Мир Истории 6 класс (ОВЗ). Тема "Первые жилища человека"

0
0
Материал опубликован 6 March в группе

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя школа г.Лузы”















Конспект урока «Первые жилища человека»

(Мир истории, 6 класс,

ограниченные возможности здоровья)











Составила:

Пластинина Галина Григорьевна

Учитель специальных коррекционных классов

















2025 г.

Тема: Первые жилища человека.

Цель: Определить роль жилища в жизни человека, сформировать представление о различных типах жилья, зависящих от особенностей местности, в которой живет человек, и его образа жизни.

Коррекционные цели: развивать память, мышления и речевые навыки, обогащать словарный запас и совершенствовать способности к чтению.

Задачи:

Личностные:

Формирование ценностного отношения к одноклассникам, через признание различных мнений и повышение культуры речевого общения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД – Осознание учебной задачи на уроке и стремление к её выполнению, а также способность отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения в ходе занятия.

Познавательные УУД – Умение осознанно и целенаправленно формулировать устные высказывания, анализировать информацию и строить рассуждения в виде простых суждений о предмете обсуждения.

Коммуникативные УУД – Способность работать в парах и группах, умение слушать и понимать других, а также достигать общего согласия в совместной деятельности.

Предметные: Ученики научатся выделять характерные особенности возведения многоэтажных деревянных, кирпичных и панельных домов, а также использовать личные наблюдения для решения учебных задач.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин.)

2. Актуализация знаний

СЛАЙД 2.

Предлагаю ознакомиться с высказыванием, вставить недостающее слово и определить тему нашего урока.

Каждому человеку важно иметь надёжный ДОМ, без которого трудно создать семью и иметь своё хозяйство.

СЛАЙД 3.

Слово «дом» имеет свои корни в латинском термине «домус», что переводится как «жилище» или «хозяйство». Дом представляет собой пространство, наполненное теплом и заботой, где нас рады видеть и готовы поддержать в сложные времена. Вы, вероятно, сталкивались с фразой «чувствовать себя как дома». Что она подразумевает? Это означает ощущение комфорта, свободы и радости. Не зря утверждают: «В гостях хорошо, а дома лучше!»

СЛАЙД 4.

- Посмотрим на слайд и скажем кто это? (первобытный человек)

- Давайте определим тему нашего урока. Какие вопросы мы будем обсуждать в ходе занятия? (Какие дома строили древние люди? Из чего строили дома в древности? )

3 . Основной этап

- Где предпочитали обосновываться древние люди для защиты от непогоды и угроз?

СЛАЙД 6.

В каменном веке предки современных людей обитали в дикой природе, что побуждало их приспосабливать свою жизнь к её условиям.

СЛАЙД 7.

В тех местах, где не было естественных укрытий, они создавали конструкции, напоминающие шалаши.

- Из каких материалов можно было изготовить шалаш? (ветки, шкуры животных и т.д.)

СЛАЙД 8.

4. Самостоятельная работа. Работа в парах

Работа с учебником с.138. Карточка №1.

Карточка. вставьте пропущенные слова, используя текст учебника.

В тех местах, где не было пещер, они сооружали подобие ШАЛАШЕЙ. Для этого

Каркас из ДЕРЕВЬЕВ или КОСТЕЙ крупных животных наваливали ВЕТВИ и ШКУРЫ животных. Это были первые ЖИЛИЩА, сделанные руками ЧЕЛОВЕКА.

Со временем, когда в поисках пищи люди сталкивались с необходимостью перемещаться в новые районы для проживания, они овладели искусством создания разборных жилищ, которые строились из заранее заготовленных материалов. Такое жилье оказалось особенно удобным для собирателей, а позднее и для скотоводов.

СЛАЙД 9.

-Каково могло быть жилище людей, которые занимались земледелием и скотоводством?

СЛАЙД 10.

Самостоятельная работа с учебником с.138-139. Карточка № 2

Дополним предложение с помощью учебника.

В жилищах были помещения:

Для хранения сельскохозяйственных продуктов

Для содержания скота

Специальные места для…

Для сушки зерна, чесания шерсти, изготовления сыра и масла

К числу старинных жилых построек относится землянка, возникшая примерно 3 тысячи лет до нашей эры

СЛАЙД 11.

Земля́нка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй и травой. Внутри обычно находился очаг, сложенный из камней. Наклонная крыша держалась на вкопанных шестах.

СЛАЙД 12.

Землянки были и во время Великой отечественной Войны

Они строились в экстренных условиях, и основной задачей при создании такого укрытия было обеспечить защиту от огня, снарядов и холода.

Также характерной чертой многих землянок было наличие нескольких камер. Это позволило разделить пространство на функциональные зоны: так, одна часть предназначалась для сна, другая — для хранения еды и вещей, третья — для обогрева и приготовления пищи.

Землянка в годы Великой Отечественной войны стала настоящим символом стойкости, мужества и единства, это олицетворение духа народа, который не сломился под давлением войны. Несмотря на трудности, любовь к жизни, стремление к миру и человечности остались живыми даже в самые холодные и жуткие дни.

СЛАЙД 13.

Землянки во время специальной военной операции.

