12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Юлия Николаевна4331
учитель истории стаж более 15 лет имею высшее образование закончила ТГУ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. Учитель 1 категория полученная в 2015 году.
Россия, Тверская обл., д. Малое Коробино

В малокомплектных школах работают один или два учителя. Должности библиотекаря, завхоза, заведующего не предусмотрены. Их функции выполняют учителя. Учитель малокомплектной шко­лы — не узкопрофильный специалист, а мастер на все руки: его обя­занности простираются от глубокой профессиональной диагности­ки до ремонта помещения. Школа — часто единственный очаг куль­туры в поселке. Она открыта всегда и для всех.

Малокомплектные школы отличаются большим разнообразием: есть среди них крохотные — на 2—3.ученика; есть и побольше — на 40—50 детей; есть и такие, где отсутствуют один или два класса. У большинства школ слабая материальная база. Поэтому и условия их деятельности специфичны. Педагогические закономерности приобретают неповторимый, конкретный характер. В этой связи общие педагогические положения, методические рекомендации требуют творческого переосмысления. Эти обстоятельства, а также отдален­ность малокомплектных школ от методических центров, ставят учителей в условия постоянного педагогического поиска.

Основной структурный компонент начальной малокомплектной школы — класс-комплект. Это класс, руководимый одним педагогом-классоводом. Комплект может состоять из двух, трех или даже четырех классов. Возможные схемы соединения классов в комплек­ты: 1-й и 2-й; 1-й и 3-й; 2-й и 3-й; 1-й, 2-й и 3-й; 3-й и 4-й; 1-й, 2-й, 3-й и 4-й.

Сложность работы учителя-классовода обусловливается тем, что ему ежедневно приходится готовить до 8—12 уроков, распределять внимание между двумя-тремя классами. Усложняет работу неравномерная наполняемость классов. Это влечет за собой ежегодное изменение планов учеб­но-воспитательной работы. Их нельзя использовать дважды.

Но есть и плюс — не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане — качество обучения и воспитания. Если он видит, что детям трудно, то снижа­ет темп, достигая прочности усвоения. Сэкономить время можно при выполнении легких заданий. Здесь нет второгодников. Если ученик даже не очень хорошо усвоил про­граммный материал, то его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение, ко­торое обеспечивает малокомплектная школа, — важный способ уп­рочения знаний.

Эффективность работы начальной малокомплектной школы оп­ределяется общими и частными условиями. Первые указывают на принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно-воспитательного процесса, а вторые связаны с конкретной организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитатель­ной работой.

Общими условиями являются:

— материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т. п.);

— экономические (например, наличие денежных средств для оплаты энергоносителей и т. п.);

— санитарно-гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т. д.);

— экологические (прежде всего место расположения школы);

— отдаленность школы (возможности приема телепрограмм, повыше­ния квалификации учителей, методической и инспекторской помощи и т.д.;

Названные условия мало зависят от учителей. Но они фактичес­ки задают те принципиальные возможности, которые определят уровень работы школы, качество обучения и воспитания.

К частным условиям относятся:

— рациональное объединение классов в комплекты;

— правильное составление расписания уроков;

— выбор эффективных методов обучения, воспитания, правильное сочетание их в технологическом процессе;

— определение наиболее целесообразной структуры урока в соответ­ствии с поставленной целью;

— оптимизация содержания урока;

— правильное сочетание урочной и внеурочных форм учебно-воспитательной работы;

— рациональное чередование самостоятельной работы учеников с ра­ботой под руководством учителя;

— формирование у детей умения учиться и самостоятельно приобре­тать знания;

— рациональное использование наглядности и слова на различных эта­пах получения знаний, формирования умений;

— научная диагностика развития, уровня обученности и воспитанно­сти школьников;

— систематический контроль знаний, умений, основанный на принци­пах гуманистической педагогики;

— разумное руководство разновозрастными объединениями детей;

— применение технических средств обучения;

— использование личностно ориентированного обучения и воспитания.

