Мини-проект «Сказка по-новому: Фантазия геометрических фигур»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 25 г. Йошкар-Олы «Жемчужинка»
Мини – проект творческой игры на тему:
«Сказка по-новому «Фантазия геометрических фигур»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Раздел: «Формирование элементарных математических представлений»
Авторы: Ерусланова М.И.
воспитатель
I категории
Йошкар-Ола
2018
1. Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Сказка по-новому «Фантазия геометрических фигур»
Продолжительность проекта: 16.04 2018 – 24.04. 2018
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Тип проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: воспитатели, воспитанники среднего возраста, родители
Возраст детей: дошкольники среднего возраста, дети 4-5 лет
Проблема для детей: «Почему геометрические фигуры разные?»
Актуальность:
Насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит задача вырастить детей инициативными, думающими, способными на творческий подход к любому делу.
Суть проблемы состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребёнка творческие способности и логическое мышление, в процессе знакомства с геометрическими фигурами.
Сочетание такой работы с системой заданий активно развивающих мелкую моторику, логику, речь, воображение, память, является фактором, активно влияющим на формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
В связи с этим возникла
проблема: как обеспечить ознакомление детей с геометрическими фигурами.
С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, но и развивают свои творческие способности.
Цель проекта: развитие математических и творческих способностей детей в процессе творческой игры
Для детей:
Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
Формировать образные представления о геометрических фигурах на основе развития образного восприятия в различных видах деятельности.
Развивать умение выполнять ролевое действие и выполнять одну сюжетную линию в процессе творческой игры.
Формировать коммуникативные навыки общения и расширять словарный запас.
Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающих предметах.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и креативное мышление, память, внимание.
Развивать творческие способности и фантазию.
Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, старательность и доброжелательное отношение друг другу.
Для воспитателя:
Повышать профессиональное мастерство, самообразование, саморазвитие.
Вхождение детей в проблемную ситуацию и активизация желания искать пути её разрешения.
Создавать условия для обучения детей используя различные методы и приёмы.
Создавать систему работы по данной теме.
Формировать у детей познавательный интерес в процессе реализации проекта по перспективному планированию.
Доставить детям радость и удовольствие от игр творческой и развивающей направленности.
Для родителей:
Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
Развитие совместного творчества родителей и детей.
Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
Заинтересовывать родителей жизнью группы, способствовать желанию участвовать в ней.
Форма реализации: организованная образовательная деятельность, режимные моменты, самостоятельная деятельность детей.
Объект исследования: в качестве объекта исследования нами
была выбраны геометрические фигуры, что обусловлено рядом причин:
В процессе творческой игры умственная активность детей тесно связано с воображением и фантазией, что способствует развитию креативного мышления.
Геометрические фигуры – прекрасный предмет-заместитель для развития творческой игры, потому что ребёнку легче осуществить её замысел, так как значение. Вода видоизменяется: снег, лед и имеет свои свойства (вода – текучая, прозрачная, не имеет запаха, ярко выраженного вкуса и т.д.)
С водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т.к. каждый ребенок любит развлечения, связанные с водой.
Ожидаемый результат:
развитие интереса к творческим играм,
развитие умения выполнять ролевое действие и входить в сказочный образ в процессе творческой игры,
обеспечение благоприятного эмоционального благополучия детей в группе, доставляя им радость и хорошее настроение;
обогащение игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;
закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник),
развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления,
развитие умения соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами и выделение между ними сходство и отличие,
использование в устной речи математические термины,
развитие умения составлять небольшие рассказы и сказки о фигурах,
умение использовать полученные знания в различных видах детской деятельности.
Продукты проекта:
Сборник сказок, стихов, рассказов про геометрические фигуры
Презентация проекта «Что такое вода?»
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С детьми: беседы, ООД, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, продуктивная деятельность, оформление выставок продуктов детской художественной деятельности, дидактические игры, строительно-конструктивные игры, обыгрывание сюжетно-ролевых игр-ситуаций.
С родителями: педагогические наблюдения, беседы, индивидуальные консультации, оформление информационного стенда, привлечение к организации совместных с детьми наблюдений, проведение тематического родительского собрания, привлечение к непосредственному участию в образовательной деятельности.
Этапы реализации:
1 этап: подготовительный (1 неделя)
Вхождение в проблемную ситуацию. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
Привлечение внимание родителей и разработка методических рекомендаций по проекту.
Разработка проекта «Сказки по-новому «Фантазия геометрических фигур».
Подбор и изготовление оборудования для игровой деятельности.
II этап - основной «Экспериментально – исследовательская деятельность» (2 неделя).
Проигрывание подвижных, дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых и словесных игр по теме проекта.
Чтение художественной литературы, стихов, загадок о геометрических фигурах
Проведение ООД: по развитию речи, по ФЭМП, по рисованию, по аппликации.
Проигрывание сказки «Сказки по-новому «В стране геометрических фигур»
Работа с родителями: проведение игр с детьми дома, мероприятий и подборка художественного слова, сочинение сказок о геометрических фигурах.
