Методические указания по курсовой проектированию междисциплинарного курса МДК 11.01 Технологии разработки и защиты баз данных профессионального модуля ПМ.11
Министерство образования Красноярского края
Краевое государственное АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Образовательное учреждение
«Ачинский техникум нефти и газа ИМЕНИ Е.А.ДЕМЬЯНЕНКО»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по курсовой проектированию
междисциплинарного курса МДК 11.01 Технологии разработки и защиты баз данных
профессионального модуля ПМ.11 Разработка, администрирование и защита баз данных
код, специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование
Ачинск, 2022
Методические указания междисциплинарного курса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки 09.02.07 «Информационные системы и программирование», утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9 декабря 2016 года № 1547 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016г., регистрационный №44936).
Организация-разработчик: краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский техникум нефти и газа».
Разработчик: Степанова Ольга Викторовна, преподаватель первой квалификационной категории
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2. ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ | 5 |
3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ | 6 |
4. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ | 7 |
5. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ | 7 |
5.1. Общая структура курсовой работы | 7 |
5.2. Характеристика основных структурных элементов курсовой работы | 9 |
5.2.1. Анализ предметной области автоматизации | 9 |
5.2.2. Проектирование информационной системы и ее обеспечения | 11 |
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | 12 |
6.1. Требования к оформлению текстового материала | 12 |
6.2. Требования к оформлению иллюстративного материала | 14 |
6.3. Правила составления библиографического списка | 15 |
6.4. Правила оформления приложений | 16 |
7. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | 16 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 18 |
Приложение 1 | 20 |
Приложение 2 | 21 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания к курсовой работе по междисциплинарному курсу МДК.11.01 Технологии разработки и защиты баз данных предназначены для студентов по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование укрупненной группы профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника, в части освоения основного вида профессиональной деятельности Разработка, администрирование и защита баз данных.
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении курсовой работы по МДК.11.01 Технологии разработки и защиты баз данных.
Настоящие методические указания содержат:
- требования к курсовой работе;
- примерную тематику курсовых работ;
- порядок работы над курсовой работой;
- структуру курсовой работы и содержание ее элементов;
- требования к оформлению курсовой работы;
- порядок защиты курсовой работы;
- критерии оценки курсовой работы;
- список рекомендуемой литературы.
Целью курсовой работы является проверка сформированности общих и профессиональных компетенций, получение практического опыта, проверка знаний и умений:
Код | Образовательный результат |
Иметь практический опыт: | |
ПО1 | В работе с объектами базы данных в конкретной системе управления базами данных |
ПО2 | Использовании стандартных методов защиты объектов базы данных |
ПО3 | Работе с документами отраслевой направленности |
ПО*4 | Проведение презентации предлагаемой информационной системы |
Уметь: | |
У1 | Работать с современными case-средствами проектирования баз данных |
У4 | Проектировать логическую и физическую схемы базы данных |
У5 | Создавать хранимые процедуры и триггеры на базах данных |
У6 | Применять стандартные методы для защиты объектов базы данных |
У7 | Выполнять стандартные процедуры резервного копирования и мониторинга выполнения этой процедуры |
У8 | Выполнять процедуру восстановления базы данных и вести мониторинг выполнения этой процедуры |
У*9 | Проводить предпроектное обследование объекта проектирования |
У*10 | Осуществлять системный анализ предметной области |
У*11 | Анализировать системы с помощью элементов и методов моделирования (диаграмма сущностей и связей, нормализация) |
У*12 | Проектировать схемы реляционной базы данных |
У*13 | Создавать корректную последовательность операций разрабатываемой системы, с необходимыми уведомлениями |
У*14 | Создавать процедуры обработки данных на VBA |
У*15 | Подтверждать что созданная информационная система соответствует исходным спецификациям |
Знать: | |
З1 | Основные положения теории баз данных, хранилищ данных, баз знаний |
З2 | Основные принципы структуризации и нормализации базы данных |
З5 | Основные принципы построения концептуальной, логической и физической модели данных |
З6 | Методы описания схем баз данных в современных системах управления базами данных |
