Мастер-класс «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе» (1–4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Мастер-класс
«Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе»
Андрюнкина А.К.
Приветствие. Мотивация к мастер-классу
( Слайд 1)
- Здравствуйте, уважаемые участники Августовской конференции. Очень рада вас видеть. Моё выступление посвящено теме формирования УУД у школьников. Эта тема была выбрана неспроста. Я знаю, что одной из главных задач современного образования является формирование универсальных учебных действий. Но я молодой специалист и в школе работаю недолго, поэтому я пока испытываю трудности понимании данного вопроса. Я хочу попросить помощи у вас, опытных, маститых педагогов в преодолении данной проблемы. Давайте вместе разбираться.
Я уверена, что вы все в курсе, что УУД – это так называемое умение учиться в широком его понимании. И существует 4 вида УУД: регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные. Но это деление условное, мы с вами с этим ещё столкнёмся. Иногда один вид УУД тесно переплетается с другим, некоторые УУД заменяют и дополняют другие. Я подготовила для вас памятки-таблицы с видами УУД и их разъяснениями. Они лежат у вас на столе.
(Слайд 2)
(выдача таблиц)
Приложение 1
Но таблица – это просто теория. Чтобы понять и распознать УУД, нужно иметь конкретный пример на практике. Вашему вниманию представлен фрагмент мультфильма «Чуня». Посмотрите его внимательно.
(Слайд 3)
(просмотр видео)
Задание для групп № 1.
- Разберемся, какие УУД уже сформированы у персонажей мультфильма?
(целеполагание, планирование, саморегуляция, коммуникативные навыки, поиск выхода из проблемы)
-Очень хорошо.
2. Представление темы
Тема мастер- класса «Формирование УУД на уроках русского языка». Вы уже предварительно все знакомы с видами УУД и возможностями, которые получит выпускник, овладев этим видом УУД. Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе уроков русского языка, я выделила те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД». Она также лежит у вас на столах.
(Слайд 4)
(выдача таблиц)
Приложение 2
- В данной таблице УУД представлены в обобщённой форме. Конкретные же приёмы формирования того или иного УУД я бы хотела привести на примерах учебных заданий.
3. Формирование регулятивных УУД
-На слайде представлены виды регулятивных УУД.
(Слайд 5)
- Я предлагаю небольшое задание в конверте № 1. Работать можно в парах.
Задание для групп № 2.
-Соедините в верном порядке столбцы и графы таблицы.
(выдача таблиц)
Приложение 3
-Проверим правильность выполнения задания.
(Слайд 6)
Задание 1. (1 класс)
- Таня и Саша хотят узнать, хорошо ли они выполняют свои домашние задания. За свои работы в классе они получают по два лепестка: лепесток тюльпана за правильность, лепесток ромашки за аккуратность.
Рис. 1
(Слайд 7)
Таня за свою работу получила такие лепестки: «Правильно», «Неаккуратно».
, .
Рис. 2
(Слайд 8)
-Рассмотри рисунок работы Саши. Какие лепестки получит Саша?
,.
Рис. 3
(Слайд 9)
-Какой вид регулятивных УУД формируется посредством данного задания?
(контроль и оценка)
Задание 2. (4 класс, «Собери пословицу»)
Работа в группах.
На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части. Объясните значение пословиц.
(Слайд 10)
Карточка
1. |
Вся семья вместе, |
стыдно не учиться. |
2. |
Взялся за гуж, |
да не откладывай дела. |
3. |
Не стыдно не знать, |
вечер провожай прогулкой. |
4. |
Иной так соврет, |
так и душа на месте. |
5. |
Откладывай безделье, |
а делом не ленись. |
6. |
Языком не торопись, |
не говори, что не дюж. |
7. |
Утро встречай зарядкой, |
что сам себе поверит. |
Таблица 1
(Слайд 11)
Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса и расширить задание. Каждая команда, например, выбирает пословицу, объясняет её значение, подбирает схожие по смыслу пословицу.
-Какой вид регулятивных УУД формируется?
(целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция и контроль)
Виды заданий для формирования регулятивных УУД:
– «преднамеренные ошибки»;
–техника самоприказа;
–взаимоконтроль;
–взаимный диктант;
–заучивание материала наизусть в классе;
–контрольный опрос на определенную проблему.
(Слайд 12)
4. Формирование познавательных УУД
-На слайде представлены виды познавательных УУД.
