Публикация «Межпредметные связи в содержании музыкального обучения»
Выступление на педагогическом совете
«РОЛЬ МО В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ»
Тема: «Межпредметные связи в содержании
музыкального обучения».
Цель: Доказать, что использование межпредметных связей на уроках музыкального искусства обогащает содержание урока, способствует лучшему усвоению материала.
Кто музыки не носит в своем сердце,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем, лгуном,
Грабителем. Его души движенья темны, как ночь,
И как Греб, черна приязнь.
Такому человеку не доверяй.
В. Шекспир.
Известно, какое сильное воздействие оказывает на наши эмоции музыка. Особое значение, как свидетельствуют об этом ряд исследований , она имеет
для развития детей. Благодаря урокам музыки происходит приобщение детей к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. В соответствии с программой обучения, объектом познания на уроках музыкального искусства выступает выступает искусство в целом: музыка рассматривается в непосредственной связи с другими видами искусства, в первую очередь с литературой, живописью, но помня о том что искусство отражает жизнь, я стараюсь привлекать к урокам предметы гуманитарного цикла – историю и литературу, что помогает сформировать у учащихся целостное восприятие картины мира.
Наиболее характерной чертой межпредметных связей является интегративность. Интеграция в переводе с латинского означает «полный» , «цельный» . В обучении это единство осуществляется путём слияния в одном синтезированном курсе элементов разных учебных предметов.
В водной статье к программе Д. Б. Кабалевский пишет: «Программа раскрывает широчайшие перспективы для установления многообразных связей музыки со всеми звеньями изучаемой в школе истории человеческого общества. Музыка выступает здесь как могучее средство не только познания, но и превращения любого логического фактора, в том числе фактора истории, в факт эмоционально-одухотворённый, поэтому волнующий и гораздо глубже входящий в сознание».В программу широко включены синтетические по своей природе жанры музыкального искусства, неразрывно связанные с художественной литературой, поэтическим словом, драматургией, изобразительным искусством и конечно же , историей. (Опера, оратория, кантата, романс, песня.)
Примеры: В 7 классе предусматривается знакомство с Этюдом № 12 Ф. Шопена. К моменту обращения к этому произведению мы уже знаем, что такое музыкальный образ, какими бывают образы, как определить характер образа. Но как им, семиклассникам, понять это смятение, этот надрыв, внутренний разлад. (музыкальный пример). Поставив Шопена на вершину, попробуем постепенно подняться к нему. Для начала нужно выяснить, как складывалась судьба великого польского композитора, что с ним произошло, что происходило в Польше в начале 19 века. (Небольшой рассказ о Шопене). Зная факты истории, детям легче понять, как происходящее отражалось в искусстве, как на это реагировали самые чуткие барометры эпохи: поэты, художники, композиторы.
Говоря о Шопене, как не упомянуть о судьбе русского композитора С. В. Рахманинова, который уже в 20 веке повторил его судьбу, поэтому так близки интонации некоторых его произведений . ( отрывок Концерта №2 для фортепиано с оркестром).
Подобные интонации мы слышим в стихах М. Горького ( «Песня о буревестнике»), в живописи Айвазовского ( «Девятый вал» ) и т. д.
Подобных примеров привести можно очень много.
Межпредметные связи следует осуществлять уже в начальной школе. Мышление ребёнка очень конкретно: « про что эта музыка, книга, фильм и т. д.», именно про что, а не о чем. Слушая музыку, дети должны уловить настроение и суметь передать, объяснить его. Поэтому перед прослушиванием музыкального произведения дети получают задание- сочинить свою историю, что им представится, а затем рассказать о своих впечатлениях. В младшей школе очень важно образное восприятие. Для его развития мы очень много рисуем на уроках и дома свои музыкальные впечатления. (Привести примеры, показать рисунки). Зачитать цитату Кабалевского (стр. 137).
Таким образом, в наши дни общество явственно ощутило необходимость гуманизации образования. Эта проблема общая для всех учителей в стремлении донести всем нашим детям без исключения искусство в его истинном значении созидателя и целителя человеческих душ.