Методические указания и рекомендации «Паспорт развивающей предметно пространственной среды подготовительной группы»

3
0
Материал опубликован 4 July 2018 в группе

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №116»

_____________________________________________________________________________

ПАСПОРТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО –

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Воспитатель: Байкова Е.А.

 

 

Тверь, 2015 год

Содержание

1.Пояснительная записка…………………….………………………................. 3

2.Нормативно-правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды группы………….……………............... 4

3. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы (в соответствии с требованиями ФГОС) ……...................................... 4

4.Информационная справка о раздевальной комнате…………………............ 9

5.Информационная справка о групповой комнате……………………….........10

6. Информационная справка о спальной комнате………………………...........11

7. Информационная справка об туалетной комнате…………………...............12

8. Анализ создания условий в группе в соответствии с федеральными требованиями и перечнем необходимого материала развивающей предметно - пространственной среды группы........................................................................ …..13

-по физическому развитию детей…………………………………….................15

-по речевому развитию детей……………………………………...…............... 16

-по познавательному развитию детей................................................................. 18

-по социально - коммуникативному развитию детей………………................ 22

- по художественно - эстетическому развитию детей ……………….............. 26

9. Перспектива развития развивающей предметно - пространственной среды группы …………………………………………………………........................... 30

Пояснительная записка

Группа - центр жизнедеятельности воспитанников МДОУ «Детский сад №116 г.Твери.

Центром всей образовательной работы группы является развивающая предметно – пространственная среда. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития, а также повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Группа - это копилка лучших традиций, поэтому задача воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, уметь творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу группы, чтобы воспитанники чувствовали себя в нем, как у себя дома.

Условиями полноценности функционирования группы является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям, а также необходимое техническое оснащение и оборудование и пособия, а также игрового материала для детей.

Созданием развивающей предметно - пространственной среды и использование её потенциала для всестороннего развития каждого воспитанника занимается воспитатель группы: Васильева Екатерина Алексеевна, педагогический стаж работы 6 лет, в данном учреждении 1 год 

Нормативно - правовая и методическая база построения развивающей предметно - пространственной среды группы

Закон РФ «Об образовании»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)

СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Конвенция о правах ребенка

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

В.А.Петровский, Л.П.Стрелкова "Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду"

«Радуга» программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада, авторы Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, В.В. Гербова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды группы

Проектируя развивающую предметно - пространственную среду педагоги ориентировались на общие требования к подбору оборудования и материалов для оформления всех помещений группы.

При создании развивающей предметно - пространственной среды группы учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Ребенок развивается в деятельности. Развивающая предметно - пространственная среда должна способствовать формированию познавательных способностей малышей, их творческого потенциала. Способ действия младшего дошкольника - "вижу- действую", поэтому развивающая среда в группе данного возраста яркая, насыщенная, привлекательная. Цветовой дизайн группового помещения не держит ребенка в определенных рамках и шаблонах, но преобладают оттенки основных цветов. Весь материал доступен детям, безопасен, его насыщенность контролируется педагогами по мере прохождения основных тем, пополняется с участием детей.

Учитывая требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования при использовании потенциала развивающей предметно - пространственной среды группы, а именно обеспечение следующих психолого-педагогических условий:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Учтены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении В. А. Петровского:

1. Обеспечение безопасности жизни, укрепление здоровья и закаливание организма. Согласно части VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13) детская мебель и оборудование для помещений группы изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, и имеют документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей группы. Все шкафы группового помещения укреплены, имеются оборудования, решающие вопросы оздоровления детей.

2. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними.

Развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого в группе мы широко используем ширмы, уголок «уединения», столы ставятся по- разному: в круг, буквой Т, буквой П. Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. Укаждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещения группы таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

3. Принцип активности. В основе основной общеобразовательной программы МДОУ заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения. Реализуется участием детей и взрослых в создании игр, атрибутов для театрализованной деятельности, сюжетно- ролевых игр, настольного театра.

4. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде группы заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов. Это и полифункциональное использование помещений (спортивный уголок в помещение спальной группы).

Жизненное пространство в группе построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям, в соответствии со своими интересами и желаниями, заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу: функциональные уголки, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др.

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.

Среда группы побуждает у детей активность, дает им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

В группе помимо уже обозначенных зон активности имеется «уголок уединения» с мягкой мебелью, оборудованием для релаксации (магнитофон с звуковыми эффектами), способствующими отдыху. Каждому ребенку в группе обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому на ряду с детскими игрушками в группе имеются настоящие репродукции "таинственная картина", скульптурные фигурки из глины, фонтанчики, картины для релаксации.

7. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Ежедневная трудовая деятельность, наблюдения, экспериментирование в экологической зоне, оформленной в соответствии с возрастом, постепенно приводит к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

Открытость своего «Я» — педагоги с уважением относятся к интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, особенно к результатам продуктивной деятельности: ежедневно на «стене творчества» появляются рисунки, поделки, результаты совместного детского творчества. Коллективные детские работы широко используются при оформлении группы и раздевальной комнаты.

Открытость Обществу — обстановка группы соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. Родители принимают активное участие в создании предметно - развивающей среды.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
 

Информационная справка о раздевальной комнате

Общая площадь: 14,2 кв. м.

Освещение: лампочное, 2 плафона по 1 лампочке 100 Вт.

Напольное покрытие: линолеум

Наличие дневного света: 1 большое окно

Мебель: Раздевальные шкафчики 25 шт., 3 лавочки,1 зеркало.

Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды для информирования родителей с условиями пребывания детей в детском саду, осуществление хранения личных детских вещей.

Раздевальная комната оборудована шкафами для хранения верхней одежды детей. Шкафы для одежды и обуви оборудованы индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркирована. В раздевальной комнате предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей (имеется батарея).

В раздевалке размещен физкультурный уголок, в котором имеются: картотеки подвижных игр, оборудование для бросания, ловли (мячи, скакалки), атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.), игры на ловкость (кегли, кольцеброс), настольно - печатные игры («Виды спорта» и др.), иллюстративный материал.


 

Информационная справка о групповой комнате

Общая площадь: 64.4 кв.м.

Освещение: лампочное, 6 ламп дневного света.

Напольное покрытие: линолеум.

Наличие дневного света: 4 больших окна.

Мебель: 9 столов, 26 детских стульчиков, 1 диван, 1 магнитно – маркерная доска.

Дополнительные средства для дизайна интерьера: занавесы, 1 паласа, 1 зеркало.

Цель: использование развивающей предметно - пространственной среды группы для развития и комфортных условий пребывания детей в детском саду.

Информационная справка о спальной комнате

Общая площадь: 30,4 кв.м.

Освещение: лампочное, 6 плафонов по 1 лампочке 100 Вт.

Напольное покрытие: линолеум.

Наличие дневного света: 2 больших окна.

Мебель: 14 кроватей, 3 выдвижная трехъярусная кровать, 4 встроенных шкафа для книг, стул для воспитателя

Дополнительные средства для дизайна интерьера:

постельное белье – 24 комплектов.

подушки – 24 шт.

матрасы -24 шт.

список детей на кровати.

комнатный термометр.

Цель: удовлетворять потребность детей в дневном отдыхе.

Информационная справка об умывальной комнате

Общая площадь:4.2+8.9 кв. м

Освещение: лампочное, 2 плафона по 1 лампочке 100 Вт.

Напольное покрытие: напольная керамическая плитка.

Наличие дневного света: 1 окно.

Мебель: шкаф,

Дополнительные средства для дизайна интерьера:

Раковины -3шт детские.

Унитазы – 3 шт.

Настенные полотенечницы – 4 шт.

Ванная для мытья ног – 1 шт.

Зеркало – 1 шт.

