Справочный материал «Мир детской психологии»

2
1
Материал опубликован 1 April 2019


 


 


 

Журнал издаётся в поддержку родителям, педагогам и детям дошкольного образования.

 


 


 


 

Педагог-психолог: Остробородова Ирина Николаевна

Письмо от малыша. с. 1-2

Влияние семьи на развитие ребёнка. с. 3-4

Отгадай загадку.

Правила, которые помогают наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину. с. 5

Развивалочка

4. Обязанности родителей. с. 6

Пальчиковая гимнастика

5. «Секреты воспитания вежливого ребёнка». с. 7

Физминутка.

6. Добро пожаловать в мир Детских Поделок. с. 8-9

Рекомендации для родителей.

7. Пять рецептов избавления от гнева. с. 10-13

Поделки своими руками.

8. Шпаргалка для родителей. с. 14-15

1

ПИСЬМО ОТ МАЛЫША. 

Здравствуйте мои дорогие и любимые родители!  Это Я, Ваш малыш... Вы знаете, что я очень любознательный и общительный, поэтому я решил не надолго оторваться от игры и поговорить с Вами.

У меня все хорошо, я очень подвижен, у меня отличное настроение, я часто улыбаюсь, смеюсь и радуюсь общению с взрослыми. Я уже становлюсь постепенно самостоятельным, и если раньше вы делали что-то вместо меня, то теперь мы это делаем совместно.

 Мне  очень интересно познавать окружающий мир, изучать его и осваивать, но мне сложно это делать самому и поэтому Я обращаюсь к взрослому: "Мы слиты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, научи!"

Моим основным видом деятельности является предметная деятельность, то есть я знакомлюсь с различными свойствами предметов, осваиваю их и продолжаю свое развитие. Но мне необходимо, чтобы меня направляли в игре, иначе у меня могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: Я будут без конца катать машинку, брать кубики в рот, могу перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте мне, как пользоваться молотком, совочком, лопаткой и т. д.

Под руководством взрослых Я лучше воспринимаю окружающий мир: различаю, сравниваю, устанавливаю сходство предметов по их признакам - по цвету, форме, величине. Сначала по образцу, а потом и по слову Я могу из двух-трех цветных кубиков выбрать

кубик требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины выбрать маленькую матрешку.

Приучайте Меня к самостоятельности, не делайте за Меня то, что Я могу сделать Сам.

Воспитывайте у Меня любовь к порядку. Чтобы Я складывал Сам игрушки, свою одежду, помогал делать уборку в доме и т. д.

2

Помните, что мы, малыши, во всем подражаем Вам, взрослым. Будьте внимательны к себе и своим действиям, потому что наше поведение это

зеркальное отражение поведения взрослых. А еще, мои дорогие мамочка и папочка со мной нужно постоянно разговаривать, а все это потому, что ранний возраст чувствителен к развитию речи. Я осваиваю постепенно речь, так же как и окружающие меня предметы. Когда взрослый мне что то показывает вместе с речевым указанием, Я лучше усваиваю действие и обогащаю свою речь. Например, когда взрослый говорит мне: "Дай ручку" -  и сам делает соответствующий жест, я быстро учусь ответному действию. При этом я понимаю не только  слова,  а всю ситуацию в целом.

Конечно, я бываю капризным и непоседливым, но это все, оттого что я так спешу познать окружающий мир, и мне хочется успешно делать в нем самостоятельные шаги,  и на пути к этим шагам Вы мамочка и папочка иногда уж слишком усердно стараетесь мне помогать, так вышло, что мне это не нравится, поэтому мне перестает быть интересным действие, которое делается за меня, оно лишает меня самостоятельности. В моем возрасте дорогие родители есть определенный девиз: «Помоги мне это сделать самому!» Я буду очень признательным Вам, если вы им проникнетесь! Для того чтобы я был веселым и общительным, активно развивался и доставлял Вам радость мне нужно всего лишь немного: Вашего внимания, СОучастия, тепла и капельку терпения!

                    С любовью, Ваш малыш!

