Методическая разработка по изобразительному искусству «Цвет в произведениях живописи. Монотипия» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Учитель |
Мартенс Елена Викторовна, учитель МОУ «Суховерковская СОШ» |
Дата проведения |
07.11. 2016 г. |
Цели деятельности учителя |
Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ; учить активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению |
Тип урока |
Изучение новых знаний |
Планируемые результаты |
Предметные: научатся самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений. Метапредметные: научатся определять цель, ставить проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге, адекватно принимать и сохранять учебную задачу, работать в группе, обмениваться мнениями, понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, будут готовы к сотрудничеству в разных учебных ситуациях |
Методы и формы обучения |
Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная |
Оборудование |
Гуашь, кисть, бумага, палитра, крышечка от дисков |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация «Цвет в произведениях живописи» |
Основные понятия и термины |
Цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развива- |
Деятельность учителя |
Осуществляемая |
Формы организации совзаимодействия |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. Организационный момент |
Подготовка учащихся к изучению нового материала. Рассказ с элементами беседы |
– Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета. Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым. Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль. История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков, цветовых контрастов, цветовых соотношений. Все это лежит в основе живописи и называется цветовыми отношениями. О них мы и поговорим сегодня поподробнее. |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель |
Фронтальная работа |
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности. Личностные: осознают свои интересы (цветовые отношения, живое смешение красок) |
II. Изучение нового материала Формулирование темы урока |
Объяснительно-иллюстративный. Практический |
1. Давайте рассмотрим это яблоко.(слайд 2) Какого оно цвета? (Красное!) Мы воспринимаем цвет яблока красным, но посмотрите, сколько различных оттенков присутствует на изображении. Цвет предмета может меняться в зависимости от освещения (свет, тень), от источника света (теплый, холодный), на цвет предмета могут влиять предметы, находящиеся рядом. Художники используют эти свойства цвета, чтобы придать произведению большую выразительность. (Слайд 3) Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства. (Слайд 4) Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешних влияний. Очень хорошо видно влияние различных внешних факторов на цвет снега. Все мы знаем, что снег белый. Белый это локальный цвет снега, но давайте посмотрим, как он выглядит на полотнах различных художников. (Слайды 5-8) Сколько и каких оттенков локального цвета вы видите? От латинского слова color, обозначающего «цвет», «краска», происходит понятие колорит. Колорит раскрывает образную мысль художника, содержание, которое художник вкладывает Колорит может быть похарактеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных,фиолетовых) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых цветов), светлым или тёмным, апо степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блёклым и так далее. В каждом конкретномпроизведении колорит образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся позаконам гармонии, дополнения и контраста. 2. Как вы считаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Сформулируйте тему урока. Изучать цвет, оттенки, колорит на разных картинах Цвет в произведениях живописи. 3. Художественный анализ произведений: О. Ренуар «Скалы в Эстаке», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке». (Слайд № 12.) Алгоритм анализа: – Какие соотношения цветов выбрал художник, чтобы передать образ осени, вечера, выразить таинственность, нежность, величие? – Какие настроения вызывают теплые и холодные цвета? – Зачем художники определяют качество цвета через отношение теплого и холодного? |
Определяют оттенки локального цвета. Знакомятся с художественными произведениями, анализируют по заданному алгоритму Формулируют тему урока |
Групповая и индивидуальная работа |
Познавательные: самостоятельно классифицируют группы цветов; сравнивают цветовые отношения по за-данным критериям. Коммуникативные: излагают свое мнение; работают в группе, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера; получают эстетическое наслаждение от произведений искусства |
III. Творческая практическая деятельность |
Репродуктивный |
– Сегодня мы создадим осенний пейзаж в технике монотипия. Монотипия это техника печати, когда краска наносится на гладкую поверхность и штампуется на бумагу. Все оттиски получаются уникальными. Подумайте, какие эмоции вы хотите выразить на вашей картине. Грусть, радость, спокойствие, напряжение. Определитесь с колоритом вашей картины. Задание: изображение осеннего леса по воображению в технике частичная монотипия. Алгоритм:: 1. На палитре подготовить краски в выбранной гамме 2. Наметить на листе бумаге контуры горизонта и будущего леса. 3. Нанести на лист светлым цветом небо. 4. На крышечку из под диска нанести краску в виде дерева. Приложить к листу и приподнять с верхнего края. Нарисовать, таким образом, все деревья. 5. При помощи кисти и красок дорисовать землю, ветки деревьев и прочие недостающие |
Творческий поиск на основе алгоритма. Выбор колорита в соответствии с настроением |
Индивидуальная работа |
Познавательные: различают цветовые отношения и их возможности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: осознают свои возможности в учении |
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Беседа в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся |
Выставка работ. (Обсуждает с классом значение эмоционального настроя для творчества.) – О каких цветовых отношениях вы узнали на уроке? – Что показалось самым трудным? – Дайте эмоциональное название созданным букетам! Соответствуют ли наши названия (по эмоциональной окраске) тем названиям, которые вы дали своим букетам |
Формулируют ответ, участвуют в диалоге Проявляют интерес к работам своих товарищей. Дают название букетам и сравнивают их с первоначальными названиями |
Фронтальная работа |
Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи |
Ватолина Светлана Анатольевна