12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кочеткова Ольга27
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск
Кочеткова Ольга Валерьевна Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска 
 
Методика подготовки и проведения ботанической экскурсии

 

Главная цель образования на сегодняшний день - это всестороннее и гармоничное развитие личности. Экскурсия по праву может быть названной одной из форм, способствующих достижению этой цели. Экскурсии позволяют установить связь теории с практикой в процессе обучения. Учащиеся видят живые объекты в естественной среде, получая представление о целостности природы в определенное время года. На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе.

Среди экскурсий по естественнонаучному направлению ботанические экскурсии наиболее распространены. В сочетании с практическими занятиями экскурсии позволяют значительно глубже и полнее изучить многообразие явлений и объектов природы, разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды.

Сегодня более или менее нетронутая природа так далеко отодвинулась от городов, что для нас – городских жителей – изучение жизни растений стало затруднительно чисто технически. Поэтому чаще педагоги стали проводить экскурсии в черте города. Сейчас при знакомстве со всем разнообразием живого мира нельзя обойтись без изучения его особой формы, которая сложилась в городах – «городской природы».

Основной метод обучения на экскурсии – наблюдение. Метод наблюдения на экскурсии чаще всего сочетается с рассказом или беседой, в процессе которых учитель направляет внимание обучающихся в на изучение конкретных объектов и явлений.

Часто экскурсия превращается в лекцию под открытым небом. Но не стоит забывать, что рассказывать нужно только о том, что можно показать.

Во время ботанических экскурсий обучающиеся знакомятся с живыми растениями в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме.

Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предшествующих занятиях материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих занятиях.

 Методы проведения экскурсий приучают обучающихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы  —  навыки элементарного исследования природы.

Подготовка к экскурсии

Установить тему и цель экскурсии. Просмотреть литературу по выбранной теме. Во время разработки плана экскурсии педагог чаще всего основывается на материале ранее проведенных экскурсий. Нужно стараться в планировке экскурсии избегать стандарта.

Определить план-маршрут. Лучше если заранее педагог проверит маршрут путем предварительной экскурсии самостоятельно.

Если учащиеся идут на экскурсию впервые, то, скорее всего, экскурсия будет носить иллюстративный характер. В данной ситуации педагог будет являться наиболее активным лицом: демонстрирует растения, обращает внимание детей на характерные детали, дает небольшие и простые задания.

Если учащиеся имеют натуралистический опыт – можно усилить элементы самостоятельной исследовательской работы.

Проведение экскурсии

Сбор и переход к месту экскурсии. Сюда входит вводная беседа, которая может быть проведена педагогом в ОУ или уже на месте экскурсии. В вводной беседе педагог отмечает особенности временем года, погоды, состояние растительности, дается характеристика местности.

Работа под руководством педагога. Это основная часть экскурсии. Ведется наблюдение, запись, сбор растений. Работа может проходить как индивидуально, так и звеньями.

Возвращение с экскурсии. Заключительная беседа. Педагог дает общий обзор проделанной работы. Воспитанники кратко рассказывают о том, кто что сделал. Педагог дает указания, как будет дальше идти работа с собранным материалом. На обратном пути можно провести повтор материала, с которым ознакомились на экскурсии.

Обработка и оформление материалов экскурсии является важным условием закреплением знаний. Составление гербария, коллекций, схемы, таблицы, тематические выставки фото. Также итогом экскурсии может быть исследовательская работа, коллективная или индивидуальная с последующим выступлением на конференции.

Экскурсия обычно проходит в первой половине дня; продолжается она, в зависимости от маршрута, 1-3 часа. На следующем занятии или сразу после экскурсии, обучающиеся самостоятельно оформляют собранный материал, делают записи в дневнике и т. п.

Главные формы работы на ботанической экскурсии

Фотографирование. Сейчас, когда у каждого под рукой всегда есть камера все встреченные растения на экскурсии можно сфотографировать, для дальнейшей с ними работы. Важно знать, что фотографировать нужно: отдельно цветок, плод (если имеется), лист, все растение целиком в разных ракурсах. Если растений не определено на месте, то фотографировать его стоит с номерком. И под этим номером и занести его в дневник наблюдений.

Сбор растений для гербария. Растения должно быть среднего для вида размера, без повреждений, лучшая фаза – цветение, желательно, чтобы были и плоды (сложно определять без плодов растения семейств зонтичные и крестоцветные). Лучшее время сбора – сухая, ясная погода. При сборе растений в гербарный лист необходимо вложить этикетку, в которой указывается номер растения (если не удалось определить на месте) или название, местонахождение, дату, фамилию собравшего (позже в этикетке нужно будет так же указать семейство и латинское название растения) (См. прил1,2).

На экскурсиях надо всегда помнить об охране природы. Массовые сборы растений наносят существенный вред растительному покрову, особенно там, где он и без того подвергается антропогенному воздействию. Поэтому все чаще выкапывание растений заменяют сборами надземных органов растений. Чтобы не вносить свой вклад в обеднение городской флоры, не стоит собирать гербарий каждому из воспитанников, достаточно собрать 1-2 экземпляра каждого вида растений на всю группу, для этого экскурсионную группу лучше поделить на подгруппы и дать каждой группе свое задания для сбора растений.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.