Список детей на полотенца.

Мыльницы – 3 шт.

Комнатный термометр.

Цель: формирование у детей культурно – гигиенических навыков.


 

Анализ создания условий в группе в соответствии с федеральными требованиями и перечнем необходимого материала развивающей предметно - пространственной среды группы

Содержание развивающей предметно - пространственной среды группы, согласно требованиям ФГОС ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

- физическое развитие

- речевое развитие

- познавательное развитие;

- социально- коммуникативное развитие

- художественно-эстетическое развитие.

Все оборудование размещено в развивающей среде в двух направлениях: для совместной деятельности взрослого и детей и для самостоятельного детского творчества.

Работа с детьми по физическому воспитанию традиционно осуществляется в трех направлениях: оздоровительном, образовательном, воспитательном. Эти направления конкретизируются в решении следующих задач:

Оздоровительные задачи

1.Содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности детского организма

2.Совершенствовать функции и закаливание детского организма

3.Формировать опорно-двигательный аппарат и правильную осанку.

Образовательные задачи

1.Формировать правильные двигательные умения и навыки выполнение отдельных двигательных действий и в сочетании, развивать умение быстро переходить от выполнения одних упражнений к выполнению других.

2.Обеспечивать осознанное выполнение движениями, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений.

3.Давать знания о принципах названия различных способов выполнения основных движений.

4.Содействовать развитию пространственных ориентировок в статике и динамике.

5.Знакомить детей с зависимостью состояния грудной клетки и работой сердечно - сосудистой и дыхательной систем для обеспечения самоконтроля за правильной осанкой.

6.Способствовать воспитанию скоростно - силовых качеств, гибкости с применением специальных методических приемов.

7.Обеспечивать усвоение общей структуры двигательной деятельности , понимания общего способа выполнения физических упражнений и связи «цель – результат».

Воспитательные задачи

Вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.

Приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений.

Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.

Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к качественному выполнению движений.

Формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной деятельности.

Для физического развития детей используются оборудование и инвентарь физкультурного уголка и уличной площадки в соответствии с возрастом и ростом воспитанников. Физкультурный уголок организован в спальной группы. Содержание уголка соответствует примерному перечню оборудования и спортивно - игрового инвентаря для физического развития детей среднего дошкольного возраста. На участке детского сада имеется оборудование для развития физических навыков детей, площадка для организации двигательной деятельности.

В соответствии с примерным перечнем оборудования оснащения помещений проведена инвентаризация спортивного инвентаря для физического развития детей среднего дошкольного возраста.

Тип оборудования

Наименование

Необходимое количество на группу

Итоги инвентаризации (имеется в наличии)

Для ходьбы, бега и равновесия

Балансир-волчок и балансир- качели

 

нет

 

Коврик массажный

 

нет

 

Диск массажный мягкий, заполненный воздухом

 

Нет

 

Ходули на веревочках

 

Нет

 

Набор цветных подставок из мягкого пластика с массажными элементами на верхней скошенной пов-ти

 

Нет

 

Двухсторонняя сборно - разборная дорожка из ковриков с элементами - вкладышами для обозначения направления

12

нет

 

Шнур длинный

1

нет

Для прыжков

Скакалка короткая

На подгруппу

6

 

Мяч - попрыгунчик

1

1

 

Обруч плоский цветной

1

Нет

 

Набор кубов пластиковых или деревянных разноцветных, вкладывающихся друг в друга

1

нет

 

Кегли

набор

2

Для катания, бросания, ловли

Кольцеброс

1

1

 

Мешочек с грузом большой

 

6 средних

 

Обруч большой

На подгруппу

Нет

 

Серсо (набор)

1-2 набора

 
 

Мячи-массажеры разных размеров и форм

5-6

нет

 

Мяч для игры в помещении на резиновом шнурке

 

Нет

 

Шар цветной (фибро-пластиковые)

 

Нет

 

Полукольцо мягкое

 

