12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Давыдова Галина Сергеевна42
6

Конспект методической разработки НОД «Мы помним – мы гордимся»



Конспект методической разработки НОД

«Мы помним – мы гордимся»

(с блоками Дьенеша), подготовительная группа

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира».

Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений», «Физическое развитие.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. Формировать представлений об исторических фактах Великой Отечественной войны.

2.Продолжать углублять и систематизировать представления дошкольников о том, как защищали Родину русские люди в годы ВОВ, как живущие помнят о них.

3.Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества: памятнику Неизвестному солдату в Москве, памятнику русскому солдату в Берлине, памятнику Г.Жукову в Москве.

4.Познакомить с орденом «Победа», с солдатскими письмами-треугольниками.

5.Систематизировать представления о полководце – маршале Г.К.Жукове, основных сражениях ВОВ.

6. Расширять знания о воинах-защитниках ВОВ, познакомить с Героем Советского союза лётчиком-земляком С.А.Апраксиным.

Развивающие задачи:

1.Развивать мыслительные операции аналогии, сравнения, систематизации, обобщения и умозаключения, умение устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

2. Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу.

3.Совершенствовать стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи; активизация словаря: Великая Отечественная война, фашисты, пехотинцы, партизаны, труженики тыла.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать уважение к истории своего народа, чувство гордости за свою Родину, за героев Великой Отечественной войны, уважение к ветеранам ВОВ.

2. Продолжать формировать чувство сопереживания за людей, пострадавших в войне, чувство сопричастности к великой трагедии военных лет.

Оборудование: Видео и аудио сопровождение: аудиозаписи песен «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В.Харитонова, «Вставай, страна огромная», муз. А.Александрова, сл. В. И. Лебедева-Кумача, «Священная война, муз. А.Александрова, сл. В.И. Лебедева-Кумача, «В землянке», муз. К.Листова, сл. А.Суркова, «Поклонимся и мёртвым и живым», муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова; аудиозаписи звуков «Раскаты войны», метронома, звонка в дверь, сигнала тревоги; мультимедийная презентация «Мы помним – мы гордимся».

Материал: Демонстрационный: изображение обелиска и вечного огня, иллюстрации с изображением памятников русскому солдату в Берлине, Неизвестному солдату и маршалу Г.Жукову в Москве, портреты маршала Г.Жукова и лётчика С.А.Апраксина, репродукция картины А.И.Лактионова "Письмо с фронта, "альбом с фотографиями времен ВОВ, солдатские письма-треугольники, картонная звезда, блоки Дьенеша.
Раздаточный: блоки Дьенеша, схемы к играм «План военных действий» и «Боевая тревога»
Предшествующая работа: Занятия НОД: «Наша армия» (ФЦКМ), рисование «Салют над городом в честь Победы», лепка «Военный парад на Красной площади», объемная аппликация «Открытка для ветеранов», художественный труд «Тюльпаны для героев», конструирование «Танки».

Чтение произведений о ВОВ: С. Молчниковой «Новогодняя быль», В. Козлова «Пашкин самолёт», Б.Лаврентьева «Большое сердце», Л.Кассиля «Главное войско».

Заучивание стихотворений Н. Майдашина «День Победы», В. Косовицкого «Будущий мужчина».

Рассматривание картин В.Кохаля «На безымянной высоте», Ю.Непринцева «Отдых после боя».

Рассматривание иллюстраций, фотографий о войне, о героях войны, о памятных местах.

Беседы о ВОВ 1941-1945 годов, военной технике и оружии времен ВОВ.

Рассказы детей о прадедушках и прабабушках, героях войны.

Разучивание пословиц и поговорок о воинах-героях.

Просмотр слайдов мультимедиа презентации «Награды ВОВ», беседа о том, за какие заслуги получали герои эти награды.

Просмотр отрывка мультфильма «Сильные духом крепче стены» (реж.К.Боконбаев)

Экскурсия к памятнику погибшим воинам в с. Ахматово.

Экскурсия в краеведческий музей школы, к мемориальному стенду защитников ВОВ, возложение цветов к мемориалу.

Организация встречи с труженицей тыла Емельяновоя Е.С.

Организация детского пробега на территории ДОУ «Мы помним – мы гордимся!»

Участие в муниципальном конкурсе рисунков «Радуга профессий» Чирковой Е.(«Отважные танкисты»)

Участие в конкурсе детского рисунка «Мы голосуем за мир!», оформление одноименной выставки.

Музыкальная гостиная «Мы славим этот день»: слушание песен военных лет «Катюша, муз. М.Блантера, сл. М.Исаковского; «Журавли», муз.Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова; «В землянке», муз. К.Листова, сл.А.Суркова), музыкальная игра «Лётчики, на аэродром!», муз.М.Раухвергера.

