О положении Православной Церкви во время оккупации фашистами западных территорий Советского Союза в наши дни редко кто имеет сколько-нибудь отчетливое представление. Известно, что с приходом оккупантов там стали открывать храмы, и в них возобновились Богослужения.
Подготавливаясь к сегодняшнему мероприятию, мы решили выяснить, что было с православием у нас в городе. Были ли храмы, велись ли в них богослужения? Молились ли люди Богу? Ответы на эти вопросы мы искали на протяжении нескольких месяцев.
Из авторитетных источников нам стало известно, что с 1941 по 1945 гг. в Миасском городском округе (по его состоянию на сегодняшний день) действовало два храма: Свято-Троицкий и Крестовоздвиженский.
В 1936-м церковь, находящаяся в старом городе, была закрыта, но, к счастью, не разрушена. А с 1941-го храм приспособили для общежития прибывших из Средней Азии рабочих, которые строили автозавод. Лишь в 1944 году церковь вернули верующим. Просмотрев архив газеты «Миасский рабочий» за 1944 год, мы не нашли публикаций, в которых бы содержалась информация о «втором рождении» храма. То есть государство, несмотря на некоторые послабления для религии, предпочитало не распространяться об этом в официальных источниках.
Нам удалось пообщаться с Долженко Верой Николаевной, которая на данный момент проживает в Златоусте. Она рассказала нам о вышеупомянутых рабочих. С одним из них она даже несколько раз общалась. С его слов она узнала, что не все воспринимали помещение храма как святыню. Узнала она и то, что рабочие, пытаясь отложить себе тот малый заработок, который они получали за работу, умирали от голода.
Крестовоздвиженский храм ждала другая судьба. Просуществовал он до 1938 года. Его настоятель, отец Павел, был расстрелян. Далее церковь использовалась для хозяйственных нужд, что привело к её разрушению. Были сохранены лишь стены и свод. Не было окон и части кровли. К счастью, до сих пор живы люди, которые бывали в Сыростане в военное время. Петр Бояршинов рассказал нам о том, что люди, несмотря на вероятность доносов, все-таки и перекрещивались, проходя возле храма, и молились. По его словам, однажды, перед Рождеством, несколько жителей села увидели очень странную картину. По полю, находящемуся недалеко от храма, ходил седовласый старик, одетый в самую простую одежду, которая не очень подходила под время года. Подойти к этому человеку никто не осмелился. Но, несмотря на это, и по сей день кто-то да вспомнит про этот интересный случай.
К 1 апреля 1946 года на территории СССР действовало 10544 православных храма. Однако до того момента, когда в храмы Миасса можно будет пройти, не увидев на себе «косые взгляды» атеистов, оставалось почти пять десятилетий.