При соединении классов в комплекты исходят из того, сколь­ко: 1) классов; 2) в каждом из них учеников; 3) учителей в шко­ле. Если в школе один учитель, вариантов нет: он объединяет все классы в один комплект. Если два-три учителя, то они могут соз­давать комплекты, руководствуясь такими соображениями: а) равное число учеников; б) личные склонности; в) педагогичес­кая целесообразность. Учитываются также: сложность про­граммы в каждом классе; уровень подготовленности учеников; опыт и квалификация педагога; преемственность в работе (со­хранить ее или, наоборот, не принимать во внимание); нагрузка, которую имел классовод в предыдущем году; размер классной комнаты и др.

В любых комбинациях классов есть свои плюсы и минусы. На­пример, если в один комплект соединены 1-й и 3-й классы, то в пер­вом полугодии учитель вынужден больше внимания уделять 1-му классу. И лишь тогда, когда первоклассники «зачитают», он пере­ключается на 3-й класс. Такой комплект более предпочтителен: на каждом уроке почти половину времени третьеклассники смогут ра­ботать самостоятельно — ведь они уже достаточно овладели об­щеучебными и специальными умениями.

При составлении расписания учебных занятий основном используются два подхода:

• первый состоит в сочетании уроков по одному предмету, т.е. однопредметные уроки. Например, учитель планирует первый урок математики в I и III классах, второй урок — русский язык в I и III классах;

• второй подход предполагает сочетание разных предметов на одном уроке, разнопредметные уроки. Например, первый урок — математика (I кл.) и русский язык (III кл.), второй урок — русский язык (I кл.) и математика (III кл.).

Какие предметы целесообразно соединять в расписании — одинаковые или разные? Если объединить одинаковые, то учите­лю легче планировать урок, переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой. При таком сочетании можно ино­гда проводить уроки на одну и ту же тему, в частности, уроки чтения, физкультуры, природоведения, труда, музыки (пения). Уроки чтения чаще всего объединяют с уроками языка. Про­водить одновременно занятия по математике и языку в двух классах очень сложно. Только в одном классе следует проводить уроки математики, языка, природоведения. Для все­го комплекта целесообразно планировать уроки физкультуры, музыки (пения), труда, а также экскурсии, работу на пришколь­ном участке.

Выбор варианта зависит от индивидуальных склонностей учи­теля.

Для младших школьников, у которых еще нет прочно сложив­шейся системы мышления, не имеет принципиального значе­ния, какие учебные предметы будут сочетаться на уроке. Успех урока в малокомплектной школе зависит от сочетания объяснения учителя и самостоятельной работы. Объяснение должно быть кратким за счет меньшего количества поясняю­щих примеров и дополнительных рассуждений. Оно должно раскрывать главное, основное положение, от которого зависит характеристика всего материала. Учитель сосредоточивает внимание на том, чтобы учащиеся поняли систему нового учебного материала.

После объяснения он дает краткую инструкцию о том, как нужно выполнять самостоятельную работу. Проверяет, готов­ность школьников к работе и затем переходит работать с другим классом. Здесь он также проводит объяснение, сосредоточивая внимание на главных аспектах и системе нового материала, и дает самостоятельную работу.

Так, сменяя виды работ, контролируя процесс выполнения са­мостоятельных работ, учитель ведет уроки.

Преимущество комплекта 1—2 классов — возможность проводить об­щие однотемные уроки. При этом лучше осуществляется преем­ственность обучения, удовлетворяется потребность учеников примерно одного возраста в общении. Но есть и недостатки. Один из наиболее очевидных — непроизвольное завышение требова­ний в 1-м классе и снижение их во 2-м. Практически ученики обоих классов овладевают одной и той же программой на одном и том же уровне.

