12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лебедева Мариетта Николаевна713
Учитель изобразительного искусства, технологии, МХК. Высшая квалификационная категория.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»
4

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме «Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи» 6 класс.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»












Методическая разработка

урока изобразительного искусства

по теме «Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи»

6 класс.













учитель изобразительного искусства

МАОУ «СОШ №7»

Лебедева Мариетта Николаевна












Сыктывкар 2020 год

Оглавление

1. Аннотация. Стр. 2

2. Введение. Стр. 2 - 3

3. Теоретическая часть. Стр. 3 - 6

3.1. Теплые цвета. Стр. 3 - 4

3.2. Холодные цвета. Стр. 4 - 6

3.3. Ахроматические цвета. Стр. 6

3.4. Три основные характеристики цвета. Стр. 6 - 7

Заключение. Стр. 7

Список литературы. Стр. 7 - 8

Интернет ресурсы

Приложения. Стр. 8 - 9


1. Аннотация

Данная методическая разработка предназначена для учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов. Она будет интересна и полезна всем тем, кто самостоятельно хотел бы обучаться искусству живописи.

В методической разработке представлены основные знания, направленные на развитие и совершенствование своей творческой и педагогической деятельности.

2. Введение

Изучение основ теории цвета – один из необходимых условий для формирования и развития творческой способности обучающихся на уроках изобразительного искусства. Он влияет на чувства, состояние, настроение, дает возможность познать обучающимся окружающую действительность, развивает в них наблюдательность, зрительную память, образное мышление, воспитывает художественный вкус, интерес к изобразительному искусству, наблюдение и самой жизни, воспитывает разносторонне образованного члена общества.

Новизна методической разработки в том, что это не только интересный рассказ учителя, презентация, но и ряд практических заданий различной сложности: задания на определение цветовой гаммы, анализ чистоты подачи ахроматических цветов в живописных произведениях, изменение одного и того же цвета в картине по трем основным характеристикам цвета.

Актуальность данной темы.

Развитие представления о цвете как выразительном средстве – одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является одним из факторов угасания интереса обучающихся к творчеству.

Педагогическая целесообразность. Обладая колористической грамотностью (объемом знаний о цветовой среде, владение навыками, умением работать с цветом), обучающийся развивает в себе цветовую культуру, художественный вкус, способность воспринимать и отображать окружающий мир, что в дальнейшем пригодится в его жизни, в разных ее направлениях (искусствоведении, дизайне, искусстве, этнографии и т.д.)

3. Теоретическая часть.

3.1. Теплые цвета.

Цвет еще нагляднее, чем форма, передает чувства.

М. Жюллиани

Теплые цвета – желтый, оранжевый, красный. Это цвета огня, солнца, всего двух источников света и тепла на Земле.

К группе теплых цветов относятся желтый, желто – оранжевый, оранжевый, красный, охра, охристо – коричневый, кофейный, бордовый, красно – коричневый, коричневый, темно – коричневый цвета (рис. 1).

Рисунок 1

t1592225893aa.jpgt1592225893ab.pngt1592225893ac.jpg t1592225893ad.png t1592225893ae.png t1592225893af.jpg t1592225893ag.png t1592225893ah.jpg


t1592225893ai.png t1592225893aj.jpg t1592225893ak.jpg t1592225893al.jpg

Теплые цвета олицетворяют собой понятия тепла и света не только в прямом смысле, но и в образном значении, в более широком смысле воплощают в себе добро, радость, благородство души – вообще, все то лучшее, к чему стремится человек в жизни. В связи с этим положительные герои литературы, фильмов и мультфильмов, в театральном искусстве изображаются всегда в одеждах теплых цветов (рис. 2).

Рисунок 2

t1592225893am.jpgt1592225893an.jpgt1592225893ao.jpgt1592225893ap.jpg

Теплые цвета можно сравнить с образами танцующего пламени, красного закатного солнца, это и жаркие раскаленные угли, и сама жизнь, кровь; это и золотая осень, множество сладких, сочных фруктов, восхитительных цветов – все они раскрашены солнцем в горячие оттенки (рис. 3).

Рисунок 3

t1592225893aq.jpg t1592225893ar.jpg t1592225893as.jpg t1592225893at.jpg

Теплые цвета в образном понимании отражают в картине особую эмоциональность, энергичность личности человека, его динамичный характер.

