Методические указания и рекомендации «Паспорт развивающей предметно пространственной среды подготовительной группы»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116»
_____________________________________________________________________________
ПАСПОРТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО –
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Воспитатель: Байкова Е.А.
Тверь, 2015 год
Содержание
1.Пояснительная записка…………………….………………………................. 3
2.Нормативно-правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды группы………….……………............... 4
3. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы (в соответствии с требованиями ФГОС) ……...................................... 4
4.Информационная справка о раздевальной комнате…………………............ 9
5.Информационная справка о групповой комнате……………………….........10
6. Информационная справка о спальной комнате………………………...........11
7. Информационная справка об туалетной комнате…………………...............12
8. Анализ создания условий в группе в соответствии с федеральными требованиями и перечнем необходимого материала развивающей предметно - пространственной среды группы........................................................................ …..13
-по физическому развитию детей…………………………………….................15
-по речевому развитию детей……………………………………...…............... 16
-по познавательному развитию детей................................................................. 18
-по социально - коммуникативному развитию детей………………................ 22
- по художественно - эстетическому развитию детей ……………….............. 26
9. Перспектива развития развивающей предметно - пространственной среды группы …………………………………………………………........................... 30
Пояснительная записка
Группа - центр жизнедеятельности воспитанников МДОУ «Детский сад №116 г.Твери.
Центром всей образовательной работы группы является развивающая предметно – пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома.
Условиями полноценности функционирования группы является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей.
Созданием развивающей предметно - пространственной среды и использование её потенциала для всестороннего развития каждого воспитанника занимается воспитатель группы: Васильева Екатерина Алексеевна, педагогический стаж работы 6 лет, в данном учреждении 1 год
Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды группы
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Конвенция о правах ребенка
Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
В.А.Петровский, Л.П.Стрелкова "Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду"
«Радуга» программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада, авторы Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, В.В. Гербова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон.
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы
Проектируя развивающую предметно - пространственную среду педагоги ориентировались на общие требования к подбору оборудования и материалов для оформления всех помещений группы.
При создании развивающей предметно - пространственной среды группы учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Ребенок развивается в деятельности. Развивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию познавательных способностей малышей, их творческого потенциала. Способ действия младшего дошкольника - "вижу- действую", поэтому развивающая среда в группе данного возраста яркая, насыщенная, привлекательная. Цветовой дизайн группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах, но преобладают оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется с участием детей.
Учитывая требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования при использовании потенциала развивающей предметно - пространственной среды группы, а именно обеспечение следующих психолого-педагогических условий:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Учтены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении В. А. Петровского:
1. Обеспечение безопасности жизни, укрепление здоровья и закаливание организма. Согласно части VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13) детская мебель и оборудование для помещений группы изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей группы. Все шкафы группового помещения укреплены, имеются оборудования, решающие вопросы оздоровления детей.
2. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними.
Развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого в группе мы широко используем ширмы, уголок «уединения», столы ставятся по- разному: в круг, буквой Т, буквой П. Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. Укаждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещения группы таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.
3. Принцип активности. В основе основной общеобразовательной программы МДОУ заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно- ролевых игр, настольного театра.
4. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде группы заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов. Это и полифункциональное использование помещений (спортивный уголок в помещение спальной группы).
Жизненное пространство в группе построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям, в соответствии со своими интересами и желаниями, заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: функциональные уголки, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др.
5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
Среда группы побуждает у детей активность, дает им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.
В группе помимо уже обозначенных зон активности имеется «уголок уединения» с мягкой мебелью, оборудованием для релаксации (магнитофон с звуковыми эффектами), способствующими отдыху. Каждому ребенку в группе обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).
Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому на ряду с детскими игрушками в группе имеются настоящие репродукции "таинственная картина", скульптурные фигурки из глины, фонтанчики, картины для релаксации.
7. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.
Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологической зоне, оформленной в соответствии с возрастом, постепенно приводит к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.
