Отчет «Методика обучения орфографии в начальной школе»

3
2
Материал опубликован 21 October 2018 в группе

Методика обучения орфографии в начальной школе

Салтыкова Анастасия Александровна


 

Подчеркните орфограммы. Назовите тип каждой орфограммы, ее опознавательные признаки.

Каждое утро к лесной полянке прилетали тетерева.

Птицы поедали семена ёлки, берёзы, осины.

-Каждое (каждОе - безударный гласный звук в окончании, чтобы проверить написание данной орфограммы необходимо задать вопрос: какОе?, в вопросе ударение падает на окончание, СА это значит, что и в окончании прилагательного пишем гласную «О»);

-Утро («утрО» - безударный гласный звук в окончании, определяем род существительного – средний род; у существительных ср. рода могут быть окончания –о, -е);

К - (предлоги со словами пишутся раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово, например, «к широкой» полянке или как в данном случае, к лесной полянке, значит это не приставка, а предлог);

Лесной (безударный гласный звук в корне слова, проверяемый ударением, для этого нужно подобрать однокоренное слово, в котором ударение падает на этот гласный: лЕс, значит пишем -е);

Полянке (пОлянке – безударный гласный звук в корне слова, проверяемый ударением, подбираем однокоренное слово, чтобы гласный звук был под ударением: пОле; полянкЕ – безударный гласный в окончании существительного, задаём падежный вопрос «к чему?», определяем падеж - это дательный падеж, поэтому пишем букву «Е»);

Прилетали («прИлетали» - безударный гласный звук в приставке, приставка –при- означает «приближение», значит пишется буква «и»; «прилЕтали» - безударный гласный звук в корне слова, проверяемый ударением, для того, чтобы проверить данную орфограмму подбираем однокоренное слово, в котором ударение падает на этот гласный звук: полЁт);

Тетерева («тЕтерева» - безударный гласный звук в корне слова, проверяемый ударением, подбираем однокоренное слово, в котором ударение падает на этот гласный: тЕтерев; «тетЕрева»- безударный гласный звук в корне слова, непроверяемый ударением, следовательно, чтобы не ошибиться в написании, нужно посмотреть в орфографический словарь);

- Птицы («птицЫ» - орфограмма в окончании; необходимо воспользоваться правилом: в окончании после Ц всегда пишется Ы);

Поедали («пОедали» - безударный гласный в приставке, приставки «па» не бывает, за исключением слов-исключений; «поЕдали» - безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением, подбираем однокоренное слово, в котором ударение падает на этот гласный: поЕл);

Семена («сЕмена» - безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением, подбираем однокоренное слово, в котором ударение падает на этот гласный: сЕмя; «семЕна» - безударный гласный звук в корне слова, непроверяемый ударением, поэтому чтобы не ошибиться в написании, нужно посмотреть в орфографический словарь);

Ёлки («ёлкИ» - безударный гласный в окончании существительного, для того, чтобы определить какую букву нужно писать, необходимо задать падежный вопрос «нет «чего?»», это родительный падеж, следовательно, пишем букву «и»);

Берёзы (безударный гласный звук в корне слова, непроверяемый ударением, следовательно, чтобы не ошибиться в написании, нужно посмотреть в орфографический словарь);

Осины (безударный гласный звук в корне слова, непроверяемый ударением, чтобы не ошибиться в написании, необходимо воспользоваться орфографическим словарём).

Входит ли, на ваш взгляд, в число заданий на развитие орфографической зоркости задание: Списать, вставляя пропущенные буквы безударных гласных звуков. Обоснуйте письменно ответ.

Я считаю, что данное задание не входит в число заданий на развитие орфографической зоркости.

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Таким образом, для развития орфографической зоркости могут предлагаться такие задания, как, например, нахождение орфограмм в сплошном тексте, капографические упражнения, комментированное письмо. Необходимо, чтобы ребенок учился замечать самостоятельно орфограмму, для этого он должен знать опознавательные признаки орфограмм, например, звуки, которые содержат возможность выбора (безударный гласный звук, парный согласный звук). В данном же случае вид задания не подталкивает ребенка к тому, чтобы самому пытаться найти тот случай, где возникают варианты написания той или иной буквы, а лишь указано место, где нужно вставить определенную букву.

Но нужно заметить, что существует специально организованное списывание.

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Памятка.

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано.

5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

7.Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
 

Представьте фрагмент конспекта урока по изучению нового орфографического правила.

Программа «Школа 2100». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. 2 класс.

Тема: «Что такое орфограмма? Орфографическое правило

Читает учитель:

  Чтоб ошибок избежать,

  Зоркость будем развивать.

  Сейчас проверить сможешь сам

  Свое внимание к словам.                       

- Прочитайте слова на доске:

В…юга, реч…ка, рощ…, Ч…ковский, ч..с, (у) Гриш…

- Что заметили? (пропущены буквы)

- Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы.

- Давайте найдем в словах опасные места!

- Что это такое «опасные места»? (это те места, в которых можно допустить ошибку)

- Опасные места в словах будем подчеркивать красным карандашом.