Влияние семьи на развитие ребенка

  Семья для ребёнка - это место его рождения и основная среда, где он растёт и развивается. Она определяет в жизни ребенка очень многое. Недаром говорят: "Яблоко от яблони недалеко падает", "Родители трудолюбивы и дети не ленивы". Одна из наиболее сильных человеческих связей - это связь между родителями и детьми.

     Ребёнок будет благополучен, если в семье доброжелательная атмосфера и такие семейные отношения, которые дают чувство защищенности, любви и принятия. Это стимулирует и направляет его развитие.

     Незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе и позитивного восприятия мира - родительская любовь. Народная мудрость гласит: "У отца с матерью за пазухой и на морозе тепло", "Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать". Не забывайте говорить своим детям, что вы их любите, им важно слышать это. Не бросайтесь словами: "Всё - я тебя не люблю. Если ты не сделаешь то, что я тебя прошу - я тебя любить не буду". Эти слова заставляют ребёнка сомневаться в вашем отношении к нему и зарождают в нем страх потерять вашу любовь, что ведет к невротизации, неуверенности в себе, возникновению различных страхов.

     Семья должна обеспечивать чувство безопасности - это одно из основных условий нормального развития ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.

     Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определенным способам и моделям поведения. Поощряя или осуждая определенные поступки, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя

степень свободы действий ребенка, родители формируют и влияют на его поведение.

      Общение в семье формирует мировоззрение ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Морально-психологический климат семьи - это школа отношений с людьми.

      В настоящее время всё больше внимания, в том числе и на государственном уровне, стали уделять семье. 2008г. был объявлен годом семьи, появился своеобразный праздник семьи -  День Петра и

4

Февронии. На телевидении всё больше становится социальной рекламы, программ и передач, направленных на то, чтобы люди задумались о семейных ценностях. Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является  взаимодействие с семьёй.

Загадки для детей.

По синей скатёрке
Плывёт Егорка -
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная. (Лодка)


 

***

Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок. (Уточка)

***
Моргает глазами,
Скрипит тормозами. (Машина)

***

Здесь котята - акробаты,
Здесь и клоуны-котята.
Через голову - кувырк,
Значит, здесь кошачий... (цирк)


 


 


 


 


 


 

5

    Правила, которые помогают наладить
и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

 1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребёнка.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (движение, познание, упражнение).

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.


 

Развивалочка.


 


 

найди

последовательность

в картинках

 


 


 


 


 

6

Обязанности родителей

* приводить ребёнка аккуратно одетым и лично передавать его воспитателю и забирать! Родители, помните! Воспитателям категорически запрещается отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, детям мл. школьного возраста, отпускать детей по просьбе родителей, отдавать детей незнакомым лицам без предупреждения родителей!
* решать все спорные вопросы в спокойной и деловой обстановке с указанием причин спора и привлечением администрации! Родители, помните! Конфликтные ситуации должны разрешаться без детей.
* оказывать помощь в благоустройстве детского сада
* одевать детей по сезону и в соответствии с погодой! Родители, помните! Чрезмерное укутывание или недостаточно тёплая одежда могут привести к заболеванию ребёнка!
* не приводить больного ребёнка в детский сад и своевременно сообщать о причинах непосещения . Родители, помните! Если ребёнок не посещает детский сад три дня и более, то он принимается в детский сад только с медицинской справкой!
* вносить плату за содержание ребёнка в детский сад до 15 числа каждого месяца


 

Пальчиковая гимнастика.


 

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

7

    "Секреты воспитания вежливого ребенка. "   

   Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые родители, ведете себя:

·      Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к его и своим друзьям;

·      Никогда не оскорбляйте человеческого достоинства своего ребенка, не кричите на него, не говорите при нем или ему грубых слов и ,ни в коем случае, не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания;

·      Не делайте бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка;

·      Предъявляйте к детям единые требования и ,если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайтесь в их  отсутствие;

·      Требуя от ребенка выполнения определенных правил, выполняйте их сами;

·      Уважайте достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано»;

·      Не забывайте говорить ребенку «пожалуйста», «спасибо», «спокойной ночи», а также часто используйте похвалу;

Физминутки для детей.

