Мир Истории 6 класс (ОВЗ). Тема "Первые жилища человека"

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение
“Средняя школа г.Лузы”
Конспект урока «Первые жилища человека»
(Мир истории, 6 класс,
ограниченные возможности здоровья)
Составила:
Пластинина Галина Григорьевна
Учитель специальных коррекционных классов
Тема: Первые жилища человека.
Цель: Определить роль жилища в жизни человека, сформировать представление о различных типах жилья, зависящих от особенностей местности, в которой живет человек, и его образа жизни.
Коррекционные цели: развивать память, мышления и речевые навыки, обогащать словарный запас и совершенствовать способности к чтению.
Задачи:
Личностные:
Формирование ценностного отношения к одноклассникам, через признание различных мнений и повышение культуры речевого общения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД – Осознание учебной задачи на уроке и стремление к её выполнению, а также способность отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения в ходе занятия.
Познавательные УУД – Умение осознанно и целенаправленно формулировать устные высказывания, анализировать информацию и строить рассуждения в виде простых суждений о предмете обсуждения.
Коммуникативные УУД – Способность работать в парах и группах, умение слушать и понимать других, а также достигать общего согласия в совместной деятельности.
Предметные: Ученики научатся выделять характерные особенности возведения многоэтажных деревянных, кирпичных и панельных домов, а также использовать личные наблюдения для решения учебных задач.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний
СЛАЙД 2.
Предлагаю ознакомиться с высказыванием, вставить недостающее слово и определить тему нашего урока.
Каждому человеку важно иметь надёжный ДОМ, без которого трудно создать семью и иметь своё хозяйство.
СЛАЙД 3.
Слово «дом» имеет свои корни в латинском термине «домус», что переводится как «жилище» или «хозяйство». Дом представляет собой пространство, наполненное теплом и заботой, где нас рады видеть и готовы поддержать в сложные времена. Вы, вероятно, сталкивались с фразой «чувствовать себя как дома». Что она подразумевает? Это означает ощущение комфорта, свободы и радости. Не зря утверждают: «В гостях хорошо, а дома лучше!»
СЛАЙД 4.
- Посмотрим на слайд и скажем кто это? (первобытный человек)
- Давайте определим тему нашего урока. Какие вопросы мы будем обсуждать в ходе занятия? (Какие дома строили древние люди? Из чего строили дома в древности? )
3 . Основной этап
- Где предпочитали обосновываться древние люди для защиты от непогоды и угроз?
СЛАЙД 6.
В каменном веке предки современных людей обитали в дикой природе, что побуждало их приспосабливать свою жизнь к её условиям.
СЛАЙД 7.
В тех местах, где не было естественных укрытий, они создавали конструкции, напоминающие шалаши.
- Из каких материалов можно было изготовить шалаш? (ветки, шкуры животных и т.д.)
СЛАЙД 8.
4. Самостоятельная работа. Работа в парах
Работа с учебником с.138. Карточка №1.
Карточка. вставьте пропущенные слова, используя текст учебника.
В тех местах, где не было пещер, они сооружали подобие ШАЛАШЕЙ. Для этого
Каркас из ДЕРЕВЬЕВ или КОСТЕЙ крупных животных наваливали ВЕТВИ и ШКУРЫ животных. Это были первые ЖИЛИЩА, сделанные руками ЧЕЛОВЕКА.
Со временем, когда в поисках пищи люди сталкивались с необходимостью перемещаться в новые районы для проживания, они овладели искусством создания разборных жилищ, которые строились из заранее заготовленных материалов. Такое жилье оказалось особенно удобным для собирателей, а позднее и для скотоводов.
СЛАЙД 9.
-Каково могло быть жилище людей, которые занимались земледелием и скотоводством?
СЛАЙД 10.
Самостоятельная работа с учебником с.138-139. Карточка № 2
Дополним предложение с помощью учебника.
В жилищах были помещения:
Для хранения сельскохозяйственных продуктов
Для содержания скота
Специальные места для…
Для сушки зерна, чесания шерсти, изготовления сыра и масла
К числу старинных жилых построек относится землянка, возникшая примерно 3 тысячи лет до нашей эры
СЛАЙД 11.
Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй и травой. Внутри обычно находился очаг, сложенный из камней. Наклонная крыша держалась на вкопанных шестах.
СЛАЙД 12.
Землянки были и во время Великой отечественной Войны
Они строились в экстренных условиях, и основной задачей при создании такого укрытия было обеспечить защиту от огня, снарядов и холода.
Также характерной чертой многих землянок было наличие нескольких камер. Это позволило разделить пространство на функциональные зоны: так, одна часть предназначалась для сна, другая — для хранения еды и вещей, третья — для обогрева и приготовления пищи.
Землянка в годы Великой Отечественной войны стала настоящим символом стойкости, мужества и единства, это олицетворение духа народа, который не сломился под давлением войны. Несмотря на трудности, любовь к жизни, стремление к миру и человечности остались живыми даже в самые холодные и жуткие дни.
СЛАЙД 13.
Землянки во время специальной военной операции.
