12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дятлова Ольга Валерьевна41

t1707398546aa.jpg

Основная задумка проекта.

Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Работая с дошкольниками мы решили, что начинать приобщение к ценностям русской культуры необходимо уже с малых лет. Дети в этом возрасте доверчивы и открыты. Чтобы помочь ребенку более эмоционально воспринимать знания о народных традициях, быте и обычаях русского народа мы решили использовать в своей работе тряпичную народную куклу. А все, что усваивается эмоционально, усваивается быстрее и прочнее, оставляя яркий свет на всю жизнь. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Именно кукла может рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях. Народная кукла - это уникальный феномен. Это прекрасный способ обратиться к своим корням. Ни в одной культуре мы не найдем такого богатства обрядов, традиций и обычаев.

« В куклы играть - бытие познавать» - так гласит русская пословица. Именно в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать , творить, проявлять милосердие и познавать жизнь. Чтобы сохранить и передать будущему поколению культурные и духовно – нравственные ценности нашего народа, мы решили, что нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную тряпичную куклу.

От задумки до результата

Проект стартовал в 2017 году, отправной точкой создания музея русской тряпичной куклы стал разработанный в нашем саду ряд занятий по изучению русского народного творчества «Мы берем этих кукол в руки- оживают истории звуки». Мы решили создать условия для нравственно-патриотического воспитания дошкольников через организацию мини-музея и творческой мастерской. Сначала в проекте принимала участие только наша подготовительная группа, затем мы начали привлекать родителей для проведения обрядов, мастер- классов по изготовлению кукол, а вечерами проводили посиделки изучая устное народное творчество.

Когда экспонатов было уже достаточно, мы открыли в своей группе мини-музей русской народной куклы и назвали его «Истоки». Затем начали приглашать ребят из других групп и проводить для них экскурсии по нашему музею, рассказывая в стихотворной форме о каждом экспонате.

Также мы провели знакомство с обычаями и обрядами русского народа, заучивали стихотворения и потешки о куклах, создали альбом «славянские куклы обереги с описанием различных видов кукол, изготовили кукол: Ведучку, Желанницу, Бабу-девку, Травницу, Богача и Зерновушку, Пеленашку и др. Собирали старинные вещи, домашнюю утварь такую как прялка, горшок, утюг на углях и т.д. В свободное от занятий время шили русские сарафаны и рубахи, изучали элементы вышивки.

Так наш проект получил название «Мини - музей русской тряпичной куклы», он долгосрочный, что дает возможность детям на протяжении всего времени нахождения в детском саду изучать и воспроизводить обряды, праздники, обычаи и заниматься декоративно-прикладным творчеством. Целью нашей работы было создание необходимых условий для более глубокого ознакомления детей с русской культурой.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.


 

Цели проекта:

- Познакомить детей с историей куклы, откуда она появилась, из чего изготавливалась, и как кукла трансформировалась в течение многих десятилетий.

Задачи проекта: познакомить детей с историей создания тряпичных кукол, объяснить назначение кукол ( игровые , обрядовые, обереговые),формировать индивидуальные творческие способности детей ,учить самостоятельно подбирать цветовые решения, обогащать словарный запас ,знакомить с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла и т.п.)

Главное назначение этого музея – знакомство детей с историей русской куклы, с народным творчеством, воспитание интереса и любви к своему народу.

Посещать мини – музей можно каждый день; менять и переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиций.

Русская, тряпичная куколка простая,
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная,
А по нраву русская, а значит нам родная!

В этих куклах доброта и грусть,
Они помнят Киевскую Русь,
Мы берем этих кукол в руки,
Оживают истории звуки!

В ходе реализации проекта дети погружаются в старину, знакомятся с малыми формами фольклора, играют в русские народные игры, знакомятся с народными обычаями и праздниками.

Душегрея вышита
Белым серебром,
Как судьбой обвязана
Тонким пояском!

Так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны дальнейшим этапом работы музея в группе стала сюжетно-ролевая игра. Проект по созданию мини-музея плавно перетек в новый проект «Развитие игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей».
Мы поставили перед собой уже новые задачи:
Нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умению действовать в соответствии с ними;
Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;
Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего;
Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Дети постоянно включаются в работу: анализируют, экспериментируют, высказывают гипотезы. В конце экскурсий юные посетители всегда имеют возможность индивидуально рассмотреть те экспонаты, которые вызвали их особый интерес, задать вопросы.

Ребята не только знакомятся с профессией «экскурсовода», «реставратора», «директора музея», «кассира», но и сами активно участвовали в создании экспозиций и начинали уже проводить экскурсии для своих товарищей, для детей младших групп, родителей и гостей из других ДОУ. Каждый раз меняя свою «роль» дети осваивали все новые и новые навыки.

Полезные эффекты от создания проекта.

1. В ходе реализации проекта у детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления

2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:

альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

подборка иллюстраций и фотографий;

технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

3.Создан мини-музей тряпичной куклы «Истоки».

4. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

5. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

6. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

7.Проведена большая работа с родителями в виде досуга «Сватовство», мастер- класса по изготовлению куклы «Берегиня дома»,а также наши родители были приглашены в группу для посещения мини-музея «Истоки», где ребята в роли экскурсоводов рассказали о каждом экспонате.



 

t1707398546ab.jpg

t1707398546ac.jpg


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.