«Мы одно целое»

2
0
Материал опубликован 1 July

Время проведения: 1 час 30 минут

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

осознание себя командой;

формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Место проведения и оснащение тренинга

Оснащенность занятия и наглядность:

стулья по количеству участников тренинга + 1 для ведущего и его помощника;

ручки и бумага по количеству участников;

ватман;

цветные маркеры.

План тренинга


Занятие

Задача

Время выполнения

1

Вступительная часть

Знакомство участников друг с другом.




5 мин



Принятие правил тренинга


Выполнение упражнения на знакомство «Знакомство с клубком»

10 мин

2

Основная

часть

Выполнение упражнения «Давай построим»

10 мин

Выполнение упражнения «Шкатулка»

10 мин

Обсуждение

5 мин

Выполнение упражнения «Витязь на распутье»

15 мин

Обсуждение

5 мин

Выполнение упражнения «Австралийский дождь»

10 мин

Обсуждение

5 мин

3

Заключительная часть

Выполнение упражнения «Ладошки»


10 мин

Обсуждение

10 мин

4

Подведение итогов

5 мин

Задание №1 Вступительная часть

Упражнение № 1 «Знакомство с клубком»

Цель: облегчение запоминания имен, если участники тренинга абсолютно не

знакомы друг с другом.

Инструкция: Все участники встают в круг, тренер представляется, называет свое имя и свое качество на первую букву имени и бросает клубок одному из участников, удерживая конец веревки. Участник, получивший клубок, представляется, называет качество на первую букву своего имени и, удерживая веревку в руках, бросает клубок другому. Эта процедура повторяется до тех пор, пока все участники не представятся. В итоге все люди в кругу оказываются соединенными между собой веревочной «паутиной».

На упражнение отводится 10 минут

Рекомендации ведущему. Мы и познакомились, но мне бы очень хотелось узнать, как вы сейчас себя чувствуете, какое у вас настроение, что вы ожидаете от тренинга, чтобы вы хотели почерпнуть от данного тренинга.

Ведущий обязательно говорит о своем состоянии и обобщает ожидания участников.

Как и в других областях деятельности, в тренингах существуют свои правила:

Здесь и теперь (обсуждаем только то, что происходит в данном пространстве и в этот период времени). Мы принимаем это правило?

Принцип безоценочности (избегать оценочных суждений) Мы принимаем это правило?

Правило «СТОП» (если чувствуешь угрозу, тебе не по себе) Мы принимаем это правило?

Правило активности Мы принимаем это правило?

Уважение говорящему (не перебиванием) Мы принимаем это правило?

Искренности Мы принимаем это правило?

Конфиденциальности (то, говориться в группе должно оставаться в ней) Мы принимаем это правило?

Правила приняты, можно и приступить к упражнениям, но для начала будет не плохо установить контакт, для того предлагаю следующее упражнение.

Задание №2 Основная часть

Упражнение № 1 «Давайте построим…»

Цель: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

Инструкция: Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники буду уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры, например, треугольник, букву А, птичий косяк.

Анализ упражнения:

С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

Что понравилось вам в упражнении?

На упражнение отводится 10 минут.

Упражнение№2 «Шкатулка»

Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

Инструкция: после того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки – зеркало)

Анализ упражнения:

Что вы ожидали увидеть в шкатулке?

Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

На упражнение отводится 10 минут.

Упражнение № 3 «Витязь на распутье»

Цель: отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать.

Инструкция: Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь, прямо пойдешь — женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая — направо, а третья — прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

Группам дается 7 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

На упражнение отводится 10 минут

Упражнение № 4 «Австралийский дождь»

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Время проведения: 5 мин.

Инструкция: Участники встают в круг. Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).

Анализ упражнения:

Легко ли вам было выполнять это упражнение?

Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

Ваши впечатления по проведенному упражнению?

На упражнение отводится 10 минут


Задание № 3 Заключительная часть

Упражнение №1 «Ладошки»

Цель: повышение самооценки через анализ качеств личности.

1. - Нужно, приложив свою ладошку, обвести ее карандашом.

2. - В центре написать свое имя.

3. - Выберите любой пальчик и напишите на нем ваше самое лучшее качество, которое вы в себе можете найти.

4. - А сейчас я предлагаю передать вашу ладошку соседу слева.

5.- Теперь вы, должны вписать в следующий пальчик хорошее качество человека, чья ладошка к вам «пришла».

Анализ упражнения:

Вам приятно было о себе читать? А почему?

Что было сложнее делать - назвать свое качество или качество одноклассника?

Как вы считаете, почему?

Изменилось ли у вас настроение после того, как вы узнали о себе хорошее мнение ваших членов команды? Почему?

Мы очень рады, что с таким замечательным настроением мы заканчиваем наше занятие. Эти эмоции должны остаться в нашей памяти надолго.

На упражнение отводится 20 минут.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с учащимися. Он позволяет раскрыть каждого ученика, повысить уровень сплоченности в коллективе, получить способам решения проблемных ситуаций, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбушина О.Г. Психологический тренинг. Секреты проведения.-СПб.:Питер, 2008.

2. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.

3. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.

4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс - Универс, 1993. 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.