Урок истории в 6 классе на тему «Первые известия о Руси»

4
0
Материал опубликован 9 October 2019 в группе

Тема занятия: Первые известия о Руси

Учебная дисциплина: История России

Класс: 6

Образовательная организация: МБОУ СОШ№15 С УИОП в г. Заринске

ФИО учителя: Шарыгина Анастасия Игоревна, учитель истории

t1570625926aa.jpg
 


 


 


 


 


 


 


 

t1570625926ab.gif


 

Место проведения: МБОУ СОШ№15 с УИОП

Продолжительность: 40 минут

Тип занятия: комбинированный

Основные понятия и термины: Русы. Варяги. Русь. Норманнская проблема (теория), Антинорманская теория

Основные даты: 862 г. – легендарное призвание варягов

Персоналии: Рюрик, норманы

Образовательная технология: технология развития критического мышления.

Цель урока:

- Создать условия для формирования учебной коммуникации и взаимодействия посредством освоения базовых исторических знаний об основных этапах и закономерностях появления первых известий о Руси

Планируемые результаты:

-личностные:

обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России;

ответственному отношению к учению;

уважительному отношению к труду;

способности вести диалог, уважать собеседника;

правилам спора и диалога;

получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов

-метапредметные:

обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

выполнять опорный конспект;

развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.

-предметные:

учащийся научится использовать историческую карту как источник информации;

объяснять причины и следствия исторических событий (призвание варягов);

анализировать различные теории о происхождении варягов и Руси;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

Визуализация:

Проектор, компьютер, интерактивная доска;

Электронная карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.»

Учебник, тетради, словарики исторических терминов и дат

Инсценированный образ

Метапредметные связи: география, литература (древнерусская литература)

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся (Приложение 1), проверка готовности учащихся к уроку.

(1 мин.)

Приветствует обучающихся, создает благоприятную атмосферу для работы на уроке

Приветствуют учителя

Повторение

Историческая разминка

Коллективное разгадывание кроссворда по пройденным темам прошлого урока, составленного учителем

(5-7 мин.) (слайд 1-2)

Организует работу по поддержанию интереса к истории Руси,

задает наводящие вопросы (при необходимости) в процессе разгадывания кроссворда

Коллективное разгадывание кроссворда по пройденным темам, применяют ранее полученные знания

отвечают на вопросы учителя, обсуждают ответы в парах, делают выводы. Активный обмен мнениями

Мотивационно-целевой

Как называется наша страна? (Россия). Откуда происходит это название? (из древности) Что оно означает? (народ который проживал на территории восточной Европы в IX веке).

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Как и откуда произошло слово Русь) (2-3 мин.) (слайд 3) Ребята, а из какого источника мы можем узнать информацию о славянах? («Повесть временных лет») (слайд 4)

Демонстрирует слайды презентации, организует целеполагание на основе ассоциативного ряда, создает условия для формулирования темы урока

Высказывают предположения на основе этимологического значения слов «Русь, Россия...» формулируют тему урока

Актуализация знаний

Прием «Удивляй». (Инсценировка)

«Боже, избави нас от ярости норманнов». Вспомните, чей день начинался с такой молитвы? (норманнов) Стук в дверь. Входит переодетый ученик в норманна и завораживающе рассказывает: о том, чем занимались норманны. На какие страны совершали набеги.

(5-6 мин.)


 

 

Задает вопросы, корректирует предположения учащихся, демонстрирует слайды презентации

Воспринимают новую информацию на основе усиления учебной мотивации

Содержательно-операционный

Работа с источниками

Учебник: - прочитайте п. 2 §4 и ответьте на вопрос: - Как с норманнами была связана ранняя история древних славян?

Работа с картой

Покажите на карте Скандинавию, Ладогу, Новгород.

На 20 – ой минуте Физкультминутка

Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о призвании варяга на княжение и ответьте на вопросы к тексту письменно (Приложение 3).

Работа в группах по предложенным материалам (Приложение 4)

На основе рассказа учащихся ребятам предлагается назвать и записать основные версии происхождения термина «Русь»

(18-20 мин)

Предлагает задания, наблюдает за действиями учащихся, корректирует ответы (при необходимости) с помощью наводящих вопросов.

 

 

Раздает дополнительный материал – отрывок из «Повести временных лет» для чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Откуда есть пошла земля русская…». Рассказывают о версиях происхождения термина «Русь»

Работают с источниками, читают, работают с картой, отвечают на вопросы,

 

 

Анализируют информацию из отрывка летописи.

 

Определяют хронологические периоды.

Называют и записывают основные версии происхождения термина «Русь»

Контрольно-оценочный

Можно ли считать какую-то теорию о происхождении термина «Русь» окончательной? (нет) Почему? (все теории подтверждены фактами) Выскажите свое мнение относительно норманнской и антинорманнской теорий Аргументируйте свое предположение.

Составление синквейна (Приложение 5)

(7-8 мин.)

Задает вопросы для контроля усвоения знаний и формирования УУД

 

 

 

 

 

Составление синквейна

Действия самооценки и самоконтроля

существующие точки зрения, и мнения, специфику исторического знания. Учатся аргументировать свое мнение.

 

 

Рефлексия

Итог урока

Оценивание качества урока, его содержательности для учащихся (Приложение 6) (3-2 мин.)

Использование методики незаконченных предложений

Этап размышления, творческого развития

Высказываю свое мнение о проведенном уроке, выражают впечатления

Домашнее задание

§4 учить, ответить на вопросы после параграфа – базовый уровень

§4 учить, ответить на вопросы после параграфа, стр. 36-39 - з.1 – с. 39 – повышенный уровень сложности

(1 мин.)

Комментирует домашнее задание обучающимся по уровню сложности;

Принимают установку на самостоятельную работу дома, фиксируют в дневники

Оценочная деятельность

Подведение итогов, выставление оценок в дневники (Оцениваются

отвечающие у карты, активно отвечающие на вопросы и готовые по домашней работе на опережение) (1 мин.)

Выставляет оценки на основе:

Приоритетной самооценки, оценки учителя;

Критериальной основе;

Фото норманна в портфолио

 

 

Список литературы, используемой при подготовке проекта:

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ№15 с УИОП

2. Журавлева О.Н. История России. 6 класс. Поурочные рекомендации. – М.: Просвещение, 2015

3. А. Грин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999

4. История России. А.В. Торкунова. Учебник для 6-го класса. Ч. 1. – М.: Просещение, 2016

5. Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. — М., 1978. — С. 27—31.

Электронные материалы:

 

Авторская презентация к уроку.

http://insidegates.ru/v-gostyah-u-zosimycha/blog-svetlany-dvoryankinoy/proishozhdenie-slova-rus/

https://infourok.ru/interesnoe_nachalo_ili_okonchanie_uroka-442447.htm

Электронная карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.»

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.