные материалы, которые интересны и важны, но являются промежуточными результатами выполнения работ, выносятся в приложение.

Таблицы в отчете располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь название, которое помещается после слова «Таблица». Слово «Таблица» начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Нумерация таблиц должна быть сквозной по всему тексту отчета.

Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин, в той последовательности, в которой они даны в формуле. Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Уравнения и формулы нумеруются в круглых скобках справа от формулы. Нумерация уравнений и формул должна быть сквозной по всему тексту отчета.

В текстовой части отчета все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений. По всей работе следует выдерживать, принцип единообразия сокращений, т.е. одно и то же слово везде сокращается одинаково, либо везде не сокращается. Например, и др.- и другие, т.е. - то есть, им. - имени. Если специальные буквенные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто повторяются, то при первом упоминании пишется полное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой в дальнейшем пользуются.

Сдается отчет в папке, листы отчета вкладываются в файлы. К отчету также должны быть приложены три фотографии студента (можно черно-белые): на рабочем месте, рядом с руководителем практики от банка, рядом с вывеской банка.

 

 

6. Критерии выставления оценки за практику


 

Защита отчета по практике проводится на основании Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

Дифференцированный зачет по производственной практике проводится на основе принципов объективности и беспристрастности с целью определения:

- соответствия уровня и качества подготовки специалиста в соответствии с ФГОС СПО;

- полноты и прочности теоретических знаний по профессиональным модулям;

- сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач;

- полноты освоения практического опыта по основным видам деятельности;

-объективного установления фактического уровня освоения общих и профессиональных компетенций.

Таблица

Критерии и методы оценки освоения компетенций

Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля


 

Критерии оценки


 

Методы оценки

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

 

Демонстрация умений владеть актуальными методами работы в профессиональной сфере; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с руководителя практики от банка). Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при осуществлении консультирования клиентов банка по банковским продуктам и их продажам.

Точность, правильность и пол­нота выполнения профессио­нальных задач.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Демонстрация умений определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска. Оперативность поиска, результативность анализа и интерпретации информации и ее использование для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Широта использования различных источников информации, включая электронные.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Демонстрация умений определять актуальность нормативно-правовой документации в банковской деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования. Интерес к инновациям в области профессиональной деятельности; выстраивание траектории профессионального развития и самоообразования; осознанное планирование повышения квалификации.

Демонстрация способности к организации и планированию самостоятельной деятельности при выполнении заданий по практике.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Демонстрация умений организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности . Стремление к сотрудничеству и коммуникабельность при взаимодействии коллегами, клиентами банка, преподавателями и руководителями практики в ходе прохождения практики и защиты отчета по практике.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

Демонстрация умения описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения. Демонстрация навыков грамотно излагать свои мысли и оформлять профессиональную документацию на государственном языке Российской Федерации, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста.

 

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Демонстрация гражданско-патриотической позиции, соблюдение общечеловеческих ценностей.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Демонстрация стремления соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности «Банковское дело».

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Демонстрация использования физкультурно-оздоровительной деятельности для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применение рациональных приемов двигательных функций в профессиональной деятельности; умение пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности 38.02.07 Банковское дело.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Демонстрация навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности; анализ и оценка информации на основе применения профессиональных технологий, использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для реализации профессиональной деятельности

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

Демонстрация умений понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Демонстрация умений составлять документацию, относящуюся к процессам профессиональной деятельности на государственном и иностранном языках

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Демонстрация умения выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

Демонстрация знаний порядка выстраивания презентации и кредитных банковских продуктов.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

Демонстрация навыков осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 1.2.Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

Демонстрация навыков осуществления безналичных платежеи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

Демонстрация навыков осуществления расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.

Демонстрация навыков осуществления межбанковских расчетов.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

Демонстрация навыков осуществления международных расчетов по экспортно-импортным операциям.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 1.6 Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

Демонстрация навыков обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов

Демонстрация навыков оценивать кредитоспособность клиентов

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов

 

Демонстрация навыков осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 2.3.Осуществлять сопровождение выданных кредитов

 

Демонстрация навыков сопровождения выданных кредитов

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 2.4. Проводить операции на рынке межбанковских кредитов

 

Демонстрация навыков проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.

ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам

Демонстрация навыков Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Оценка деятельности студента при выполнении работ по практике и во время защиты отчета по практике.