3 этап: Заключительный (1 неделя)
Итоговый мониторинг: наблюдение за игровыми действиями детей (игровые упражнения «Найди свою пару», «Подбери словечко» т.д).
Оформление проектной деятельности
Подведение итогов проектной деятельности
Создание сборника сказок с рисунками детей
Выставка творческих работ детей по проекту
План изменения образовательной среды
Центр развития | Предметы деятельности | |
Готовят педагоги | Готовят дети или родители | |
Художественно-речевая деятельность | Иллюстрированные издания произведений | Детское сочинительство совместно с родителями – сказки о геометрических фигурах с иллюстрациями (презентация ребёнка сказки; составления сборника «Фантазия геометрических фигур») |
Загатовки для мнемотаблиц, клей-карандаш | Картинки по мотивам стихотворений о геометрических фигурах | |
| Изготовление мнемотаблиц к стихотворениям | |
Изобразительная деятельность | Бумажные геометрические фигуры различных по цвету и величине (создание записных книжек, украшенных аппликацией из геометрических фигур) | «Забавные геометрические фигуры» - оформление выставки семейного творчества. |
Сюжетно-ролевые игры | Иллюстрационные правила | Пирожные, имеющие форму геометрических фигур |
Игротека | Природный материал, палочки Кюзенера, счётные палочки, игра «Карусель», математическое одеяло, мел, книжка-лото «Геометрические фигуры», раздаточный материал «геометрические фигуры» | |
Планирование образовательной деятельности:
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Организованая образовательная деятельность |
1 | 2 |
Понедельник | |
Утро: - беседа с детьми «Геометрические фигуры вокруг нас» (ребёнок спрашивает: «Почему геометрические фигуры все разные (не одинаковые)»? – поиск ответа на проблемную ситуацию); - чтение сказки «Добрые друзья», Интернет-ресурс. Прогулка: - подвижная игра «Найди свою пару», цель: учить классифицировать предмет по форме и цвету; - наблюдение за объектами живой природы (формы объектов), цель: учить выделять форму предмета в окружающем мире по определённому признаку (цвет и форма) Вечер: - рассматривание иллюстраций в книгах о геометрических фигурах; - настольная игра «Геометрическое лото», цель: закрепить знангия детей о геометричексих фигурах, цвете; - просмотр развивающего мультфильма «Учим плоские геометрические фигуры с паровозиком» | Речевое развитие Составление описательного рассказа по теме: «Моя любимая игрушка» на основе наглядного моделирования: - ; - составление описательного рассказа в определённой последовательности; Программное содержание: |
Вторник | |
Утро: - отгадывание загадок о геометрических фигурах, цель: развитие сообразительности, логического мышления и смекалки; - дидактическая игра «Волшебный мешочек», цель: обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм; Прогулка: - подвижная игра «Найди свой домик», цель: учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), цель: продолжать учить детей квалифицировать предмет по определённому признаку (цвет, форма) Вечер: - опыты с геометрическими фигурами «Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника», цель: на развитие умений работать по образцу: анализировать образец, выделяя его составные части (т. е. геометрические фигуры); синтезировать в целостный образ, тождественный образцу. - игры с счётными палочками «Выложи треугольник», «Выложи квадрат», «Выложи прямоугольник», цель: уточнить знание геометрических фигур, ,упражнять в сравнении фигур по величине и цвету, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу; - просмотр развивающего мультфильма «Животные и геометрические фигуры» | ФЭМП Тема: «Геометрические фигуры» Программное содержание: Расширять представления детей о геометрических фигурах. Закрепить умения считать в пределах пяти. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать познавательную активность и доброжелательность. |
Среда | |
Утро: - чтение стихотворений «Прямоугольник» - игровые упражнения «Какие геометрические фигуры использованы в рисунке? Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Какие геометрические фигуры отличаются по цвету (величине)? Найди и назови все геометрические фигуры на рисунке», цель: развивать умение узнавать геометрическую фигуру, выделять ее из рисунка, абстрагируясь от других признаков, кроме формы, называть фигуру; Прогулка: - подвижная игра «Волшебники», цель: закреплять знания о геометрических фигурах, развивать пространственную ориентировку и выразительность движений. Вечер: - изодеятельность и аппликация: «Королевство геометрических фигур», создание ширмы для творческой игры «Сказка по-новому «Фантазия геометрических фигур» цель: научить детей создавать и рисовать предметы и объекты из геометрических фигур - развивающая игра «Танаграм» - «Сложи фигуру», цель: упражнять детей в сравнении треугольников по размеру, составлением из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников. | Рисование «Моя история в стране «Геометрических фигур» Программное содержание: Учить составлять из геометрических фигур сюжет по замыслу. Продолжать учить использовать шаблоны при рисовании. Учить использовать различные цвета в рисунке. Развивать фантазию, память, мышление и познавательную активность. Воспитывать интерес к созданию небольшого сказочного сюжета. |
Четверг | |
