Методика выполнения задания 12 ЕГЭ по русскому языку
Сведения об авторе
Костина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Танаевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Содержание публикации
Публикация представляет собой алгоритм выполнения задания 12 ЕГЭ по русскому языку с использованием мнемотехнических приёмов.
Методика выполнения задания 12 ЕГЭ по русскому языку
Задание 12 ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выпускников писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Для того чтобы избежать ошибок при выполнении этого задания, можно воспользоваться следующими мнемотехническими приёмами.
В первую очередь необходимо распределить слова на три группы.
Первая группа – это слова, которые оканчиваются на ННЫЙ (страдательные причастия прошедшего времени). Для того чтобы написать гласную перед НН, спряжение определять не нужно.
Эта картинка помогает выпускникам понять, что перед НН могут быть написаны гласные буквы Е, А, Я. Разобраться в этом поможет ещё один мнемотехнический приём, созданный с помощью рифмизации.
Например, очарованные (от очаровать), овеянный (от овеять), выкрученный (от выкрутить), виденный (от видеть).
Вторая группа – слова, имеющие в своём составе суффиксы -Л-, -ВШ- (глаголы прошедшего времени и действительные причастия прошедшего времени). Для того чтобы правильно написать гласную, спряжение определять тоже не нужно.
Следует поставить глагол в неопределённую форму. Какой суффикс пишется перед -ТЬ, такой же суффикс пишется перед -Л- и -ВШ-.
Третья группа – это слова, для правильного написания которых нужно знать спряжение. Поставить глагол в неопределённую форму (вид глагола при этом не должен изменяться), посмотреть, на что оканчивается. Если глагол оканчивается только на ИТЬ (клоун Толька Ить) или слово является исключением (+11), то это глагол II спряжения. Запомнить этот алгоритм поможет картинка.
Все остальные глаголы + 2 слова-исключения (брить, стелить) относятся к первому спряжению.
Дальше нужно вспомнить графические изменения.
Например, болеет (болеть, I спр.), помнит (помнить, II спр.), (они) полют (полоть, I спр.), дышат (дышать (искл.), II спр.).
Следующая картинка для действительных и страдательных причастий настоящего времени.
Например, мелющий (молоть, I спр.), тревожащийся (тревожить, II спр.), угнетаемый (угнетать, I спр.), движимый (движить, II спр.).
Есть ещё одна (достаточно редкая) группа слов: это глаголы с ударной приставкой ВЫ-. Нужно убрать эту приставку и написать ту букву, которая слышится. Например, вылетишь (летишь), выспишься (спишь), выдержит (держит), вышлет (шлёт).