(Слайд 13)
Задание для групп № 3.
-Соедините в верном порядке столбцы и графы таблицы.
(выдача таблиц)
Приложение 4
-Проверим правильность выполнения задания.
(Слайд 14)
Задание 3.
- Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.
[шм’эл’], [з’эл’й’э], [радасный’], [нош], [в’й’уга].
(Слайд 15)
-Какой вид познавательных УУД формируется?
(знаково-символические действия, анлиз и синтез, сравнение произношение и написания)
Задание 4. (3 класс, тема «Значение суффиксов»)
Разделите слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-.
Медалист, лесистый, голосистый, волокнистый, золотистый, хоккеист, серебристый, холмистая.
Значения суффикса –ист-:
похожий на что-то (серебристый, золотистый, бархатистый);
обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый, ворсистый, гористый);
имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый).
(Слайд 16)
-Какой вид УУД формируем?
(умение группировать по общим признакам)
Виды заданий для формирования познавательных УУД:
– «сравни»;
– «найди отличия» (можно задать их количество);
– «на что похоже?»;
– поиск лишнего;
– лабиринты;
– составление схем-опор, кластеров, таблиц, диаграмм;
– работа с разного вида таблицами;
– работа со словарями;
– диспут;
– упорядочивание;
– «цепочки»;
– хитроумные решения.
(Слайд 17)
5. Формирование коммуникативных УУД
-На слайде представлены виды коммуникативных УУД.
(Слайд 18)
К коммуникативным УУД относятся: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Задание 5. (викторина)
Задание для групп
-Объясните, чем отличаются:
– часовая стрелка от железнодорожной;
– городской парк от трамвайного;
– холодное молоко от холодного взгляда;
– огонь в печи от огня артиллерийского;
– натянутые провода от натянутых отношений.
(Слайд 19)
-Какие виды УУД формируем?
(планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.)
Задание 6.
– Напиши письмо другу.
Приступая к написанию письма, обдумайте его содержание: определите, кому вы будете писать письмо, какие отношения связывают вас с этим человеком – дружеские, официальные, родственные. Вспомните этикет письменных сообщений, задумайтесь о содержании, моральной стороне письма.
(Слайд 20)
- Какой вид коммуникативных УУД формируется?
(Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью в соответствии с нормами родного языка)
Виды заданий для формирования коммуникативных УУД:
– работай в паре; в группе;
– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда, синквейна, кластера;
– отгадай, о ком говорим;
– подготовь рассказ;
– опиши устно;
– объясни.
(Слайд 21)
6. Формирование личностных УУД
-На слайде представлены виды личностныхУУД.
(Слайд 22)
- Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Задание 7. (4 класс, сочинение «Моё мнение…»)
Волшебство
Стоит в поле Колосок. Тяжелая у него судьба: ветер его к земле гнёт, солнце сверху припекает, дожди только на время приносят облегчение. Но не ропщет Колосок, а тихо перешептывается со своими братьями колосками, только и слышно по полю: «Ш…ш…шшш..шу..шу..шу…»
Но вот пришла пора убирать урожай. Комбайны безжалостно срезают колоски: зерна в одну сторону, плевелы – в другую. Грузят зерно в машины и увозят. Вот и всё, был Колосок, и не стало его. Нет, он не умер, а переродился. Измололи зерно в муку, испекли хлеб. «Волшебство», - скажет кто-то. Нет, не волшебство, а тяжелый, но радостный и благодатный труд тысяч и тысяч людей на нашей земле для того, чтобы каждое утро на столе у нас с вами был свежий и душистый хлеб.
Прочитайте текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение о прочитанном.
(Слайд 23)
-Какой вид личностных УУД формируем?
(Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; самоопределение)
Задание 8.
Игра «Знаешь ли ты пословицы?»
-Ответь пословицами:
1. Написали об одном “двоечнике” заметку в стенгазету. Узнал он об этом, прибежал к члену редколлегии, своему другу, и просит не помещать заметку. Что на это ответил друг? (“Дружба дружбой, а служба службой”).
2. Игорь был груб с друзьями, часто подводил их. Однажды он пожаловался брату, что его обижают, не хотят с ним дружить. Какие пословицы напомнил ему брат? (“Каков привет, таков и ответ”, “Как аукнется, так и откликнется”).
3. Несколько дней Лида не выполняла домашнее задание, не готовила уроков и наконец получила “2”. “Это случайно!” — оправдывалась она. Какой пословицей ей ответили ребята? (“Что посеешь, то и пожнёшь”).