З7 | Структуры данных систем управления базами данных, общий подход к организации представлений, таблиц, индексов и кластеров |
З8 | Методы организации целостности данных |
З9 | Способы контроля доступа к данным и управления привилегиями |
З10 | Основные методы и средства защиты данных в базах данных |
З*11 | Способы проведения предпроектного обследования предметной области |
З*12 | Правила минимизации числа подсхем |
Формируемые профессиональные компетенции: | |
ПК 11.1 | Осуществлять сбор, обработку и анализ информации для проектирования баз данных |
ПК 11.2 | Проектировать базу данных на основе анализа предметной области |
ПК 11.3 | Разрабатывать объекты базы данных в соответствии с результатами анализа предметной области |
ПК 11.4 | Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных |
ПК 11.5 | Администрировать базы данных |
ПК 11.6 | Защищать информацию в базе данных с использованием технологии защиты информации |
Формируемые общие компетенции: | |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 2 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 5 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 6 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей |
ОК 7 | Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. |
ОК 8 | Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности |
ОК 9 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
ОК 11 | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
2. ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Требования к курсовой работе по междисциплинарному курсу МДК.11.01 Технологии разработки и защиты баз данных соответствуют ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование укрупненной группы профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
Курсовая работа должен представлять собой аналитико-экспериментальное исследование, связанное с решением отдельных, частных задач, определяемых особенностями подготовки выпускников по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Требования к содержанию, объему и структуре курсовой работы (КР) определяются на основании требований ФГОС СПО по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
Курсовая работа по МДК.11.01 Технологии разработки и защиты баз данных должна включать:
- обоснование актуальности выбранной темы;
- формулировку цели и задач работы;
- выбор оптимального решения, позволяющего наиболее эффективно решить сформулированные задачи;
- описание основных этапов проектирования и достигнутых результатов;
- анализ результатов проектирования с целью оценки достижения поставленной цели.
Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями, с использованием современных информационных технологий и представлена в печатном виде. Оценка за курсовое проектирование выставляется по результатам проверки представленной курсовой работы и ее защиты.
3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
Темы курсовых работ определяются в соответствии с перечнем профессиональных компетенций, формируемых в рамках освоения МДК.11.01 Технологии разработки и защиты баз данных.
Темы курсовых работ распределяются между студентами преподавателем. Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки, и после согласования с преподавателем данная тема включается в список тем курсовых работ, который утверждает заместитель директора по учебно-производственной работе.
Темы курсового проектирования должны отражать основные направления технико-экономической политики государства на повышение производительности труда, качества продукции, улучшение культуры производства, снижение материалоемкости изделий, экономии сырьевых и энергетических ресурсов, иметь связь с проблемными вопросами развития промышленности страны и спецификой одной из отраслей производства.
Тема курсовой работы должна обеспечивать студенту возможность проявить навыки, умения, знания в области проектирования, внедрения и эксплуатации информационных систем с учетом конкретных требований практики и тенденции развития средств вычислительной техники.
Тема курсовой работы должна быть актуальной, отвечать современному состоянию науки и техники и учитывать перспективы развития средств вычислительной техники.
Примерные темы курсовых работ приведены ниже.
1. Автоматизация управления материально-техническим снабжением для предприятия.
2. Автоматизация системы документооборота на предприятии.
3. Автоматизация работы склада.
4. Автоматизация планирования производства на предприятии.
5. Автоматизация работы отдела продаж.
6. Автоматизация управления рейсами для авто-, железнодорожного вокзалов, аэропорта.
7. Автоматизация работы регистратуры лечебно-профилактического учреждения (больницы, поликлиники).
8. Автоматизация работы рекламного отдела.
9. Автоматизация работы службы маркетинга.
10. Автоматизация кадрового учета для предприятия (организации).
4. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ
Выполнение курсовой работы начинается с получения студентом утвержденной темы работы и задания на курсовое проектирование.