- Как вы думаете, почему именно красным цветом? (красный цвет – это опасность!) Учитель у доски, а дети объясняют написание и подчеркивают.

- Молодцы, опасные места в словах нашли верно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.

- Кто знает, а как по-другому мы называем опасные места? (орфограмма)

- Какая же будет тема нашего урока?  (ОРФОГРАММА)

 - Что такое орфограмма? (ответы детей)

- Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 101 (определение читает ученик: «Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма»)

- Кто же из вас оказался прав или был близок к истине? (ответы детей)

- То есть орфограмма- это правило, «мостик над ошибкой».

- И есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 101. (читает ученик)

- А теперь давайте назовем орфограммы с которыми мы встретились в словах (учитель вывешивает их на доске):

1. Разделительный мягкий знак;

2. Сочетания ЧК и ЧН;

3. Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ.

4. Заглавная буква в именах собственных;

5. Предлог и слово.

- А теперь прочитайте на доске слово: Ж…МЧ…ЖНИЦА

- Что означает это слово? (предположения детей) +  иллюстрация жемчужницы.

- В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова: «ЖЕМЧУЖНИЦА»– это двустворчатый моллюск, в раковине которого образуется жемчуг» (ребенок читает из толкового словаря)

- Какие буквы нужно вставить? (ответы детей)

- Пока мы точно не знаем, запишем это слово и также пропустим эти буквы.

- Поставим ударение, под ударением что слышим? (звук «Ю», а по правилам правописания  в сочетаниях ЧУ-ЩУ пишем «У»)

- А правило правописания – это  и будет орфограмма!

Выявление места и причины затруднения:

 Цель: построить план действий и зафиксировать его в речи.

- Вторая пропущенная буква находится в каком положении? (в безударном)

- Как будем дальше действовать? (ответы детей)

- Чтобы не сомневаться в написании, что нужно сделать? (подобрать такое однокоренное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)

- Значит, какая цель сегодняшнего урока? (научиться правильно писать слова с безударной гласной)

Молодцы!

- Какой вывод можем сделать? Давайте составим алгоритм.

Прежде чем написать слово, нужно:

1. Поставить ударение;

2. Определить часть слова;

3. Применить правило.

Реализация построенного проекта: 

Цель: организовать  «открытие» детьми  способа.

-  Подберите однокоренные слова: жемчуг, жемчужный, жемчужина.

- Запишем (у доски ребенок).

- Поставим в этих словах  ударение.

- Какое слово будет проверочным? (жемчуг)

- Какую букву запишем? (Е)

- В какой части слова находилась пропущенная безударная гласная буква? (в корне)

- Какой же корень у этих слов? (жемчуж)

- Как называется такая орфограмма? (безударная гласная в корне слова) + учитель вывешивает на доску.

4.Оформите 5 карточек с разными видами диктантов.

По характеру восприятия языкового материала.

Большая перемена

      Дежурные Костя Усачев и Люба Малинина поливают цветы. Ребята с учительницей Валентиной Ивановной смотрят толковый словарь. Настя Смирнова и Полина Егорова разносят тетради.

Зрительный диктант, 2 класс.

1) Дается установка на зрительное запоминание первого предложения. (Запись предлагается для восприятия из расчета 1 секунда на 1 слово.)

2) Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно. (Этот момент очень важен, так как в первые секунды увиденное воспроизводится в памяти максимально точно.)

3) Предложение записывается в тетрадь по памяти.

4) То же со вторым предложением и т. д.

5) Проверка под руководством учителя.


 

По характеру языкового материала.

Б...тинки,   р...кета,    ...десь,     в...кру... ,    вп..р...ди,     слев...,   направ..., справ...,   тр...мвай,    т...пор,    тр...ктор,    м...тро, в...гон,    н...зад,  п...года.

4 класс. Словарный диктант.

Дома необходимо выучить словарные слова. На уроке перед написанием повторить их. Учитель диктует слова так, как они произносятся в обычной речи, после каждого слова делается небольшая пауза. После того, как все слова написаны, дается возможность проверить правильность написанного.

По объёму записи.

Солнечные часы.

На куске фанеры размечают верёвочным циркулем и рисуют циферблат. Размеры цифр могут быть любые, но во всех случаях деление каждого часа должно быть равно 15о. В центре циферблата устанавливают металлический или деревянный стержень, заострив его концы.

3 класс. Выборочный диктант.

Порядок работы:

1.         Учитель читает предложение (все вслушиваются)

2.         Предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него слова (или словосочетания) с заданными орфограммами

3.         Фронтальная проверка записанного: один ученик читает свою запись, остальные корректируют его работу и исправляют, если нужно, свои.

Например:  прослушав данный текст, выписать из него только слова с орфограммой «Буквы И-Ы после Ц». 

Предложение диктуется медленно, делается пауза, ученики записывают слова.

По времени объяснения правописания.

Поход.

        В субботу наш класс ходил в поход. Стояла чудесная погода. Ярко светило солнце. Тихо набегал легкий ветерок.

        Впереди овраг. Там трудный спуск. Группа ребят пошла в обход. Все встретились на опушке леса.

