Доклад. Преподавание предмета «Православная культура» в современной школе
Доклад.
Преподавание предмета «Православная культура» в современной школе
Условия возникновения, становления опыта. Этот процесс обусловлен объективными обстоятельствами:
А) Выдающимся значением православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, местом православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии.
Б) Модернизацией и реформированием российской системы образования, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие.
Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы от опоры на ценности традиционной духовной культуры.
Являясь историческим ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).
Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе.
Преподавание предмета «Православная культура» в школах Белгородской области в целом, и в МОУ СОШ №1 г.Нового Оскола в частности, осуществлялось в соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования Российской Федерации «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» от 19.03.1993г., Методическими рекомендациями БРИПКППС «О преподавании религиоведческих дисциплин в 2003-2004 уч.г.».
4. Актуальность опыта: В последние годы во многих регионах Российской Федерации широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях специальных учебных предметов и курсов православной культурологической направленности.
Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
5. Ведущая педагогическая идея опыта. В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития: ученые и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят о наступлении информационной эры.
Православная культура - довольно новый предмет для современной школы, объектом его изучения является процесс развития культурного феномена – православной культуры. Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Восприятие культурных явлений невозможно без эмоционально – оценочного отношения, увлеченности предметом, актуализированной потребности его изучения, поэтому изучение данного предмета может быть только личностно – ориентированным (индивидуализированным). Цель - Создание необходимых условий для каждый ученик само реализации каждого ученика в соответствии с индивидуальными и познавательными возможностями.