Утро: - беседа с детьми «В какие сказки можно играть с геометрическими фигурами?» («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Колобок»), цель: продолжать формировать умение применять образ геометрических фигур в русских народных сказках, развивать фантазию и сообразительность. - игры с палочками Кюзенера «Дом с колокольчиком» Прогулка: - Конструирование из природного материала: игровое упражнение «Составь геометрические фигуры», цель: формировать конструктивные навыки из природного материала, развивать сообразительность, глазомер, мышление, память и фантазию. - Подвижная игра «Надувайся мой шар», цель: закрепить знания о круге, Вечер: - Художественное конструирование из геометрических фигур «Мой сказочный герой (героиня)», цель: научить конструировать из бумаги задуманную необычного сказочного героя из геометрических фигур. - Сочинение сказок «Представьте, что ты имел форму круга, квадрата, треугольника и т.д. В какую игру бы, ты играл(а)?» (мозговой штурм ТРИЗ), цель: продолжать учить сочинять сказки; развивать мышление, воображение, память. - просмотр обучающего мультфильма «Учим геометрические фигуры» | |
Пятница | |
Утро: - активизирующее общение «Откуда появились геометрические фигуры?» (показ презентации), цель: познакомить детей с историей появления геометрических фигур) - сюжетно-ролевая игра «Семья», цель: закрепить знания о геометрических фигурах, цвете, величине. Прогулка: Подвижная игра «Через болото по кочкам», цель: закрепить знания о плоскостных геометрических фигурах, развивать внимание, быстроту реакции. Вечер: - сюжетно-ролевая игра «Магазин», цель: закрепить знания о геометрических фигурах, цвете, величине; - чтение сказки «В стане геометрических фигур», интернет-ресурс. | Аппликация и художественное конструирование: «Загадки отгадки в записной книжке» |
Понедельник | |
Утро: - рассматривание иллюстраций «Фигурки из геометрических фигур» - беседа «А что было бы, если бы все было круглое (квадратное, треугольное, прямоугольное, овальное)» (приём фантастической гипотезы - метод ТРИЗ). Прогулка: Вечер: - словесная игра «Узнай меня» (метод Да-Нет - ТРИЗ), цель: учить детей составлять загадки про геометрические фигуры, про предметы имеющие сходство с геометрическими фигурами (описательный рассказ); - малоподвижная игра «Математическое одеяло», цель: учить выполнение задания по схемам, закреплять знания о геометрических фигурах; - просмотр развивающего мультфильма «Учим геометрические фигуры в весёлой игре» | |
Вторник | |
Проигрывание творческой игры «Сказка по-новому «Фантазия геометрических фигур»» | |
Полученный результат:
Что нас радует | Что нас огорчает |
Дети составляют и проигрывают задуманные сказки и выполняют ролевое действие. | Дети прибегают к помощи взрослого при придумывании и рассказывании небольшой сказки про геометрические фигуры. |
Повысился уровень знаний детей о названиях геометрических фигур и их форм. | |
Дети получают удовольствие, имеют благополучный эмоциональный настрой при проигрывании сказок про геометрические фигуры. | |
Дети реализовывают полученные знания в различных видах деятельности. | |
Список литературы:
Гаврина С.Е., "Логика". Москва 2000г.
Глаголева В.Г., «Логическая азбука для детей 4-6 лет». С.-Пб., «Детство-пресс», 1998г.
Квач Н.В., «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет». М., «ВЛАДОС», 2001г.
Михайлова А.,"Игровые задачи для дошкольников". Санкт-Петербург 2006г.
Михайлова З.А., «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М., «Просвещение», 1990г.
Новикова В.П., "Математика в детском саду". Москва 2005г.
Носова Е.А., Р.Л. Непомнящая "Логика и математика для дошкольников". Санкт-Петербург 2004г.
Панова Е.Н., "Дидактические игры - занятия в ДОУ". ТЦ "Учитель" Воронеж 2006г.
Тихомирова Л.Ф., Пасов Л.В. «Развитие логического мышления у дошкольников». Ярославль, 1995г.
Удальцова Е.И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск, «Нар.асвета», 1976г.
Харько Т.Г., Воскобович В.В., "Сказочные лабиринты игры". Санкт-Петербург 2007г.,
Сказки, стихи и загадки про геометрические фигуры
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2016/07/22/skazki-pro-geometricheskie-figury.
Добрые друзья
Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали.
Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.
Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».
Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».
Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».
Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».
Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».
Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».
Друзья поняли, что были неправы и помирились.
Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!
Сказка «Страна Геометрических фигур»
В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом). Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ). И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.
А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.
Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ). Вот они и мешают двигаться».
Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. «Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же, как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала».
Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного - не будь кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок, черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города Геометрических фигур»
|
В стране Геометрии
Автор: Анна Кутявина
В чудесной стране Геометрии жили-были разные фигуры. Там были и квадраты, и круги, и треугольники, и еще много других жителей. Все они жили между собой мирно и ладно, ходили друг к другу в гости и угощали сладким чаем с пирогом.
