Мы - граждане России
Тема урока: «Мы - граждане России»
Класс: 4 «в»
Цель урока (содержательная и деятельностная): организация деятельности обучающихся по изучению прав и обязанностей гражданина и первичное закрепление учебного действия по умению отличат права и обязанности гражданина Р.Ф.
Задачи урока:
Дидактические:
актуализировать знания о правах граждан РФ;
сформировать понятие о том, что такое быть гражданином и о правительстве Российской Федерации;
изучить основные права и обязанности гражданина РФ;
научить анализировать, выделять (главное, существенное) в процессе поиска нужной информации по изучению прав и обязанностей гражданина Р.Ф.
Развивающие:
способствовать развитию:
интереса к предмету окружающий мир;
•самостоятельности в выборе способа, режима, условий и организации работы при изучении прав, обязанностей и правительства РФ;
умения планирования и самоконтроля при изучении прав, обязанностей и правительства РФ;
содействовать развитию:
мыслительных операций (анализ учебного материала о гражданстве; умение выделять главное; сравнение, обобщение изученных фактов; формулирование выводов или вопросов);
• развитию речи (оперирование терминами «Гражданин», «Правительство», «Парламент», «Президент»);
Воспитательные: содействовать:
воспитанию личностных качеств (чувства ответственности, уважения, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений) при работе в парах, группах по изучению основных прав гражданина РФ;
формированию бережного отношения к своей стране, Родине;
нравственному воспитанию, обеспечение в ходе урока по изучению основных прав и обязанностей гражданина РФ, раскрытия следующих понятий: патриотизма, товарищества;
убедить обучающихся в жизненной значимости знания своих прав и обязанностей.
Характеристика этапов урока:
Этап фрагмента урока | Образователная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Организационно-мотивацион ный (1минута) | Настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Беседа | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Александровна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте, чтобы у вас на столах не было ничего лишнего. На краю стола учебник и пенал. Обратите внимание на свою посадку. Ноги стоят ровно на полу, спина прямая, правая рука на левую, лежат на столе. Давайте с вами договоримся внимательно слушать друг друга, не перебивать. Если хотите ответить – поднимите руку. | Настаиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. | Ф | | Контроль фронтальный, устный |
Постановка учебной задачи (4минуты) | Выявить индивидуальное затруднение; сформулировать тему, цель, задачи (план урока) | Беседа | - Сейчас я буду говорить предложения, а вы должны будете его продолжить. Перед тем как ответить – поднимите руку. - Ребята, у нас у каждого есть свой дом, семья, близкие родственники, друзья. для бабушек и дедушек…, для ровесников…. - У нас у каждого есть один общий дом – наша страна, наша Россия. Мы все – граждане России. - Что значит быть гражданином? - Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? - Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нам с вами нужно разгадать ребус. - Верно, тема нашего урока «Мы – граждане России» - Какая цель стоит перед нами? Давайте прочитаем задачи и расставим их в правильном порядке. | Продолжают предложения. ты дочка или сын внучка или внук подруга или друг. - На уроке мы будем говорить о том, что значит быть гражданином РФ. Разгадывают ребус - Мы – граждане России. Цели: 1. Узнать, что такое права и обязанности гражданина РФ, о президенте России, о федеральном собрании и правительстве РФ. 2.Научиться отличать права и обязанности гражданина РФ. Задачи: 1.Вспомнить, что такое права человека и, что определяет устройство нашего государства. 2.Познакомиться с правами и обязанностями граждан РФ. 3. Выяснить, кто является главой нашего государства, что такое федеральное собрание и правительство РФ. | Ф | | Контроль фронтальный, устный |
