12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Высоцкая Татьяна Борисовна305
Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением
Россия, Омская обл., Омск

Методическая система учителя биологии

БОУ СОШ № 108 Высоцкой Т.Б.


ТЕМА:ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.


Основу моей методической системы составляет технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

Я хотела бы поделиться своим опытом в реализации личностно – деятельностного подхода на уроках биологии и предоставить вашему вниманию технологическую карту урока биологии с элементами развивающего обучения, который был мной разработан и опробирован в 6 классе БОУ СОШ № 108 г.Омска.

Мой опыт был представлен на заседании школьного МО учителей биологии и географии а также на школьном семинаре

« Реализация технологии развивающего обучения на уроках»

Урок по типологии уроков этой технологии относится к уроку постановки и решения учебной задачи. Данный тип урока предполагает наличие следующих этапов:


1.Актуализация знаний учащихся, необходимых для решения учебной задачи через создание ситуации успеха, дети решают задачу, опираясь на прошлый опыт

2.Возникновение ситуации интеллектуального конфликта ( разрыва) и его фиксация,детям предлагается задача, внешне схожая с предыдущей, но решить они ее не могут, так как требуются дополнительные знания;
3
.Постановка учебной задачи

4.Моделирование( конструирование понятия)

5.Решение учебной задачи( ситуация успеха)



Тема: Жизнь организмов в природе. Влияние факторов среды на организмы.


Тип урока: Постановка учебной задачи.




Цель урока: Ученик, знающий важнейшие факторы среды и влияние их на организм и умеющий сравнивать эти факторы, выделять основные из них через выполнение логических заданий ,проблемного задания и выхода на ситуацию « интеллектуального конфликта ( разрыва) и её решения с помощью сравнительной таблицы.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы и методы работы

1.Создание ситуации успеха

Конструирование с учащимися понятий «Среда обитания»,

« Экология», « Факторы среды»,

« Биогеоценоз»,

« Экосистема»





Моделирование ситуации успеха.


Отбор дидактического

Материала


? К какой группе факторов мы отнесем свет, t, воду,состав почвы , ветер.


? К какой группе факторов мы отнесем другие живые организмы, обитающие в природе?


Учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание:


Проведите стрелочки от факторов среды к живым организмам, которые на ваш взгляд являются наиболее важными и значимыми в жизни живых организмов и оказывают на них большое влияние








? Ребята, почему вы все ответили по разному , почему получились разные ответы.




? Ребята, мы можем сейчас выполнить это задание?


2. Возникновение ситуации

Разрыва





3. Фиксация разрыва.

На какой вопрос мы должны ответить?




4. Формулировка учебной задачи


Организация дискуссии



Направление на групповую работу



Работа по группам









Направление хода дискуссии



5.Выход на результат











Выполнив это задание, к какому результату мы пришли.













6.Возврат к проблемному заданию












Учебная задача решена

Ситуация успеха



















Теперь мы можем выполнить это задание?



Почему?







А как вы узнали? Я вам сказала или вы сами в процессе групповой работы и защиты своей работы это поняли?





Задание на закрепление. О важности какого фактора идет речь? ( Использование ИКТ и ЦОР)


Рефлексия


А теперь вернемся к теме нашего урока?


Что нового мы узнали о факторах среды?


Понравился вам урок?


Чем понравился?

Д/з Приготовить сообщение.














Представление известных понятий, изучаемых на прошлых уроках в виде схематичных рисунков

( Д/з по группам)


2. Распределение слов по группам и объяснение принципа этого распределения ( абиотические , биотические , антропогенные факторы)


3. Формулировка данных понятий.


4.Ответы детей






СВЕТ → ?


ВОДА → ?

t → ?


ВЕТЕР → ?

ЖИВЫЕ

ОРГАНИЗМЫ

СОСТАВ → ?

ПОЧВЫ → ?


ДРУГИЕ

ЖИВЫЕ

ОРГАНИЗМЫ →?















? ПОЧЕМУ? Потому что мы не знаем точного ответа и предполагаем все разные ответы






Нет!


Поиск и выявление проблемы.



Мы точно не знаем все ли факторы в равной степени влияют на организм или есть наиболее важные из них?






? Все ли факторы природы в равной степени влияют на организмы или есть наиболее важные из них?





Решение проблемы



Обсуждение проблемы.






Заполнение сравнительной таблицы в группах:

















Эколо-

Гичес-

кие

фак

торы

Рас-

те-

ния

Бак-

те-

рии

Гри-

бы

Жи-

Вот-

ные

Свет


Вода


Ветер


Темпе-

ратура


Состав

почвы


Другие

Живые

Орг-мы

+


+




+

+


+




+

+


+




+

+


+




+


+ обязательное наличие фактора

- необязательное наличие фактора


Учащиеся представляют и защищают

свою работу.


Учащиеся делают вывод


1.устно 2. запись в тетрадь!

( проговаривают)







Да!



Потому что мы узнали как факторы среды влияют на организмы.


Доработка проблемного задания







Мы сами пришли к такому заключению







Дети называют фактор среды


















Индивидуальная


Групповая


Организованная коммуникация


Репродуктивная








Фронтальная





Индивидуальная





Частично-поисковая
















Проблемный






Продуктивная деятельность учащихся.







Индивидуальная













Фронтальная















Групповая


Организованная


Коммуникация






















Исследовательский



Продуктивная деятельность




















Фронтальная
















Фронтальная









Репродуктивная






























Личностно-деятельностный урок предъявляет серьёзные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Важно построить урок так, чтобы дети воспринимали учителя не как всезнающего, всемогущего,мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.