Далее студент занимается сбором исходных материалов к работе, изучает объект проектирования, выбирает и обосновывает методику решения задач проектирования, выполняет аналитический обзор литературы. На каждом этапе выполнения работы студент отчитывается перед преподавателем, предоставляя ему на рассмотрение соответствующую часть курсовой работы. Следует подчеркнуть, что курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, а не совместно с преподавателем. Студент несет ответственность за окончание курсовой работы в установленный срок.
Законченная работа, со всеми подписями, представляется руководителю и допускается к защите.
5. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
5.1. Общая структура курсовой работы
Вне зависимости от решаемой задачи и подхода при разработке структура курсовой работы следующая:
Титульный лист
Задание на курсовую работу
Оглавление
Введение
1. Анализ предметной области автоматизации
1.1. Организационная структура предприятия (организации)
1.2. Анализ автоматизируемых бизнес-процессов
1.3. Обоснование требований к разрабатываемой ИС
1.4. Техническое задание на проектирование
2. Проектирование информационной системы и ее обеспечения
2.1. Техническое проектирование
2.1.1. Информационное обеспечение
2.1.2. Техническое обеспечение
2.2. Рабочее проектирование
2.2.1. Программное обеспечение
2.2.2. Контрольный пример
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Общий объем курсовой работы – от 30 до 40 листов печатного текста (без учета Приложений).
Введение (максимальный объем – 5 страниц) должно содержать общие сведения о проекте, его краткую характеристику. Во введении необходимо отразить актуальность выбранной темы, цель работы, решаемые задачи, используемые для решения методики, практическую значимость полученных результатов. Во введении необходимо перечислить вопросы, которые будут рассмотрены в курсовой работе, выделив те, которые предполагается решить практически. Введение целесообразно писать уже после завершения основных глав курсовой работы, перед заключением. В этом случае исключена возможность несоответствия «желаемого» и «действительного».
Глава 1 Анализ предметной области автоматизации (максимальный объем – 10 страниц) должна отражать существующее состояние предметной области, т.е. содержать характеристику объекта автоматизации и системы управления его бизнес-процессами, обосновывать предложения по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т.д.
Глава 2 Проектирование информационной системы и ее обеспечения (максимальный объем – 25 страниц) представляет собой описание решений, принятых по всей вертикали проектирования. Глава должна быть основана на информации, представленной в первой части, обобщать ее. По сути, эта часть работы является решением проблематики, изложенной в первой части, на языке информационных технологий. Поэтому недопустимо, если при проектировании используется информация об объекте управления, не описанная в первой главе.
Заключение (максимальный объем – 5 страниц) содержит основные выводы по курсовой работе, оценку полученных результатов и рекомендации по их практическому применению, а также возможные перспективы развития работы.
Список использованных источников. Правила оформления – см. разд. 9.
Приложения. Правила оформления – см. разд. 9.
5.2. Характеристика основных структурных элементов курсовой работы
5.2.1. Анализ предметной области автоматизации
Организационная структура предприятия (организации).
В качестве предметной области может выступать подразделение предприятия, организации, фирмы, объединения и т.д. или отдельный вид деятельности, протекающий в нем, поэтому в данном разделе работы необходимо отразить цель функционирования предприятия, его организационную структуру и основные параметры деятельности.
Главными технико-экономическими свойствами объекта управления являются: цель и результаты деятельности, основные этапы и процессы рассматриваемой деятельности, используемые ресурсы и материалы. В ходе рассмотрения перечисленных свойств для них, по возможности, следует указать количественно-стоимостные оценки и ограничения.
Характеризуя подразделение предприятия, следует отразить особенности его функционирования, то есть принятые нормы и правила осуществления анализируемой деятельности в условиях конкретной организации или предприятия.
Анализ автоматизируемых бизнес-процессов.