Открытость своего «Я» — педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты совместного детского творчества. Коллективные детские работы широко используются при оформлении группы и раздевальной комнаты.
Открытость Обществу — обстановка группы соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. Родители принимают активное участие в создании предметно - развивающей среды.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Информационная справка о раздевальной комнате
Общая площадь: 14,2 кв. м.
Освещение: лампочное, 2 плафона по 1 лампочке 100 Вт.
Напольное покрытие: линолеум
Наличие дневного света: 1 большое окно
Мебель: Раздевальные шкафчики 25 шт., 3 лавочки,1 зеркало.
Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования родителей с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей.
Раздевальная комната оборудована шкафами для хранения верхней одежды детей. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркирована. В раздевальной комнате предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей (имеется батарея).
В раздевалке размещен физкультурный уголок, в котором имеются: картотеки подвижных игр, оборудование для бросания, ловли (мячи, скакалки), атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.), игры на ловкость (кегли, кольцеброс), настольно - печатные игры («Виды спорта» и др.), иллюстративный материал.
Информационная справка о групповой комнате
Общая площадь: 64.4 кв.м.
Освещение: лампочное, 6 ламп дневного света.
Напольное покрытие: линолеум.
Наличие дневного света: 4 больших окна.
Мебель: 9 столов, 26 детских стульчиков, 1 диван, 1 магнитно – маркерная доска.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: занавесы, 1 паласа, 1 зеркало.
Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду.
Информационная справка о спальной комнате
Общая площадь: 30,4 кв.м.
Освещение: лампочное, 6 плафонов по 1 лампочке 100 Вт.
Напольное покрытие: линолеум.
Наличие дневного света: 2 больших окна.
Мебель: 14 кроватей, 3 выдвижная трехъярусная кровать, 4 встроенных шкафа для книг, стул для воспитателя
Дополнительные средства для дизайна интерьера:
постельное белье – 24 комплектов.
подушки – 24 шт.
матрасы -24 шт.
список детей на кровати.
комнатный термометр.
Цель: удовлетворять потребность детей в дневном отдыхе.
Информационная справка об умывальной комнате
Общая площадь:4.2+8.9 кв. м
Освещение: лампочное, 2 плафона по 1 лампочке 100 Вт.
Напольное покрытие: напольная керамическая плитка.
Наличие дневного света: 1 окно.
Мебель: шкаф,
Дополнительные средства для дизайна интерьера:
Раковины -3шт детские.
Унитазы – 3 шт.
Настенные полотенечницы – 4 шт.
Ванная для мытья ног – 1 шт.
Зеркало – 1 шт.
Список детей на полотенца.
Мыльницы – 3 шт.
Комнатный термометр.
Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков.
Анализ создания условий в группе в соответствии с федеральными требованиями и перечнем необходимого материала развивающей предметно - пространственной среды группы
Содержание развивающей предметно - пространственной среды группы, согласно требованиям ФГОС ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
- физическое развитие
- речевое развитие
- познавательное развитие;
- социально- коммуникативное развитие
- художественно-эстетическое развитие.
Все оборудование размещено в развивающей среде в двух направлениях: для совместной деятельности взрослого и детей и для самостоятельного детского творчества.
Работа с детьми по физическому воспитанию традиционно осуществляется в трех направлениях: оздоровительном, образовательном, воспитательном. Эти направления конкретизируются в решении следующих задач:
Оздоровительные задачи
1.Содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма
2.Совершенствовать функции и закаливание детского организма
3.Формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку.
Образовательные задачи
1.Формировать правильные двигательные умения и навыки выполнение отдельных двигательных действий и в сочетании, развивать умение быстро переходить от выполнения одних упражнений к выполнению других.
2.Обеспечивать осознанное выполнение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений.
3.Давать знания о принципах названия различных способов выполнения основных движений.
4.Содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике.