Но однажды в стране случилась беда. Утром жители проснулись, и увидели, что все круги куда-то исчезли. Их просто нигде не было!
— Ха-ха-ха, — засмеялся ветер. – Я унес ваших друзей, и теперь они растеряются по миру!
Загрустили фигуры, расстроились. Но вот только ничего не могли поделать – ведь сами по себе они не могли выходить за пределы своей страны.
— Срочно надо вызывать помощь! – выступил на всеобщем собрании мудрый квадрат.
— Но кто нам может помочь? – раздался гул со всех сторон.
— Дети! Только они смогут снова найти круги и вернуть в нашу страну, домой! – ответил квадрат.
— Точно! – улыбнулся прямоугольник. – Я даже знаю, кто нам может помочь! Юрик! Я работаю в его доме, вишу картинкой на стене! Он очень добрый и любознательный мальчик, и точно согласится помочь!
— Так давайте его попросим! – единогласно решила толпа.
Юрик, а давай поможем фигурам, и найдем круги! Вот сколько их вокруг! И кнопки на стиральной машине, и глазки у мишки, и обруч – это все круги! А давай поищем, где еще они прячутся?
Здесь мы помогаем малышу искать примеры кругов, и непременно хвалим и отмечаем все успехи. Потом можно продолжить сказку, добавив другие фигуры. И искать по дому уже квадраты, прямоугольники, овалы и т.д. Можно сортировать их по размерам, сравнивать большие и маленькие, различать по цветам. Словом, подключать фантазию на всю катушку.
Друзья, я искренне желаю вам радости от общения с любимыми детками, и прекрасных сказок! Творите для детей, творите вместе с ними, прививайте им креативное мышление. И будьте счастливы!
Сказки составленные родителями и детьми
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/07/proektnaya-deyatelnost-skazki-po-novomu-fantaziya-geometricheskikh
Приключение геометрических фигур
Однажды в удивительном городе Геометрия, произошло что-то необычное, все геометрические фигуры перемешались.
И вот идет по дорожке маленький квадратик, он очень расстроен, что не может найти себе место в городе Геометрия. Вдруг ему на встречу появляется большой квадратик и спрашивает его:
- Что произошло, почему ты такой расстроенный?
А маленький квадратик и говорит: - Я потерялся, здесь столько фигур, что мне даже страшно.
- Не расстраивайся! - большой квадрат отвечает, - Давай будем вместе дружить, ты маленький квадрат, а я большой!
Тогда маленький квадратик протер слезы, и протянул руку своему товарищу. И стали квадраты вместе бродить по затерянному городу. Долго шли и пришли они к детской площадке, где сидел на скамейке треугольник и громко плакал.
Подходят к нему квадраты и спрашивают: - Что ты плачешь?
А треугольник, всхлипывая, им отвечает: - Мне одному совсем скучно, никто со мной дружить не хочет…
Маленький квадрат погладил треугольника и сказал: - А давай дружить с нами!
- Конечно , буду, буду! - воскликнул треугольник.
И пошли бродить маленький и большой квадраты по городу, а вместе с ними и треугольник. Они шли то по узкой тропинке, то по широкой дорожке, пока они не пришли к озеру, где сидел прямоугольник и бросал круглые камешки в ручей.
Подойдя по ближе, геометрические фигуры и спросили:
-А, что ты тут делаешь?
-А вы что не видите, - ответил сердито прямоугольник ,- кидаю круглые камешки в ручей.
- А зачем? - спросил маленький квадратик – тебе что, совсем скучно, и даже поиграть не с кем?
-Конечно, скучно…- ответил прямоугольник жалобно.
И рассказал прямоугольник свою историю: - раньше я был красивой дверкой, с черной круглой ручкой, в одном прекрасном домике, но когда все перемешалось, я совсем никому не нужен. Тогда треугольник с волнение сказал: - «Давай с нами дружить!» Прямоугольник от радости кинул все свой камешки в ручеёк, и начал плясать. И вот так стали геометрические фигуры вместе бродить по затерянному городу. Бродили долго, пока не пришли на красивую полянку, там было так много цветов, что они не могли устоять перед их красотой, фигуры прыгали, скакали, кувыркались и радовались тому, что они не разлучные. Тогда большой квадрат сказал: - «А давайте мы на этой поляне построим дом!»
А маленький квадрат, с удивлением и спрашивает: - А как мы это сделаем?
- Ну! Например, вот треугольник может стать замечательной крышей, а прямоугольник будет дверкой, - ответил квадрат.
- А я, я кем буду? – спросил маленький квадрат.
- Ты подойдешь для окошечка, - сказал большой квадрат.
- Ура я буду окошечком! – воскликнул самый маленький из геометрических фигур.
- А ты кем будешь в нашем домике? – спросил треугольник у большого квадрата.