Нет

Для общеразвивающих упражнений

Мячи фитболы с гладкой или массажной поверхностью

2

Нет

 

Мячи- физиороллы с различной конфигурацией

По количеству детей

Нет

Для ползания и лазания

Сборно-разборочный тоннель-конструктор с 4-мя видами ворот для пролезания и большим количеством элементов-вкладышей массажной поверхностью

 

нет

 

Колечко резиновое

 

нет


 

Речевое развитие среднего дошкольника включает развитие произносительной стороны речи; активизацию словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи детей (диалогическая речь, монологическая речь, повествование); развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Этому способствуют предметные и сюжетные картинки, пособия для развития речевого дыхания, дидактические игры, расположенные в речевом уголке группы. В деятельность по решению данных задач включается углубленная работа со звуками.

Для работы по развитию речи по требованиям автора программы дошкольного образования оборудован речевой уголок. В уголке хранятся пособия, книги с речевыми упражнениями, тетради со скороговорками и чистоговорками, дидактические игры по развитию речи. Создан речевой дворик, который включил в себя чудо- дерево, дидактический домик. В соответствии с перечнем оборудования проведена инвентаризация:

Тип оборудования

Наименование

Необходимое количество на группу

Итоги инвентаризации (имеется в наличии)

Оборудование

Рабочий стол

1

1

 

Большое зеркало

1

1

 

Малые зеркала

На каждого ребенка

25

 

Чудо- дерево

1

нет

Учебно - методический материал

Дидактический домик

1

нет

 

Копилка

1

нет

 

Наборы иллюстраций и открыток по произведениям художественной литературы

 

есть

 

Наборы картинок для группировки и обобщения

8-10

8

 

Наборы материалов для подгруппового рассматривания: « Времена года», «Любимые сказки», «Домашние животные», «Дикие животные», « Семья», « Игры детей».

8

8

 

Наборы парных картинок на сравнение, поиск отличий (по внешнему виду),ошибок (по смыслу), развитие объяснительной речи, сравнительного мышления

5

6

 

Разрезные сюжетные картинки , пазлы.

7

8

 

Серии из 3-4 картинок, объединенных общим, знакомым детям сюжетом(сказки, лит.сюжеты, социобытовые ситуации)для установления логических связейи пересказа литературных текстов: «Что сначало, что потм?», «В стране сказок Чуковского», «Герои русских сказок», «Из чего мы сделаны?»

6

6

 

Сюжетные картинки, близкие опыту ребенка по тематике, многоплановые по композиции, с двумя - тремя действующими лицами для индивидуальной работы по упражнению в составлении сюжетного рассказа

1

В наличии

Познавательное развитие среднего дошкольника предполагает обогащение информацией, находящейся в ближайшем окружении и лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности; цель которого - развивать познавательные процессы (восприятие, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.) в соответствии с возрастной нормой; способствовать выявлению и поддержанию избирательных интересов, развитию самостоятельной познавательной активности детей; формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально- чувственного опыта.

Познавательное содержание условно разделено на два блока: мир человека и мир природы.

Мир человека. В среде группы имеются дидактические игры, пособия, через которые ребенок закрепляет представление о строение тела человека, о строении лица и головы; расширяет представление о деятельности людей (название профессий, трудовые действия, предметы- помощники); расширяет представление о рукотворных предметах и материалах (бумага, пластилин, вата, клей), о составляющих частях, о зависимости внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функции.

Мир природы. В доступном для детей месте в развивающей среде имеется минилаборатория, где находится необходимое оборудование для экспериментов с песком, водой, воздухом, дидактические игры, картотека опытов. Картинки, альбомы, с помощью которых дети знакомятся с отдельными представителями растительного и животного мира; природный материал (камни, желуди, шишки, ракушки ….), календарь погоды, схема времени года.

