Методические указания и рекомендации «Методика работы над песней»

7
4
Материал опубликован 23 March 2018 в группе

Разучивание песни – один из самых важных разделов музыкального занятия. При этом нередко вся работа сводится к разучиванию текста и механическому повторению песни. Это приводит к тому, что песня быстро надоедает детям, часто оставаясь недоученной. Чтобы этого не происходило, педагогу нужно чётко осознавать, что разучивание песни – процесс длительный и интересный.  Музыкальный руководитель (педагог)т должен ясно понимать, чего он хочет добиться от детей в данный момент, уметь чётко ставить перед юными певцами конкретную задачу и подбирать методические приёмы, не только целесообразные, но и интересные детям.

Обычно,  процесс работы над песней проходит в течение 7 – 8 занятий и состоит из нескольких этапов.

1)    разучивание песни,

2)    закрепление текста,

3)    работа над качеством исполнения,

4)    закрепление песни,

5)    концертное исполнение.

Первый этап – разучивание песни. Разучивание песни нужно начинать с выразительного исполнения песни педагогом или с использованием качественной фонограммы. Некоторые педагоги начинают учить песню с разучивания текста и потом переходят к мелодии. Но, поскольку мелодия и текст в песне представляют неделимое целое, песню лучше сразу учить с мелодических фраз. Разучивание должно вестись в удобной тесситуре и на первом этапе без сопровождения, чтобы дети учились слышать голос педагога и подстраиваться под него.

В детском саду допустимы ознакомление с песней и её разучивание непроизвольно. Для запоминания песни исподволь, без лишней дидактики, педагог из Санкт-Петербурга О.В. Кацер предлагает использовать следующие приёмы:

1.     Дети двигаются в свободном направлении, подражая движениям, например, зайчика. По сигналу все собираются в круг и закрывают глаза.  Педагог поёт один куплет новой песни a capella, дети слушают. Игра повторяется, дети подражают движениям медведя, лисы, волка. В последний раз они встают в круг и поют песню.

2.     Запоминание песни во время релаксации. Дети ложатся на спину на ковёр, закрывают глаза и слушают песню в течение нескольких занятий. Непременное условие – песня должна быть спокойной по характеру. Можно использовать фонограмму (если есть).

3.     Если песня исполняется с движениями, педагог поёт  песню, показывая их. Дети повторяют движения и подпевают.

4.     Дети встают в круг. Педагог  поёт новую песню. Один ребёнок ходит внутри круга с «волшебной палочкой». На конец запева передаёт палочку другому ребёнку и встаёт на его место. Игра повторяется.

 

Второй этап – закрепление текста. Для быстрого запоминания текста песни рекомендуется использовать моделирование, когда соответствующие иллюстрации или изображения фигурок животных появляются на экране в процессе появления их в песне.

Для лучшего запоминания текста возможно использование следующих приёмов:

1.     Проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.

2.     Беззвучная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

3.     Пение «эхом», когда фразу сначала поёт педагог, а затем повторяют дети.

4.     Игра «Я и вы», основанная на перемежающемся пении, когда несколько тактов поёт педагог, а после сигнала (громкого аккорда, жеста рукой, хлопка и т.п.) песню подхватывают дети.

Третий этап – работа над качеством исполнения – самый сложный и продолжительный. Этот этап представляет собой работу над достижением ансамбля – интонационного, ритмического, динамического, тембрового, дикционного и др. Ансамблевые разновидности взаимосвязаны и подчинены логике развития музыкального произведения.

Приёмы работы над ансамблем:

1.     Пение на звук «у» для выравнивания унисона.

2.     Пение a capella – оно побуждает исполнителей внимательнее относиться к собственной интонации, что способствует установлению чистого  хорового строя.

3.     Метод мысленного пения, активизирующий слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания.

4.     Пропевание наиболее сложных фрагментов со словами или вокализацией для уточнения интонации.

5.     Моделирование высоты звука рукой, схемой, рисунком в интонационно сложном фрагменте.

6.     Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и достижения ритмического ансамбля.

7.     Прохлопывание с пением или ритмичным проговариванием текста наиболее сложных в ритмическом отношении фраз.

8.     Приём «Уши – назад» (по В.В. Емельянову) на улучшение певческого интонирования. В процессе пения педагог командует: «Уши – назад!» По этой команде дети прикладывают к ушам спереди ладони с плотно сжатыми пальцами. В результате этого они начинают лучше слышать пение товарищей, стоящих сзади.

