Урок математики в 5 классе «Геометрические фигуры. Построение конструкции из геометрических фигур и закрашивание её элементов»
Тема урока: Геометрические фигуры. Построение конструкции из геометрических фигур и закрашивание ее элементов.
Форма проведения: бинарный урок (математика и изобразительное искусство).
Цель урока: Формирование навыков построения конструкции с натуры из строительного материала и способов смешивания красок для получения новых цветов и оттенков для закрашивания конструкции.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать умения соблюдать правила и последовательность построения предметов с натуры, знакомить с понятием осевая симметрия;
- закреплять знания детей об основных цветах, способах их смешивания для получения новых цветов и оттенков; способствовать развитию творческого воображения;
Коррекционно-развивающие:
- развитие и коррекция внимания и памяти, речи, пространственного ориентирования, мелкой моторики, глазомера, графических навыков, личностных качеств учащихся (усидчивости, выдержки, умения выражать свои чувства);
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность; интерес к профессии строителя.
Оборудование: презентация «Профессия - строитель», термины, натура, образец рисунка, раздаточный материал (шаблоны, дополнительные задания), художественные инструменты, материалы и принадлежности.
Ход урока:
1.Оргмомент
(учитель изобразительного искусства)
1 слайд
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодняшний урок не совсем обычный, его проведут сразу два учителя. И мы желаем, чтобы наш урок прошел творчески, активно и с отличным настроением!
2. Актуализация опорных знаний
2 слайд
- Давайте посмотрим на экран. Расскажите об увиденном (слайд из сказки «Три поросенка»)
- Кто автор этого произведения?
3 слайд
- Кто вспомнит содержание?
- Чему же нас учит эта сказка? (Что дом нужно строить из крепкого материала и все делать дружно)
- Каким должен быть хороший дом? (Крепкий, надежный, безопасный, тёплый)
(учитель математики)
4 слайд
Строю школы, строю бани, строю новые дома,
Строю целые деревни, даже строю города!
Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,
Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега.
В своём деле я художник и над ленью победитель,
Догадались? я -… (строитель)
(учитель изобразительного искусства)
- Верно, ребята! Это ведь только в сказке даже маленькие поросята смогли построить дом. На самом деле, для этого много мастеров должно потрудиться. Возможно, кто-то из вас, когда вырастет, захочет стать строителем!
3. Сообщение темы и цели урока, объяснение
5 слайд
Тема сегодняшнего урока звучит так: Геометрические фигуры. Построение конструкции из геометрических фигур и закрашивание ее элементов.
6 слайд
(рассказывает ученик)
Я - каменщик. Я строю дом.
Я занимаюсь важным делом.
В ряды кирпич за кирпичом
Кладу я ловко и умело.
(учитель математики)
-Готовы вы сейчас стать строителями?
- Что нужно для строительства дома?
7 слайд
- Как обобщим? (Это строительные материалы)
Для нашей стройки мы будем использовать детский строительный материал.
На доске вы видите образец конструкции, которую нам необходимо сначала собрать.
- Предлагаем Вам, из имеющихся у вас на столе деталей, собрать такую же постройку, как изображено на слайде.
(дети строят постройку)
- А теперь давайте посмотрим на конструкцию, которая получилась у вас.
- На что она похожа? (на башню, пирамиду)
- Из скольких деталей состоит башня? (6 деталей)
- Из каких фигур состоит башня? (кубики)
- На какую фигуру похожа сторона кубика? (похожа на квадрат)
- Теперь нам нужно нарисовать такую башню.
- Как мы расположим лист? (вертикально)
8 слайд
- Башня имеет симметричную форму. Это значит, что правая и левая сторона относительно прямой выглядят одинаково. Например, бабочка, листок (слайд).
Построение
Слайд 9 - 12
Приложить линейку к нижнему краю листа.
По верхнему краю линейки проведите прямую линию.
Находим середину основания, ставим точку
Находим середину верхней стороны листа, ставим точку
Соединяем полученные точки, с помощью линейки
Посередине размещаем шаблон квадрата, так чтобы ось симметрии квадрата совпала с осью симметрии постройки и обводим его.
Слева и справа от него размещаем шаблон квадрата и обводим его.
Слева от оси симметрии прикладываем шаблон квадрата, обводим его.
Справа от оси симметрии прикладываем шаблон квадрата, обводим его.
Совмещаем ось симметрии квадрата и ось симметрии постройки, обводим его.
В итоге получилась башня.
4.Физминутка
13 слайд
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленям – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем,
Спинку дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
(учитель изобразительного искусства)
5. Закрашивание конструкции
- А теперь мы приступим к закрашиванию конструкции, т.е. малярным работам.
14 слайд
(рассказывает ученик )
Я маляр, шагаю к вам
С кистью и ведром.
Свежей краской буду сам
Красить новый дом.
Крашу стены, крашу дверь,
Пляшет кисть моя...
У меня и нос теперь
Белым стал, друзья.
- Прежде, чем приступить к выполнению задания, напомните мне правила работы с красками.
15 слайд
Правила работы с краской
1. Чистой водой подготовить и смочить краски
2. Смешение красок производить на палитре, не забывая промывать кисть
3. Ровно закрашивать поверхность изображаемого предмета
4. В конце работы вымыть кисть, не оставлять в банке с водой, а промокнуть салфеткой
5. По окончании работы навести порядок на рабочем месте
- Обратите внимание (образец), нижний ряд кубиков уже закрашен. Закрасьте аналогично.
(Дети закрашивают)
- У нас возникла малярная проблема, на столах есть только три краски, а кубиков – 6. Необходимо раскрасить остальные кубики так, чтобы цвета не повторялись. Кто-нибудь может предложить решение?
(дети отвечают)
-Давайте попробуем смешать два ближайших цвета между собой и выполнять смешивание мы будем на палитре (аналогично выполняется смешивание другой пары цветов).
Закрепление получения дополнительных новых цветов.
6. Подведение итогов урока:
(учитель математики)
- Строители с первой парты, выносите свои работы (и т.д., ученики выносят свои работы, крепят на доску).
16 слайд
- Ребята, наши дома выстроились в ряд и получилась ….. (улица)
- Какие дома выросли на этой улице? (высокие, красивые, ровные, разноцветные)
(рассказывает ученик)
Вырос дом большой и светлый
Люди жить придут сюда.
И строитель так ответит –
Счастье - строить города!
(учитель изобразительного искусства)
- Я надеюсь, что среди вас тоже есть будущие строители, которые совсем скоро удивят нас новыми прочными и красивыми домами.
- Наведите порядок на рабочем месте, спасибо за работу!