Урок истории в 6 классе на тему «Первые известия о Руси»
Тема занятия: Первые известия о Руси
Учебная дисциплина: История России
Класс: 6
Образовательная организация: МБОУ СОШ№15 С УИОП в г. Заринске
ФИО учителя: Шарыгина Анастасия Игоревна, учитель истории
Место проведения: МБОУ СОШ№15 с УИОП
Продолжительность: 40 минут
Тип занятия: комбинированный
Основные понятия и термины: Русы. Варяги. Русь. Норманнская проблема (теория), Антинорманская теория
Основные даты: 862 г. – легендарное призвание варягов
Персоналии: Рюрик, норманы
Образовательная технология: технология развития критического мышления.
Цель урока:
- Создать условия для формирования учебной коммуникации и взаимодействия посредством освоения базовых исторических знаний об основных этапах и закономерностях появления первых известий о Руси
Планируемые результаты:
-личностные:
обучающийся научится осознавать, уважать и гордиться историей России;
ответственному отношению к учению;
уважительному отношению к труду;
способности вести диалог, уважать собеседника;
правилам спора и диалога;
получит возможность определить свою дальнейшую образовательную траекторию с учетом устойчивых познавательных интересов
-метапредметные:
обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
выполнять опорный конспект;
развивать способность к формированию собственных взглядов на исторические теории и проблемы.
-предметные:
учащийся научится использовать историческую карту как источник информации;
объяснять причины и следствия исторических событий (призвание варягов);
анализировать различные теории о происхождении варягов и Руси;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
Визуализация:
Проектор, компьютер, интерактивная доска;
Электронная карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.»
Учебник, тетради, словарики исторических терминов и дат
Инсценированный образ
Метапредметные связи: география, литература (древнерусская литература)
Этап |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент |
Взаимные приветствия учителя и учащихся (Приложение 1), проверка готовности учащихся к уроку. (1 мин.) |
Приветствует обучающихся, создает благоприятную атмосферу для работы на уроке |
Приветствуют учителя |
Повторение |
Историческая разминка Коллективное разгадывание кроссворда по пройденным темам прошлого урока, составленного учителем (5-7 мин.) (слайд 1-2) |
Организует работу по поддержанию интереса к истории Руси, задает наводящие вопросы (при необходимости) в процессе разгадывания кроссворда |
Коллективное разгадывание кроссворда по пройденным темам, применяют ранее полученные знания отвечают на вопросы учителя, обсуждают ответы в парах, делают выводы. Активный обмен мнениями |
Мотивационно-целевой |
Как называется наша страна? (Россия). Откуда происходит это название? (из древности) Что оно означает? (народ который проживал на территории восточной Европы в IX веке). Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Как и откуда произошло слово Русь) (2-3 мин.) (слайд 3) Ребята, а из какого источника мы можем узнать информацию о славянах? («Повесть временных лет») (слайд 4) |
Демонстрирует слайды презентации, организует целеполагание на основе ассоциативного ряда, создает условия для формулирования темы урока |
Высказывают предположения на основе этимологического значения слов «Русь, Россия...» формулируют тему урока |
Актуализация знаний |
Прием «Удивляй». (Инсценировка) «Боже, избави нас от ярости норманнов». Вспомните, чей день начинался с такой молитвы? (норманнов) Стук в дверь. Входит переодетый ученик в норманна и завораживающе рассказывает: о том, чем занимались норманны. На какие страны совершали набеги. (5-6 мин.)
|
Задает вопросы, корректирует предположения учащихся, демонстрирует слайды презентации |
Воспринимают новую информацию на основе усиления учебной мотивации |
Содержательно-операционный |
Работа с источниками Учебник: - прочитайте п. 2 §4 и ответьте на вопрос: - Как с норманнами была связана ранняя история древних славян? Покажите на карте Скандинавию, Ладогу, Новгород. На 20 – ой минуте Физкультминутка Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» о призвании варяга на княжение и ответьте на вопросы к тексту письменно (Приложение 3). Работа в группах по предложенным материалам (Приложение 4) На основе рассказа учащихся ребятам предлагается назвать и записать основные версии происхождения термина «Русь» (18-20 мин) |
Предлагает задания, наблюдает за действиями учащихся, корректирует ответы (при необходимости) с помощью наводящих вопросов.
Раздает дополнительный материал – отрывок из «Повести временных лет» для чтения.
«Откуда есть пошла земля русская…». Рассказывают о версиях происхождения термина «Русь» |
Работают с источниками, читают, работают с картой, отвечают на вопросы,
Анализируют информацию из отрывка летописи.
Определяют хронологические периоды. Называют и записывают основные версии происхождения термина «Русь» |
Контрольно-оценочный |
Можно ли считать какую-то теорию о происхождении термина «Русь» окончательной? (нет) Почему? (все теории подтверждены фактами) Выскажите свое мнение относительно норманнской и антинорманнской теорий Аргументируйте свое предположение. Составление синквейна (Приложение 5) (7-8 мин.) |
Задает вопросы для контроля усвоения знаний и формирования УУД
Составление синквейна |
Действия самооценки и самоконтроля существующие точки зрения, и мнения, специфику исторического знания. Учатся аргументировать свое мнение.
|
Рефлексия Итог урока |
Оценивание качества урока, его содержательности для учащихся (Приложение 6) (3-2 мин.) |
Использование методики незаконченных предложений |
Этап размышления, творческого развития Высказываю свое мнение о проведенном уроке, выражают впечатления |
Домашнее задание |
§4 учить, ответить на вопросы после параграфа – базовый уровень §4 учить, ответить на вопросы после параграфа, стр. 36-39 - з.1 – с. 39 – повышенный уровень сложности (1 мин.) |
Комментирует домашнее задание обучающимся по уровню сложности; |
Принимают установку на самостоятельную работу дома, фиксируют в дневники |
Оценочная деятельность |
Подведение итогов, выставление оценок в дневники (Оцениваются отвечающие у карты, активно отвечающие на вопросы и готовые по домашней работе на опережение) (1 мин.) |
Выставляет оценки на основе: Приоритетной самооценки, оценки учителя; Критериальной основе; Фото норманна в портфолио |
|
Список литературы, используемой при подготовке проекта:
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ№15 с УИОП
2. Журавлева О.Н. История России. 6 класс. Поурочные рекомендации. – М.: Просвещение, 2015
3. А. Грин. Приемы педагогической техники. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999
4. История России. А.В. Торкунова. Учебник для 6-го класса. Ч. 1. – М.: Просещение, 2016
5. Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века. — М., 1978. — С. 27—31.
Электронные материалы:
Авторская презентация к уроку.
http://insidegates.ru/v-gostyah-u-zosimycha/blog-svetlany-dvoryankinoy/proishozhdenie-slova-rus/
https://infourok.ru/interesnoe_nachalo_ili_okonchanie_uroka-442447.htm
Электронная карта «Расселение славян и их соседей в VI-IX вв.»