5.Знакомить детей с зависимостью состояния грудной клетки и работой сердечно - сосудистой и дыхательной систем для обеспечения самоконтроля за правильной осанкой.
6.Способствовать воспитанию скоростно - силовых качеств, гибкости с применением специальных методических приемов.
7.Обеспечивать усвоение общей структуры двигательной деятельности , понимания общего способа выполнения физических упражнений и связи «цель – результат».
Воспитательные задачи
Вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
Приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений.
Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений.
Формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной деятельности.
Для физического развития детей используются оборудование и инвентарь физкультурного уголка и уличной площадки в соответствии с возрастом и ростом воспитанников. Физкультурный уголок организован в спальной группы. Содержание уголка соответствует примерному перечню оборудования и спортивно - игрового инвентаря для физического развития детей среднего дошкольного возраста. На участке детского сада имеется оборудование для развития физических навыков детей, площадка для организации двигательной деятельности.
В соответствии с примерным перечнем оборудования оснащения помещений проведена инвентаризация спортивного инвентаря для физического развития детей среднего дошкольного возраста.
Тип оборудования |
Наименование |
Необходимое количество на группу |
Итоги инвентаризации (имеется в наличии) |
Для ходьбы, бега и равновесия |
Балансир-волчок и балансир- качели |
нет |
|
Коврик массажный |
нет |
||
Диск массажный мягкий, заполненный воздухом |
Нет |
||
Ходули на веревочках |
Нет |
||
Набор цветных подставок из мягкого пластика с массажными элементами на верхней скошенной пов-ти |
Нет |
||
Двухсторонняя сборно - разборная дорожка из ковриков с элементами - вкладышами для обозначения направления |
12 |
нет |
|
Шнур длинный |
1 |
нет |
|
Для прыжков |
Скакалка короткая |
На подгруппу |
6 |
Мяч - попрыгунчик |
1 |
1 |
|
Обруч плоский цветной |
1 |
Нет |
|
Набор кубов пластиковых или деревянных разноцветных, вкладывающихся друг в друга |
1 |
нет |
|
Кегли |
набор |
2 |
|
Для катания, бросания, ловли |
Кольцеброс |
1 |
1 |
Мешочек с грузом большой |
6 средних |
||
Обруч большой |
На подгруппу |
Нет |
|
Серсо (набор) |
1-2 набора |
||
Мячи-массажеры разных размеров и форм |
5-6 |
нет |
|
Мяч для игры в помещении на резиновом шнурке |
Нет |
||
Шар цветной (фибро-пластиковые) |
Нет |
||
Полукольцо мягкое |
Нет |
||
Для общеразвивающих упражнений |
Мячи фитболы с гладкой или массажной поверхностью |
2 |
Нет |
Мячи- физиороллы с различной конфигурацией |
По количеству детей |
Нет |
|
Для ползания и лазания |
Сборно-разборочный тоннель-конструктор с 4-мя видами ворот для пролезания и большим количеством элементов-вкладышей массажной поверхностью |
нет |
|
Колечко резиновое |
нет |
Речевое развитие среднего дошкольника включает развитие произносительной стороны речи; активизацию словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи детей (диалогическая речь, монологическая речь, повествование); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Этому способствуют предметные и сюжетные картинки, пособия для развития речевого дыхания, дидактические игры, расположенные в речевом уголке группы. В деятельность по решению данных задач включается углубленная работа со звуками.
