Доклад «Православное воспитание детей дошкольного возраста»

0
0
Материал опубликован 1 November 2018

Православное воспитание детей дошкольного возраста

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях доброжелательных отношений к окружающим, умению помогать людям,  быть терпимее к ним и быть счастливыми при этом.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примером не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо в детях пробуждать. Исторически сложилось, что современное общество отодвинуло религиозную сторону своей жизни на задний план. Над духовной жизнью человека тяготеют продовольственные и жилищной проблемы. Всё это неуклонно ведёт к вырождению общества, к пассивности в противостоянии наступлению бездуховности. Данная проблема все больше и больше привлекает к себе внимание. Так в новом законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года, впервые появляется статья 87 об особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенности получения теологического и религиозного образования.

Понимая актуальность вышеизложенного, наш детский сад ведёт работу по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе православной культуры. В работе по программе Л.П. Гладких «Мир - прекрасное творение» обращаем внимание первую очередь на интересы родителей и возрастные особенности детей.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста мы используем следующие формы работы:

                    Чтение художественной литературы о добре, честности, милосердии, дружбе, любви, послушании, взаимопомощи.

                    Обыгрывание сказок и ситуаций («Теремок», «Репка» и др.).

                    Беседы на нравственные темы.

Художественная литература играет огромную роль в развитии человечности, гуманных качеств личности, воспитанию добрых чувств.  Проводим беседы по сказкам, учим понимать чувства героев, их настроение. Стараемся проводить занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам. Так же мы разыгрывали разные ситуации, например: дети поссорились – надо помирить их; твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться. В основном старались разыгрывать те ситуации, которые возникали в ходе реальной игры.

В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются, и формы работы расширяются:

                    Знакомство с храмами, колокольней.

                    Знакомство иконами, с историями жизни святых.

                    Знакомство с доступными и понятными детям молитвами «Господи, помилуй мя», «Богородица, спаси мя!», «Слава Тебе, Господи!».

                    Проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации «Хорошие и плохие поступки», «Катание яиц», «Мирилки», «Поможем другу», «Собери колокол», «Угадай, о чем звенит колокольчик» и т.п.).

                    Организация продуктивной деятельности (рисование «Наш праздник» «Моя любимая сказка», изготовление поделок «Ангел», «Пасхальное яйцо»).

                    Проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров (конкурс рисунков «Образ мамы», конкурс «Пасхальное яйцо»).

                    Организация экскурсии в Покровско–Татианинский собор.

                    Проведение православных праздников и развлечений (Рождество, Пасха, Покров пресвятой Богородицы, Никола зимний, Медовый спас, Яблочный спас, Ореховый спас и др.).

От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. В работе с родителями мы используем:

        консультации (индивидуальные, групповые) на темы «Значение игрушки в жизни ребенка», «Приобщение детей к национальной культуре» и многое другое;

        наглядная информация в родительских уголках (папки-передвижки «Здоровейка», «Православное воспитание», информационные листы, памятки);

        традиционные и нетрадиционные формы родительского собрания - в форме КВНа, викторины, круглого стола (на темы: «Через красивое – к человечному…», «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» и др.);

        дни открытых дверей на темы «Организация питания», «Наш мини-музей», «Играем вместе», «Уроки добра». Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка;

        оформление семейных и групповых альбомов «Наша дружная семейка», «Моя родословная», семейный вернисажи, издание газет «Золотой петушок», «Здоровейка», фильмы «Жизнь нашей группы», «Один день в детском саду»;

        оформление уголков (эмоциональный уголок, уголок «Здравствуйте, я пришел!», копилка добрых дел, «Права ребенка»);

                    уголок православного воспитания, где представлены иконы, книги, православные календари и многое другое, создана и обогащается фонотека, библиотека по данному вопросу и др.)

                    совместные развлечения, досуги (спортивные праздники, театрализованные представления) и т.п.

Так же параллельно проводится работа с педагогами детского сада. Пусть мой опыт не настолько велик, но когда что-то уже получается, хочется делиться коллегами своим опытом. В рамках данной темы проводила консультации для воспитателей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста», «Особенности и формы организации работы с родителями», «Игры в нравственном воспитании детей», выступала на семинарах, педсоветах, встречах с родителями, на II Региональных Рождественских образовательных чтениях «Традиционные ценности и современный мир», на методическом объединении для педагогов города, показывала открытые мероприятия для воспитателей города на темы «Колокольный звон», «Храмы».

Своё выступление хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства». И хочется пожелать всем, чтобы Ваш источник, из которого черпают ваши дети, был чистым, добрым, доступным, понятным.

Комментарии
Комментариев пока нет.