Программа внеурочной деятельности учителя биологии и экологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тимшерская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Руководитель МО ___________ /Вараксина В.В./ Протокол № 1 «28» августа 2013 года |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/Белова В.А./ «28» августа 2013 года |
«Утверждаю» Директор _________/Паршукова Н.А./ «28» августа 2013 года |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
ПАРШУКОВОЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предметам биология и экологии через внеурочную, внеклассную работу.
Задачи:
- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- формирование творческой, познавательной самостоятельности;
- выявление и поддержание одаренности у детей;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний).
Принципы:
- добровольное участие школьников во внеклассных занятиях;
- единство учебной и внеурочной работы;
- охват основными формами и видами внеклассной работы всех без исключения учащихся;
- опора на самодеятельность и инициативу, выявление и развитие индивидуальных качеств личности;
- формирование личности в деятельности;
- общественно полезная направленность с участием родителей;
- равноправное участие школьников в организованной деятельности, их заинтересованность. Кроме перечисленных принципов, в организации внеклассной работы по биологии, экологии есть специфический для нее принцип природосообразности, суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.
Вместе с тем в организации и проведении внеклассной работы по биологии возникает много трудностей. Они вызваны тем, что внеклассная работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, учитывая запросы и интересы учащихся, их индивидуальные возможности и местные условия. В последнее время наметилась тенденция по сближению внеклассной работы с уроком. Использование интерактивных методов обучения позволяет учащимся не ограничиваться определенными рамками своего общения на уроке, а раскрывать свои возможности творческого осмысления материала во внеурочное время через массовые виды работ.
Виды внеурочной деятельности:
в образовательном процессе:
- поисково – исследовательская работа;
- познавательная деятельность;
- составление, оформление и защита презентаций, докладов;
- участие в конкурсах;
- публикация материалов на сайт;
- экскурсии, виртуальные путешествия в мир природы;
- практическая деятельность (сбор гербарного материала, наблюдение за живой природой, изготовление кормушек для птиц и др.);
- просмотр видеофильмов
в воспитательном процессе:
- игровая деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово - развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- туристско-краеведческая деятельность.
Реализация внеурочной деятельности осуществляется:
- организацией кружковой деятельностью;
- групповыми или индивидуальными исследовательскими работами;
- массовыми и общественно - полезными работами: благоустройство рекреационных территорий, посадка деревьев и кустарников;
-экскурсиями, разные по содержанию, времени и месту проведения;
- изучением научной и научно-популярной литературы по определенным темам, составление рефератов и обзоров для доклада;
-организацией массовых мероприятий, олимпиад, конкурсов и др.;
- организацией и проведением предметных декад, недель;
-проведением курсов по выбору, элективных курсов, факультативных занятий;
- взаимодействием с родительской общественностью.
Методы и приёмы во внеурочной деятельности
1. Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация.
2. Методы практической работы: упражнения, письменные работы, графические работы.
- упражнения: тренинг; тренировка; репетиция.
- письменные работы: конспект; выписки; составление тезисов (доклада); реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи); составление рецензии (отзыва); написание заключения (обобщения, вывводов).
- графические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей; составление структурно-логических схем; заполнение матриц.
3.Метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов; фото-, кино-, видеосъемка; проведение замеров (температуры воздуха; состояния воды, почвы и др.)
4.Исследовательские методы.
Лабораторные и экспериментальные занятия: опыты: постановка, проведение и обработка результатов опытов; лабораторные занятия: работа с приборами, препаратами, техническими устройствами; эксперименты; опытническая работа на участке.
5.Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, открытия; эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование наглядности); самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
6.Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал учащиеся изучают самостоятельно; самостоятельное изучение определенной части учебного материала:
а) выбор между правильным и неправильным ответом (линейное программирование);
б) выбор одного ответа из нескольких ответов (разветвленное программирование).
7.Проектно-конструкторские методы: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения задачи; создание моделей, конструкций; конструирование игр; конструирование из бумаги; создание творческих работ: литературных произведений (рассказов, повестей, сказок); разработка сценариев спектаклей, праздников.
8.Метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и др.; игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра.
9.Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжи и т. д.); демонстрационные опыты; видеоматериалы, диафильмы, диапозитивы, учебные и другие фильмы.
10. Психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты; интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос); психологические тесты; создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение); психологический театр; деловая игра; обсуждение сообщений, докладов, рефератов; создание творческих работ; разработка сценариев спектаклей, праздников.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффект – это последствие результата. Приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по биологии. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов, организация этой работы в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.
Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии (Верзилин Н. М., Корсунская В. М., 1983).