- Ну, наверное, я больше всего подойду для основания нашего домика, - ответил квадрат
- Ура! – воскликнули все геометрические фигуры.
В один миг вскочили все геометрические фигуры ввысь и встали все на свои места, и у них получился прекрасный домик
Жили они на этой полянке и радовались, что ни какие переделки в их городе больше им не помешают. Когда остальные геометрические фигуры увидели этот прекрасный домик, решили поступить так же, как эти дружные фигуры. И в городе Геометрия, встало все на свои места.
Т.А. Пристацкая
Самый лучший
Однажды в математическом городе, на фигурной улице в теплом доме жили волшебные геометрические фигуры. И вот в один из дней они подняли между собой спор, кто из них лучше.
Квадрат говорит: - Я, самый лучший, у меня все стороны всегда равны, я очень точный во всем.
Его перебил круг: - не говори ерунды, кому нужны твои ровные углы? Вот я совсем без углов, круглый, веселый у меня нет ни начала, ни конца!
Тут вмешались треугольники: - Не спорьте, все знают, что треугольники лучше всех мы можем меняться и быть разными углами. С острыми, тупыми, и даже с одинаковыми углами как у квадрата!
Поднялся шум, крики, споры, прямоугольник хвалил себя, овал его перебивал и говорил, что лучше его нет. Только один ромб смотрел на них и молчал. Он не мог понять, что происходит. Подумав немного, он вмешался в их спор.
Зачем вы соритесь? – спросил ромб. Вы все хорошие фигуры и нужны человеку, люди всегда используют нас при строительстве. В каждом доме, есть что-то квадратное, круглое, прямоугольное или треугольное. Люди изучают нас, даже в школе. Они без нас не могут обойтись, мы им все нужны. Люди любят нас.
Фигуры молчали, они поняли, что важно не то, кто лучше или сильнее, а главное, что ты кому-то нужен и кто-то нуждается в твоей помощи.
Семья Худаконенко Алины
Друзья
В стране Чиспандия жили три фигуры Круг, Треугольник и Прямоугольник. И были они лучшими друзьями, но однажды заспорили, кто из них человеку важней.
- Я, важней человеку, фрукты и овощи, которые он больше всего любит, круглые; - сказал Круг; - и тарелки с которых он ест тоже круглые.
- Ну, тарелки и прямоугольные бывают, а вот дома в которых люди живут, круглыми не бывают, они прямоугольные и кирпичи, из которых их строят тоже; - возразил прямоугольник, - без дома человеку совсем ни как.
- Тарелки и треугольные бывают, - заметил треугольник, - а знаки дорожные «предупреждающие»? Они какие? Треугольные . Ведь если человека в дороге не предупредить знаком, например, треугольник в красной рамочке «уступи дорогу». Как тогда?
- Знаки и круглые бывают, например, знак запрещающий движение «кирпич», - отозвался круг.
- А как же знаки сервиса? Синие прямоугольники, они подсказывают человеку, где заправочная станция, где в дороге телефон. И спорили бы друзья долго, если бы не вмешался треугольник.
-Все геометрические фигуры очень важны для человека. И часто взаимодействуют вместе. Давайте подумаем, на что вы вместе можете походить.
И тогда все фигуры задумались.
- Я могу быть крылом самолета или хвостом, - робко предложил треугольник;
- А я круглой кабинкой, - поддержал друга круг.
- Ну, тогда я буду прямоугольным кузовом самолета
- Ну вот и молодцы, - похвалил их квадрат , - получился у вас пассажирский лайнер. А ну-ка детки, а кто сможет нарисовать длинный прямоугольный самолет, с круглой кабиной, с треугольными крыльями и хвостом, как у этих замечательных геометрических фигур.
Семья Тузова Константина
Волшебная страна.
Было две волшебные страны: одна страна была круглая и в ней жили круглые жители и все там было круглое, даже дома. Эта страна называлась « Страна смешариков». Все жители этой страны были веселые и всем известны. Смешарики сами про себя сделали мультик, поэтому про эту страну и ее жителей все дети знают.
Но была еще одна страна «Грустяшкино». Там жители были прямоугольной, квадратной и даже треугольной формы, так как в этой стране очень любили углы, а углы бывают только в этих геометрических фигурах. Жители страны Грустяшкино всегда грустили, так как постоянно ударялись и цеплялись об углы. И вот однажды жители страны Грустяшкино, увидели мультфильм про веселых жителей смешариков и сразу захотелось им познакомиться с веселыми жителями той страны.
Смешарики обрадовались приглашению в гости и сразу же отправились в соседнюю страну. Жители Грустяшкино, были очень добрые, хоть и грустные. Они приготовили для смешариков много разных вкусностей, они были треугольной и квадратной формы, а смешарики пытались их развеселить разными шутками и играми. Тогда жители двух стран Грустяшкино и Смешариков очень весело провели время. Всем очень понравилось им даже не хотелось расставаться ведь в этот день жители
Грустяшкино, перестали грустить и перестали ударяться об углы, так как среди них были круглые друзья. И поэтому жители двух стран решили…
Что решили, как вы думаете?