Музыка горячих оттенков сравнима со звучанием скрипки, гитары, бубенцов, саксофона, фанфар и веселого зажигательного танца (рис. 4).

Рисунок 4

t1592225893au.jpgt1592225893av.jpgt1592225893aw.jpg

Еще одна способность теплых красок – это их притягательность в одежде, в интерьере, в природе. Они вызывают чувство уюта и покоя, гармонии, благополучия, изобилия, радости (рис. 5).

Рисунок 5

t1592225893ax.jpgt1592225893ay.jpgt1592225893az.jpgt1592225893ba.jpg


3.2. Холодные цвета.

К группе холодных цветов относятся: зеленый, зелено – синий, голубой, синий, сиреневый, фиолетовый (рис. 6).

Рисунок 6

t1592225893bb.jpgt1592225893bc.jpgt1592225893bd.jpgt1592225893be.jpg

Эти цвета несут противоположное теплым цветам эмоциональное значение. Они олицетворяют бескрайний голубой простор небес, синюю тень, сиреневые сумерки, темно – синюю ночь, темный непроходимый лес, темно – зеленое болото и морскую бездну как в прямом, так и в живописно – образном смысле.

Холодные цвета вызывают эмоциональное ощущение холода, пустоты, бесконечности, печали, трагичности, тени и прохлады. В связи с ночным, теневым происхождением холодные краски выглядят очень таинственно и загадочно (рис. 7).

Рисунок 7

t1592225893bf.jpgt1592225893bg.jpgt1592225893bh.jpgt1592225893bi.jpg


t1592225893bj.jpgt1592225893bk.jpgt1592225893bl.jpgt1592225893bm.jpg


Данные цвета используются при создании художественных образов сказочных, фантастических героев, и не всегда добрых. Это Леший – лесной царь, трехглавый Змей Горыныч, Кикимора – хозяйка зеленых болот, русалки, привидения, лесные нимфы, царство теней – царство мертвых (рис. 8).

Рисунок 8

t1592225893bn.jpgt1592225893bo.jpgt1592225893bp.jpgt1592225893bq.jpg


Музыка этих героев всегда печальна, тревожна, взволнованна. В холодных красках слышны звуки арфы, флейты, кларнета (рис. 9).

Рисунок 9

t1592225893br.jpgt1592225893bs.jpgt1592225893bt.jpg


Теплые и холодные цвета в своем сочетании образуют радугу, ту самую, что появляется в поле или в лесу летним теплым днем после дождя (рис. 10).





Рисунок 10

t1592225893bu.jpgt1592225893bv.jpgt1592225893bw.jpg


Хроматическими цветами называются все цвета холодной и теплой групп.

3.3. Ахроматические цвета.

Не напрасно чистая радость и незапятнанная чистота облекаются в белые одежды, а величайшая и глубочайшая скорбь в черные – символ смерти. Равновесие этих двух красок, возникающее путем механического смешивания, образует серый цвет. Естественно, возникая таким образом, краска не может дать никакого внешнего звучания и никакого движения. И чем темнее серый цвет, тем больше перевес удушающей безнадежности.

В.В. Кандинский

Ахроматическими цветами называются все цвета, не имеющие тепло – холодных оттенков и отличающиеся друг от друга только по степени светлости или темности – это краски белые, серые, черные.

Краски черная, белая и их производная – серая не относятся ни к группе холодных, ни к группе теплых цветов, так как эти краски не содержат в себе оттенков пламени, оттенков тени. Они бесцветны, а потому не несут никакой эмоциональной окраски.

Цвета белый, серый и черный лишь определяют тоновые качества окраски предметов, тоновую разницу между цветовыми оттенками окружающего мира.

Однако если такой ахроматический цвет имеет хоть малейший цветовой оттенок (теплый или холодный), он уже будет считаться хроматическим, то есть цветным (рис. 11).

Рисунок 11

t1592225893bx.gift1592225893by.jpg

Еще одно свойство ахроматических цветов:

* белая краска, соединяясь с любыми цветными красками, высветляет их, они теряют свою яркость и насыщенность, особую звонкость;

* серая или черная краски, соединяясь с какими – либо другими цветами, лишают все цветные краски яркости, свежести, звонкости, нарядности, то есть все цвета темнеют и грязнеют (рис. 12).

