12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Надежда Алексеевна Паршукова8750
Паршукова Надежда Алексеевна, учитель биологии и экологии в МОУ Тимшерской СОШ, Усть-Куломского района, Республики Коми
Россия, Коми респ., Тимшер

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тимшерская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Руководитель МО

___________ /Вараксина В.В./

Протокол № 1

«28» августа 2013 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/Белова В.А./

«28» августа 2013 года

«Утверждаю»

Директор _________/Паршукова Н.А./

«28» августа 2013 года

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

ПАРШУКОВОЙ НАДЕЖДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ.

 

Вы загляните в детские глаза.

Вам истина откроется простая:

Нельзя учить, души не отдавая,

И в этом смысла жизни красота!

Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

 

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предметам биология и экологии через внеурочную, внеклассную работу.

Задачи:
- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- формирование творческой, познавательной самостоятельности;
- выявление и поддержание одаренности у детей;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний).
 

Принципы:

- добровольное участие школьников во внеклассных занятиях;
- единство учебной и внеурочной работы;
- охват основными формами и видами внеклассной работы всех без исключения учащихся;
- опора на самодеятельность и инициативу, выявление и развитие индивидуальных качеств личности;
- формирование личности в деятельности;
- общественно полезная направленность с участием родителей;
- равноправное участие школьников в организованной деятельности, их заинтересованность. Кроме перечисленных принципов, в организации внеклассной работы по биологии, экологии есть специфический для нее принцип природосообразности, суть которого состоит в том, что развитие личности ребенка идет от самой природы и через природу.

Вместе с тем в организации и проведении внеклассной работы по биологии возникает много трудностей. Они вызваны тем, что внеклассная работа очень многогранна и требует творческого подхода к ее проведению в каждом конкретном случае, учитывая запросы и интересы учащихся, их индивидуальные возможности и местные условия. В последнее время наметилась тенденция по сближению внеклассной работы с уроком. Использование интерактивных методов обучения позволяет учащимся не ограничиваться определенными рамками своего общения на уроке, а раскрывать свои возможности творческого осмысления материала во внеурочное время через массовые виды работ.

Виды внеурочной деятельности:

в образовательном процессе:

- поисково – исследовательская работа;

- познавательная деятельность;

- составление, оформление и защита презентаций, докладов;

- участие в конкурсах;

- публикация материалов на сайт;

- экскурсии, виртуальные путешествия в мир природы;

- практическая деятельность (сбор гербарного материала, наблюдение за живой природой, изготовление кормушек для птиц и др.);

- просмотр видеофильмов

в воспитательном процессе:

- игровая деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово - развлекательная деятельность;

- художественное творчество;

- социальное творчество;

- туристско-краеведческая деятельность.

Реализация внеурочной деятельности осуществляется:

- организацией кружковой деятельностью;

- групповыми или индивидуальными исследовательскими работами;

- массовыми и общественно - полезными работами: благоустройство рекреационных территорий, посадка деревьев и кустарников;

-экскурсиями, разные по содержанию, времени и месту проведения;
- изучением научной и научно-популярной литературы по определенным темам, составление рефератов и обзоров для доклада;

-организацией массовых мероприятий, олимпиад, конкурсов и др.;

- организацией и проведением предметных декад, недель;

-проведением курсов по выбору, элективных курсов, факультативных занятий;

- взаимодействием с родительской общественностью.


Методы и приёмы во внеурочной деятельности
1. Словесные методы обучения: лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом); консультация. 

2. Методы практической работы: упражне­ния, письменные работы, графические работы.

- упражнения: тренинг; тренировка; репетиция. 

- письменные работы: конспект; выписки; составление тезисов (доклада); реферат; письменные ответы на вопрос; составление аннотации (произведения, статьи); составление рецензии (отзыва); написание заключения (обобщения, вы­вводов).
- г
рафические работы: составление таблиц, схем, диаграмм, гра­фиков, чертежей; составление структурно-логических схем; заполнение матриц.

3.Метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений; зарисовка, рисунки; запись на магнитную ленту звуков, голо­сов, сигналов; фото-, кино-, видеосъемка; проведение замеров (температуры воз­духа; состояния воды, почвы и др.)
 

4.Исследовательские методы.

Лабора­торные и экспериментальные занятия: опыты: постановка, проведение и обра­ботка результатов опытов; лабораторные занятия: работа с при­борами, препаратами, техническими устрой­ствами; эксперименты; опытническая работа на участке.

5.Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала: ана­лиз истории научного изучения проблемы, вы­деление противоречий данной проблемы; указания на ошибки, заблуждения, находки, от­крытия; эвристическая беседа: постановка про­блемных вопросов, объяснение основных понятий, опреде­лений, терминов; создание проблемных ситуаций: по­становка проблемного вопроса (задания, демонстрация опыта, использование на­глядности); самостоятельная постановка, формули­ровка и решение проблемы учащимися: по­иск и отбор аргументов, фактов, доказа­тельств; самостоятельный поиск ответа учащими­ся на поставленную проблему; поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).

6.Методы программированного обучения: объяснение ключевых вопросов програм­мы обучения, остальной материал учащиеся изу­чают самостоятельно; самостоятельное изучение определен­ной части учебного материала: 
а) выбор между правильным и непра­вильным ответом (линейное программирова­ние); 
б) выбор одного ответа из нескольких от­ветов (разветвленное программирование).
7.Проектно-конструкторские методы: разработка проектов, программ; построение гипотез; моделирование ситуации; создание новых способов решения за­дачи; создание моделей, конструкций; кон­струирование игр; конструирование из бумаги; создание творческих работ: литератур­ных произведений (рассказов, повестей, ска­зок); разработка сценариев спектаклей, праз­дников.

8.Метод игры: дидактические, развивающие, по­знавательные, подвижные, народные и др.; игры на развитие внимания, памяти, гла­зомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие; ролевая игра, деловая игра.

9.Наглядный метод обучения: наглядные материалы: картины, рисун­ки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаг­раммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы (образцы изделий, муляжи и т. д.); демонстрационные опыты; видеоматериалы, диафильмы, диапози­тивы, учебные и другие фильмы.

10. Психологические и социологические методы и приемы: анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты; интервьюирование (опрос по телефону, компьютерный опрос); психологические тесты; создание и решение различных ситуа­ций (психология общения, социальное окруже­ние); психологический театр; деловая игра; обсуждение сообщений, докладов, рефе­ратов; создание творческих работ; разработка сценариев спектаклей, праз­дников.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.

Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.

Эффект – это последствие результата. Приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по биологии. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов, организация этой работы в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.

Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии (Верзилин Н. М., Корсунская В. М., 1983).

Опубликовано в группе «Внеклассная и внеурочная деятельность по биологии, экологии.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.