Для работы по развитию речи по требованиям автора программы дошкольного образования оборудован речевой уголок. В уголке хранятся пособия, книги с речевыми упражнениями, тетради со скороговорками и чистоговорками, дидактические игры по развитию речи. Создан речевой дворик, который включил в себя чудо- дерево, дидактический домик. В соответствии с перечнем оборудования проведена инвентаризация:
Тип оборудования |
Наименование |
Необходимое количество на группу |
Итоги инвентаризации (имеется в наличии) |
Оборудование |
Рабочий стол |
1 |
1 |
Большое зеркало |
1 |
1 |
|
Малые зеркала |
На каждого ребенка |
25 |
|
Чудо- дерево |
1 |
нет |
|
Учебно - методический материал |
Дидактический домик |
1 |
нет |
Копилка |
1 |
нет |
|
Наборы иллюстраций и открыток по произведениям художественной литературы |
есть |
||
Наборы картинок для группировки и обобщения |
8-10 |
8 |
|
Наборы материалов для подгруппового рассматривания: « Времена года», «Любимые сказки», «Домашние животные», «Дикие животные», « Семья», « Игры детей». |
8 |
8 |
|
Наборы парных картинок на сравнение, поиск отличий (по внешнему виду),ошибок (по смыслу), развитие объяснительной речи, сравнительного мышления |
5 |
6 |
|
Разрезные сюжетные картинки , пазлы. |
7 |
8 |
|
Серии из 3-4 картинок, объединенных общим, знакомым детям сюжетом(сказки, лит.сюжеты, социобытовые ситуации)для установления логических связейи пересказа литературных текстов: «Что сначало, что потм?», «В стране сказок Чуковского», «Герои русских сказок», «Из чего мы сделаны?» |
6 |
6 |
|
Сюжетные картинки, близкие опыту ребенка по тематике, многоплановые по композиции, с двумя - тремя действующими лицами для индивидуальной работы по упражнению в составлении сюжетного рассказа |
1 |
В наличии |
Познавательное развитие среднего дошкольника предполагает обогащение информацией, находящейся в ближайшем окружении и лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности; цель которого - развивать познавательные процессы (восприятие, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.) в соответствии с возрастной нормой; способствовать выявлению и поддержанию избирательных интересов, развитию самостоятельной познавательной активности детей; формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально- чувственного опыта.
Познавательное содержание условно разделено на два блока: мир человека и мир природы.
Мир человека. В среде группы имеются дидактические игры, пособия, через которые ребенок закрепляет представление о строение тела человека, о строении лица и головы; расширяет представление о деятельности людей (название профессий, трудовые действия, предметы- помощники); расширяет представление о рукотворных предметах и материалах (бумага, пластилин, вата, клей), о составляющих частях, о зависимости внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функции.
Мир природы. В доступном для детей месте в развивающей среде имеется минилаборатория, где находится необходимое оборудование для экспериментов с песком, водой, воздухом, дидактические игры, картотека опытов. Картинки, альбомы, с помощью которых дети знакомятся с отдельными представителями растительного и животного мира; природный материал (камни, желуди, шишки, ракушки ….), календарь погоды, схема времени года.
Согласно требованиям автора программы дошкольного образования в развивающей среде группы имеются:
- коллажи «Лес», «Деревня;
- макеты «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Север», «Африка», «Грибы»;
- муляжи овощей и фруктов;
- альбомы «Времена года» и др.
Имеется различный строительный материал: крупный, мелкий, деревянный и пластмассовый с различным креплением, конструктор Лего.