В качестве предметной области работы выступает бизнес-процесс или процесс управления как набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода (целевой функции) бизнес-деятельности предприятия. Описание бизнес-процесса или процесса управления необходимо представить согласно графической нотации стандарта функционального моделирования IDEF0, с первым уровнем детализации (образец – в приложении 1).
В данном разделе работы следует отметить, используются ли при существующей технологии решения задачи какие-либо программные средства и, если используются, то каким образом. Если на рынке программных средств существуют готовые программные решения, желательно дать краткое описание и провести анализ хотя бы одной такой разработки, указав основные характеристики и функциональные возможности. Обзор рынка программных средств удобно проводить с помощью сети Интернет. Адреса использованных при обзоре ресурсов следует добавить в список литературы. Затем следует отметить, чем, с точки зрения программной реализации, будет отличаться проектируемая технология решения задачи от существующей (если таковая имеется).
Обоснование требований к разрабатываемой ИС.
В данном разделе работы перечисляются и обосновываются требования:
- к функционалу проектируемой информационной системы;
- к программному обеспечению задачи: к системному (общему) и специальному (прикладному) программному обеспечению; при выборе общего ПО целесообразно обосновать выбор операционной системы и используемой СУБД, при выборе специального ПО необходимо сформулировать требования, которым должны удовлетворять проектируемые программные средства (например, надежность, эффективность, понятность пользователю, защита информации, модифицируемость, мобильность, масштабируемость, минимизация затрат на сопровождение и поддержку и т.д.);
- к аппаратному обеспечению (обосновывается экономическая целесообразность эксплуатации выбранных аппаратных средств, возможность их использования для решения других задач объекта управления).
Техническое задание на проектирование.
В данном разделе осуществляется формализация решения задачи.
Техническое задание (ТЗ) – документ, завершающий предпроектную стадию создания ИС и включающий в себя:
- разделение проектируемой ИС на подсистемы в соответствии с их функционалом;
- результаты изучения входной информации и ее классификацию на условно-постоянную (справочную) и оперативно-учетную;
- планируемый перечень выходной информации, которую должна формировать ИС по запросам пользователя.
5.2.2. Проектирование информационной системы и ее обеспечения
Техническое проектирование.
Данный раздел включает в себя разработку информационного и технического обеспечения ИС.
Разработка информационного обеспечения предполагает:
- выделение в предметной области информационных объектов, их атрибутов и отношений между объектами;
- нормализацию отношений до третьей нормальной формы (3N);
- инфологическую модель предметной области;
- диаграмму «сущность-связь» (ER-диаграмму) предметной области;
- даталогическую модель базы данных в виде структуры реляционных таблиц;
- логическую структуру реляционной базы данных в виде схемы данных.
При описании технического обеспечения ИС целесообразно предоставить комплекс технических средств (КТС), на базе которых будет функционировать разработанная ИС, и охарактеризовать его структуру.
Рабочее проектирование.
Данный раздел включает в себя программное обеспечение задачи и тестирование ИС на контрольном примере.
В подразделе программного обеспечения описывается программная реализация:
- ввода и накопления входной информации (формы ввода);
- получения выходной информации (конструкция запросов и отчетов);
- разработка диалогового приложения пользователя.
Подраздел контрольного примера содержит:
- таблицы БД, заполненные данными контрольного примера;
- отчетную документацию, сформированную ИС по данным контрольного примера;
- вывод о корректности работы запросов.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
6.1. Требования к оформлению текстового материала
Текстовый материал курсовой работы располагается в порядке, указанном в п. 5.1 настоящих Методических указаний.
В оглавлении приводятся заголовки глав, разделов, подразделов и т.д. с указанием страниц. Заголовки и их рубрикационные индексы в оглавлении должны быть приведены в строгом соответствии с текстом работы.
Текстовый материал работы должен быть представлен в печатном виде на бумажном носителе. Текст распечатывается только с одной стороны листа формата А4, с соблюдением отступов: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см. Шрифт – «TimesNewRoman», размер – 14, интервал – 1,5, абзацный отступ – 1,25.
Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Страницы курсовой работы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, проставляемыми посередине нижней части листа. На титульном листе, который является первой страницей, а также задании на курсовое проектирование (вторая страница) номера страниц не ставятся, но учитываются при общей нумерации. Соответственно, оглавление работы начинается с 3-й страницы. Нумерация страниц в проекте и оглавлении должна совпадать.
Название главы пишется прописными буквами жирным шрифтом и располагается по центру страницы (перенос слов не допускается, точка в конце названия не ставится, название не подчеркивается), например:
ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разделы и подразделы должны иметь соответственно двойную и тройную нумерацию арабскими цифрами. Названия разделов и подразделов пишутся с прописной буквы жирным шрифтом и располагаются с абзацного отступа, например:
1.4. Техническое задание на проектирование
Сокращения в тексте не допускаются, за исключением:
- общепринятых сокращений мер веса, длины и т.д.;
- общепринятых грамматических сокращений (т.д., т.п., т.е., т.о.);
- сокращений, для которых в тексте приведена полная расшифровка.
Расшифровка сокращения должна предшествовать самому сокращению. Сокращение, встречающееся в тексте в первый раз, указывается в скобках. Например: … система управления базами данных (СУБД)… Далее по тексту сокращение употребляется уже без скобок.
При написании в тексте формул значения символов и числовых коэффициентов должны быть приведены непосредственно под формулой, с новой строки в той же последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Ссылки на формулы должны быть в тексте, для чего формулам необходимо присвоить порядковые номера, которые проставляются справа на уровне формулы арабскими цифрами в круглых скобках. Первая цифра номера формулы означает номер главы, а последующие – номер формулы в пределах главы. Например:
Стоимость единицы сервиса ИТ определяется по формуле (3.2):
| (3.2) |
где
Сs – цена единицы измерения сервиса ИТ (руб./ед. сервиса);
аj – число единиц фактора затрат j-го вида деятельности, потребляемых на единицу сервиса ИТ (док./ед. сервиса).
Сjа – цена единицы фактора интенсивности использования j-го ресурса (руб./док.).
При написании формул, не помещающихся по ширине печатного листа, их разделяют на несколько строк. Перенос допускается только на знаках равенства, сложения, вычитания, деления и умножения. При переносе вышеуказанные знаки повторяются в начале и в конце строк.
При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий и т.д., которые обозначаются римскими цифрами. Количественные числительные, римские цифры, а также даты, обозначаемые арабскими цифрами, не должны сопровождаться падежными окончаниями.
Математические знаки, такие как «+», «-», «<», «>» «=» и т.д., используются только в формулах. В тексте следует писать словами: плюс, минус и т.д. Знаки «№», «§», «%» применяются только вместе с цифрами. В тексте употребляются слова: номер, параграф, процент.
Если в тексте необходимо привести ряд величин одной и той же размерности, то единица измерения указывается только после последнего числа. Для величин, имеющих два предела, единица измерения пишется только один раз при второй цифре.
Не допускается применение забелки, заклейки ошибочного текста.
6.2. Требования к оформлению иллюстративного материала
Необходимым условием оформления курсовой работы является иллюстративный материал, который может быть представлен в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм. Иллюстрации должны наглядно дополнять и подтверждать содержание текстового материала и отражать тему курсовой работы. На каждую единицу иллюстративного материала должна быть хотя бы одна ссылка в тексте.
Когда текст иллюстрируется таблицами, они оформляются следующим образом. Таблицы следует размещать сразу после ссылки на них в тексте. Таблицы последовательно нумеруются арабскими цифрами в пределах главы. Над правым верхним углом таблицы помещают: «Таблица _». Ниже посередине страницы помещается тематический заголовок. Например:
Таблица 1.3
Справочник клиентов
Код клиента | Наименование клиента | Адрес | ФИО контактного лица | Телефон |
| | | | |
При переносе таблицы следует переносить ее «шапку» на каждую страницу. Тематический заголовок таблицы переносить не следует, однако над ее правым верхним углом необходимо указывать номер таблицы после слова «Продолжение». Например: Продолжение таблицы 1.3.