Совершенно верно они решили объединить две страны в одну, при помощи прямоугольного мостика с круглыми перилами, и жить вместе. И тагда они реши назвать свою большую страну «Смеялкино».
Семья Львовой Софии
Сказка «Как геометрические фигуры город строили».
В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.
Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том как было –бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.
Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай.
Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилось идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Всем, геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.
В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и зверюшки подружились, и стали ходить к друг другу в гости.
Задание
Какие геометрические фигуры строили город?
Из каких геометрических фигур можно построить город?
Придумайте свою зверюшку, которая будет жить в городе?
Что еще можно построить из геометрических фигур?
«Три товарища»
Далеко-далеко, в стране Геометрия в волшебном Фигурном городе жили в квадратном доме с треугольной крышей да круглыми окошками два друга: весельчак Круг и смельчак Треугольник.
Круг был гладенький да румяненький, ровненький да ладненький. Ни уголочка у него, ни кривулечки. Знай себе, катится по дорожке да песенки весёлые напевает. А треугольник — тот парень чуть колючий. Ещё бы, целых три угла в фигуре, шутка ли. Зато ничего и никого он не боялся. Чуть что — уголок свой остренький выставит вперёд и готов за себя постоять да друга своего круглого от опасности защитить. Так и жили они, чай с круглыми плюшками пили да гулять на треугольную полянку в лес ходили.
И вот идут они однажды на прогулку. Вдруг, откуда ни возьмись, выбегает на дорожку незнакомец. Круг сразу песенку свою оборвал да за треугольник закатился. Не то чтобы испугался, конечно, но так-то всяко понадёжнее будет. А треугольник ощетинился, руки в боки-стороны упёр, да вопрошает незнакомца чуть грозно:
— Стой, добрый молодец, кто такой будешь?
— Я — Квадрат-акробат, — отвечает незнакомец. — Не пугайтесь меня да не сердитесь. Я хорош собой, добр да бодр. У меня все стороны равные, все 4 уголочка одинаковые. Я весь ровненький да миленький. Родом я из Четырёхугольного города нашей страны Геометрия. Там у меня много друзей: и Ромбик, и Трапеция, и Прямоугольник, а главный в нашем городе — господин Параллелограмм. Но куда ни глянь, а повсюду у всех по 4 угла. Вот и решил я побродить по белу свету, посмотреть, кто где есть да кто как живёт. Возьмёте меня к себе в друзья?
Тут круг из-за треугольника выкатился да радостно воскликнул:
— Отчего ж не взять, братец Квадрат. Давайте вместе дружить. Втроём-то веселее!
И с тех пор они часто встречались на треугольной полянке втроём: Круг-весельчак, Треугольник-смельчак да Квадрат-акробат. И случались с ними приключения разные, да только это уже другая история. А пока — КОНЕЦ!
Задания по сказке:
Ответить на вопросы:
В какой стране жили друзья?
Какие города страны Геометрия описываются в сказке? Придумай подходящие названия для других городов этой страны.
Назови, какими чертами характера обладали Круг и Треугольник.
Почему Круг и Треугольник стали дружить с Квадратом?
Как зовут друзей Квадрата из Четырёхугольного города?
А как зовут твоих друзей? Почему ты с ними дружишь? Какие черты характера своих друзей ты ценишь больше всего?
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТРЕУГОЛЬНИКА, КВАДРАТА И
КРУГА"
Источник: http://malenkajastrana.my1.ru
|
В сказочной стране Геометрия
Давным-давно в сказочной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: круги, овалы, треугольники, квадраты и прямоугольники. Все они дружили и во сём друг другу помогали.
И вот однажды правитель страны Геометрии ромб, решил устроить конкурс и выбрать самую красивую фигуру.
Друзья-фигуры стали спорить и доказывать, что они самые лучшие и красивые.
Самый главный квадрат говорил, что квадраты самые красивые фигуры, потому что у них четыре стороны и все стороны равны, а ещё есть четыре угла.
Самый главный круг сказал в ответ: «Нет! Это круг самая красивая фигура, потому что солнцу я отличный друг, с ним во многом мы похожи, солнце круглое, я тоже.
Тут в спор вступил самый главный треугольник: Мы треугольники не хуже других фигур, у нас тоже есть углы и стороны, значит мы тоже красивые.
Овал, стал возмущаться: «Подумаешь, есть углы и стороны, они нам, совершенно не нужны, но мы тоже считаем себя самыми красивыми!»
Прямоугольник, самый главный из прямоугольников послушал своих друзей и говорит: «Друзья мои не нужно ссориться, ведь мы все красивые по-своему, кто-то со сторонами и углами, а кто без них».
Правитель Геометрии Ромб услышал, что говорит прямоугольник и решил не проводить конкурс на самую красивую фигуру, сказав:
«Жители, страны Геометрия! Все вы красивые и замечательные! Давайте не будем больше ссориться! Каждый из вас красив по-своему и нужен нашей стране. Без вас не будет существовать страна Геометрия!»