Расписание уроков зависит от того, какие классы-комплекты об­разованы. В смежных классах (1—2, 2—3, 3—4) целесообразно со­единять одинаковые предметы. В комплектах 1—3, 2—4, 1—4 воз­можны и другие сочетания. Здесь одинаковых предметов мало, поскольку учебные планы этих классов существенно отличаются. Составляя расписание, руководствуются установленными требова­ниями, которые в данном случае никаких исключений не имеют. Учитываются прежде всего годовая, недельная и суточная динамики работоспособности детей. Последовательность уроков на протяже­нии недели и дня обусловливается физиологическими особенностя­ми младших школьников. Наиболее продуктивные дни — вторник и среда, а уроки — второй и третий. В эти дни и часы в расписании должны стоять самые трудные предметы. На протяжении недели с помощью уроков, требующих меньших усилий от учеников, — ри­сования, музыки (пения), физкультуры, труда — учитель может управлять динамикой работоспособности, чтобы не допускать пе­реутомления.

При организации учебно-воспитательного процесса следует помнить, что особого внимания требуют первоклассники. Еще в 60-е годы был предложен проект работы с ними в первом полугодии в ре­жиме сокращенных уроков (В. П. Стрезикозин). Рекомендован следующий распорядок. Первые два урока по 30 мин проводятся для первоклассников отдельно. Следующие два урока по 40 мин — вместе с другими классами. Заключительные, если в них есть не­обходимость, длятся по 35 мин. Со второго полугодия, когда пер­воклассники начинают работать самостоятельно, можно умень­шить время занятий с ними и обратить больше внимания на другой класс.

Даже самое совершенное расписание нуждается в коррекции на протяжении года. За это время происходят изменения, которые обя­зательно должны быть учтены.

Воспитательный процесс в малокомплектной школе— это подчиненная общей цели цепь развивающихся воспитательных си­туаций (воспитательных дел). Он опирается на общие принципы, подчиняется общим закономерностям. Младшая школа преобразует его в мягкое, щадящее взаимодей­ствие воспитателей с детьми.

Особенности воспитательного процесса в малокомплектной шко­ле определяются условиями, о которых уже говорилось выше. Дети, растущие в селах и отдаленных поселках, более воспитаны жизнью. Она сформировала у них те качества, которые с трудом при­виваются на городском асфальте. Все дети и взрослые друг друга знают. Нет уничтожающей почти половину воспитательных усилий в городах анонимности и безразличия. Дети развиваются в разно­возрастном коллективе. Отличаются дружелюбием, открытостью, коммуникативностью. Эти и многие другие качества не приходится формировать заново. Педагогической коррекции подлежат только те качества, кото­рые формируются как отрицательные вследствие условий жизни. Вспыльчивость, драчливость, неумение сдерживать и вести себя, ле­ность, неаккуратность, необязательность становятся предметом вос­питательной заботы.

В воспитательном процессе малокомплектной школы сли­ваются три потока: 1) воспитательная работа на уроках; 2) вне­урочная и внеклассная воспитательная работа; 3) воспитание обще­ственной средой населенного пункта.

Воспитательная работа осуществляется в форме воспитатель­ных дел (ВД). В их основе лежат два подхода — дея­тельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, обще­ственной, художественной, спортивной, ценностно-ориентиро­вочной и свободного общения, а второй — органичного «сращива­ния» всех видов деятельности в едином процессе. ВД одновремен­но содержит в себе влияния нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом выделяется стержневая идея, которая совпадает с од­ним из общих направлений воспитания (умственным, физическим, трудовым и т. д.).

Общешкольных ВД не должно быть много: 3—4 дела в год. Дело готовится сообща. Учитель вместе с детьми составляет план, распределяет обязанности. Если это праздник, посвященный определенному событию, то он должен быть ярким, запоминающимся. Устраивается конкурс на символ и девиз праздника, готовятся призы и подарки. Учитель будет помо­гать, но не подменять детей. Избегать мелочной опеки — постоян­ное правило. Пусть будет не все так красиво, зато сделано самими детьми: детскому неумению нет порицания.

