Мастер-класс «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе» (1–4 класс)
ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Андрюнкина А.К., учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5» г.Рязани 2018 г. Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани МБУ «Центр мониторинга и сопровождения образования» Августовская педагогическая конференция
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Отрывок из м/ф «Чуня»
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД 1 Мотивация к учебной деятельности 2 Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии 3 Выявление места и причины затруднения 4 Построение проекта выхода из затруднения 5 Реализация построенного проекта 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8 Включение в систему знаний и повторение 9 Рефлексия учебной деятельности на уроке
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД Регулятивные УУД Формулировки заданий Целеполагание «Для чего необходимо знать (уметь)?» «Что нам необходимо узнать, чему нужно научиться?» Планирование «Как это делать?», «Что и как нужно было сделать, чтобы получился правильный результат?», «Составь набросок», «Составь план» Контроль «Одноклассник сказал … Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат?» Коррекция «Установи правильный порядок предложений в тексте», «Найди и исправь ошибки» Оценка «Герои выполнили задание. Оцени их работу...», «Правильно ли оценил выполнение своей работы Миша?» Саморегуляция «В ходе работы заполняй лист продвижения по заданиям», «Сформулируй самоприказ», «Настройся на работу», техники релаксации и спокойного дыхания
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД Задание 1. (1 класс) Таня и Саша хотят узнать, хорошо ли они выполняют свои домашние задания. За свои работы в классе они получают по два лепестка: лепесток тюльпана за правильность, лепесток ромашки за аккуратность.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД Задание 2. Таня за свою работу получила такие лепестки: «Правильно», «Неаккуратно».
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД Задание 1. -Рассмотри рисунок работы Саши. Какие лепестки получит Саша?
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД Задание 2. ( 4 класс, «Собери пословицу») Работа в группах. На карточке приведены пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от одной пословицы, вторая – от другой. Необходимо «собрать» пословицы, объединив первую и вторую части. Объясните значение пословиц.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД Задание 2. Карточка 1. Вся семья вместе, стыдно не учиться. 2. Взялся за гуж, да не откладывай дела. 3. Не стыдно не знать, вечер провожай прогулкой. 4. Иной так соврет, так и душа на месте. 5. Откладывай безделье, а делом не ленись. 6. Языком не торопись, не говори, что не дюж. 7. Утро встречай зарядкой, что сам себе поверит.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД: – «преднамеренные ошибки»; – техника самоприказа; – взаимоконтроль; – взаимный диктант; – заучивание материала наизусть в классе; – контрольный опрос на определенную проблему .
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ПУУД Общеучебные УД Выделение цели Поиск и выделение информации Моделирование Смысловое чтение Логические УД Анализ Синтез Сравнение, классификация, группировка Причинно-следственные связи Выдвижение гипотез, доказательство Действия постановки и решения проблем Выдвижение проблемы Нахождение способов решения проблемы
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Познавательные УУД Формулировки заданий Поиск и выделение информации «Назови», «Вспомни», «Найди в словаре, энциклопедии», «Найди в тексте…» Знаково-символические действия (моделирование) «Графически обозначь», «Прочитай транскрипцию слова», «Составь схему, кластер…» Анализ (выделение существенного/ несущественного); синтез (составление целого) «Составь текст», «Собери мозаику», «Расположи по порядку», «Выпиши только те слова, которые…» Выбор оснований для критериев сравнения, классификации «Найди отличия», «На что похоже…?», «Распредели по группам» Подведение под понятие; установление причинно-следственных связей «Сделай вывод», «Почему это произошло?», «Что это может повлечь за собой?» Выдвижение проблемы и нахождение способов её решения «Почему у тебя не получилось…?» «Что сделать, чтобы у тебя получалось …?»
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Задание 3. - Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами. [шм’эл’], [з’эл’й’э], [радасный’], [нош], [в’й’уга].