Все фигуры послушали своего правителя и перестали ссориться. И жили в мире и дружбе.
Семья Анны Красноглазовой
Фигурляндия
В одном сказочном лесу жили круг, квадрат и треугольник. Жили они дружно и весело. Никогда не ссорились. Всегда гуляли, резвились и играли в разные игры. Как-то раз они придумали новую игру: круг, треугольник и квадрат решил построить пирамиду, а у них получился домик. Треугольник стал крышей, квадрат стенами, а круг окошком на крыше. И так, эта игра им понравилась, что они не заметили, как к ним подошёл мальчик. Он потерялся и искал дорогу домой. Он спросил у круга, квадрата и треугольника в какую строну ему идти, а они не глядя показали ему первую попавшуюся тропинку. Мальчика этого звали Вовой и он был волшебником. Поверив фигурам, он пошёл по тропинке, но она его завела ещё глубже в лес, где были не проходимые болота. Понял, Вова, что его обманули круг, квадрат и треугольник. Рассердился волшебник и неожиданно над фигурами сгустились тучи, грянул дом и подул сильный ветер. Круг превратился в овал. Квадрат в прямоугольник. А треугольник в большой треугольник. Тут они увидели, что мальчику они показали не правильную дорогу и спохватились.
«Это всё из-за тебя!» - кричал овал.
«Нет это всё из-за тебя» – кричал прямоугольник.
«Ребята, давайте не будем ссориться» - сказал большой треугольник, - «А, побежим выручать мальчика».
Тем временем Вова застрял уже в болоте и не мог выбраться. Но фигуры успели добежать до него. Прямоугольник перекинулся по болоту и получился мостик. Овал подал Вове руку и помог выкарабкаться из болота и пошли по мостику. Вову благополучно спасли геометрические фигуры, чему он был очень рад и поблагодарил фигуры: «Спасибо, вам, если хотите, я заново вас превращу в круг, квадрат и в треугольник». Но прямоугольник и большой треугольник захотели остаться такими какими они стали, они продолжали играть в любимую игру, теперь уже получался не маленький домик, а большой многоэтажный дом. А овал превратился в шарик и стал любимой игрушкой Вовы. В этом большом доме стал жить мальчик Вова со своими родителями. Также туда переехали все их друзья и родные. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
Семья Евдокимовой Анастасии
День рожденье круга
В одной сказочной стране Фигурляндия, жили геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал.
В один прекрасный день, круг пригласил всех своих друзей – это квадрат, прямоугольник, треугольник, овал на свой день рождения. Все друзья пришли поздравить круга и подарили ему подарки. Квадрат подарил коробку конфет, прямоугольник - книжку, треугольник – кусочек пиццы, овал- воздушные шары.
Круг на свой день рождения приготовил круглый, праздничный торт. Перед тем, как угостить гостей, он зажёг свечи на торте и загадал своё самое заветное желание. Он хотел быть похожим на солнышко, чтобы всех жителей страны согревать, радовать и любить.
После вкусного угощенья друзья решили играть в прятки. Круг решил быть водящим в игре, остальные фигуры прятались. Треугольник прятался за ёлочкой, прямоугольник за лавочкой, овал за деревом, квадратом за домом. Было весело. День рождение закончилось праздничным салютом.
Дерябина Валерия, 5 лет
Как круг и овал поссорились.
Однажды круг и овал спорили:
- Я самый круглый, про меня так говорят все люди!! – говорит круг.
- Нет, я самый круглый – говорит овал.
- Ты имеешь узкую и удлинённую форму, а я нет, мою форму люди сравнивают с солнцем и с колёсами у машин. А ты сам знаешь, как все люди любят солнышко и быстро ездить на машинах.
- Хоть я имею узкую и удлинённую форму, зато меня сразу замечают, если шишка упадёт на голову человеку, обязательно на неё посмотрят и сравнивают её со мной. Если купят сладкую дыню, то и тут ещё не раз вспомнят, что какая она круглая, то по уже, то по шире, им подавай. А, если вкусная дыня попадётся, то постоянно будут вспоминать про форму овала.
Ещё люди очень любят праздники и воздушными шариками украшают зал и веселятся. И здесь, снова обсуждают мою форму, большая она или маленькая.
Так долго спорили круг и овал. Каждый из них доказывал о том, что он круглей.
Они очень устали и попросили помощь у треугольника. Треугольник их выслушал, и сказал:
- Не спорьте, каждый из вас хорош по-своему. И вы оба имеете круглую форму. Без вас не будет всего важного, что есть в этом мире. Каждый из вас достоин внимания и почёта.
После умных и добрых слов треугольника, круг и овал больше не ссорились.
Дерябина Валерия, 5 лет
Фёдорова Анастасия, 5 лет
Евдокимова Анастасия 5 лет
Стихи
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-stihotvorenii-o-geometricheskih-figurah.html
Стих про прямоугольник
Как окно прямоугольник,
Аккуратный, словно школьник.