Согласно требованиям автора программы дошкольного образования в развивающей среде группы имеются:

- коллажи «Лес», «Деревня;

- макеты «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Север», «Африка», «Грибы»;

- муляжи овощей и фруктов;

- альбомы «Времена года» и др.

Имеется различный строительный материал: крупный, мелкий, деревянный и пластмассовый с различным креплением, конструктор Лего.

Тип оборудования

Наименование

Необходимое количество на группу

Итоги инвентаризации (имеется в наличии)

Объекты для исследования и действий

Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине

1

Имеется

 

Объем объемных геометрических тел

1

имеется

 

Доски с вкладышами

6-8

Имеется

 

Рамки-вкладыши с цветными составными формами

6-8 штук

Имеется

 

Набор разноцветных палочек с оттенками

1

имеется

 

Набор кубиков с цветными гранями

1

Нет

 

Наборы для сериации по величине-бруски, цилиндры….

3-4 разные

Нет

 

Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений по графическим образцам

2-3

Имеется

 

Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм

1

нет

 

Мозайка разных форм и цвета с графическими образцами

2-3

Имеется

 

Чудесный мешочек с набором объемных тел

1

Имеется

 

Набор прозрачных кубиков различных цветов

1-2

Нет

 

Набор кубиков прозрачных с цветными диагональными вставками со схемами сборки

1-2

Нет

 

Наборы кубиков с различными графическими элементами

2-3

Имеется

 

Набор цветных деревянных кубиков с графическими схемами для воспроизведения конфигураций в пр-ве

1-2

нет

 

Набор емкостей одинакового вида и размера с крышечками и с наполнением «звучащими» материалами

1-2

Имеется

 

Игрушки - головоломки

6-8

Имеется

 

Горки для шариков

1

Нет

 

Стойка-равновеска

1

Нет

 

Набор счетного материала в виде одинаковых по форме фигурок, но разных по размеру и массе

1

Нет

 

Набор волчков

1

Нет

 

Часы с круглым циферблатом и стрелками

1

Имеется

 

Счеты напольные

1

Нет

 

Вертушки разного размера

4-5

Нет

 

Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия

10различных

3

 

Объемные головоломки

3-4

Имеется

 

Головоломки-лабиринты

3-4

имеется

 

«Проблемный ящик» со звуками световым механическим эффектом

1

нет

 

Набор для экспериментирования с водой

1

имеется

 

Набор для экспериментирования с песком

1

Имеется

Строительный материал

Крупногбаритный конструктор В.Поликарпова

1 набор

Нет

 

Комплект больших мягких модулей

1

нет

 

Крупногабаритные пластмассовые напольные конструкторы

2-3

Имеется

 

Игровые наборы (транспорт, строительные машины, строения, площадки)

1-2 набора

Имеется

Конструктор

Конструкторы развивающие воображение с различным креплением, Лего

3-4

имеется

 

Констр из серии LEGO-DACTA (Город, Железная дорога)

3

нет

 

Констр для игр с песком и водой

2

Нет

 

Контр, развивающие воображение

2-3

имеется

Для взаимодействия с природой

Живые объекты: растения с четко выраженными основными частями

8

Имеется

 

Детские энциклопедии

1

Имеется

 

Дидактические игры "Времена года», «Во саду ли в огороде», «Парочки»

6-8

имеется

 

Наборы парных картин для сравнения и поиска ошибок

10разных

имеется

 

Книги о природе: Е.Чарушин, К. Ушинский, В.Бианки

10

недостаточно

 

Серия демонстрационных картин "мир природы", "животные", "растения"

По 1 набору

имеется

Образно-символический материал

Набор картинок для группировки и обобщения (8-10 в каждой группе)

По 1 набору

Имеется

 

Наборы парных картинок типа «Лото» из 6-8 частей

6-8

имеется

 

Наборы парных картинок на соответствие (равнение), найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу)

 

нет

 

Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы)

2-3

Имеется

 

Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам(2-3) последовательно или одновременно

2-3

Имеется

 