Рисунок 12

t1592225893by.jpgt1592225893bz.png


3.4. Три основные характеристики цвета.

Цвет – основа для выражения мироощущения художника.

Р.И. Власова

В живописи существует восемь основных цветов: желтый; оранжевый; красный; зеленый; синий: фиолетовый; белый; черный.

Оттенком цвета называется плавный переход основной характеристики цвета в сторону усиления или ослабления.

Оттенками основного цвета являются его различные вариации, переливы: либо это его посветление, либо потемнение, либо изменение яркости, теплоты или холодности данного цвета.

Отличие цветов друг от друга определяется по правилам трех основных характеристик цвета.

Первая характеристика цвета – тоновая (светлее – темнее).

Это характеристика степени светлости или темности какого – либо взятого цвета.

Данная характеристика определяет, насколько один цвет светлее или темнее или темнее относительно другого, взятого для сравнения.

Наиболее темным цветом считается тот из цветов, который больше всех близок к самой темной краске в природе – черной.

Наиболее светлым цветом всегда является цвет, более всего близкий к самой светлой краске – к белому цвету.

Вторая характеристика цвета – цветовая (теплее – холоднее).

Цветовая характеристика показывает степень горячести, теплоты или холодности каждого цветового пятна, то есть присутствие желто – красных оттенков или присутствие синих оттенков.

Третья характеристика цвета – яркостная (яркость – приглушенность цвета).

Данная яркостная характеристика помогает определить, насколько одно цветовое пятно ярче или приглушеннее выглядит относительно другого цветового пятна.

t1592225893ca.jpgt1592225893ca.jpgt1592225893ca.jpg


4. Заключение.

Значение цвета в жизни человека трудно переоценить. Всё, что нас окружает, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Прекрасный дар природы человеку - способность видеть цветной мир, расцвеченный всеми цветами радуги.

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно - выразительные средства живописи, которые развивают у обучающихся художественный вкус, цветовой анализ, цветовое видение, формируют духовную культуру личности, обеспечивают приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.


Список литературы

1. Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер. с нем.; предис. Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2000. – 96 с.; ил.

2. с. Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись / А.С. Зайцев. – М.: Искусство, 1986 – 159 с.

3. Миронова, Л.Н. Учение о цвете / Л.Н. Миронова. – Минск: Выш. шк., 1993 – 463 с.

4.  Аксенов Ю., Левидов М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М., 1986

5. Миронова, Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве. Миронова. – Минск: Беларусь, 2002 – 150 с.

6. Матюшин, М.В. Справочник по цвету / М.В. Матюшин. – М.: Издатель Д. Аронов, 2007 – 72 с.

7. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. – 2-е изд., доп. – М.: Искусство, 1984 – 320 с.

Интернет-ресурсы

1. Основы цветоведения ( http://paintmaster.ru/tsvetovedenie.php.php).

2. Основы ученияо цвете ( dissertacia.ru/art/coloring.htm)

Приложения

Практическое задание 1

Определите цветовую гамму (теплая или холодная) в живописных произведениях.


Врубель М.А. Восточная сказка Курнаков А.Н. Цветут подснежники

t1592225893cb.jpgt1592225893cc.jpg

Левитан И.И. Золотая осень АрхиповА.Е. Девушка с кувшином

t1592225893cd.jpgt1592225893ce.jpg

Практическое задание 2

Проанализируйте в живописных произведениях чистоту подачи ахроматических цветов, их мягкие, еле уловимые тепло – холодные оттенки.

Васильев Ф.А. Оттепель Серов В.А. Куликовская битва (эскиз)

t1592225893cf.jpgt1592225893cg.jpg



Касаткин Н.И. Жена заводского рабочего Моисеенко Е.И. Вестникиt1592225893ch.png t1592225893ci.jpg

Практическое задание 3

Проанализируйте в живописных произведениях изменение одного и того же цвета по трем основным характеристикам цвета

Левитан И.И. Вечерний звон Левитан И.И. Владимирка

t1592225893cj.jpgt1592225893ck.jpg

Ст ожаров В.К. Лен Левитан И.И. Золотая осень

t1592225893cl.jpgt1592225893cm.jpg



10


Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.