 

Содержание НОД:

1 Организационный момент. Сообщение темы занятия.

На стене изображение: обелиск и вечный огонь. Звучит песня «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова.

Воспитатель: В цветы все улицы одеты,

И песни звонкие слышны:

Сегодня праздник – День Победы,

Счастливый, светлый день весны!

Дети, какой праздник наступает?

Воспитатель: Да, вся страна отмечает 9 мая День Победы. Какому событию посвящен этот праздник? Именно победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Как вы думаете, почему ту войну называют Великой Отечественной? Совершенно верно, мы защищали свою Родину, свою страну, своё Отечество.73 года назад наши войска одержали победу над фашистской Германией. 9 мая 1945 года в Москве на Красной площади торжественно прошли воины-победители, те, кто отстоял Победу!

Заходит Степан с фотоальбомом военных лет

Воспитатель: Здравствуйте ребята, вы моего прадедушку не видели? Он пошел на встречу с ветеранами, и на столе свой альбом забыл.

2.Беседа о начале войны.

Воспитатель: Степан, а нам можно посмотреть военный альбом твоего прадедушки?

Дети садятся полукругом возле альбома. Открывая первую страницу, они слышат звуки раскатов войны (летящих самолетов, взрывов). На экране появляются летящие немецкие самолёты.

Степан: Кажется, это доносится из альбома. Прадедушка рассказывал мне, как рано утром, пока все спали, 22 июня 1941 года немецкие войска напали на нашу Родину и начали бомбить аэродромы, железнодорожные станции. И даже дома, больницы, школы…Погибло много людей – и взрослых, и детей.

(звучит песня «Вставай, страна огромная», муз. А.Александрова, сл. В.И.Лебедева-Кумача)

Воспитатель: Фашисты хотели уничтожить нашу страну. Но на защиту Родины поднялся весь народ. Появились даже песня «Вставай, страна огромная» и плакат «Родина-мать зовёт!» (изображение плаката «Родина-мать зовёт!» на экране), которые призывали всех людей встать на защиту своего Отечества.

Дети переворачивают страницу, на экране - портрет молодого солдата в военной форме 1941 года.

Степан: Это мой дедушка, ему здесь всего 18 лет.

Звучит песня «Священная война», муз. А.Александрова, сл. В.И.Лебедева-Кумача, на экране - кадры отправки первых эшелонов на фронт.

Воспитатель:  Да дети, на фронт уходили вчерашние школьники. Были страшные бои, отступления, оставленные города и сёла. Много солдат погибало в 41-ом году. Из 100 молодых ребят, ушедших на фронт, 97 погибли!

Степан: Мой прадедушка тоже чуть не погиб в бою. Он был командиром танковой роты и друг спас его раненого из горящего танка, а сам погиб (изображение горящего танка).

Воспитатель:  Много подвигов совершались во время войны, Родина награждала героев орденами и медалями. (на экране - изображение ордена «Победа»). На пилотках у солдат сияла красная звезда и орден «Победа» тоже сделан в форме звезды. Сколько лучей у звезды?

 

Воспитатель:  Правильно, пять. Можно сказать, что путь фашистам преградили пять сил. Как вы считаете, какие это силы? Это солдат, моряк, лётчик, партизан и труженик тыла. И мы сейчас станем бойцами. Под тихую музыку («В землянке», муз. К.Листова, сл. А.Суркова) мы будем отдыхать после боя, а под сигнал тревоги побежим к своим боевым позициям в соответствии со схемами военных действий.

3.Авторская игра с блоками Дьенеша «Боевая тревога» (приложение 1)Детям раздаются карточки-схемы боевого задания в соооветствии с уровнем развития детей разной степени сложности.

На отдыхе дети свободно двигаются под спокойную музыку. На сигнал тревоги дети ищут свои боевые позиции в соответствии со схемой.

4. Беседа о воинах-бойцах ВОВ (На экране – изображения солдат-пехотинцев ВОВ)

Воспитатель: Первыми на войне приняли удар немецкой армии пехотинцы. Солдаты старались всеми силами задержать врага. Давайте все по очереди, передавая звезду, скажем, какими качествами обладали воины-защитники на войне.

5.Игра со звездой «Назови качества воина-защитника»

Воспитатель: Слава солдатам, борцам за освобождение Родины!

Дети: Слава!

(На экране – изображения моряков ВОВ)

Воспитатель: На море воевали наши отважные моряки, ведь фашисты хотели захватить морские рубежи. Слава военным морякам!

Дети: Слава!

(На экране – изображения лётчиков ВОВ)

Воспитатель: Лётчики бомбили войска противника на земле и в воздухе. Наш чувашский земляк Сергей Андреевич Апраксин (показ портрета С.Апраксина) совершил 109 боевых вылетов, лично уничтожив 11 танков, 350 солдат и офицеров, награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда», ему присвоено звание героя Советского Союза. Слава военным летчикам!