В последние годы специальная военная операция на Украине возродила интерес к этому старинному решению, показывая, что на поле боя важна не только техника, но и традиционные методы. В современных условиях, землянки позволяют солдатам переживать тяжелые погодные условия, обеспечивать себе укрытие от обстрелов и накапливать ресурсы.

Возможность иметь место, где можно отдохнуть и восстановить силы, даже на короткое время, позволяет сохранить боеспособность и готовность к исполнению задач.

СЛАЙД 14.

Дома древнего Рима

С течением времени жилище древнего человека претерпели изменения. К примеру, в Древнем Риме уже строились дома из камня и кирпича, которые отличались грубой штукатуркой и отсутствием окон. Некоторые здания возводили из сушёных на солнце кирпичей, а крыши покрывали соломой и черепицей. К 200 году нашей эры Рим стал одним из крупнейших и самых красивых городов древности, располагая театром, цирком, банями и множеством храмов. Дома зажиточных римлян выделялись удобством и эстетикой: в них имелись полы с подогревом, внутренние дворики с бассейнами и мраморные скульптуры. Для возведения этих сооружений использовались обожжённый кирпич и мрамор.

СЛАЙД 15.

Задание. Найди дом древнего Рима.

СЛАЙД 16.

Рассмотрим изображения и обсудим, в чем заключаются отличия между жилищем древнего человека и современным домом.

Прошли столетия и тысячелетия. Вместо землянок и шалашей человек начал возводить сначала одноэтажные, а затем многоэтажные здания.

Многоэтажные дома предоставляют возможность для одновременного расселения большого числа людей. Они оборудованы всеми необходимыми условиями и удобствами для комфортной жизни.

Современные высотные и многоэтажные здания возводятся в соответствии с определенными стандартами, и эту работу выполняют квалифицированные специалисты.

5. Закрепление основных понятий урока.

В строительстве современных объектов участвуют представители различных профессий.

-Люди каких профессий участвуют в строительстве современных домов?

СЛАЙД 17.

Прочитай профессии убери лишнее слово.

-Люди каких профессий не участвуют в строительстве современных домов

СЛАЙД 18.

Архитектор — это профессионал, который разрабатывает новые виды зданий и оценивает их гармоничное расположение в окружающей местности.

- На с.140 найдите и зачитайте, как называется наука и искусство строить жильё и другие сооружения необходимые человеку.? ! (Архитектура)

Все здания и сооружения, находящиеся в городе или поселке, представляют собой архитектуру, отличающуюся по размеру, цвету и планировке элементов.

Их создали благодаря развитию техники и домостроения.

-А может ли вручную человек построить высотный дом?

-Какие машины помогают человеку в строительстве дома?

Современный дом не построить без помощников – строительных машин.

СЛАЙД 19.

( Экскаваторы, подъёмные краны, самосвалы, бетономешалки, бульдозеры, башенный кран, погрузчик, автокран – все они работают на стройке.)

СЛАЙД 20.

6. Творческая самостоятельная работа

Работа с учебником с.139-140. Карточка № 2.







Прочитайте и заполните таблиц.

1.Какие материалы используются в строительстве современного дома.

Природные материалы

Искусственные материалы

Дерево, солома, глина, гранит,

Бетон кирпич, стекло, сталь



2.Как называется наука и искусство строить жильё и другие сооружения, необходимые человеку? АРХИТЕКТУРА

7. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке? (Мы узнали, что……..)

СЛАЙД 21.

Домашнее задание: карточка № 3

1. Где предпочитали обосновываться древние люди для защиты от непогоды и угроз?

2. Из каких материалов можно было изготовить шалаш?

3. Почему долгое время люди и животные жили в одном помещении?

4. Какие удобства были в домах богатых Римлян?

5. Как называются неприродные, созданные техническими средствами материалы.__________________

СЛАЙД 22.

8. Рефлексия. «Выбор»

Я научился

многому

малому

Я думаю, что слушал других

внимательно

невнимательно

Результатом своей работы на уроке я

доволен

не доволен



СЛАЙД 23.













Приложение.

Карточка №1

Работа с учебником с.138. Карточка №1.

Вставьте пропущенные слова, используя текст учебника.

В тех местах, где не было пещер, они сооружали подобие _________________. Для этого каркас из __________________ или ________________________ крупных животных наваливали ____________________ и _______________ животных. Это были первые _________________________, сделанные руками

________________________.



Карточка № 2.

Работа с учебником с.138-139.

Дополни предложение с помощью учебника.

В жилищах были помещения:

____________________________________________________

_____________________________________________________

Специальные места для…

_____________________________________________________









Карточка № 3.

Работа с учебником с.139-140.

Прочитайте и заполните таблиц.

1.Какие материалы используются в строительстве современного дома?

Природные материалы

Искусственные материалы











2.Как называется наука и искусство строить жильё и другие сооружения, необходимые человеку? _____________________



Карточка № 4

Напишите ответы на вопросы.

Где предпочитали обосновываться древние люди для защиты от непогоды и угроз?_________________________

__________________________________________________


Из каких материалов можно было изготовить шалаш?

_________________________________________________

_________________________________________________

Какие удобства были в домах богатых Римлян?

_________________________________________________

_________________________________________________

Как называются неприродные, созданные техническими

средствами материалы?_____________________________



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.