Учебное действие (5 минут) | Актуализировать имеющиеся знания и открыть новое знание | | - Итак, давайте с вами вспомним, что такое права человека? Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. - А что же определяет устройство нашего государства? - Верно, конституция – это основной закон страны. - В каком году была принята конституция? - Давайте вернёмся к нашим задачам и посмотрим, какую из них мы с вами выполнили? Групповая работа. - Давайте вспомним правила работы в группах. Соотнесите права и обязанности. Распределите права в левую колонку, а обязанности в правую. Вам поможет учебник, стр. 164 - Проверьте правильность выполнения задания, обменявшись работами с группами. 1 группа проверят работу 2 группы, а 2 группа проверяет работу 1 группы. - Какую задачу мы с вами выполнили? Физминутка - Почему в конституции на форзаце изображён Владимир Владимирович Путин? - Кто является главой государства? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание. Работать будем в парах. - Давайте вспомним правила работы в парах. - Вставьте в текст пропущенные фразы, для этого вам нужно выбрать из списка нужное вам высказывание и на место пропуска поставить цифру, под которой написано данное высказывание. - Проверка работ по документ камере. - Ребята, какую задачу мы с вами выполнили? | Права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить в мире и согласии. - Конституция - Конституция была принята в 1993 г. - 1. Вспомнить, что такое права человека и, что определяет устройство нашего государства. Озвучивают правила работы в группах. Выполняют задание в группах. Взаимопроверка. Познакомиться с правами и обязанностями граждан РФ. На форзаце конституции изображён В.В. Путин, потому что он президент нашей страны. - Озвучивают правила работы в парах. Выполняют задание в парах. - Проверяют работы по документ камере. 3.Выяснить, кто является главой нашего государства, что такое федеральное собрание и правительство РФ. | П Г | | Контроль фронтальный, устный |
Действия контроля, самоконтроля (3минуты) | Закрепить новое знание и проверить его эталону | | Самостоятельная работа Раздаточный материал Проверка по эталону | Выполняют индивидуальные задания и проверяют их по эталону. | И | | Контроль индивидуальный, письменный, самоконтроль |
Действия оценки и самооценки (2 минуты) | Соотнести поставленные цели и результат своей деятельности, оценить свою работу | | - Что значит быть гражданином? - Давайте вспомним цель, которая стояла перед нами в начале урока. - Мы достигли цели? - На листочках нарисуйте смайлик: 1) Улыбающийся – на уроке мне было всё понятно и я легко справлялся с заданиями 2) Нейтральный – я хорошо справлялся с заданиями, но у меня остались вопросы 3) Грустный – мне было трудно справляться с заданиями на уроке. Наш урок окончен. Можете готовится к следующему уроку. | Соотносят цели урока и результат. Оценивают свою работу по предложенным критериям. | Ф | | самоконтроль |
Соотнеси права и обязанности гражданина РФ. Используй учебник на стр 146.
Распредели права в левую колонку, а обязанности в правую (достаточно написать цифру)
Права | Обязанности |
| |
Соблюдение Конституции и законов России
Право на свободу и личную неприкосновенность
Защита Отечества
На защиту своей чести и доброго имени
На имущество
На личную и семейную тайну
Забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия
Быть избранным на государственный пост
На отдых
На свободный труд и образование
………………………………………………………………………………………….
Соотнеси права и обязанности гражданина РФ. Используй учебник на стр 146.
Распредели права в левую колонку, а обязанности в правую (достаточно написать цифру)
Права | Обязанности |
| |
Соблюдение Конституции и законов России
Право на свободу и личную неприкосновенность
Защита Отечества
На защиту своей чести и доброго имени
На имущество
На личную и семейную тайну
Забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия
Быть избранным на государственный пост
На отдых
На свободный труд и образование
Прочитай текст, вставь пропущенные фразы, используя слова для справок (достаточно вставить цифру).
Президент России
Главой нашего государства является ………… Он определяет основные направления внутренней и внешней политики.
………………. В торжественной обстановке приносит присягу народу. Он клянётся уважать и охранять ……………. , соблюдать и защищать …………, защищать независимость и безопасность государства, верно служить народу.
В 2012 году Президентом РФ избран …………
Слова для справок:
Президент Российской Федерации
Конституцию РФ
Владимир Владимирович Путин.
Права и свободы человека и гражданина
При помощи учебника (на стр 166), соедини высказывания между собой
- Парламентом страны является - Федеральное собрание состоит из двух палат: - Государственная дума - Совет федерации - Закон вступает в силу после того как - Важные вопросы жизни страны решает | - принимает законы - Федеральное собрание - его подписывает президент - одобряет или отклоняет законы - Совета Федерации и Государственной думы - Правительство РФ |