Проект «Мы помним! Мы гордимся!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей" г. Чебоксары Чувашской Республики
Проект
«Мы помним! Мы гордимся!»
Подготовили:
воспитатель МБДОУ
«Детский сад №9»
г. Чебоксары
Чебоксары 2022
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Паспорт проекта
Название проекта | «Мы помним! Мы гордимся!» |
Тема проекта | «Герой моей семьи в судьбе страны» |
Авторы проекта | Полякова Галина Мефодьевна - воспитатель МБДОУ «Детский сад №9 г. Чебоксары |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики |
Проблема, на решение которой направлен проект | Ограниченные знания родителей об участии старшего поколения их семей в Великой Отечественной войне; отсутствие у детей достаточных представлений о событиях войны 1941-1945гг. и судьбах своих прадедов, участвовавших в ней. |
Цель проекта | Формировать патриотические чувства у дошкольников, уважение и гордость за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. |
Задачи проекта | 1. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину; 2. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ; 3. Воспитание уважительного отношения к памяти предков - участников Великой Отечественной войны. 4. Воспитывать нравственно-патриотические чувства у дошкольников, через совместные мероприятия с участием детей, родителей и воспитателей. 5. Вовлечь родителей в воспитательный процесс ДОУ. |
Участники проекта | Дети старшей подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. |
Сроки реализации проекта | Средней продолжительности - с 10.02.2022г. по 09.05.2022 г. |
Ожидаемые результаты | 1.Возрастёт интерес к истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны; укрепятся семейные узы в ходе исследовательской деятельности родителей и детей. 2.Дети познакомятся с историей семьи и судьбой своих прадедов- участников военных событий. 3.Возникнет представление о мужестве воинов на фронтах и самоотверженном труде в тылу женщин, стариков и детей. 4.У детей обогатятся знания о ВОВ, появится чувство гордости за героизм и мужество прадедов, за свой народ, за свою Родину 5.У детей будут более глубокие знания о государственном празднике - День Победы. 6. У родителей повысится уровень педагогической культуры в вопросах патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. |
Актуальность проекта:
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких. Передать эстафету памяти, показать ребятам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу – одна из задач проекта «Мы помним! Мы гордимся!»
Проект «Мы помним! Мы гордимся!» направлен на развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса в области патриотического воспитания, социальных отношений между детьми и взрослыми, а именно: воспитание уважительного отношения к памяти предков - участников Великой Отечественной войны. Совместное прикосновение родителей и детей к истории своей семьи позволяет привить ребёнку почитание памяти своих родных, отстоявших в тяжёлые военные годы нашу Родину. Ведь из истории отдельных семей слагается история всей страны.
Наша работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей, основывается на «Программе от рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Основной раздел программы: образовательная область «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (чтение художественной литературы), «Художественно-эстетическое развитие».
УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель МБДОУ «Детский сад №9» г. Чебоксары, Полякова Галина Мефодьевна.
Роль участников проекта представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Участники и их роль в реализации проекта
Участники | Роль в реализации проекта |
Воспитатели | Разработка проекта. Организация работы с детьми – подбор мониторинга для изучения представлений о Великой Отечественной войне, подбор наглядного материала по теме проекта. Организация работы с родителями: опрос среди родителей с целью определения степени осведомлённости о войне1941-1945 годов и участии в ней старшего поколения их семей. |
Дети старшего дошкольного возраста | Активно участвуют в НОД, в игровой деятельности (дидактических играх), в беседах, в продуктивной деятельности, в чтении художественной литературы. |
Родители воспитанников | Взаимодействуют, сотрудничают с педагогами при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта. Совместно с ребенком участвуют в составлении альбома «Мы помним! Мы гордимся!». Посещают родительские собрания, консультации, проявляют интерес к деятельности. |
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Эффективность и качество реализации проекта обеспечиваются и использованием нескольких видов ресурсов:
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
Программно-методическое обеспечение:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М., 2015. – 450 c.
Методическое обеспечение:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014
2. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ»- Волгоград, «Учитель», 2007г.
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа:http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
4. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе! » - Москва, «Гном и Д», 2005 г.
5. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина? »- Москва, ТЦ «Сфера», 2004г.
6.Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. -96. – (Программа развития) .
7. Новийкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. :Линка-Пресс, 2003.
8. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДгОУ. Патриотическое воспитание» -Москва, «Айрис-пресс», 2007г.
9. А.Я. Ветохина. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: ООО Изд. Детство-пресс, 2010. – 192 с.
10. Н.Г. Зеленова, Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 104 с.
11. М.Б. Зацепина Дни воинской славы Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ Москва 2010г.