Он похож на дверь, на книжки
И на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку,
На большую шоколадку.
На корыто поросенка
И на фантик у ребенка.
Стих про треугольник
Самолёт летит по небу,
Треугольное крыло,
На моём велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет — угольник,
И всё это — ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички
На стол положила
И мне треугольник
Из спичек сложила.
А в это время я чертил
И наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил
И сделал то же самое.
***
Треугольник — три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых —
Треугольник – «остроносый».
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
***
Треугольный треугольник,
Угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома
И на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки,
И на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду
Он похож на пирамиду!
Стихи про квадрат
***
У квадрата стороны
Меж собой равны.
Ранец мой квадратный.
Не веришь? Посмотри.
***
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил — квадрат.
И стол -квадрат, и стул — квадрат,
И на стене плакат — квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая — квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ — четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.
***
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.
***
Словно стол стоит квадрат.
Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье
Положил для угощенья.
Он — квадратная корзина
И квадратная картина.
Все четыре стороны
У квадратика равны.
Стихи про куб
Принёс нам ящик почтальон —
Посылка мне и брату.
Ящик — КУБ, в нём шесть сторон,
Все стороны — квадраты.
А что лежит в посылке?
Там стружки и опилки,
Конфеты и баранки,
Ещё с вареньем банки.
***
Покажу вам кубик!
Вот какой огромный!
С ровными краями!
Он – равносторонний!
Стихи про круг
Круглый круг похож на мячик,
Он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны,
Как бабулины блины,
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!
***
Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
Наше солнышко в окне —
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
***
Круглый мяч и солнца диск
Формы круглой тоже!
По поляне мяч катись,
И круг катиться может!
Стихи про полукруг
Если круг разломишь вдруг,
То получишь полукруг.
Это месяц в облаках
И пол-яблока в руках.
Это шляпка у грибочка,
На болоте мокром кочка.
Разноцветным полукругом
Встала радуга над лугом.
***
Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
Стихи про овал
А как нарисовать овал?
На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно
Мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни,
Получается — ОВАЛ.
Сколько раз его видал,
В ванной зеркало — овал!
Овал и блюдо, и яйцо.
Мама говорит :
— Лицо
У тебя овальное.
Пусть будет овальное,
Лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале
Рожицу нарисовали.
Овал — окружность удлинённая
И рожица в ней удивлённая.
***
С высоты кружок упал.
Он теперь не круг – овал!
Он овальный как жучок,
Он похож на кабачок,
На глаза и на картошку,
А еще похож на ложку,
На орех и на яйцо,
На овальное лицо!
***
Передо мной овал пруда,
Я – с удочкой, рыбачу!
Овал похож чуть-чуть на круг,
А чем? Реши задачу!
Стихи про пирамиду
Пирамида
Я видел картину. На этой картине
Стоит ПИРАМИДА в песчаной пустыне.
Всё в пирамиде необычайно,
Какая-то есть в ней загадка и тайна.
А Спасская башня на площади Красной
И детям, и взрослым знакома прекрасно.
Посмотришь на башню, обычная с виду,
А что на вершине у ней? Пирамида!
Стихи про шар
Шар
Удар! Удар! Ещё удар!
Летит в ворота мячик — ШАР!
А это — шар арбузный
Зелёный, круглый, вкусный.
Вглядитесь лучше — шар каков!
Он сделан из одних кругов.
Разрежьте на круги арбуз
И их попробуйте на вкус.
***
Если круг объемный,
Значит это шар!
— Рыбки! Час обеда
В аквариуме настал!
Загадки о геометрических фигурах
Источники: https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-kovaleva/zagadki-o-geometricheskih-figurah.html,
Братишка мой, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие...
Фигуры
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …
Круг
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Круг
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
Круг
Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
Овал
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
Квадрат
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.
Квадраты
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
Треугольник
Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
Треугольник
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? Треугольник.
Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! Треугольник.
Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. Треугольник.
Вы подумайте, скажите ...
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны.
Прямоугольник.
Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
Прямоугольник
Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Прямоугольник
Он и мячик, и клубок,
И Луна, и колобок.
Шар
Он похож на колесо,
А еще на букву О.
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это - (круг)
*
Из него мы строим дом.
И окошко в доме том.
За него в обед садимся,
В час досуга веселимся.
Ему каждый в доме рад.
Кто же он? Наш друг - (квадрат)
*
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А еще на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я?.
Треугольник то, друзья.
Эти фигуры по городу мчат,
В садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем же пишу я? Ответьте, друзья!
(прямоугольник)
*
Мы встречаем их везде –
На земле и на воде.
В небесах и под землей.
Нам они нужны с тобой.
Будем их мы называть,
В окружении искать.
Треугольник, круг, квадрат,
Тем фигурам каждый рад.
Различить их с вами сможем.
Мы без них никак не можем.