 

Порядок подготовки и проведения промежуточной аттестации в форме форме дифференцированного зачета:

- консультации осуществляются руководителями практики от банка и от колледжа в течение всего периода практики;

- защита отчета осуществляется руководителем практики от колледжа и проходит в виде устного собеседования в последний день практики согласно графика.

Руководитель практики от банка заполняет аттестационный лист, в котором дается оценка деятельности учащегося и освоения им профессиональных и общих компетенций.

На основании этого руководитель практики от колледжа, проверив усвоенные знания и оформление отчета, выставляет общую оценку. Критерии оценивания:

- «Отлично», - студент представил полный комплект документов, все документы подписаны руководителем практики от банка и заверены печатью. Цель практики достигнута полностью: полноценно отработаны и применены на практике профессиональные компетенции. Замечания от организации отсутствуют, а работа студента оценена на «отлично». Студент аргументированно и убедительно прокомментировал отчет по практике. В результате собеседования студент демонстрирует глубокие знания, полностью владеет профессиональной терминологией. Отчет по практике представлен в срок, не имеется ошибок в формлении отчета.

- «Хорошо» - студент представил полный комплект документов, но некоторые документы не подписаны или заверены ненадлежащим образом. Цель практики выполнена почти полностью: частично отработаны и применены на практике общие и профессиональные компетенции. В отчете (характеристике), подписанном руководителем практики от банка и заверенном печатью имеются незначительные замечания, а работа студента оценена на «хорошо», что свидетельствует о сформированности у студента надлежащих компетенций, однако страдающих от неявной выраженности. Студент убедительно и уверено прокомментировал отчет по практике. В результате собеседования студент демонстрирует достаточные знания, хорошо владеет профессиональной терминологией. Отчет по практике представлен в срок, однако имеются незначительные замечания по офрмлению отчета.

- «Удовлетворительно» - студент представил полный комплект документов, но некоторые документы не подписаны или заверены ненадлежащим образом. Цель практики выполнена частично: недостаточно освоены общие и профессиональные компетенции, о чем есть отметка в аттестационном листе. В отзыве (характеристике) высказаны критические замечания от представителей банка, а работа студента оценена на «удовлетворительно». Студент отвечал неполно, неуверенно прокомментировал отчет по практике. Отчет по практике представлен в срок, однако имеются существенные замечания по содержанию и оформлению. Студент затрудняется в результате собеседования пользоваться профессиональной терминологией, дополнительные вопросы преподавателя вызывают затруднения.

- «Неудовлетворительно» - комплект документов неполный. Цель практики выполнена эпизодически: не отработаны или некачественно применены на практике профессиональные компетенции (примеры и результаты деятельности отсутствуют). Высказаны серьёзные замечания от представителей организации, а работа студента оценена на «неудовлетворительно». Студент удовлетворительно не ответил на вопросы преподавателя. Отчет по практике представлен в срок, однако является неполным и не соответствует предьвляемым требованиям по содержанию и оформлению. Также неудовлетворительная оценка выставляется в случае, если студент не прошел практику по неуважительной причине или не представил комплект отчётных документов.


 

7. Информационное обеспечение прохождения практики

 

7.1 Печатные издания


 

1. Банковское дело в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018.

2. Банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018.

3. Банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018.

4 .Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под редакцией Н. Н. Мартыненко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018.

5.Тавасиев, А. М. Банковское дело в 2 ч. Часть 2. Технологии обслуживания клиентов банка : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018


 

7.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Электронный ресурс Банка России.- Режим доступа http://www.cbr.ru

2. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа http://www.consultant.ru
3. Справочно-правовая система «ГАРАНТ».- Режим доступа
http://www.aero.garant.ru

4. Электронно-библиотечная система "Znanium. Режим доступа http:// znanium.com

5. Электронная библиотека издательства Юрайт - Режим доступа http://www.biblio-online.ru

6. Электронные ресурсы кредитных организаций Российской Федерации в сети Интернет.


 

7.3 Дополнительная литература

1. Федеральный закон от 02 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изменениями и дополнениями

3. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (последняя редакция).

4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция).

5. «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) (последняя редакция) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2012 N 24667).

6. «Положение о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П) (ред. от 28.02.2019) (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2017 N 46021) (последняя редакция).

7. «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (утв. Банком России 28.06.2017 №590-П) (последняя редакция) (вместе и «Порядком оценки кредитного риска по портфелю (портфелям) однородных ссуд»).