4. Послали ребята одного товарища к реке котелок воды принести. Ждут не дождутся, уж и костёр гаснуть стал. Наконец товарищ вернулся. Какими словами его встретили рассерженные друзья? (“Тебя только за смертью посылать”).
5. Расхвастался Олег, что ему ничего не стоит обыграть товарища в шахматы. Какой пословицей ответил ему, ухмыльнувшись товарищ? (“Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь”)
(Слайд 24)
-Какой вид УУД формируем?
(самоопределение)
Виды заданий для формирования личностных УУД:
–участие в проектах;
–подведение итогов урока;
–зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
–мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
–самооценка события, происшествия;
–дневники достижений;
-любые творческие задания.
(Слайд 25)
7. Закрепление
Задание для групп №4
- Поработаем в группах. Вам даны задания, распределите и соедините задание и вид УУД.
(выдаются карточки)
(Слайд 26)
Приложение 5
8. Итоги мастер-класса
- Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
- Как говорил американский философ Элвин Тоффлер: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те кто, не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Спасибо за внимание.
Приложение 1
Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. |
Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические действия (моделирование); смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Личностные УУД |
Коммуникативные УУД |
Самоопределение: ● мотивация учения, ● формирование основ гражданской идентичности личности. Смыслообразование: ● уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? » Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. |
Планирование взаимодействия определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником Постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов: ● выявление, идентификация проблемы, ● поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, ● принятие решения и его реализация Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. |
Таблица 2
Приложение 2
Формы организации учебной деятельности,
направленные на формирование УУД
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Личностные |
Эмоциональный настрой |
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. |
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации Приёмы «Корзина идей», «Блиц-опрос», «Да-нет» и т.д. |
3. Выявление места и причины затруднения. |
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные |
Проблемный диалог, технология проблемного обучения |
4.Построение проекта выхода из затруднения |
Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные |
Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность Приём «Мозговой штурм» |
5. Реализация построенного проекта. |
Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные |
Проектная деятельность, частично-поисковая, исследовательская деятельность Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Приёмы «Инсерт», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы». Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Познавательные Регулятивные, Коммуникативные Личностные |
Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Регулятивные Личностные, Познавательные |
Самоконтроль, взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение. |
Познавательные, Коммуникативные Личностные |
Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Коммуникативные Личностные Познавательные |
Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», «синквейн», смайлики, карты обратной связи, составление кластера и т.д. |
Таблица 3
Приложение 3
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД |
Формулировки заданий |
Целеполагание |
«Для чего необходимо знать (уметь)?» «Что нам необходимо узнать, чему нужно научиться?» |
Планирование |
«Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?», «Составь набросок», «Составь план» |
Контроль |
«Одноклассник сказал … Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат?» |
Коррекция |
«Установи правильный порядок предложений в тексте», «Найди и исправь ошибки» |
Оценка |
«Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своей работы Миша?» |
Саморегуляция |
«В ходе работы заполняй лист продвижения по заданиям», «Сформулируй самоприказ», «Настройся на работу», техники релаксации и спокойного дыхания |
Таблица 4
Приложение 4
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные УУД |
Формулировки заданий |
Поиск и выделение информации |
«Назови», «Вспомни», «Найди в словаре, энциклопедии», «Найди в тексте…» |
Знаково-символические действия (моделирование) |
«Графически обозначь», «Прочитай транскрипцию слова», «Составь схему, кластер…» |
Анализ (выделение существенного/ несущественного); синтез (составление целого) |
«Составь текст», «Собери мозаику», «Расположи по порядку», «Выпиши только те слова, которые…» |
Выбор оснований для критериев сравнения, классификации |
«Найди отличия», «На что похоже…?», «Распредели по группам» |
Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей |
«Сделай вывод», «Почему это произошло?», «Что это может повлечь за собой?» |
Выдвижение проблемы и нахождение способов её решения |
«Почему у тебя не получилось…?» «Что сделать, чтобы у тебя получалось …?» |
Приложение 5
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Личностные УУД |
Найди ошибки в словах. Запиши слова в исправленном виде. |
С помощью словаря подбери как можно больше синонимов к слову холод. |
Как бы ты объяснил своим родителям, что такое суффикс? |
Вырази своё отношение к использованию в речи слов-паразитов. |
18
Степаненко Валентина Ивановна