Дети: Слава!

На экране – изображения партизан ВОВ

Воспитатель: Всё население нашей страны встало на защиту Родины. Партизанские отряды на территории, занятой врагом, взрывали мосты, вражеские поезда. Слава партизанам, отдавшим жизнь за нашу Родину!

Дети: Слава!

Воспитатель: Женщины тоже приближали победу, были врачами, медсестрами, и даже наравне с мужчинами – разведчицами, летчицами…( на экране – женщины-медсёстры ВОВ)

Лена: А моя прабабушка хоть и не воевала, но выращивала хлеб для фронта, вязала варежки и носки для солдат, делала всё, чтобы приблизить победу.

Воспитатель: А в городах женщины и дети работали на заводах, делали там танки, самолеты, снаряды, пушки, одежду и обувь.(на экране кадры с тружениками тыла на заводе). Вся страна работала под лозунгом «Всё для фронта – всё для победы!» Слава труженикам тыла!

Дети: Слава!

Воспитатель: Во главе армии всегда стояли главнокомандующие. Во время войны одним из лучших полководцев был Георгий Жуков. (показ иллюстрации с портретом маршала Г.Жукова). Битва под Москвой, Сталинградская битва, битва под Курском – во всех этих великих сражениях руководил нашей армией вместе с другими генералами Г.К.Жуков. В Москве ему поставлен памятник – народ чтит память героя (показ слайда с памятником Г.Жукову в Москве).

6.Авторская игра с блоками Дьенеша «План боевых действий» (приложение 2)

Воспитатель: Предлагаю вам стать на время главнокомандующими. К нам поступили шифровки военных действий, а ключ к шифровкам только у меня. Внимание! Геометрические фигуры будут обозначать рода войск (круги - пехоту, квадраты – пулемётчиков, прямоугольники – моряков, треугольники – партизан). Фигуры маленького размера обозначают войска (солдат, моряков и т.д.), большого – военную технику. Тонкие фигуры используем для действующей армии, толстые – для войск резерва. Красным цветом обозначим войска, вступающие в бой первыми, синие – вторыми, желтые – третьими. Приступаем к планированию расположения войск и техники для успешной боевой операции по схемам боевых действий.

7. Рассматривание солдатских писем-треугольников.

Степан: (перелистывает альбом – там письма-треугольники) Смотрите, здесь письма военных лет (кадры солдатских писем-треугольников)

Воспитатель: Сколько писем-треугольников приходило с фронта!( показ солдатского письма-треугольника, демонстрация картины А.И.Лактионова "Письмо с фронта") Дети, посмотрите, на картине изображена семья, получившая весточку с фронта. Как ждали люди в тылу этот заветный треугольник! Письма с фронта приносили надежду, и радость, и горе, их перечитывали, бережно хранили. А на войне для солдат они были поддержкой, с ними шли в бой, не расставались в минуты отдыха. До сих пор эти письма-треугольники берегут в семьях как большую святыню, рассказывающую своим предкам скупую правду о войне.

8.Встреча с ветераном ВОВ

Звучит аудиозапись звонка в дверь, входит ветеран.

Степан: А вот и мой прадедушка. Ты меня прости, что взял твой альбом, мне его хотелось детям показать.

Ветеран: Ничего-ничего, вы должны это знать. Ведь мы за вас воевали.

(заглядывает в альбом, перелистывает, на экране - два товарища-солдата). А вот и мой лучший фронтовой товарищ. Всего неделю не дожил он до Победы, зато меня из-под огня вынес. Помню, несёт он меня раненого и говорит «Ничего, ещё поживём». А сам неделю не дошёл до Берлина – погиб.(переворачивает страницу, на экране – школьный предвоенный класс)

Ветеран: А вот наш класс, все веселые, беззаботные. Никто и подумать не мог, что День Победы встретят далеко не все.(на экране – кадры с обелисками и памятниками)

9. Рассматривание памятника русскому солдату в Берлине.

Воспитатель: А теперь я хочу познакомить вас с памятником русскому солдату в Берлине.(рассматривание фото памятника) Что вы видите на картине? Почему вы думаете, что это солдат? Кого он держит на руках? Почему девочка оказалась на руках у солдата? (чтение отрывка из рассказа Л.Кассиля «Памятник неизвестному солдату») Уже после войны установили памятник русскому солдату, который спас маленькую девочку.

10. Рассматривание памятника неизвестному солдату в Москве.