Информационные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет – ресурсы, цифровой фотоаппарат, электронные носители с презентациями по теме проекта (« Города-герои», Военная техника», «Дети в годы ВОВ».«Собаки-герои ВОВ»)
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 - Механизм реализации проекта
Этап | Целевая аудитория | Содержание |
Подготовительный | Работа педагога | - изучение научно-методической литературы; - анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по тематике проекта; |
С детьми | - мониторинг сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне; - беседа с детьми | |
С родителями | - проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом; - проведение опроса среди родителей с целью определения степени осведомлённости о войне1941-1945 годов и участии в ней старшего поколения их семей. | |
Основной | С детьми | - непосредственная образовательная деятельность с детьми с использованием презентаций; - беседы; -чтение художественной литературы; - проведение игр; -продуктивная деятельность; -рассматривание тематических иллюстраций с изображениями различной военной техники; -чтение и заучивание стихотворений о ВОВ; -прослушивание песен о ВОВ; -участие в городских и республиканских конкурсах, проводимых в рамках празднования 75-летия со дня Победы. |
С родителями | - проведение родительского собрания; -консультации для родителей «Познакомьте детей с героическим прошлым России». - советы родителям «Как рассказать детям о войне»; - сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны: - участие в оформлении альбома памяти «Мы помним! Мы гордимся! | |
Заключительный | Работа педагога | - обобщение результатов работы над проектом. Освещение итогов работы на электронной страничке группы |
С детьми | - проведение открытого мероприятия для родителей « «Герой моей семьи в судьбе страны»; - блиц – опрос «Что нового вы узнали о дне Победы?»; - продуктивная деятельность; -выставка рисунков, поделок, открыток «Этот светлый праздник-День Победы» -экскурсия к мемориалу Вечный огонь г. Чебоксары с возложением цветов; - совместное участие детей и родителей в акции «Георгиевская ленточка», - совместное участие в городском праздничном шествии "Бессмертный полк" | |
С родителями | - создание альбома памяти «Мы помним! Мы гордимся!» - общее родительское собрание (подведение итогов) - совместное участие детей и родителей в акции «Георгиевская ленточка», - совместное участие в городском праздничном шествии "Бессмертный полк" |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Этап | Место проведения мероприятия | Срок | Место проведения | Ответственные |
Подготовительный | Работа педагога: | |||
Изучение научно-методической литературы | Февраль2-я неделя | Методический кабинет | Воспитатель | |
Подготовка информации для родителей по темам: «Познакомьте детей с героическим прошлым России», «Как рассказать детям о войне»; | Февраль 3 –ая неделя | Методический кабинет | Воспитатель | |
Изучение познавательной художественной литературы по данной теме; | Февраль 3-я неделя | Методический кабинет | Воспитатель | |
Создание картотеки дидактических игр, разработка тематических бесед; подбор художественной литературы, презентаций, альбомов и иллюстраций по данной теме. | Февраль 2--3 ие недели | Методический кабинет | Воспитатель | |
Работа с детьми: | | | | |
мониторинг сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне; | Февраль 2-ая неделя | МБДОУ « Детский сад №9» г. Чебоксары | Воспитатель | |
- беседа с детьми | Февраль 2-ая неделя | | Воспитатель | |
Работа с родителями: | | | | |
проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом | Февраль 2-ая неделя | | Воспитатель,родители | |
- проведение анкетирования среди родителей с целью изучения; готовности принятия участия в проекте | Февраль 2-ая неделя | | Воспитатель,родители | |
Основной этап | Работа с детьми: | | | |
Непосредственная образовательная деятельность с детьми с использованием презентаций; | март | | Воспитатель | |
Рассматривание иллюстраций: «День Победы» «Великая Отечественная война. «За Ленинград!», «Знамя Победы над рейхстагом», «Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены». . Рассматривание альбомов: «Военные самолеты», «Военные корабли», «Танки», «Военная форма», «Погоны», «Награды» «Солдатская служба» «Совместные учения», «Защитники мирного неба» | Март- апрель | | Воспитатель | |
Беседы: 1.«Наша Российская армия», 2.«Наши защитники», 3.«9 Мая -День Победы», 4.«Женщины на войне»; 5.«Они сражались за Родину» 6.«Военная техника», | Февраль-апрель | | Воспитатель | |
Подготовка к праздничному мероприятию «День Победы» (заучивание стихотворений, песен, танцев) | Март-апрель | | Воспитатель | |
Знакомство с художественной литературой: Митяев А. "Письмо с фронта", "Почему армия родная?"; "Идет война народная..."; чтение стихов о Великой Отечественной войне; Е.Благинина "Шинель", С.Маршак «Пусть не будет войны никогда»; С.М. Георгиевская "Галина мама"; "Арбузный переулок" В.Ю. Драгунского и т. д. | Апрель-март | | Воспитатель | |
Работа с родителями: | | | | |
Информация в родительских уголках: Рекомендации родителям по домашнему чтению: А. Барто «На заставе», С. Я. Маршак «Пограничники». | Март | | Воспитатель, родители | |
