Методический доклад на тему «Графика. Виды печатной графики. Эстамп»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Школа искусств г. Анива»
Методический доклад
на тему:
«Графика. Виды печатной графики. Эстамп»
для учащихся подготовительного класса (тема рассчитана на 1 урок)
Разработала:
Власова В.В. преподаватель
художественных дисциплин
г. Анива
30 января 2020 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Печатная графика и ее виды......................................................................5
Глава II Эстамп…………………… …………………. ………….……………...10
Ссылки, список литературы………..……………………………………………11
Введение
Графика - вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Термин "графика" происходит от греческого глагола «graphtin», что означает скрести, царапать, писать, рисовать. Первоначально термин «графика» употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 - начале 20 вв. в связи с бурными развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически четкого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст черного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено.
Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или черной) поверхностью бумаги – основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета.
Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению В.А.Фаворского, «воздух белого листа». Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостной характер.
Графике могут быть свойственны тщательность объемно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намеком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности.
Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и др.).
По назначению различаются следующие виды графики:
• станковая графика,
• книжная графика,
• газетно-журнальная графика,
• прикладная графика,
• плакат.
Станковая графика получила широкое распространение в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства:
• тематическая композиция - гравюры А.Дюрера, Калло, Рембрандта, Хогарта и Ф. Брэнгвина, Гойи, К. Кольвиц, литографии Делакруа, Домье, Стейнлена, гравюра и рисунки Репина,
• портрет - рисунки Клуэ, Энгра, Кипренского, Серова, гравюры Уткина и др.,
• пейзаж - гравюры Хокусай, Шишкина, рисунки и гравюры Остроумовой-Лебедевой, Митурича и др.,
• натюрморт - рисунки Врублева, Матисса, гравюры Митрохина.
Станковые произведения печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров. Одна из основных областей применения графики – книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой – гравюра и литография.
По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику.
Рисунок - наиболее древний и традиционный вид графического искусства, истоки которого можно увидеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.
В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во множестве равноценных экземплярах.
Гравюра известна с 6-7 вв. в Китае, с 14-15 вв. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.
Глава I
Печатная графика и ее виды
Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.
Виды печатной графики
Эста́мп
Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.
Виды эстампа
Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.
Высокая печать: гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.
Ксилография
Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.
Я. Гнездовский. Рождественская открытка
Линогравюра
Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.
Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.
Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»
Гравюра на картоне
Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.
Гравюра на картоне
Глубокая печать: офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).
Офорт
Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.
Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец
Меццо-тинто
Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.
Методика меццо-тинто
Плоская печать: литография, монотипия.
Литография
Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.
Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя
Моноти́пия
Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.
Шелкография
Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.
И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография
Глава II
Эстамп
Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
История эстампа насчитывает несколько сотен лет, и за это время возникли различные виды гравирования, испробованы многие материалы для печатных форм, усовершенствованы технологии, придуманы рецепты изготовления бумаги, краски.
Эстампом мы называем оттиск, полученный с печатной формы, гравированной автором. Материалы печатных форм могут быть разные. Это дерево (ксилография), камень (литография), линолеум (линогравюра), металл (гравюра на металле, офорт, сухая игла, меццо-тинто) и другие. Основная особенность эстампа -ограниченный тираж, при этом каждый оттиск из тиража остаётся оригинальным (авторским) произведением искусства, в отличие от других видов тиражирования (ксерокс, компьютерная печать, фотографирование, имитации).
Художник, занимающийся печатными видами графики, максимально использует характерные особенности выбранной техники для приближения к замыслу, часто сочетает несколько технологий или придумывает свои.
Создание эстампов - процесс, состоящий из многих операций, включающий различные подготовительные работы и серьёзное оснащение мастерской. Каждая операция требует особых знаний, навыков обращения с разными материалами: металлом и бумагой, кислотой и красками, клеем и деревом, нужно и умение работать на офортном станке.
Ссылки, список литературы
https://studbooks.net/545527/kulturologiya/stankovaya_grafika
https://portrets.ru/izvestnye-knigi/ehstamp-chto-ehto-takoe.html
https://stranamasterov.ru/node/885218
http://www.creativetherapy.ru/2013/01/30/gravyura-dlya-detej-svoimi-rukami/
11