Воспитатель: В Москве есть тоже памятник павшим воинам ВОВ– могила Неизвестному солдату. (рассматривание фото памятника) Это дань памяти всем тем, кто погиб на полях сражений и чьи имена остались неизвестны. Памятник расположен у Кремлёвской стены в Александровском саду и там всегда горит вечный огонь. «Имя твоё неизвестно, но подвиг твой вечен» - такие слова написаны на камне. Что они обозначают?

Воспитатель:  В нашем селе тоже есть памятник погибшему воину. А всего погибло в той войне 40 миллионов советских людей! Война не обошла ни одну семью. Давайте почтим минутой молчания всех тех, кто погиб в этой страшной войне.

(Минута молчания, звучит метроном)

Тихо звучит запись песни «Поклонимся и мёртвым и живым», муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова)

Ребёнок: Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойно уснут города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат…

Пусть спокойно проходят года…

Пусть не будет войны никогда!

Воспитатель: А мы будем всегда помнить, какой дорогой ценой досталась нам победа в той войне. Вот для чего нужен праздник Победы! Чтобы мы вспомнили о подвигах наших солдат, испытали чувство гордости за наших ветеранов и всех погибших защитниках нашей Родины.

Вручение цветов ветерану.

11. Итог занятия. Рефлексия. Формирование коммуникативных навыков.

Воспитатель: О каком празднике говорили мы сегодня? Когда его отмечают. Чему он посвящён? Какими словами вы можете описать Великую Отечественную войну? Кто защищал нашу Родину? Что вам больше всего запомнилось?

Литература:

1.Н.В.Алёшина. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.:УЦ Перспектива, 2008.

2.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. Мы живём в России.- М., 2008.

Приложение 1

Авторская подвижная игра «Боевая тревога»

Возрастная категория: старший дошкольный возраст.

Цель: Учить действовать по заданным правилам и алгоритму, упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию; развивать логическое и комбинаторное мышление и творческое воображение, внимание, способность к декодированию информации и моделированию; расширять представления о разновидностях военных заданий и особенностях отдыха военнослужащих и бойцов.

Материал: блоки Дьенеша, карточки со схемами военных действий, аудиозапись песни «В землянке», муз. К.Листова, сл. А.Суркова.

Игровое правило: Отдыхать после боя под музыку, на сигнал тревоги бежать к своим боевым позициям (блокам Дьенеша) в соответствии со схемами военных действий (карточками с символами блоков)

Варианты игры: На отдыхе выполнять игровые действия, соответствующие заданной теме: исполнять пляску, чистить оружие, варить кашу и др.

На сигнал тревоги приступать к выполнению другого военного задания (разминировать местность, поменять дислокацию и др)

Дети с блоками Дьенеша на сигнал тревоги должны занять боевые позиции в соответствии с карточками с символами блоков (большие красные – в синий обруч, толстые круглые – в жёлтый обруч и др.)

Приложение 2

Авторская дидактическая игра «План боевых действий»

Возрастная категория: старший дошкольный возраст.

Цель: Углубить представления о родах войск, о военной технике, о действующей армии и войсках резерва; упражнять в систематизации и классификации по 4 свойствам (цвет, форма, размер, толщина), развивать логическое мышление, творческое воображение, способность к моделированию и конструированию, умение рассуждать, доказывать.

Материал: Блоки Дьенеша, карточки с символами свойств (цвет, форма, размер, толщина) и символами отрицания этих свойств.

Игровое правило: В штаб с главнокомандующими поступили шифровки военных действий. Необходимо спланировать расположение войск и техники для успешной боевой операции по схемам боевых действий. Ключ к шифровкам: геометрические фигуры обозначают рода войск (круги - пехоту, квадраты – лётчиков, прямоугольники – моряков, треугольники – партизан); фигуры маленького размера обозначают войска (солдат, моряков и т.д.), большого – военную технику; тонкие фигуры используются для действующей армии, толстые – для войск резерва; красным цветом обозначаются войска, вступающие в бой первыми, синие – вторыми, желтые – третьими.

Варианты игры: Замена обозначений в зависимости от игрового замысла (круги – радисты, квадраты – танкисты; красные фигуры – собственная армия, синие – армия врага и др.)

Введение в игру новых геометрических форм (ромбов, трапеций) для ведения дополнительных родов войск (подводники, связисты и др.)

Менять план расположения войск в течении боя (воинской операции), используя схему со стрелкой разной степени сложности.

Превращение в процессе выполнения боевой операции пехотинцев в партизан, войск резерва – в действующую армию и др., изменяя 1-4 заданных свойства, используя блоки Дьенеша или символы блоков.

Использовать пронумерованную таблицу наступления (вначале движутся танки, затем – пехота, третьими вступают пулеметчики и лётчики и т.д.)


<u>/data/files/i1524514275.ppt</u> (Презентация к НОД "Мы помним - мы гордимся")
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.