        Низкие тучи закрыли небо. Полетели первые снежинки. Но вот хлопьями пошел снег. Быстро заметало дорожки и тропинки. Мы поспешили домой.

3 класс. Объяснительный диктант.

Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки ( в данном диктанте орфограмма правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне).

5. По характеру восприятия языкового материала

 

Поспевает брусника
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Письмо по памяти, 2 класс.

Работа проводится по следующему алгоритму:

1.Знакомство со стихотворением
2. Объяснение орфограмм, знаков препинания.
3. Разучивание стихотворения
4. Работа в тетради.
5. Самопроверка.
6. Взаимопроверка по карточке или по учебнику.

Выполните тест.

Выберите трактовку понятия «орфограмма», в которой содержится указание на объективные опознавательные признаки этого понятия. Орфограмма – это…
а) место на правило;

б) место, где можно сделать ошибку;

в) место, где пишется не так, как слышится;

г) место, где существует выбор написания;

д) место, где звук слышится и произносится нечетко;

е) место, где при письме возникает трудность.

2) Укажите, какая информация из области орфографии, полученная первоклассниками в период обучения грамоте, подлежит обобщению и систематизации в курсе русского языка:

а) о способах проверки безударных гласных;

б) о признаках некоторых опасных мест;

в) о способах выбора буквы на месте парных по глухости/звонкости согласных звуков.

Восстановите последовательность знакомства первоклассников первыми орфограммами (отметьте):

2а) ‌׀__ __ __ . 1б) ‌׀___ . 3в) ׀__ ___ ___ .

4) Опознавательным признаком для гласных звуков является:

а) безударное положение гласного звука;

б) положение после твердого согласного;

в) ударное положение гласного звука.

5)Опознавательным признаком для букв согласных звуков являются:

а) парность по глухости/звонкости и место в слове;

б) парность по твердости/мягкости и место в слове;

в) конец слова;

г) положение перед другим согласным.

Укажите пары слов, которые целесообразно использовать на уроке при знакомстве с понятием «орфограмма»:

По отношению к гласным:

а) сосна – сосны

б) сосна – насос

в) трава – травка

г) трава – дрова

По отношению к согласным:

а) столб – столбы

б) столб – серп

в) сказка – сказать

г) сказка – маска

Отметьте орфографические умения:

а) слышать звучащее слово;

б) применять правило;

в) писать в соответствии с нормами каллиграфии;

г) обнаруживать несоответствие в произношении и записи слова;

д) осуществлять проверку написанного;

е) обнаруживать места возможного варианта написания;

ж) подбирать проверочное слово;

з) определять тип опасного места;

и) пользоваться орфографическим словарем.

Орфографическая зоркость – это:

а) умение проверять собственные письменные работы;

б) умение обнаруживать орфограмму;

в) умение определять тип орфограммы.

Укажите виды заданий, направленных на формирование у учащихся орфографической зоркости:

а) списать, вставляя пропущенные буквы;

б) списать, подчеркивая пропущенные буквы;

в) выписать слова на определенное правило;

г) подчеркнуть в записи места всех известных орфограмм;

д) объяснить написание, подбирая проверочные слова.

Укажите условия становления орфографического навыка у младших школьников:

а) выполнение большого количества орфографических упражнений;

б) количество орфографически правильно записанных слов;

в) развитый фонематический слух;

г) владение понятием «орфограмма»;

д) объем памяти ученика.

Отметьте те варианты, которые фиксируют правильные действия ученика, выполняющего подбор проверочных слов:

а) на стул_ - на столе’ – на сту’ле;

б) ко’з_чка – коза’ – ко’зачка;

в) забо’тл_вый – пугли’вый – забо’тливый;

г) земл_ни’ка – на земле’ – землени’ка;

д) с_ре’нь – си’ний – сире’нь.

Орфографический самоконтроль – это…

а) умение находить орфографические ошибки в своих и чужих записях;

б) способность проверять собственные записи;

в) умение ставить орфографическую задачу и решать ее;

г) умение грамотно осуществлять работу над допущенными ошибками.

Отметьте задание, которое способствует развитию орфографического самоконтроля:

а) найти в тексте все орфограммы;

б) написать под диктовку с обозначением всех орфограмм и пропуском на месте «сомнительной» буквы;

в) проверить тетрадь соседа по парте;

д) списать, вставляя пропущенные буквы.

Укажите критерии отбора орфографических упражнений:

а) объем дидактического материала;

б) точность и лаконичность формулировки задания;

в) формируемые орфографические умения;

д) насыщенность орфограммами разного типа.

Знание учеником словесной формулировки орфографического правила…

а) обязательно, так как это способствует повышению его орфографической грамотности;

б) необязательно, так как на повышение орфографической грамотности влияет осознанное применение известного способа действия для решения орфографической задачи;

в) обязательно, так как только с его помощью ребенок сможет решить орфографическую задачу;

д) необязательно, так как по прошествии некоторого времени ребенок все равно ее забудет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Грамоте учиться-всегда пригодится!

21 October 2018