9.     Игра «Хлопки», которая позволяет проверить точность интонирования каждого ребёнка. Дети поют начало песни все вместе, по хлопку педагога продолжают пение мысленно. После каждого хлопка педагог показывает на ребёнка, который должен продолжить пение.

10.  Вокализация песен на слог «лю» для выравнивания тембрового звучания.

11.  Пение по фразам вслух и про себя для понимания структуры песни.

12.  Пение с ритмическим аккомпанементом с целью создания единого темпового ансамбля.

Четвёртый этап – закрепление песни. Только многократное повторение даёт прочность усвоения песни. На этом этапе требуется вариативность заданий при повторении за счёт способа звуковедения, тембра, динамики, эмоциональной выразительности.

Для поддержания интереса помогают следующие игры и задания:

1.     Чтобы проверить качество исполнения песни, можно использовать приём пения по подгруппам, по рядам, по показу педагога.

2.     Игра «Чей ряд лучше знает слова песни?». Дети сидят в три ряда. У педагога в руках карточки с цифрами 1,2,3. Он показывает определённую цифру, дети соответствующего ряда встают и поют один куплет.

3.     Игра «Спрячем мелодию» для старших дошкольников основана на приёме пения про себя и вслух. Когда педагог показывает раскрытую ладонь, дети поют вслух, когда сжимает пальцы в кулак, поют про себя.

4.     Игра «Поиграем с песенкой» для пения по цепочке. Дети по очереди передают друг другу какую-нибудь музыкальную игрушку на каждую музыкальную фразу. Солирует ребёнок, у которого находится игрушка.

5.     Игра «Выступление по телевизору». Ребёнок-солист поёт в «телевизоре», вырезанном из плотного картона или фанеры.

6.     Дирижирование детским хором. В роли дирижёра может выступать как взрослый, так и ребёнок.

7.     Игра «Фабрика звёзд». Дети по очереди поют знакомые песни с микрофоном в сопровождении фортепиано или караоке.

8.     Инсценирование песен.

9.     Метод сравнительного анализа, когда по очереди поют несколько солистов, а все дети выбирают наиболее удачный вариант исполнения.

10.  Соревнование  «Мальчики и девочки». Кто споёт песню звонче, чётче, выразительнее, ласковее и т.д.

11.  Исполнение песни для какого-нибудь персонажа, который одобряет или не одобряет пение детей. Для малышей это может быть зайчик, который поднимает ушки, если ему понравилось пение детей, или опускает их, если ему что-то не понравилось. Или дети поют для тучки, которая или улыбается, или сердится, в зависимости от их исполнения.

12.  Игра «Волшебная палочка». У педагога в руках – «волшебная палочка». Кого она коснётся, тот будет петь один. Если педагог взмахивает палочкой, то поют все дети.

Пятый этап – концертное исполнение. Концертное выступление – наиболее значимый для детей момент. Каждая песня требует своего сценического воплощения. Характер песни определяет статику и динамику сценического решения. Песни патриотического характера требуют строгого, выдержанного исполнения. Тогда как песни эстрадного направления подразумевают использование средств хореографии. При этом можно использовать пение солистов и выступление танцевальной группы в дополнение к их пению.

Концертное исполнение предполагает определённое сценическое  оформление: костюмы, аксессуары, иногда декорации. При этом костюмы должны соответствовать художественной направленности песни. Непременное условие – сохранение художественного вкуса и меры.

Следует отметить, что работа над песней требует от педагога большого такта и терпения. Главным методом воздействия здесь должна быть похвала. Если нас что-то не устраивает в пении детей, лучше предложить им повторить песню ещё раз или применить другой методический приём.

 

Используемая литература:

1.     Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-СПб, 1997

2.     Картушина, М.Ю. Вокально-хоровая работа с детьми дошкольного возраста.

3.     Осеннева, М.С., Самарин, В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором.- М. : Академия,2003.

Комментарии

Спасибо за материал, веду музыкальный кружок в школе, музыкального образования не хватает. Ваша работа пополнит имеющиеся знания.

25 March 2018

Благодарю за внимание, Валентина Владимировна!

25 March 2018

Полезный материал!

10 December 2018