Методические указания «Климатический паспорт школы»
Введение
Известно, что климат – это многолетний режим погоды. Учащиеся, посещая школу в течении 11 лет жизни, проводят в ней за это время – около 10 тысяч (в среднем 9350) часов, не считая дороги в школу и обратно, к дому. Таким образом, среднестатистический школьник в возрасте от 7 до 17 лет проводит в школе не менее трети активного времени ежедневно.
Можно утверждать, что школа, используя все это время энергоресурсы, влияет не только на окружающий климат, как один из климатических факторов, но и что очень важно, на здоровье школьников. Не вызывает сомнений, что чем комфортнее среда обитания учащихся в школе, тем успешнее обучение и их психофизическое развитие.
Тема проекта отвечает актуальной проблеме изменения климата. Эта работа очень важна для Пожарского района, т.к. на территории пгт.Лучегорска располагается градообразующее предприятие – ГРЭС, производящая вредные для здоровья и климата выбросы. Мы считаем, что в наших силах изменить экологическую ситуацию внутри нашей школы, разработав и внедрив мероприятия Климатического плана образовательной организации.
Целью проекта является внедрение идей и методов энергосбережения в образовательной организации.
Решаемые задачи:
• способствовать созданию у детей мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
• воспитывать навыки экологически устойчивого стиля жизни;
• просвещать в вопросах изменения климата, способов снижения выбросов парниковых газов, энергосбережения.
Кроме работников школы, учащихся, в нашем проекте принимают участие партнеры: родители и Пожарский отдел филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г.Лесозаводске».
ПАСПОРТ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ «КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ШКОЛЫ»
Краткое описание проекта/актуальность проекта | Школа потребляет два вида энергии: электрическую и тепловую. Соответственно несет ответственность за выбросы парниковых газов. Мы проживаем на территории поселка с численностью населения 20 тыс., у нас нет городского транспорта и маршрут учащихся в основном пеший, за редким исключением, когда родители привозят их на личном автотранспорте. Но, на ряду со снятием вопроса о загрязнении атмосферы автотранспортом, стоит вопрос о загрязнении, которое производит Приморская ГРЭС, расположенная на территории Пожарского района. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы сделать нашу школу «Климатически дружественной», тем самым снизить выбросы углекислого газа, следить за энергоэффективностью |
Наименование образовательного/иного учреждения | МОБУ СОШ №2 Пожарского муниципального района |
Юридический адрес | 692001, Приморский край, Пожарский район, пгт.Лучегорск, 1 микрорайон, 12 |
Наименование проекта | Общешкольный проект «Климатический план школы» |
Разработчики проекта | Кононова Татьяна Юрьевна, учитель математики и информатики |
Направления проекта (модули) | Модуль «Энергетический аудит» Модуль «Создание климатического плана» Модуль «План внедрения мер энергоэффективности и энергосбережения» Модуль «Просветительская работа в школе» |
Цель проекта | Внедрение идей и методов энергосбережения в образовательной организации |
Задачи программы | Способствовать созданию у детей мотивации для сбережения ресурсов и энергии; воспитывать навыки экологически устойчивого стиля жизни; просвещать в вопросах изменения климата, способов снижения выбросов парниковых газов, энергосбережения |
Формы и методы реализации проекта | Анализ Синтез Сравнение Обобщение |
Сроки реализации проекта: | Декабрь 2020-февраль 2023 |
Характеристика целевой аудитории | Ученики, работники школы |
Партнеры проекта | Родители, Пожарский отдел филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г.Лесозаводске» |
Индикаторы оценки результативности проекта | Проведение энергоаудита школы, составление климатического плана школы, проведение просветительской работы среди учащихся и работников школы по эффективному использованию ресурсов |
Этапы и сроки реализации проекта | Подготовительный декабрь 2022 |
Основной январь 2022 | |
Заключительный февраль 2023 | |
Риски, связанные с реализацией проекта и пути их минимизации | Не соблюдение мер в области энергопотребления в школе не помогут достичь цели – снижение выбросов парниковых газов |
Результаты проекта | Создание стратегического документа - Климатического плана школы, который поможет следить за воздействием школы на климат. Основой Климатического плана является комплекс действий по повышению энергоэффективности школьного здания, энергосберегающие меры в поведении детей и взрослых, энергоэффективные приоритеты в закупках, в транспортных решениях |
Контроль за ходом реализации проекта | Руководителю проекта следить за выполнением плана проекта |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
Сроки | Мероприятие | Ответственный |
Декабрь | Энергоаудит образовательного учреждения | Руководитель проекта -экосоветник |
Декабрь | Обследование освещенности рабочих мест | |
Январь | Энергетический паспорт приборов и оборудования | Экосовет |
Январь | Паспорт теплового энергетического обследования | Экосовет |
Январь | Паспорт учета потери потребляемой воды | Экосовет |
Январь | Путь в школу и выбросы СО2 | Экосовет |
Февраль | Тренинги для учеников школы | Экосовет |
Коллективной работой создан климатический план нашей школы, сделаны необходимые замеры, расчеты, собраны различные данные по освещению и использованию тепловой и электрической энергии.
Итогом работы стали предложения учащихся, позволяющие добиться снижения выбросов в атмосферу парниковых газов, снижения воздействия школы на окружающий климат посредством позитивных климатических действий.