Все иллюстрации, не относящиеся к таблицам (схемы, графики, диаграммы и т.д.), именуются рисунками. Им присваивается последовательная нумерация в пределах главы. Все рисунки должны иметь полные наименования.
Номер и наименование рисунка записываются в строчку под его изображением посередине страницы. Например: Рисунок 3.1. Блок-схема основного модуля.
Следует обратить внимание, что слова «Таблица» и «Рисунок» начинаются с большой буквы. Ссылки же на них в тексте могут начинаться с маленькой буквы, например: … представлены в табл. 1.3; … показан на рис. 3.1.
6.3. Правила составления библиографического списка
Использованные в процессе работы специальные литературные источники указываются в конце курсовой работы перед приложениями. Список использованной литературы входит в основной объем работы. На каждый литературный источник (желательно не старше пяти лет от выпуска) в тексте работы обязательно должна быть хотя бы одна ссылка.
Список литературы составляется в алфавитном порядке, с соблюдением последовательности:
1) законодательные акты, нормативная документация;
2) специальная научная литература;
3) статьи периодической печати;
4) справочные материалы;
5) Интернет-источники.
Пример библиографического списка:
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (с изменениями и дополнениями от 27.07.2010, 06.04.2011, 21.07.2011, 28.07.2012, 05.04.2013, 07.06.2013, 02.07.2013, 28.12.2013, 05.05.2014).
2. Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2013.
3. Бурцева Е.В. Оценка экономической эффективности информационной системы // Компьютер Пресс. – 2011. – № 5.
4. Информационная система «Тверское предпринимательство». URL: http://www.tverbiz.ru/.
При ссылке на литературу в тексте приводится порядковый номер источника, заключенный в квадратные скобки. Например: Программное обеспечение – это… [7].
6.4. Правила оформления приложений
Приложения оформляются как продолжение курсовой работы на страницах, следующих после списка использованных источников. Номер страниц на них проставляются, но в основной листаж работы они не включаются. Содержание приложений определяется студентом по согласованию с преподавателем. В основном тексте работы целесообразно оставить только тот иллюстративный материал, который позволяет непосредственно раскрыть содержание темы. Вспомогательный же материал выносится в приложения. Объем приложений не ограничивается, поэтому основной листаж можно регулировать за счет переноса иллюстративного материала в приложения или из приложений. Если в проекте одно приложение, оно не имеет номера. Если приложений несколько, они нумеруются последовательно арабскими цифрами: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Каждое приложение может иметь свое тематическое название. Например: Приложение 1. Текст основных программных модулей. Данная надпись размещается в правом верхнем углу первого листа приложения.
На каждое приложение в тексте работы обязательно должна быть хотя бы одна ссылка.
7. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
До защиты студент предоставляет преподавателю следующий комплект:
- курсовая работа, распечатанная на бумажном носителе, и в виде файла MS Word;
- файл разработанной информационной системы.
На защите курсовой работы студент делает краткий доклад по содержанию работы. Доклад сопровождается презентацией в формате MS Power Point (12-15 слайдов).
Защита курсовой работы может быть закрытой (студент и преподаватель) или открытой (в присутствии других преподавателей, студентов).
Критерии оценки курсовой работы приведены в Приложении 2.
Процедура защиты курсовой работы следующая:
- изложение автором содержания работы в течение 4-5 мин (доклад) с демонстрацией презентации;
- вопросы преподавателя по содержанию работы и ответы на них студента;
- оглашение оценки за курсовой проект в четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В докладе, который студент должен представить кратко и четко, необходимо отразить:
- цели и задачи курсовой работы;
- характеристику объекта, на материалах которого выполнен проект;
- содержание аналитической и проектной частей с обоснованием принятых решений; особо следует останавливаться на новых, оригинальных решениях (при их наличии в проекте).