Серии картинок (4-6) для последовательности (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации)

10-15разные

имеется

 

Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей)

2-3разных

Имеется

 

Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата

20-30

Не достаточно

 

Разрезные кубики с сюжетными картинками (6-8 частей)

4-5

Не достаточно

 

Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей)

8-10разные

Не достаточно

 

Разрезные контурные картинки (4-6 частей)

8-10 разные

Не достаточно

 

Графические «головоломки» в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр

20-30 разных видов

Не достаточно

 

Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты познавательного характера

По возможности д.с

имеется

 

Социально-коммуникативное развитие дошкольника среднего возраста направлено на закрепление норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Ведущей деятельностью детей является игра. Взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. В среднем дошкольном возрасте ребенок отражает в игровой деятельности не только бытовые действия, развивается сюжетная игра. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, оборудовать игровое пространство при помощи предметов, используя в игре различные предметы. Любимые сюжеты - это игра в «Больницу», «Магазин». В игру вводятся новые роли, пополняется игровое оборудование. Исходя из жизненного опыта, дети проигрывают различные ситуации. Включение в игру предметов- заместителей значительно расширяет ее горизонты. Для этого в группе имеется ящик с игрушками – заместителями, в содержание которого входят: кубики, шарики, колечки от пирамидки, скорлупа грецкого ореха, пустые фигурные катушки, детали различного конструктора, ленточки.

Обеспечить комфортное пребывание детей в детском саду, психологическую разгрузку, эмоциональное взаимодействие взрослого и ребенка позволяет созданный в развивающей среду группы уголок уединения: мягкий диван, стол, полочка с книжками, альбомы «Я и моя семья».

Тип оборудования

Наименование

Необходимое количество на группу

Итоги инвентаризации (имеется в наличии)

Учебно- методический материал

Книги с крупными яркими иллюстрациями, отражающие поведение и общение детей

6-8

Нет

 

Тематические альбомы фотографий "моя семья", " мы отдыхаем", "всей семьей на празднике",

1

имеется

 

Крупное фото группы

1

Имеется

 

Набор пиктограмм (выражение лиц) с основными эмоциями

1

Имеется

 

Панно "Я пришел"

1

Имеется

Игрушки - персонажи

Куклы крупные

2

Не достаточно

 

Куклы - средние разные, в том числе с гендерными признаками

6

Не достаточно

 

Резиновые антропоморфные животные средние и крупные

По 6 разных

Имеется

 

Набор наручных и пальчиковых кукол бибабо: семья, сказочные персонажи

1

Имеется

 

Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного материала мелкие 7-10см)

20разных

Нет

 

Набор кукол: профессии (10-15см)

1

имеется

 

Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см)

10 разные

Не достаточно

 

Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках

10 разных

Имеется

 

Набор пальчиковых кукол бибабо, сказочные персонажи

2разные

Имеется

 

Тематический набор сказочных персонажей

2-3 разные

Имеется

 

Набор фигурок: семья (7-15см)

2

нет

 

Набор кукол: профессии (10-15см)

1

нет

 

Костюмы-накидки для ролевых игр по профессиям

4-6

имеется

 

Набор масок

2-3

имеется

Игрушки-предметы оперирования

Набор столовой и чайной посуды (средние)

1

Имеется

 

Набор солдатиков (средние и мелкие(7-15 см)

2 разных

Имеется

 

Набор чайной посуды (средний)

2

Имеется

 

Набор кухонной посуды

2

Имеется

 

Набор инструментов

1

Имеется

 

Наборы для улицы:

5-8

Имеется

 

Набор овощей и фруктов

1

имеется

 

Набор транспортных средств разного вида

5 и более

Не достаточно

 

Набор продуктов для завтрака- обеда

3

Имеется

 

Набор принадлежностей для ухода за куклой

1-2

Имеется

 

Набор косметических принадлежностей

1-2

Имеется

 

Комплект кукольных постельных принадлежностей

3

Имеется

 

