Методическое пособие. Анализ произведений искусства(графика, живопись. скульптура. архитектура)

0
0
Материал опубликован 7 October

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение (техникум) Ивановской области
«Ивановское художественное училище имени М.И. Малютина»
(ГБПОУ ИХУ им. М.И. Малютина)






ОДОБРЕНо

Предметно-цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин
и дисциплин ОГСЭ цикла

Протокол № ____________

от «_____»______________ 2025 г.

Председатель ПЦК

________________/

УТВЕРЖДено





Заместитель директора по учебной работе

_________________/ О.В. Шарова







Методическое пособие

Анализ произведений искусства

(графика, живопись, скульптура, архитектура)

Для студентов 2 курсов специальности живопись, дизайн, ДПИ по предмету история искусств

















Иваново 2025



Данное методическое пособие разработано с целью помощи студенту в изучении предмета истории искусств. В нем предлагается краткий алгоритм (последовательность) анализа графических произведений, живописных полотен, архитектуры и скульптуры. Методическое пособие поможет студентам самостоятельно оценить достоинства культурных памятников. Введет в круг искусствоведческой терминологии. Последовательность анализа является примерной. Она может быть изменена. Предложенные планы требуют творческого подхода. Они являются лишь вспомогательным материалом для составления рассказа о конкретном произведении искусства.

Методическое пособие разработала: Кочева Надежда Андреевна







































ОГЛАВЛЕНИЕ

1.План анализа произведений живописи

2.План анализа произведений скульптуры

3.План анализа произведений графики

4.План анализа произведений архитектуры







































Художественный анализ произведения живописи

План анализа (шапка):

1.Художник:

2.Название произведения:

3.Дата создания:

4.Материал:

5.Размеры:

6.Жанр:

7.Сюжет:

8.Стиль, направление, эпоха:

9.Город и место хранения:

Сам анализ:

Кратко рассказать о художнике (страна, годы жизни, деятельность)

Какое место это произведение занимает в творчестве художника (значительное, произведение всей его жизни или наоборот нехарактерное для художника)

Указать эпоху. Соотнести дух времени и произведение

Если это важно, то рассказать об истории создания произведения, вспомнить какие события или впечатления повлияли.

Раскрыть сюжет данного произведения

Определить жанр (портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический). Какие еще жанры привлекали мастера

Рассказать об особенностях композиции, о манере письма художника, о колорите.

Определить стиль (направление) выбранного произведения. Дать краткую характеристику стиля

Сделать вывод (главная идея произведения, отношение к автору и его творчеству)



Художественный анализ произведения скульптуры

План анализа (шапка):

1.Скульптор:

2.Название произведения:

3.Дата создания:

4.Материал:

5.Размеры:

6.Вид скульптуры:

7.Сюжет:

8.Стиль, направление, эпоха:

9.Город и место хранения:

Сам анализ:

Кратко рассказать о скульпторе (страна, годы жизни, деятельность)

Какое место это произведение занимает в творчестве мастера (значительное, произведение всей его жизни или наоборот нехарактерное для него)

Указать эпоху и соотнести дух времени и произведение

Если это важно, то рассказать об истории создания произведения, вспомнить какие события или впечатления повлияли. Кто из известных лиц был заказчиком данного произведения. Предназначение и т.д.

Раскрыть сюжет

Определить вид скульптуры (монументальная, мемориальная, станковая, мелкая пластика и т.д.).

Рассказать о материале и методах его обработки.

Указать размеры этого произведение

Рассказать об особенностях композиции, о манере мастера, о способах обработки поверхности и т.д.

Определить стиль (направление) выбранного произведения. Дать краткую характеристику стиля

Сделать вывод (главная идея произведения, отношение к автору и его творчеству, назвать место, где сейчас находится произведение и его сохранность).

Художественный анализ произведения графики

План анализа (шапка):

1.Художник:

2Гравер:

3.Название произведения:

4.Дата создания:

5.Материал:

6.Размеры:

7. Вид графики:

7.Сюжет:

8.Стиль, направление, эпоха:

9.Город и место хранения:

Сам анализ:

Кратко рассказать о художнике (графике) (страна, годы жизни, деятельность)

Какое место это произведение занимает в творчестве мастера (значительное, произведение всей его жизни или наоборот нехарактерное для художника)

Указать эпоху и соотнести дух времени и произведение

Если это важно, то рассказать об истории создания произведения, вспомнить какие события или впечатления повлияли.

Раскрыть сюжет данного произведения

Определить вид графики (литография, линогравюра, ксилография и т.д.)

Рассказать об особенностях композиции, о манере исполнения, о художественных особенностях

Определить стиль (направление) выбранного произведения. Дать краткую характеристику стиля

Сделать вывод (главная идея произведения, отношение к автору и его творчеству)



Художественный анализ архитектурного сооружения

План:

Архитектор:

Название:

Дата создания:

Размеры:

Стиль, направление, эпоха:

Назначение сооружения:

Материал:

Месторасположение:

Анализ:

Что известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

Указать принадлежность данного произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

Какое воплощение нашла в этом произведении формула Витрувия: прочность, польза, красота?

Указать на художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб), на тектонические системы (стоечно-балочная, стрельчато-арочная, арочно-купольная).

Указать на принадлежность к виду архитектуры: объемные сооружения (общественные: жилая, промышленная); ландшафтная (садово-парковая или малых форм); градостроительная.

Указать на связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, на связь между зданием и рельефом, характером пейзажа.

Как использованы другие виды искусства в оформлении его архитектурного облика?

Какое впечатление оказало произведение на Вас?

Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

Вывод (Отношение к автору и его творчеству) 













8



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.