Киска

То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.


 


 

8

Добро пожаловать в мир Детских Поделок

Елка из шишек

Нам понадобятся: еловые шишки, проволока, пенопласт, ленточки, краски.

1

К шишкам прикрепите проволоку. Из ленточек сделайте бантики и тоже закрепите их проволокой. Шишки можно перед этим покрасить золотой или серебряной краской или покрыть лаком.

2

Из пенопласта (с помощью родителей) вырежьте конус высотой 20 см. Покрасьте его в зеленый цвет красками. В конус из пенопласта или пластилина воткните заготовленные шишки и бантики на проволочках.

Готовая елочка будет выглядеть примерно так:

Вместо пенопласта можно использовать пластилин, если вас устроит маленькая ёлочка.


 

Рекомендации для родителей:

Совместный труд родителей и детей, только стимулирует ребёнка на дальнейшую оригинальную поделку.


 


 


 


 


 


 

10

  Пять рецептов избавления от гнева

1.  Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

—  слушайте его;

—  проводите с ним как можно больше времени;

—  делитесь с ним своим опытом;

—  рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.

2.  Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находи­тесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:

—  отложите или отмените совместные дела с ребенком;

—  старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;

—  выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.

3.  Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что-нибудь прият­ное, что могло бы вас успокоить.

4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприят­ности, которые могут вызвать ваш гнев:

—  не давайте играть ребенку с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;

—  не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь пред­чувствовать наступление срыва.

5.  К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь учесть возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям:

—  изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать внимание);

—  если вам предстоит первый визит, например, к врачу, от­репетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.

Дети многому учатся у взрослых, и, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовос­питанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.


 


 

11

Поделки своими руками.

Рождественский ангел

Нам понадобятся: картонный цилиндр из-под туалетной бумаги, клей ПВА, ножницы, цветная бумага, клей.

Мы с вами будем учиться делать вот такого ангела:


 

1

Сначала сделайте ажурную снежинку:
а) возьмите лист белой бумаги размером 20х20 см;
б) сложите его пополам;
в) еще раз пополам;
г) затем сложите два противоположных уголка вместе.


 

2

Вырежьте красивый узор.

3

Получилась узорчатая снежинка. Если дома есть ажурные салфетки, можно использовать их.

4

Наклейте половинку снежинки на цветную бумагу и вырежьте полукруг по выкройке.

5

Намажьте клеем с краю.

6

Склейте конус.

7

Вырежьте крылья по выкройке и приклейте.

8

Нарисуйте глаза и ротик. Приклейте волосы из ваты.

Ангела можно сделать из кружев и ткани, голову - из капронового чулка, ваты, ниток и бусин.


 

Шпаргалка для родителей.

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка

Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей?

Как решить проблему:

Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.

Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – как, в каких ситуациях они проявляются, быть может, вы какими ­то своими действиями провоцируете его на эти негативные проявления.

Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок "упрямый, настырный". Если причина упрямства – не вы, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?

"Обратной стороной медали" могут оказаться такие черты, которые желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, дошкольник, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен с вещами. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия, он все время что­ то придумывает, а беспорядок – следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.

Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка, осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.

Если вы не уверены в возможностях ребенка

Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.

15

Как предотвратить проблему:

Постарайтесь точно определить, чем вызваны ваши сомнения: не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.

По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом, постарайтесь записать то, что видите.

Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипер тревожности.

Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребенка: это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.

Как справиться с проблемой, если она уже есть:

Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.

Постарайтесь избавиться от высказываний типа: "У тебя не получится", "Ты не сумеешь".

Замените их конструктивными фразами: "Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего ты начнешь?"; "Ты пробовал построить башню из книг, и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?"

Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все дети развиваются в своем темпе, по своей траектории.

Если вы видите, что чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить, подчеркивая положительные черты его характера.

Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какой труд! Спасибо

1 April 2019