Климатический план школы
МОБУ СОШ №2 Пожарского муниципального района
Федеральный округ | Приморский край | |
Населенный пункт | пгт.Лучегорск | |
Название/номер школы | МОБУ СОШ №2 Пожарского муниципального района | |
Количество учащихся | 727 | |
Экологический советник школы (ФИО, должность) | Кононова Татьяна Юрьевна, заместитель директора по УВР, учитель математики и информатики | |
Энергосберегающие меры | Ожидаемый (или полученный) результат, квт | Результат: снижение выбросов парниковых газов |
Меры экономии электричества | | |
Рекомендации по энергосбережению в учебных кабинетах: Следить за естественным освещением, контролировать выключения осветительных приборов днем Следить за отключением оборудования из сети (компьютеров, проекторов и т.п.) | Просветительская работа только началась и снижение потребления электричества еще минимальная. Решили: прививать культуру потребления электричества среди участников образовательного процесса. Удалось снизить на 10%: 8013,78 | Нет информации |
Меры экономии тепла | | |
В школе жарко и приходится устанавливать режимы проветривания регулярно. При этом, если убавить отопление, по циклу, некоторые угловые кабинеты будут замерзать. Решение данной проблемы –замена всех отопительных приборов, что пока не осуществимо. | Не осуществимо | Нет информации |
| | |
Транспортные решения (экономия топлива) | Т.к. территория поселка не большая и городской транспорт не предусмотрен, маршрут учеников в основном –пеший. | Нет информации |
Экономия воды | | |
Забытые во время закрыть краны (в туалетах, столовой) | Установлено дежурство в столовой | |
Протекающие краны | Внесены в график ремонтных летних работ | |
Другие меры – закупки, стиль жизни | | |
Эосоветник: Кононова Татьяна Юрьевна.
Наша команда: ученики 9 «А» класса и их родители.
Сбор информации: Ключко Варвара, Смоленцева Елизавета, Сахариленко Алина.
Обработка информации: Воробьев Захар, Матяж Ангелина, Тарасенко Виталина.
Просветительская работа среди учеников: Поткина Лилия, Черкасова Карина.
Учителя: Меньшакова Ирина Николаевна, Руденко Ольга Сергеевна.
Благодаря данному конкурсу мы впервые озадачились проблемами энергоэффективности и выбросов парниковых газов.
По ссылке: https://rusecounion.ru/index.php?q=node/3017 скачали и изучили учебное пособие. На заседаниях Экосовета школы выполняли задания из предложенного пособия. В процессе работы мы поняли, что нам необходимо составить климатический план школы, чтобы снизить выбросы парниковых газов хотя бы в школе, дома.
Выполнили энергоаудит. И первым делом посчитали затраты денежных средств на электричество и отопление, зафиксировали показатели счетчиков, чтобы сравнивать показания в процессе выполнения программы проекта. Посчитали количество используемых лампочек, провели необходимые расчеты. Для проведения замеров освещенности рабочих мест в школе мы пригласили партнеров проекта -представителя Пожарского отдела филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае в г.Лесозаводске» Войнову Анастасию Сергеевну.
На совете при директоре школы экосовет представил результаты энергоаудита и рекомендации:
- замена ламп на светодиодные;
- использование местного освещения там, где это удобно;
- установка автоматических регуляторов света;
- установка датчиков, включающих свет в конкретном месте только при появлении людей.
Постановили: производить замену лампочек на светодиодные по мере финансовых возможностей.
Оценили ресурсы, поступающих «извне»:
Привоз продуктов –автотранспорт (грузовик) из кафе «Березка» пгт.Лучегорск (еженедельно), молочной и хлебной продукции (ежедневно).
Учебная литература –автотранспорт (грузовик) из книжного магазина пгт.Лучегорск (один раз в год).
Проверили класс энергоэффктивности всего школьного оборудования, т.ч. на кухне школы.
Т.к. районный краеведческий музей, районная детская библиотека, районный дом культуры находится в шаговой доступности от школы, нам не пришлось делать выбор транспорта. Даже экскурсии на рыбразвод осуществляются пешком.
Экосоветом сделан анализ как сократить выбросы. В плане сохранения тепловой энергии у нас все хорошо, транспорт, закупка неэнергетических ресурсов используется только при необходимости.
Решили, что затратно, но необходимо делать – замена освещения. Не требует денежных вложений и поэтому выполнимо – просветительская работы среди участников образовательного процесса.
С данным решением ознакомили администрацию школы и получили поддержку с ее стороны.
План внедрения мер энергоэффективности и энергосбережения
№ | Название меры | Индикаторы эффекта от применяемых мер | Планируемые сроки внедрения | Ответственный | Кто выполняет | Ожидаемое снижение выбросов ПГ куб.м. CО2 | |
За год | За 10 лет | ||||||
| Электричество | Замена осветительных приборов | 3 года | Директор школы | Завхоз школы | 20182 | 201826 |
Экономия угля (кг.): за год -778860; за 10 лет -7788600.
Планы нашей команды по реализации Климатического плана:
После проведенного энергоаудита нам важно сохранить и увеличить экономию ресурсов, а это возможно – если вся школа будет действовать сообща. Поэтому мы начали вести просветительскую работу среди учащихся, их родителей и сотрудников школы. В планах собрать методическую копилку мероприятий: мастер-классов, интерактивных игр, презентаций по данному вопросу.
Нами решаются исследовательские задачи по экономии воды, электричества. В планах –отопление.
В дальнейшем мы планируем осветить вопрос выбросов парниковых газов на районном методическом объединении учителей биологии и химии и ознакомить учителей с нашим климатическим планом школы.
В Лучегорске существует и успешно реализует свои проекты социально-экологическая организация «Первоцвет», обратимся к ним за советами, и тоже их ознакомим с нашими наработками.
В планах –организовать взаимодействия с другими образовательными организациями и вместе реализовывать наши мероприятия.
Планы на далекое будущее: заняться вопросом альтернативных источников энергии, которые мы сможет использовать в нашей школе.