Грузовик, крупный

1

Имеется

 

Тележка- ящик, крупная

1

Имеется

 

Грузовые, легковые автомобили средних размера

3-4

Имеется

 

Служебные автомобили ср размера

5-7

Имеется

 

Подъемный кран, крупный

1

нет

 

Весы

1

3

 

Сумки, корзинки, рюкзачки

7

7

 

Набор: железная дорога

1

нет

 

Корабли, лодки, самолеты ср размеров

По 1 каждого наименования

нет

 

Ракета-робот (трансформер) ср размеров

1

нет

 

Автомобили мелкие

10 разные

10

 

Кукольная коляска ср размеров

2

нет

 

Набор мед принадлежностей

2

1

 

Полосатый жезл

1

нет

 

Час

2 разные

4

 

Телефон

3

3

 

Подзорная труба, бинокль

2

нет

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол, крупный

1

нет

 

Кукольная кровать или диванчик, крупный

1

нет

 

Набор мебели для кукол ср размера

2

имеется

 

Игровой модуль «Кухня» с плитой и аксессуарами

1

1

 

Игровой модуль «Мастерская» с инструментами (соразмерный ребенку)

1

нет

 

Комплект для ролевых игр («Магазин», «Парикмахерс кая», «Больница»)

3

имеется

 

Игрушечный утюг и гладильная доска

1

нет

 

Тележка или стойка с принадлежностями для уборки

1

нет

 

Руль на подставке

1

Нет

 

Штурвал на подставке

1

нет

 

Универсальная складная рама-ширма пятистворчетая(30-50см высотой)

1

Нет

 

Трехстворчатая ширма-театр (70см)

1

имеется

 

Кукольный дом (для кукол ср размера)

1

1

 

Макет «Скотный двор» для фигурок ср размера

1

нет

 

Ландшафтный макет с набором персонажей и атрибутов по тематике

1

Нет

 

Светофор

1

нет

 

Тематические строительные наборы: город, замок, ферма

1

1

1

1

-

1

Полифункцирнальные материалы

Объемные модули крупные, разных размеров

10

Нет

 

Крупный строительный набор

1

1

 

Крупный кнопочный конструктор

1

Нет

 

Ящик с мелкими предметами-заменителями

1

Имеется

 

Крупные куски ткани (1-1)

5

Имеется

 

Емкость с лоскутами мелкими и средними, разного цвета и фактуры

1

имеется

Художественно-эстетическое развитие среднего дошкольника предполагает развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Театрализованный центр - важный объект предметно - развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В уголке располагаются различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра. Рядом расположен яркий уголок, где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке расположились нарядные вещи, шляпы и шляпки, юбки, платки, брюки. Большое зеркало привлекает внимание детей. Все это создает радостное настроение и желание примерить на себе интересный образ.

Музыкальный центр - представлен музыкальными инструментами: металлофон, бубен, барабан, гитара и тд.; портретами композиторов; музыкально- дидактическими играми; народными игрушками, деревянными ложками, шумовыми инструментами, текстами песен, музыкальными открытками и книгами.

Центр развития творческих способностей - в нем представлены материалы, на которых можно рисовать, лепить и изобразительные средства: шариковые ручки, фломастеры, восковые мелки, гуашь, кисти, цветные карандаши, пластилин, глина. Доска творчества, мольберт – не только закрепляет сенсорные эталоны, но и с помощью геометрических форм, моделей, плоскостных картинок развивает пространственное воображение. Предусмотрены образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству. В Центре иллюстрации таких авторов, как Е. Чарушин, В. Конашевич, и др.; используем репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей. Дети данного возраста нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности, поэтому в раздевальной комнате имеется место для организации индивидуальных, коллективных выставок.