Тип оборудования |
Наименование |
Необходимое количество на группу |
Итоги инвентаризации (имеется в наличии) |
Объекты для исследования и действий |
Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине |
1 |
Имеется |
Объем объемных геометрических тел |
1 |
имеется |
|
Доски с вкладышами |
6-8 |
Имеется |
|
Рамки-вкладыши с цветными составными формами |
6-8 штук |
Имеется |
|
Набор разноцветных палочек с оттенками |
1 |
имеется |
|
Набор кубиков с цветными гранями |
1 |
Нет |
|
Наборы для сериации по величине-бруски, цилиндры…. |
3-4 разные |
Нет |
|
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам |
2-3 |
Имеется |
|
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм |
1 |
нет |
|
Мозайка разных форм и цвета с графическими образцами |
2-3 |
Имеется |
|
Чудесный мешочек с набором объемных тел |
1 |
Имеется |
|
Набор прозрачных кубиков различных цветов |
1-2 |
Нет |
|
Набор кубиков прозрачных с цветными диагональными вставками со схемами сборки |
1-2 |
Нет |
|
Наборы кубиков с различными графическими элементами |
2-3 |
Имеется |
|
Набор цветных деревянных кубиков с графическими схемами для воспроизведения конфигураций в пр-ве |
1-2 |
нет |
|
Набор емкостей одинакового вида и размера с крышечками и с наполнением «звучащими» материалами |
1-2 |
Имеется |
|
Игрушки - головоломки |
6-8 |
Имеется |
|
Горки для шариков |
1 |
Нет |
|
Стойка-равновеска |
1 |
Нет |
|
Набор счетного материала в виде одинаковых по форме фигурок, но разных по размеру и массе |
1 |
Нет |
|
Набор волчков |
1 |
Нет |
|
Часы с круглым циферблатом и стрелками |
1 |
Имеется |
|
Счеты напольные |
1 |
Нет |
|
Вертушки разного размера |
4-5 |
Нет |
|
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия |
10различных |
3 |
|
Объемные головоломки |
3-4 |
Имеется |
|
Головоломки-лабиринты |
3-4 |
имеется |
|
«Проблемный ящик» со звуками световым механическим эффектом |
1 |
нет |
|
Набор для экспериментирования с водой |
1 |
имеется |
|
Набор для экспериментирования с песком |
1 |
Имеется |
|
Строительный материал |
Крупногбаритный конструктор В.Поликарпова |
1 набор |
Нет |
Комплект больших мягких модулей |
1 |
нет |
|
Крупногабаритные пластмассовые напольные конструкторы |
2-3 |
Имеется |
|
Игровые наборы (транспорт, строительные машины, строения, площадки) |
1-2 набора |
Имеется |
|
Конструктор |
Конструкторы развивающие воображение с различным креплением, Лего |
3-4 |
имеется |
Констр из серии LEGO-DACTA (Город, Железная дорога) |
3 |
нет |
|
Констр для игр с песком и водой |
2 |
Нет |
|
Контр, развивающие воображение |
2-3 |
имеется |
|
Для взаимодействия с природой |
Живые объекты: растения с четко выраженными основными частями |
8 |
Имеется |
Детские энциклопедии |
1 |
Имеется |
|
Дидактические игры "Времена года», «Во саду ли в огороде», «Парочки» |
6-8 |
имеется |
|
Наборы парных картин для сравнения и поиска ошибок |
10разных |
имеется |
|
Книги о природе: Е.Чарушин, К. Ушинский, В.Бианки |
10 |
недостаточно |
|
Серия демонстрационных картин "мир природы", "животные", "растения" |
По 1 набору |
имеется |
|
Образно-символический материал |
Набор картинок для группировки и обобщения (8-10 в каждой группе) |
По 1 набору |
Имеется |
Наборы парных картинок типа «Лото» из 6-8 частей |
6-8 |
имеется |
|
Наборы парных картинок на соответствие (равнение), найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу) |
нет |
||
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы) |
2-3 |
Имеется |
|
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам(2-3) последовательно или одновременно |
2-3 |
Имеется |
|
Серии картинок (4-6) для последовательности (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) |
10-15разные |
имеется |
|
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей) |
2-3разных |
Имеется |
|
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата |
20-30 |
Не достаточно |
|
Разрезные кубики с сюжетными картинками (6-8 частей) |
4-5 |
Не достаточно |
|
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей) |
8-10разные |
Не достаточно |
|
Разрезные контурные картинки (4-6 частей) |
8-10 разные |
Не достаточно |
|
Графические «головоломки» в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр |
20-30 разных видов |
Не достаточно |
|
Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты познавательного характера |
По возможности д.с |
имеется |
Социально-коммуникативное развитие дошкольника среднего возраста направлено на закрепление норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Ведущей деятельностью детей является игра. Взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. В среднем дошкольном возрасте ребенок отражает в игровой деятельности не только бытовые действия, развивается сюжетная игра. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, оборудовать игровое пространство при помощи предметов, используя в игре различные предметы. Любимые сюжеты - это игра в «Больницу», «Магазин». В игру вводятся новые роли, пополняется игровое оборудование. Исходя из жизненного опыта, дети проигрывают различные ситуации. Включение в игру предметов- заместителей значительно расширяет ее горизонты. Для этого в группе имеется ящик с игрушками – заместителями, в содержание которого входят: кубики, шарики, колечки от пирамидки, скорлупа грецкого ореха, пустые фигурные катушки, детали различного конструктора, ленточки.
