Методический мастер-класс «Виды УУД в начальной школе»
Пояснительная записка к презентации
Методический мастер-класс
«Виды УУД в начальной школе»
/data/files/b1554920029.ppt (Методический мастер-класс «Виды УУД в начальной школе»)
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД
Задачи:
раскрыть и осмыслить понятие УУД;
рассмотреть виды, содержание и требования к результатам сформированности УУД;
приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.
Форма проведения: мастер-класс
Методический мастер-класс «Виды УУД в начальной школе»
PPT / 1.08 Мб
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Продолжительность проведения: 40 минут
Целевая аудитория: учителя начальных классов
Ход мастер-класса.
1. Вступление в контакт. Слайд №2
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Герберта Спенсера «Великая цель образования – это не знания, а действия». В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.
2. Актуальность проблемы.
Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. Слайд №3
(ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт).
Одним из ключевых вопросов реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование универсальных учебных действий.
Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”.
- Почему?
- О каких трёх “Т” идет речь? Слайд №4
Требования к условиям.
Требования к структуре образовательных программ.
Требования к результатам.
В основе стандартов лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач). Слайд №5
3. Формулировка проблемы. Самооценка
- Какие виды деятельности и какие задания относятся к системно-деятельностному подходу?
- Кто может ответить на этот вопрос?
- Кто затрудняется?
Оцените знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь. (Используется методика «Дерево» см. Приложение 1.) Слайд №6
Методика «Дерево» Л.П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности.
Содержание методики:
Предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый получает лист с изображением дерева и расположенных на нём человечков (но без нумерации фигурок).
Инструкция:
«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение. Теперь возьмите зелёный фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Интерпретация результатов:
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбраны, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
№ 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».
№ 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
4.Сообщение темы мастера-класса СЛАЙД №7
Тема, которую мы сегодня рассматриваем
«Виды УУД в начальной школе»
Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
- Что такое УУД?
- Какие бывают УУД?
Если разобраться, что такое УУД, какие они бывают, какие существуют способы формирования УУД, то будет понятно, какими приёмами формируются УУД. О них вы узнаете на 2 мастер-классе.
5. Постановка цели и задач СЛАЙД №8
Исходя из вопросов, которые мы поставили, сформулируем цель
Цель: повышение компетентности педагогов в освоении видов УУД.
Задачи:
раскрыть и осмыслить понятие УУД;
рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;
приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы с информацией.
6. Работа по теме мастера-класса. СЛАЙД №9
УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:
1. Личностные включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2. Метапредметные включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.
3. Предметные включают освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области, деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.
В широком смысле УУД – это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Слайд №10
Чтобы говорить о педагогических приёмах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД. Слайд №11
Работа в группах
Предлагаем вам определить вид УУД по его характеристике, какие действия относятся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Работа с информацией (чтение) – способность обучающегося работать с информацией:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
ИКТ – компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для её поиска, организации, обработки, оценки, а также для воспроизведения, передачи и распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
Выберите только те ключевые слова, которые относятся к вашему виду УУД.
Личностные: Слайд №12
самоопределение
осмысление
осознание
нравственно-этическая ориентация
Регулятивные: Слайд №13
целеполагание
планирование
прогнозирование
контроль
коррекция
оценка
саморегуляция
Познавательные: Слайд №14
общеучебные
логические
постановка и решение проблем
моделирование
Коммуникативные: Слайд №15
сотрудничество
постановка вопросов
разрешение конфликтов
контроль, коррекция
оценка действий партнера
умение выражать свои мысли
владение речью
Просмотр мультфильма В. Сутеева «Кораблик»
Работа в группах: каждой группе определить вид УУД по мультфильму и прокомментировать.
Личностные:
- осознание ответственности за общее благополучие (Муравей);
- навыки сотрудничества в разных ситуациях (строительство лодки, спасение Лягушонка);
- умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций (поведение Лягушонка, спор друзей о том, кто виноват, что они оказались в беде).
Регулятивные:
- целеполагание (поплыть за Лягушонком);
- планирование (построение лодки);
- коррекция (научились управлять корабликом, спасли Лягушонка от щук);
- саморегуляция (преодоление трудностей).
Познавательные:
- ставить, формулировать и решать проблемы (Проблема: как научиться плавать? Решение данной проблемы);
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности (Поиски Цыплёнка: превращение гусеницы в бабочку. Спасение Лягушонка.)
Коммуникативные:
- помощь и сотрудничество (Сотрудничество: совместное строительство кораблика, Лягушонок спасает Цыплёнка, оказание помощи Лягушонку);
- взаимодействие (общение друзей);
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников (ссора с Лягушонком и спасение друга).
Анализ структуры урока. Впишите на каждый этап урока, какие формируются УУД.
Этапы урока |
Формируемые универсальные учебные действия |
Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
|
Эмоциональный настрой |
2. Актуализация и фиксирование затруднения. |
|
Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации |
3. Выявление места и причины затруднения. |
|
Проблемный диалог, технология проблемного обучения |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) |
|
Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» |
5.Реализация построенного проекта. |
|
Проектная деятельность. Частично- поисковая, исследовательская деятельность. Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
|
Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
|
Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
|
Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
|
Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д. |
Я думаю, что вы со мной согласитесь, что проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
7. Подведение итога. Рефлексия СЛАЙДЫ 16-17
Проанализируем работу нашего мастер-класса.
- С чего началась наша работа и как она строилась на протяжении всего занятия?
- Какие УУД мы формировали на каждом этапе?
Оргмомент. Мотивация к деятельности. На данном этапе необходимо создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. (Личностные УУД))
Актуализация знаний. Постановка проблемы. Самооценка. На данном этапе происходит формирование умений ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, оценивать свои знания (Познавательные УУД, Регулятивные УУД)
Формулировка темы, цели и задачи. (Регулятивные УУД) На данном этапе происходит формирование умений определять и формулировать цель и задачи.
Работа по теме мастер-класса. Выполнение практической работы в группах по определению действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Распределение заданий в соответствии с УУД. Самооценка. Рефлексия. (Коммуникативные УУД, Познавательные УУД. РегулятивныеУУД. Личностные УУД)
Какие задачи решали на мастер-классе?
Раскрыть и осмыслить понятие “универсальные учебные действия”
Рассмотреть виды УУД, их содержание
Приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией
Данные задачи выполнены
Цель - повышение компетентности педагогов в освоении видов и содержания УУД – достигнута.