Профориентационный практический урок о профессиях ученого и лаборанта "Мы ученые-исследователи"
Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 1 общий размер: 2,64 Мб)
Автор: Екатерина Филичева |
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему "Мы ученые- исследователи"
Цель:
- закрепить и обогатить знания детей о профессиях ученого – исследователя и лаборанта;
- познакомить с ростом растения;
- организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах;
- ввести в детский словарь новые слова: "гумус", "лаборант», «ускорение»
Предварительная работа: Детисеют семена в различный грунт: песок, опилки, глина, земля обогащенная органическими удобрениями. До занятия дети наблюдают рост растений и фиксируют на бумаге изменения, происходящие с семенами в разном грунте. Исследование свойств песка.
Оборудование и материалы: емкости с проросшими семенами, пинцет, микроскоп, фиксированные записи наблюдений, фломастеры, краски, мелки, фонограмма для создания музыкального фона занятия.
Ход занятия. Ученый исследователь — в очках, белой шапочке и халате приносит в группу емкости с проросшим зерном.
Ученый: Коллеги! На прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чем
они заключались?
Дети: Мы сеяли семена в емкости с землей, с песком, с опилками, глиной.
Ученый: Где мы с вами начали свои опыты?
Дети: В лаборатории.
Ученый: Сегодня я познакомлю вас с работой ученого и лаборантов. Я буду руководитель экспериментальной работой, ученый – исследователь. А вы будете моими лаборантами, будете мне добросовестно помогать. Чем обычно занимаются лаборанты?
Проводят опыты в лабораториях, следят за изменением веществ во время опытов и записывают результаты.
Так вот сегодня мы понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными семенами. Лаборанты! Приготовьтесь и начнем с вами работать. Для этого необходимо одеть спец.одежду.
Дети одевают белые халаты.
Ученый: Уважаемые коллеги, взгляните на наши емкости, в которые мы посеяли семена. Что вы видите и что произошло с ними, что вы фиксировали в своих записях?
Дети: В горшочках выросли ростки. Это семена проросли.
Ученый (внимательно рассматривает ростки через очки). Во всех емкостях ростки взошли по-разному. Что вы можете рассказать о них?
Ребенок: Вот здесь в земле много ростков, густые всходы. И растения выглядят крепкими и здоровыми. А здесь, где песок, - редкие и слабые. Посмотрите на мои зарисовки. (Зарисовки детей).
Другой ребенок: Да, у меня тоже где семена сеяли в землю ростки густые, а в песке очень бледные и слабые ростки.
Ученый:Как вы думаете дети, почему?
Ответы детей.
Ученый: Необходимо проанализировать ситуацию. Эти ростки мы сеяли ... куда?
Дети: В землю.
Ученый: Вот именно! В землю! Взгляните-ка в микроскоп. Что вы наблюдаете?
Дети: Под микроскопом видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы.
Ученый: Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Поэтому в емкости с землей ростки зеленые и сильные. Теперь посмотрим, что стало с семенами, посеянными в песок.
Дети: В песке ростки взошли бледные и слабые, с высохшими макушками.
Воспитатель:
Ты скажи, мой росток,
Отчего ты занемог?
Ребенок: Жизнь моя нелегка, Я страдаю от песка.
Ученый: Давайте рассмотрим песок в микроскоп.
Дети: Песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, быстро сохнет, в песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет гумуса, который так полезен для растений.
Ученый: Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать? Воспитатель:
А мы возьмем росточек и в землю поместим,
Питательной средою растенье укрепим.
Ученый: Что ж, посмотрим, что из этого получится. 3 -4 ребенка пересаживают растения из песка в землю. А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на третью емкость. Тут мы с вами посадили семена в опилки. Взгляните на них в микроскоп, что вы видите?
Дети: Опилки — часть дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет перегноя — гумуса.
Ученый: Опишите внешний вид ростков, посеянных в опилки.
Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.
Воспитатель:
Проклюнулся немного зелененький глазок.
Вытянулся тонко слабый стебелек.
Верхушка пожелтела, трудно в рост идти.
Ребенок:
Плохо мне в опилках —
Питанья не найти.
Ученый: К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В какой грунт лучше всего высеивать зерно?
Дети: В землю, богатую перегноем — гумусом,
Воспитатель имитирует посев семян:
Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.
К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли.
(дети опускаются на корточки).
Как весною в ранний час семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают — "вырастают", потягиваются),
«Здравствуй, солнце, это мы!" (дети поднимают руки над головой, машут кистями рук),
Мал еще росток-ребенок: (дети опускают руки вниз),
Ученый. На этом наше заседание закрыто.
Дети:
Чтоб смог росточек распуститься
Пускай скорей укоренится
В земле он должен поселиться.
Пусть солнышко его согреет.
А мы его польем водицей
Пусть урожай скорей поспеет.
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru
Маркина Римма Фарисовна
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»