8. «Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 29.01.2018 N 630-П).

 


 

Приложение 1


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Среднее профессиональное образование

Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)


 

 

 

ОТЧЕТ

 

по производственной практике (преддипломной)

ПДП Производственная (преддипломная) практика

Специальность 38.02.07 Банковское дело

 

Студент _____________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Группа

 

Руководитель практики от колледжа:

 

____________ ____________________________

(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

Руководитель практики от организации:

 

__________________________________________________________________

(должность)

 

_________________ _______________________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

М.П.

 

 

 

 

Москва, 20__ год


 

Приложение 2


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

Среднее профессиональное образование

Московский промышленно-экономический колледж
(МПЭК)

 

 

 

Дневник производственной практики (преддипломной)

 

 

 

 

ПДП. Производственная практика (преддипломная)

Студент ___ курса

Специальности 38.02.07 Банковское дело

Группа____________________

Фамилия___________________

Имя_______________________

Отчество___________________

Период проведения практики

 

с «_____»______________20___ года по «_____»______________20__ года

 

 

СВЕДЕНИЯ О БАЗЕ ПРАКТИКИ

 

 

Руководитель практики от колледжа:

 

 

Ф.И.О.: _________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (полностью))

 

Должность: преподаватель

 

 

Руководитель практики от организации:

 

 

Ф.И.О.: _________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя практики по месту
прохождения практики)

 

Должность: _________________________________________

 

 

 

База практики (название организации)

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

Адрес организации:_________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

 

Период прохождения практики:

 

 

с «___»______________20__ года по «____»________________20__ года

 

 

Дата или период выполнения работ

Краткое содержание выполняемых работ

Подпись руководителя практики от организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель практики от организации:

 

______________________________________________________________________

(должность)

 

_________________ _________________________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

 

М.П.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целю практики является приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности CПO 38.02.07 Банковское дело, комплексное освоение всех видов профессиональной деятельности:

- Ведение расчетных операций.

- Осуществление кредитных операций.

- Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

В результате прохождения практики у студентов формируются общие и профессиональные компетенции:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 1.1.Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

ПК 1.2.Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

ПК 1.3.Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

ПК 1.4.Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5.Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6.Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

ПК 2.1.Оценивать кредитоспособность клиентов.

ПК 2.2.Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.

ПК 2.3.Осуществлять сопровождение выданных кредитов.

ПК 2.4.Проводить операции на рынке межбанковских кредитов.

ПК 2.5.Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта студента, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности в банковских организациях, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Заключение руководителя практики от колледжа и оценка результатов практики

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Итоговая оценка по практике __________________________________________________________

 

Руководитель практики от колледжа:

 

_______________ ____________________________

(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

 

 

Дневник практики проверен

 

 

Председатель ЦМК «Банковское дело» _________________________ Н.Н. Климова

(подпись)

 

 

Приложение 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

колледж
(МПЭК)

 

 

 

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

(характеристика профессиональной деятельности обучающегося во время
производственной практики (преддипломной))

 

 

_____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Обучающийся на ____ курсе по специальности 38.02.07

Группа _________________________

успешно прошел (ла) производственную практику (преддипломную)

в объеме 144 часа с «___»____________20__ года по «___»_____________20__ года

 

1. Виды и объем работ, выполненные студентами во время практики

 

Наименование разделов и видов деятельности

Содержание

Объем часов

 

1

2

3

 

Раздел 1. Знакомство с банком

- прохождение инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности, банковской тайне;

- история создания банка, его местонахождение и правовой статус;

- бренд (name, логотип, слоган, миссию и ценности),

- наличие лицензий на момент прохождения практики,

- состав акционеров банка;

- схему организационной структуры банка;

- состав филиальной сети;

- информацию о рейтингах и премиях банка;

- проводимые банком ребрендинг и рестайлинг;

- анализ обслуживаемой клиентуры;

- анализ корпоративных стандартов обслуживания клиентов;

- изучение Кодекса корпоративной этики кредитной организации.

- изучение политики банка в области корпоративной социальной ответственности.

- изучение стратегии развитии банка.

10

 

Раздел 2. Финансовый анализ деятельности банка

- анализ основных показателей деятельности банка в динамике за три года;

- анализ соблюдения банком экономических нормативов;

- анализ ресурсной базы банка;

- анализ показателей качества активов и пассивов банка;

- анализ финансового результата деятельности банка.