При организации конкретных ВД, требующих специальных объ­яснений и демонстраций (сбор лекарственных трав, посадка деревь­ев, цветов и т. д.), учитель обращается за помощью к местным спе­циалистам — медсестре, агроному, леснику, механизатору.

Воспитательная работа в однокомплектной школе осуществля­ется одним учителем, в двукомплектной — двумя с распределением обязанностей. Это требует согласованности, взаимопонимания, об­щего плана работы. Планирование воспитательной работы осуществляется в свободной форме или форме, предложенной региональ­ным воспитательным центром. План может быть еженедельным, по­месячным или на полугодие. Иногда классоводы игнорируют пла­нирование. План необходим, чтобы видеть перспективу, знать, к чему идем. Но главное, естественно, не красиво расписанные планы, а кон­кретные дела.

Следует постепенно работать над отдельными качествами личности. Важное направле­ние умственного воспитания в 1-м классе — подготовка к система­тическому учению. В этот сложный период школьной адаптации учитываются ожидания ребенка, его готовность к школьному тру­ду. Важное условие — атмосфера доверия к ребенку, забота о его эмоциональном и физическом благополучии, создание развиваю­щей среды. Единая система педагогических действий, единые тре­бования, предъявляемые ребенку в семье и школе, способствуют вы­работке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в овладении нравст­венными нормами поведения, выработке привычек, легче осваива­ет навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения.

Моральное воспитание младших школьников предполагает фор­мирование их нравственного сознания и поведения в неразрывном единстве. Это достигается определенными упражнениями. Созда­ются ситуации, в которых ученики могут проявить нравственные качества — честность, отзывчивость, заботливость, внимательность, доброту не на словах, а в конкретных поступках.

Трудовое воспитание имеет главной целью воспитание трудолю­бия, уважения к труду, людям труда, расширение представлений о профессиях. Особое значение приобретает внеклассная и внешко­льная деятельность. Дети участвуют в посильных практических делах — уборка территории и помещений, озелене­ние села, участка, мелкий ремонт мебели, присмотр за цветами, теп­лицей и т. п. Большинство сельских школ имеет сад с цветником, поле, на котором проводятся наблюдения и опыты. Можно выра­щивать фрукты и овощи, собранный урожай пойдет на приготовле­ние обедов для всей школы. На кружковых занятиях народно-ре­месленнического направления, кроме выполнения практических ра­бот — плетения, выжигания, резьбы, раскраски и т. п., проводятся беседы на темы: «Культура родного края», «Народные ремесла», «Народное творчество» и т. п. с приглашением родителей, бабушек и дедушек.

В сельской местности особую актуальность приобретает эколо­гическая направленность дел. Она требует единства трудового, эсте­тического, умственного, физического воспитания, решения такого рода задач имеют реальную пользу. Сперва на экскурсиях в приро­ду устанавливаются объекты, требующие охраны. Дети наблюдают за ними, потом включаются в практическую деятельность по охра­не растений и животных.

Эстетический вкус развивается в повседневной жизни. Экскур­сия с детьми на природу, прогулка по улице села, предметы окру­жающего быта могут стать источником приобщения к прекрасно­му. Эстетическое воспитание неразрывно связано с искусством. Ли­тература, музыка, живопись, народное творчество должны стать по­стоянными спутниками школьной жизни.

Таким образом, воспитательная работа в малокомплектной школе тоже имеет свою специфику, а именно: возможность тесной связи с родителями, индивидуализация воспитательных влияний, опора на народные традиции, близость к природе. Осуществляется умствен­ное, физическое, трудовое, моральное, эмоциональное воспитание детей. Планирование воспитательного процесса сориентировано на совместную деятельность с учетом возрастных возможностей детей каждого класса. Оно имеет ярко выраженную гуманистическую и личностную направленность.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.