В докладе не следует уделять много времени на пояснение общеизвестных положений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
Витт А.М., Торбеева Е.А. Практикум по Microsoft Access 2017: Методические рекомендации. –Челябинск: ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», 2017.
Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учебное пособие. –М. ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2018.
Голышева А.В., Клеандрова И.А., Прокди Р.Г. Access 2017 без воды. Все, что нужно для уверенной работы. –М.: Наука и техника, 2017.
Горбовцов Г.Я. Управление проектом: Учебно-практическое пособие. –М.: Изд. центр ЕАОИ, 2017.
Горохова Т.Н. Разработка и эксплуатация информационных систем: Учебное пособие. –СПб.: ГОУ СПО Санкт-Петербургский колледж управления и экономики «Александровский лицей», 2015.
Дунаев В. Базы данных. Язык SQL для студента. –СПб: БХВ-Петербург, 2015.
Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы. –СПб.: Питер, 2017.
Илюшечкин В.М. Основы использования и проектирования баз данных. –М.: Юрайт, 2016.
Карпова И.П. Базы данных. –СПб: Питер, 2015.
Ньютон Р. Управление проектами от А до Я. –М.: Альпина Бизнес Брукс, 2015.
Портни С.Э. Управление проектами для «чайников». –М.: Диалектика, 2008.
Советов Б.Я., Цехановский В.В., Чертовской В.Д. Базы данных. Теория и практика. –М.: Юрайт, 2013.
Фуфаев Э.В. Базы данных: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. –СПб.: КОРОНА принт, 2011.
Дополнительные источники:
Брешенков А.В., Губарь А.М. Проектирование баз данных в среде Access: Учебное пособие для вузов. –М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016.
Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. –М.: Финансы и статистика, 2011.
Виноградов Г.П., Кирсанова Н.В. Проектирование структуры и создание реляционных баз данных средствами СУБД Access: Учебное пособие. 1-е изд. –Тверь: ТГТУ, 2012.
Епанешников А.М., Епанешников В.А. Практика создания приложений в Access. –М.: Диалог-МИФИ, 2009.
Информатика и информационные технологии: учебное пособие / под ред. Ю.Д. Романовой. –М.: Эксмо, 2009.
Кириллов В., Громов Г. Введение в реляционные базы данных. –СПб: БХВ-Петербург, 2009.
Леонтьев Ю. Microsoft Office 2007. Краткий курс. –СПб.: Питер, 2012.
Международный стандарт ISO/IEC 12207 «Жизненный цикл автоматизированных информационных систем».
Михеева И.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для среднего профессионального образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. –М.: Финансы и статистика, 2011.
Фуфаев Э.В., Фуфаева Л.И. Пакеты прикладных программ: Учебное пособие для среднего профессионального образования. –М.: Академия, 2009.
Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных. –СПб.: КОРОНА принт, 2011.
Интернет-ресурсы:
http://www.interface.ru/ - Разработчикам информационных систем.
http://citforum.ru/ - Разработчикам информационных систем.
http://www.torins.ru/ - Сайт ассоциации разработчиков информационных систем.
Приложение 1
Приложение 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
№ п/п | Показатели | Оценка | |||
5 | 4 | 3 | 2 | ||
1. | Актуальность тематики работы. | | | | |
2. | Степень полноты обзора состояния вопроса и корректность постановки задачи. | | | | |
3. | Уровень и корректность использования в работе методов исследований, математического моделирования, расчетов. | | | | |
4. | Степень комплексности работы, применение в ней знаний общепрофессиональных и специальных дисциплин. | | | | |
5. | Ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения. | | | | |
6. | Применение современного математического и программного обеспечения, компьютерных технологий в работе. | | | | |
7. | Качество оформления (общий уровень грамотности, стиль изложения, качество иллюстраций, соответствие требованиям стандартов). | | | | |
8. | Объем и качество выполнения графического материала, его соответствие тексту. | | | | |
9. | Обоснованность и доказательность выводов. | | | | |
10. | Оригинальность и новизна полученных результатов, научно-исследовательских или производственно-технологических решений. | | | | |