Обеспечить комфортное пребывание детей в детском саду, психологическую разгрузку, эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка позволяет созданный в развивающей среду группы уголок уединения: мягкий диван, стол, полочка с книжками, альбомы «Я и моя семья».
Тип оборудования |
Наименование |
Необходимое количество на группу |
Итоги инвентаризации (имеется в наличии) |
Учебно- методический материал |
Книги с крупными яркими иллюстрациями, отражающие поведение и общение детей |
6-8 |
Нет |
Тематические альбомы фотографий "моя семья", " мы отдыхаем", "всей семьей на празднике", |
1 |
имеется |
|
Крупное фото группы |
1 |
Имеется |
|
Набор пиктограмм (выражение лиц) с основными эмоциями |
1 |
Имеется |
|
Панно "Я пришел" |
1 |
Имеется |
|
Игрушки - персонажи |
Куклы крупные |
2 |
Не достаточно |
Куклы - средние разные, в том числе с гендерными признаками |
6 |
Не достаточно |
|
Резиновые антропоморфные животные средние и крупные |
По 6 разных |
Имеется |
|
Набор наручных и пальчиковых кукол бибабо: семья, сказочные персонажи |
1 |
Имеется |
|
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала мелкие 7-10см) |
20разных |
Нет |
|
Набор кукол: профессии (10-15см) |
1 |
имеется |
|
Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см) |
10 разные |
Не достаточно |
|
Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках |
10 разных |
Имеется |
|
Набор пальчиковых кукол бибабо, сказочные персонажи |
2разные |
Имеется |
|
Тематический набор сказочных персонажей |
2-3 разные |
Имеется |
|
Набор фигурок: семья (7-15см) |
2 |
нет |
|
Набор кукол: профессии (10-15см) |
1 |
нет |
|
Костюмы-накидки для ролевых игр по профессиям |
4-6 |
имеется |
|
Набор масок |
2-3 |
имеется |
|
Игрушки-предметы оперирования |
Набор столовой и чайной посуды (средние) |
1 |
Имеется |
Набор солдатиков (средние и мелкие(7-15 см) |
2 разных |
Имеется |
|
Набор чайной посуды (средний) |
2 |
Имеется |
|
Набор кухонной посуды |
2 |
Имеется |
|
Набор инструментов |
1 |
Имеется |
|
Наборы для улицы: |
5-8 |
Имеется |
|
Набор овощей и фруктов |
1 |
имеется |
|
Набор транспортных средств разного вида |
5 и более |
Не достаточно |
|
Набор продуктов для завтрака- обеда |
3 |
Имеется |
|
Набор принадлежностей для ухода за куклой |
1-2 |
Имеется |
|
Набор косметических принадлежностей |
1-2 |
Имеется |
|
Комплект кукольных постельных принадлежностей |
3 |
Имеется |
|
Грузовик, крупный |
1 |
Имеется |
|
Тележка- ящик, крупная |
1 |
Имеется |
|
Грузовые, легковые автомобили средних размера |
3-4 |
Имеется |
|
Служебные автомобили ср размера |
5-7 |
Имеется |
|
Подъемный кран, крупный |
1 |
нет |
|
Весы |
1 |
3 |
|
Сумки, корзинки, рюкзачки |
7 |
7 |
|
Набор: железная дорога |
1 |
нет |
|
Корабли, лодки, самолеты ср размеров |
По 1 каждого наименования |
нет |
|
Ракета-робот (трансформер) ср размеров |
1 |
нет |
|
Автомобили мелкие |
10 разные |
10 |
|
Кукольная коляска ср размеров |
2 |
нет |
|
Набор мед принадлежностей |
2 |
1 |
|
Полосатый жезл |
1 |
нет |
|
Час |
2 разные |
4 |
|
Телефон |
3 |
3 |
|