В последние годы специальная военная операция на Украине возродила интерес к этому старинному решению, показывая, что на поле боя важна не только техника, но и традиционные методы. В современных условиях, землянки позволяют солдатам переживать тяжелые погодные условия, обеспечивать себе укрытие от обстрелов и накапливать ресурсы.
Возможность иметь место, где можно отдохнуть и восстановить силы, даже на короткое время, позволяет сохранить боеспособность и готовность к исполнению задач.
СЛАЙД 14.
Дома древнего Рима
С течением времени жилище древнего человека претерпели изменения. К примеру, в Древнем Риме уже строились дома из камня и кирпича, которые отличались грубой штукатуркой и отсутствием окон. Некоторые здания возводили из сушёных на солнце кирпичей, а крыши покрывали соломой и черепицей. К 200 году нашей эры Рим стал одним из крупнейших и самых красивых городов древности, располагая театром, цирком, банями и множеством храмов. Дома зажиточных римлян выделялись удобством и эстетикой: в них имелись полы с подогревом, внутренние дворики с бассейнами и мраморные скульптуры. Для возведения этих сооружений использовались обожжённый кирпич и мрамор.
СЛАЙД 15.
Задание. Найди дом древнего Рима.
СЛАЙД 16.
Рассмотрим изображения и обсудим, в чем заключаются отличия между жилищем древнего человека и современным домом.
Прошли столетия и тысячелетия. Вместо землянок и шалашей человек начал возводить сначала одноэтажные, а затем многоэтажные здания.
Многоэтажные дома предоставляют возможность для одновременного расселения большого числа людей. Они оборудованы всеми необходимыми условиями и удобствами для комфортной жизни.
Современные высотные и многоэтажные здания возводятся в соответствии с определенными стандартами, и эту работу выполняют квалифицированные специалисты.
5. Закрепление основных понятий урока.
В строительстве современных объектов участвуют представители различных профессий.
-Люди каких профессий участвуют в строительстве современных домов?
СЛАЙД 17.
Прочитай профессии убери лишнее слово.
-Люди каких профессий не участвуют в строительстве современных домов
СЛАЙД 18.
Архитектор — это профессионал, который разрабатывает новые виды зданий и оценивает их гармоничное расположение в окружающей местности.
- На с.140 найдите и зачитайте, как называется наука и искусство строить жильё и другие сооружения необходимые человеку.? ! (Архитектура)
Все здания и сооружения, находящиеся в городе или поселке, представляют собой архитектуру, отличающуюся по размеру, цвету и планировке элементов.
Их создали благодаря развитию техники и домостроения.
-А может ли вручную человек построить высотный дом?
-Какие машины помогают человеку в строительстве дома?
Современный дом не построить без помощников – строительных машин.
СЛАЙД 19.
( Экскаваторы, подъёмные краны, самосвалы, бетономешалки, бульдозеры, башенный кран, погрузчик, автокран – все они работают на стройке.)
СЛАЙД 20.
6. Творческая самостоятельная работа
Работа с учебником с.139-140. Карточка № 2.
Прочитайте и заполните таблиц.
1.Какие материалы используются в строительстве современного дома.
Природные материалы | Искусственные материалы |
Дерево, солома, глина, гранит, | Бетон кирпич, стекло, сталь |
2.Как называется наука и искусство строить жильё и другие сооружения, необходимые человеку? АРХИТЕКТУРА
7. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? (Мы узнали, что……..)
СЛАЙД 21.
Домашнее задание: карточка № 3
1. Где предпочитали обосновываться древние люди для защиты от непогоды и угроз?
2. Из каких материалов можно было изготовить шалаш?
3. Почему долгое время люди и животные жили в одном помещении?
4. Какие удобства были в домах богатых Римлян?
5. Как называются неприродные, созданные техническими средствами материалы.__________________
СЛАЙД 22.
8. Рефлексия. «Выбор»
Я научился | |
многому | малому |
Я думаю, что слушал других | |
внимательно | невнимательно |
Результатом своей работы на уроке я | |
доволен | не доволен |
СЛАЙД 23.
Приложение.
Карточка №1
Работа с учебником с.138. Карточка №1.
Вставьте пропущенные слова, используя текст учебника.
В тех местах, где не было пещер, они сооружали подобие _________________. Для этого каркас из __________________ или ________________________ крупных животных наваливали ____________________ и _______________ животных. Это были первые _________________________, сделанные руками
________________________.
Карточка № 2.
Работа с учебником с.138-139.
Дополни предложение с помощью учебника.
В жилищах были помещения:
____________________________________________________
_____________________________________________________
Специальные места для…
_____________________________________________________
Карточка № 3.
Работа с учебником с.139-140.
Прочитайте и заполните таблиц.
1.Какие материалы используются в строительстве современного дома?
Природные материалы | Искусственные материалы |
2.Как называется наука и искусство строить жильё и другие сооружения, необходимые человеку? _____________________
Карточка № 4
Напишите ответы на вопросы.
Где предпочитали обосновываться древние люди для защиты от непогоды и угроз?_________________________
__________________________________________________
Из каких материалов можно было изготовить шалаш?
_________________________________________________
_________________________________________________
Какие удобства были в домах богатых Римлян?
_________________________________________________
_________________________________________________
Как называются неприродные, созданные техническими
средствами материалы?_____________________________