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Задание 4. (3 класс, тема «Значение суффиксов») Разделите слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-. Медалист, лесистый, голосистый, волокнистый, золотистый, хоккеист, серебристый, холмистая.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: – «сравни»; – найди отличия (можно задать их количество); – «на что похоже?»; – поиск лишнего; – лабиринты; – составление схем-опор, кластеров, диаграмм; – работа с разного вида таблицами; – работа со словарями; – диспут; – упорядочивание; – «цепочки»; – хитроумные решения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Планирование взаимодействия Инициативное сотрудничество Разрешение конфликтов Умение выражать свои мысли Владение монологической и диалогической речью
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД Задание 5. (Работа в группах) Викторина Объясните, чем отличаются: – часовая стрелка от железнодорожной; – городской парк от трамвайного; – холодное молоко от холодного взгляда; – огонь в печи от огня артиллерийского; – натянутые провода от натянутых отношений.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД Задание 6. – Напиши письмо другу. Приступая к написанию письма, обдумайте его содержание: определите, кому вы будете писать письмо, какие отношения связывают вас с этим человеком – дружеские, официальные, родственные. Вспомните этикет письменных сообщений, задумайтесь о содержании, моральной стороне письма.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД: – работай в паре; в группе; – составь задание партнеру; – представь себя в роли учителя и составь задание для класса; – составь рассказ от имени героя; – составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.); – отзыв на работу товарища; – групповая работа по составлению кроссворда, синквейна, кластера; – отгадай, о ком говорим; – подготовь рассказ; – опиши устно; – объясни.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД Задание 7. (4 класс, сочинение «Моё мнение…») Волшебство Стоит в поле Колосок. Тяжелая у него судьба: ветер его к земле гнёт, солнце сверху припекает, дожди только на время приносят облегчение. Но не ропщет Колосок, а тихо перешептывается со своими братьями колосками, только и слышно по полю: «Ш…ш…шшш..шу..шу..шу…» Но вот пришла пора убирать урожай. Комбайны безжалостно срезают колоски: зерна в одну сторону, плевелы – в другую. Грузят зерно в машины и увозят. Вот и всё, был Колосок, и не стало его. Нет, он не умер, а переродился. Измололи зерно в муку, испекли хлеб. «Волшебство», - скажет кто-то. Нет, не волшебство, а тяжелый, но радостный и благодатный труд тысяч и тысяч людей на нашей земле для того, чтобы каждое утро на столе у нас с вами был свежий и душистый хлеб. Прочитайте текст, подумайте над главной мыслью и выскажите собственное мнение о прочитанном.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД Задание 8. Игра «Знаешь ли ты пословицы?» -Ответь пословицами: 1. Написали об одном “двоечнике” заметку в стенгазету. Узнал он об этом, прибежал к члену редколлегии, своему другу, и просит не помещать заметку. Что на это ответил друг? (“Дружба дружбой, а служба службой”). 2. Игорь был груб с друзьями, часто подводил их. Однажды он пожаловался брату, что его обижают, не хотят с ним дружить. Какие пословицы напомнил ему брат? (“Каков привет, таков и ответ”, “Как аукнется, так и откликнется”). 3. Несколько дней Лида не выполняла домашнее задание, не готовила уроков и наконец получила “2”. “Это случайно!” — оправдывалась она. Какой пословицей ей ответили ребята? (“Что посеешь, то и пожнёшь”). 4. Послали ребята одного товарища к реке котелок воды принести. Ждут не дождутся, уж и костёр гаснуть стал. Наконец товарищ вернулся. Какими словами его встретили рассерженные друзья? (“Тебя только за смертью посылать”). 5. Расхвастался Олег, что ему ничего не стоит обыграть товарища в шахматы. Какой пословицей ответил ему, ухмыльнувшись товарищ? (“Не говори “гоп”, пока не перепрыгнешь”).
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД: –участие в проектах; –подведение итогов урока; –зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; –мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; –самооценка события, происшествия; –дневники достижений; -любые творческие задания.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУПП Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Найди ошибки в словах. Запиши слова в исправленном виде. С помощью словаря подбери как можно больше синонимов к слову холод. Как бы ты объяснил своим родителям, что такое суффикс? Вырази своё отношение к использованию в речи слов-паразитов.
Степаненко Валентина Ивановна