Подзорная труба, бинокль |
2 |
нет |
|
Маркеры игрового пространства |
Кукольный стол, крупный |
1 |
нет |
Кукольная кровать или диванчик, крупный |
1 |
нет |
|
Набор мебели для кукол ср размера |
2 |
имеется |
|
Игровой модуль «Кухня» с плитой и аксессуарами |
1 |
1 |
|
Игровой модуль «Мастерская» с инструментами (соразмерный ребенку) |
1 |
нет |
|
Комплект для ролевых игр («Магазин», «Парикмахерс кая», «Больница») |
3 |
имеется |
|
Игрушечный утюг и гладильная доска |
1 |
нет |
|
Тележка или стойка с принадлежностями для уборки |
1 |
нет |
|
Руль на подставке |
1 |
Нет |
|
Штурвал на подставке |
1 |
нет |
|
Универсальная складная рама-ширма пятистворчетая(30-50см высотой) |
1 |
Нет |
|
Трехстворчатая ширма-театр (70см) |
1 |
имеется |
|
Кукольный дом (для кукол ср размера) |
1 |
1 |
|
Макет «Скотный двор» для фигурок ср размера |
1 |
нет |
|
Ландшафтный макет с набором персонажей и атрибутов по тематике |
1 |
Нет |
|
Светофор |
1 |
нет |
|
Тематические строительные наборы: город, замок, ферма |
1 1 1 |
1 - 1 |
|
Полифункцирнальные материалы |
Объемные модули крупные, разных размеров |
10 |
Нет |
Крупный строительный набор |
1 |
1 |
|
Крупный кнопочный конструктор |
1 |
Нет |
|
Ящик с мелкими предметами-заменителями |
1 |
Имеется |
|
Крупные куски ткани (1-1) |
5 |
Имеется |
|
Емкость с лоскутами мелкими и средними, разного цвета и фактуры |
1 |
имеется |
Художественно-эстетическое развитие среднего дошкольника предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Театрализованный центр - важный объект предметно - развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В уголке располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра. Рядом расположен яркий уголок, где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке расположились нарядные вещи, шляпы и шляпки, юбки, платки, брюки. Большое зеркало привлекает внимание детей. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себе интересный образ.
Музыкальный центр - представлен музыкальными инструментами: металлофон, бубен, барабан, гитара и тд.; портретами композиторов; музыкально- дидактическими играми; народными игрушками, деревянными ложками, шумовыми инструментами, текстами песен, музыкальными открытками и книгами.
Центр развития творческих способностей - в нем представлены материалы, на которых можно рисовать, лепить и изобразительные средства: шариковые ручки, фломастеры, восковые мелки, гуашь, кисти, цветные карандаши, пластилин, глина. Доска творчества, мольберт – не только закрепляет сенсорные эталоны, но и с помощью геометрических форм, моделей, плоскостных картинок развивает пространственное воображение. Предусмотрены образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. В Центре иллюстрации таких авторов, как Е. Чарушин, В. Конашевич, и др.; используем репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей. Дети данного возраста нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности, поэтому в раздевальной комнате имеется место для организации индивидуальных, коллективных выставок.
Тип оборудования |
Наименование |
Необходимое количество на группу |
Итоги инвентаризации |
Оборудование |
Ширмы настольные для театрализованных игр, подиум |
1 |
1 |
Магнитофон с фонотекой музыкальных детских произведений |
1 |
1 |
|
Ролевые костюмы по профессиям: плащ- накидки врача, пожарного, полицейского, головной убор строителя, водителя, капитана |
Не достаточно |
||
Набор масок сказочных героев |
5 |
5 |
|
Для рисования |
Набор фломастеров |
На каждого |
Имеется |
Набор цветных карандашей |
На каждого ребенка |
Имеется |
|
Гуашь набор из 12 цветов |
На каждого ребенка |
имеется |
|
Круглые кисти большие, средние |
На каждого ребенка |
Имеется |
|
Емкость для промывания ворса кистей Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, (15 на 15) |
На каждого ребенка На каждого ребенка |
Имеется имеется |
|
Палитра Губки для смывания краски с палитры |
На каждого ребенка |
Имеется имеется |
|
Цветные восковые мелки(12) Цветные масляные мелки(12) |
Нет нет |
||
Для лепки |
Глина, подготовленная для лепки |
На каждого ребенка |
имеется |
Пластилин (6 цветов) |
На каждого ребенка |
имеется |
|
Доски для лепки 20*20 |
На каждого ребенка |
имеется |
|
Печатки, формочки, трафареты для декорирования лепных работ |
2-3 шт на каждого ребенка |
имеется |
|
Стеки
Салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду(30-30), для вытирания рук во время лепки |
На каждого ребенка
На каждого ребенка |
Имеется
имеется |
|
Для аппликации |
Щетинные кисти для клейстера или жидкого клея Подставки для кистей Розетки для клея |
На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка |
Имеется Имеется имеется |
Ножницы с тупыми концами |
На каждого ребенка |
имеется |
|
Наборы из разных сортов цв бумаги Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы |
На каждого ребенка На каждого ребенка |
Нет нет |
|
Подносы для готовых форм и обрезков бумаги
Подносы на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем |
На каждого ребенка
На каждого ребенка |
Не достаточно
клеенки |
|
Для музыкального развития |
Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубен, румбы, треугольник, ложки, барабан; издающие звук только одной высоты: дудочка; пианино, рояль, металлофон, ксилофон |
По 2-3 |
1 |
Музыкально - дидактические игры на обогащение слухового сенсорного опыта, определения характера музыки, развитие звуковысотного слуха, музыко-слуховой памяти, тембрового слуха, чувства ритма |
2-3 |
имеется |
|
Набор иллюстраций (фотографий, репродукций, открыток) к музыкальным произведениям |
1-2 набора |
нет |
|
Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией, музыкальные шкатулки, шарманки, органчики, звучащие шары |
По 2-3 |
нет |
Перспектива развития развивающей предметно - пространственной среды группы
Задачи |
Направления деятельности |
2014- 2015 уч.г. |
1.Обеспечение эмоционального благополучия детей |
|
|
2. Организация развития в игровой деятельности |
Пополнение развивающей предметно – пространственной среды для развития социально – личностных и игровых навыков детей |
Изготовление атрибутов для игры «Дорожное движение» ( светофор, зебра). |
3.Организация физического развития и охрана здоровья |
Пополнение физкультурного уголка и площадки |
Пополнение центра физического развития необходимым оборудованием, атрибутами для спортивных игр. Создать картотеку «Игры, которые лечат». Изготовить альбом «Мой веселый звонкий мяч» Создать коллекцию разнообразных видов мячей (волейбольный, футбольный и т.д.). |
4.Формирование речевых навыков детей |
Пополнение центра бусинками средних размеров, картотека артикуляционной гимнастики, атрибутами для развития дыхания. Создать алгоритмы (схемы) для обучения детей рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов. |
|
5. Формирование познавательно – исследовательской деятельности |
Организация развивающего интеллектуального пространства |
Пополнение центра экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, макетами подводного мира, леса. |
6. Формирование художественно- эстетического развития |
Пополнение среды материалами для развития изобразительных, музыкальных, театрализованных навыков |
Изготовление картотеки музыкальных игр. Пополнение театрализованного уголка теневым театром, дидактическими играми. |