Оформление выставки книг (о защитниках Родины в годы ВОВ) | Март 2-ая неделя | | Воспитатель, родители | |
Заучивание стих-ий («День Победы» А. Усачев, «Пусть будет мир» Н. Найденов) | Апрель 1-ая неделя | | Воспитатель, родители | |
Заключительный этап | Работа педагога: | | | |
Обобщение результатов работы над проектом. | Апрель 4-ая неделя | | Воспитательь | |
Освещение итогов работы на электронной страничке группы | Апрель 4-ая неделя | | Воспитатель | |
Работа с детьми: | | | | |
-представление воспитанниками биографии своих прадедушек «Мой прадедушка –герой», их вклада в дело Великой Победы в ВОВ | апрель 3-я неделя | | Воспитатель | |
- проведение открытого мероприятия для родителей - «Герой моей семьи в судьбе страны»; | апрель 2-ая неделя | | Воспитатель | |
- выставка рисунков, поделок, открыток «Этот светлый праздник-День Победы» | Апрель-май | | Воспитатель | |
-экскурсия к мемориалу Вечный огонь г. Чебоксары с возложением цветов; | 4-ая неделя апреля | | Воспитатель | |
Праздничное мероприятие «День Победы» | 4-ая неделя апреля | | Воспитатель, муз рук-ль | |
Работа с родителями: | | | | |
- создание альбома памяти «Мы помним! Мы гордимся!» | Апрель 4-ая неделя | | Воспитательродители | |
- общее родительское собрание (подведение итогов) | апрель 3-я неделя | | Воспитатель,родители, | |
| - совместное участие в городском праздничном шествии "Бессмертный полк" | 9 мая | | Воспитатель, родители |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Ожидаемые результаты:
1. Возрастёт интерес к истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны; укрепятся семейные узы в ходе исследовательской деятельности родителей и детей.
2.Дети познакомятся с историей семьи и судьбой своих прадедов- участников военных событий.
3.Возникнет представление о мужестве воинов на фронтах и самоотверженном труде в тылу женщин, стариков и детей.
4.У детей обогатятся знания о ВОВ, появится чувство гордости за героизм и мужество прадедов, за свой народ, за свою Родину
5.У детей будут более глубокие знания о государственном празднике - День Победы.
6. У родителей повысится уровень педагогической культуры в вопросах патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
В случае успешной реализации проекта можно использовать его в других возрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Данная тема позволяет реализовать современный подход познавательного интереса в области патриотического воспитания, развитие социальных отношений между детьми и взрослыми. Выстраиваются партнерские отношения ДОУ с семьями в работе по данному направлению.
Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработаны конспекты проведения НОД, познавательная информация для родителей.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Под редакцией Н. Е. Вераксы Мозаика-Синтез Москва, 2014
2. Александрова Е. Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ»- Волгоград, «Учитель», 2007г.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа:http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.
4. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о великой победе! » - Москва, «Гном и Д», 2005 г.
5. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина? »- Москва, ТЦ «Сфера», 2004г.
6. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006. -96. – (Программа развития) .
7. Новийкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. :Линка-Пресс, 2003.
8. Подрезова Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДгОУ. Патриотическое воспитание» -Москва, «Айрис-пресс», 2007г.
9. А.Я. Ветохина. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: ООО Изд. Детство-пресс, 2010. – 192 с.
10. Н.Г. Зеленова, Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 104 с.
11. М.Б. Зацепина Дни воинской славы Издательство МОЗАИКА - СИНТЕЗ Москва 2010г.
Приложение:
Мы провели опросы среди родителей и детей с целью определения степени осведомлённости о войне1941-1945 годов и участии в ней старшего поколения их семей.
Вопросы, предложенные родителям:
1. Участвовал ли кто-нибудь из членов вашей семьи в Великой Отечественной войне? (Назовите фамилию, имя, отчество; дату рождения или годы жизни; место проживания, образование).
2. Где и в каких боях принимал участие? (На каком фронте; под чьим руководством; в каком звании?).
3. Имеет ли награды? (Какие и за что получены?).
4. Был ли ранен? (Когда, где, в ходе какой операции?).
5. Был ли в плену? (При каких обстоятельствах попал, как освободился, продолжал ли участвовать в боях?).
6. Имел ли семью? (Назовите членов семьи).
7. Где и кем работал после войны?
8. Дополнительная информация.
Положительно ответили: 52% родителей
Вопросы, предложенные детям:
1. Знаешь ли ты, что такое Великая Отечественная война?
2. Когда она была? (давно или недавно)
3. Какие страны в ней участвовали?
4. Кто одержал Победу?
5. Кто-то из твоих родственников участвовал в этой войне?
6. Какой праздник отмечается 9 мая?
Итоги опроса: знают – 17%, не знают – 83%.
В результате проведенной работы, выявили проблему:
ограниченные знания родителей об участии старшего поколения их семей в Великой Отечественной войне;
отсутствие у детей достаточных представлений о событиях войны 1941-1945гг. и судьбах своих прадедов, участвовавших в ней.