Тип оборудования

Наименование

Необходимое количество на группу

Итоги инвентаризации

Оборудование

Ширмы настольные для театрализованных игр, подиум

1

1

 

Магнитофон с фонотекой музыкальных детских произведений

1

1

 

Ролевые костюмы по профессиям: плащ- накидки врача, пожарного, полицейского, головной убор строителя, водителя, капитана

 

Не достаточно

 

Набор масок сказочных героев

5

5

Для рисования

Набор фломастеров

На каждого

Имеется

 

Набор цветных карандашей

На каждого ребенка

Имеется

 

Гуашь набор из 12 цветов

На каждого ребенка

имеется

 

Круглые кисти большие, средние

На каждого ребенка

Имеется

 

Емкость для промывания ворса кистей

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, (15 на 15)

На каждого ребенка

На каждого ребенка

Имеется

имеется

 

Палитра

Губки для смывания краски с палитры

На каждого ребенка

Имеется

имеется

 

Цветные восковые мелки(12)

Цветные масляные мелки(12)

 

Нет

нет

Для лепки

Глина, подготовленная для лепки

На каждого ребенка

имеется

 

Пластилин (6 цветов)

На каждого ребенка

имеется

 

Доски для лепки 20*20

На каждого ребенка

имеется

 

Печатки, формочки, трафареты для декорирования лепных работ

2-3 шт на каждого ребенка

имеется

 

Стеки


 

Салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду(30-30), для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка


 

На каждого ребенка

Имеется


 


 

имеется

Для аппликации

Щетинные кисти для клейстера или жидкого клея

Подставки для кистей

Розетки для клея

На каждого ребенка

На каждого ребенка

На каждого ребенка

Имеется

Имеется

имеется

 

Ножницы с тупыми концами

На каждого ребенка

имеется

 

Наборы из разных сортов цв бумаги

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы

На каждого ребенка

На каждого ребенка

Нет

нет

 

Подносы для готовых форм и обрезков бумаги


 

Подносы на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка


 

На каждого ребенка

Не достаточно


 


 

клеенки

Для музыкального развития

Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубен, румбы, треугольник, ложки, барабан; издающие звук только одной высоты: дудочка; пианино, рояль, металлофон, ксилофон

По 2-3

1

 

Музыкально - дидактические игры на обогащение слухового сенсорного опыта, определения характера музыки, развитие звуковысотного слуха, музыко-слуховой памяти, тембрового слуха, чувства ритма

2-3

имеется

 

Набор иллюстраций (фотографий, репродукций, открыток) к музыкальным произведениям

1-2 набора

нет

 

Музыкальные игрушки с фиксированной мелодией, музыкальные шкатулки, шарманки, органчики, звучащие шары

По 2-3

нет

Перспектива развития развивающей предметно - пространственной среды группы

Задачи

Направления деятельности

2014- 2015 уч.г.

1.Обеспечение эмоционального благополучия детей

 

 

2. Организация развития в игровой деятельности

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды для развития социально – личностных и игровых навыков детей

Изготовление атрибутов для игры «Дорожное движение» ( светофор, зебра).

3.Организация физического развития и охрана здоровья

Пополнение физкультурного уголка и площадки

Пополнение центра физического развития необходимым оборудованием, атрибутами для спортивных игр.

Создать картотеку «Игры, которые лечат».

Изготовить альбом «Мой веселый звонкий мяч»

Создать коллекцию разнообразных видов мячей (волейбольный, футбольный и т.д.).

4.Формирование речевых навыков детей

 

Пополнение центра бусинками средних размеров, картотека артикуляционной гимнастики, атрибутами для развития дыхания.

Создать алгоритмы (схемы) для обучения детей рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов.

5. Формирование познавательно – исследовательской деятельности

Организация развивающего интеллектуального пространства

Пополнение центра экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, макетами подводного мира, леса.

6. Формирование художественно- эстетического развития

Пополнение среды материалами для развития изобразительных, музыкальных, театрализованных навыков

Изготовление картотеки музыкальных игр. Пополнение театрализованного уголка теневым театром, дидактическими играми.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.