8

 

Раздел 3.Анализ продуктовой линейки банка

- знакомство с продуктовой линейкой банка;

- изучение основных характеристик банковских продуктов для населения, корпоративных клиентов и кредитных организаций;

- изучение тарифов на банковское обслуживание для физических и юридических лиц;

- анализ каналов обслуживания розничных клиентов;

- изучение работы банка с группами клиентов, нуждающихся в социальной поддержке (молодежь, пенсионеры, инвалиды);

- консультирование клиентов по различным видам продуктов и услуг в банке (работа под руководством сотрудника банка);

- участие в работе по организации презентации банковских продуктов и услуг.

10

 

Раздел 4. Ознакомление с работой подразделений, деятельность которых связана с облуживанием клиентов:

- ознакомление с основными подразделениями кредитной организации, деятельность которых связана с обслуживанием клиентов;

- изучение основных характеристик зон обслуживания клиентов в банке.

- ознакомление с внутренней документацией банка, нормативными инструкциями, общими положениями;

- изучение модели компетенций сотрудников банка;

- изучение системы оценки результатов деятельности сотрудников;

- изучение системы оценки качества обслуживания клиентов;

- ознакомление с системой контроля в банке за соблюдением норм и правил обслуживания клиентов.

- изучение системы обеспечения безопасности (конфиденциальности) клиентов.

12

 

Раздел 5. Работа в качестве помощника специалиста банковского дела

- изучение должностных инструкций работников подразделений банка и практики работы данных подразделений;

- участие в работе по открытию банковских счетов клиентов;

- участие в работе по формированию и ведению юридических дел клиентов банка;

- участие в работе по оформлению выписок лицевых счетов клиентов банка;

- участие в работе по проверке правильности и полноты оформления расчетных документов;

- участие в работе по оформлению документов аналитического и синтетического учета;

- участие в работе по консультированию заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов;

- участие в работе по проверке платежеспособности физических, юридических лиц.

60

 

Раздел 6. Сбор и систематизация материалов по теме дипломной работы.

- выявление специфики исследуемой проблемы по месту прохождения практики (определить, какую сторону исследуемой проблемы можно изучить на материалах банка, какую – из других информационных источников).

- выбор способов решения поставленных задач и методов исследования дипломной работы (определить, какие методы исследования надо использовать для сбора информации по решению проблемы исследования и особенности применения этих методов).

- сбор нормативного и фактического материала по теме исследования.

- анализ, систематизация и обобщение собранной информации;

- обобщение материала по расчетной части, составление выводов, заключения по дипломной работе;

- подбор документов по теме для приложений к дипломной работе;

- дифференцированный зачет.

44

 

 

Всего часов:

 

144

 

 

2. Качество выполнения работ в соответствии с требованиями программы практики:

 

_________________________ (_________________________)

(оценка) (прописью)

 

 

3. База прохождения практики____________________________________________

 

______________________________________________________________________

(наименование)

 

 

Руководитель практики от организации:

 

______________________________________________________________________

(должность)

 

_________________ _________________________________________

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

 

 

М.П.

 

 

 

 

Руководитель практики от колледжа:

 

_______________ ____________________________

(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество)

 

 

 

Итоговая оценка по практике

 

_________________________ (_________________________)

(оценка) (прописью)

 

Дата «___» ____________ 2019 г.

 

Приложение 4

Образец отзыва-характеристики

по практике студента

 

Отзыв характеристика


 

Студент (ка) ____ курса МПЭК РЭУ им.Плеханова____________________________ (ф.и.о.) с _____ 20_ г. по ______ 20 __ г. прошел (ла)(производственную) преддипломную практику по специальности 38.02.07 «Банковское дело» в ____________________________________________ (наименование организации)

В период практики выполнял (ла) обязанности ______________________________

За время прохождения практики ____________________________________ (ф.и.о.) показал (ла) ________________ уровень теоретической подготовки, _________________ умение применить и использовать знания, полученные в Колледже, для решения поставленных перед ним (ней) практических задач.

Программа практики выполнена полностью (частично).

В отзыве необходимо указать также личностные и профессиональные качества студента.

В целом работа практиканта ________________________________________ (ф.и.о.) заслуживает оценки _________________


 

Руководитель _________________________ (ф.и.о.)

(организации)


 

М.П. Отзыв оформляется на фирменном бланке банка и заверяется подписью руководителя практики от банка и печатью.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации