12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фахуртдинова Гулия Фаязовна43
0

Методический мастер-класс «Виды УУД в начальной школе»



Методический мастер-класс

«Виды УУД в начальной школе»

/data/files/b1554920029.ppt (Методический мастер-класс «Виды УУД в начальной школе»)

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Задачи:

раскрыть и осмыслить понятие УУД;

рассмотреть виды, содержание и требования к результатам сформированности УУД;

приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.

 

Форма проведения: мастер-класс


Методический мастер-класс «Виды УУД в начальной школе»
PPT / 1.08 Мб

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Продолжительность проведения: 40 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов

 

Ход мастер-класса.

 

1. Вступление в контакт. Слайд №2

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.

 

2. Актуальность проблемы.

 

Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. Слайд №3

(ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт).

Одним из ключевых вопросов реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование универсальных учебных действий.

 

Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”.

- Почему?

- О каких трёх “Т” идет речь? Слайд №4

 

Требования к условиям.

 

Требования к структуре образовательных программ.

 

Требования к результатам.

В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач). Слайд №5

 

3. Формулировка проблемы. Самооценка

- Какие виды деятельности и какие задания относятся к системно-деятельностному подходу?

- Кто может ответить на этот вопрос?

- Кто затрудняется?

 

Оцените знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь. (Используется методика «Дерево» см. Приложение 1.) Слайд №6

Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности.

Содержание методики:

Предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый получает лист с изображением дерева и расположенных на нём человечков (но без нумерации фигурок).

Инструкция:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение. Теперь возьмите зелёный фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Интерпретация результатов:

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбраны, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

 

1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».

20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство

 

 

4.Сообщение темы мастера-класса СЛАЙД №7

 

Тема, которую мы сегодня рассматриваем

«Виды УУД в начальной школе»

Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?

- Что такое УУД?

- Какие бывают УУД?

 

Если разобраться, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД, то будет понятно, какими приёмами формируются УУД. О них вы узнаете на 2 мастер-классе.

 

5. Постановка цели и задач СЛАЙД №8

Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель

Цель: повышение компетентности педагогов в освоении видов УУД.

Задачи:

раскрыть и осмыслить понятие УУД;

рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;

приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.

 

6. Работа по теме мастера-класса. СЛАЙД №9

УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:

 

1. Личностные включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

2. Метапредметные включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.

 

3. Предметные включают освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.

 

В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Слайд №10

 

Чтобы говорить о педагогических приёмах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД. Слайд №11

 

Работа в группах

Предлагаем вам определить вид УУД по его характеристике, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД.

 

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

 

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности.

 

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

 

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 

Работа с информацией (чтение) – способность обучающегося работать с информацией:

поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;

обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

анализ информации;

передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

 

ИКТ – компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для её поиска, организации, обработки, оценки, а также для воспроизведения, передачи и распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

 

Выберите только те ключевые слова, которые относятся к вашему виду УУД.

 

Личностные: Слайд №12

самоопределение

осмысление

осознание

нравственно-этическая ориентация

 

 

Регулятивные: Слайд №13

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

саморегуляция

 

Познавательные: Слайд №14

общеучебные

логические

постановка и решение проблем

моделирование

 

Коммуникативные: Слайд №15

сотрудничество

постановка вопросов

разрешение конфликтов

контроль, коррекция

оценка действий партнера

умение выражать свои мысли

владение речью

 

Просмотр мультфильма В. Сутеева «Кораблик»

Работа в группах: каждой группе определить вид УУД по мультфильму и прокомментировать.

 

Личностные:

- осознание ответственности за общее благополучие (Муравей);

- навыки сотрудничества в разных ситуациях (строительство лодки, спасение Лягушонка);

- умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций (поведение Лягушонка, спор друзей о том, кто виноват, что они оказались в беде).

Регулятивные:

- целеполагание (поплыть за Лягушонком);

- планирование (построение лодки);

- коррекция (научились управлять корабликом, спасли Лягушонка от щук);

- саморегуляция (преодоление трудностей).

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы (Проблема: как научиться плавать? Решение данной проблемы);

- самостоятельно создавать алгоритм деятельности (Поиски Цыплёнка: превращение гусеницы в бабочку. Спасение Лягушонка.)

Коммуникативные:

- помощь и сотрудничество (Сотрудничество: совместное строительство кораблика, Лягушонок спасает Цыплёнка, оказание помощи Лягушонку);

- взаимодействие (общение друзей);

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников (ссора с Лягушонком и спасение друга).

 

Анализ структуры урока. Впишите на каждый этап урока, какие формируются УУД.

 

Этапы урока

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

 

Эмоциональный настрой

2. Актуализация и фиксирование затруднения.

 

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

 

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

 

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5.Реализация построенного проекта.

 

Проектная деятельность. Частично- поисковая, исследовательская деятельность.

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

 

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

 

 

Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.

 

7. Подведение итога. Рефлексия СЛАЙДЫ 16-17

Проанализируем работу нашего мастер-класса.

- С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении всего занятия?

- Какие УУД мы формировали на каждом этапе?

 

Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД))

 

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)

 

Формулировка темы, цели и задачи. (Регулятивные УУД) На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи.

 

Работа по теме мастер-класса. Выполнение практической работы в группах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия. (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)

 

 

Какие задачи решали на мастер-классе?

Раскрыть и осмыслить понятие “универсальные учебные действия”

Рассмотреть виды УУД, их содержание

Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией

Данные задачи выполнены

Цель - повышение компетентности педагогов в освоении видов и содержания УУД – достигнута.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.