12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидорова С.И.5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №90 «Золотое зёрнышко» городского округа Тольятти


Публикация:

Создание мини - музея «Мир национальной посуды в традициях русского народа» в группе для дошкольников с ТНР.


Автор учитель-логопед: Сидорова С.И.



Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

Современная культура России – это, прежде всего, наша речь, наши праздники, наши школы и университеты, наше отношение к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к другим народам и странам.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Если вы любите свою мать, вы поймёте и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймёте и другие народы, которые любят свою природу, своё искусство, своё прошлое».

Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.

Дошкольный возраст- возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности – доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родному краю, формируются, доступные пониманию детей представления о своей стране, ее природе, культуре, истории, жизни.

В выборе содержания для знакомства с нашими традициями мы остановились на русских народных традициях, в частности на русской народной посуде. Изделия народных мастеров помогает воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему, так как по своим мотивам близко к природе. В узорах росписей соблюдается определенный ритм, симметрия. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. При знакомстве детей с народными промыслами мы знакомим детей с историей создания, материалами, особенностями росписи. При создании мини-музея мы используем готовые изделия. Предметно-развивающая среда, предметный мир побуждают ребенка к активным самостоятельным действиям, развивается не только интеллект, но и духовно-нравственную, творческую, эмоциональную сферу личности.

Перед тем как знакомить детей с темой посуды, мы решили привлечь родителей для создания музея русской посуды, альбома, со стишками, загадками, поговорками и т.д… Замысел интересен и прост, предметы посуды окружают ребенка повсеместно. С точки зрения возрастных, индивидуальных возможностей дошкольников старшей и подготовительной группы, совместная  деятельность детей и родителей способствует более углубленному знакомству с предметом, а также прочному усвоению речевого материала.

А началось всё с приобщения дошкольников к фольклору: песенкам, потешкам, загадкам, сказкам, играм. Во многих из них встречались непонятные малышам слова и выражения: горница, чугунок, лапти, крынка. Педагогам приходилось разъяснять их значения, опираясь на фотографии или картинки. Но этого оказалось недостаточно, и возникла мысль о демонстрации настоящих старинных предметов русского быта. Обратились с просьбой к родителям воспитанников, сотрудникам приносить старинную русскую посуду и результата не пришлось долго ждать. Бабушки дарили расписные ложки, из деревни привозили чугунки и крынки. Дети вместе с родными отыскивали на заброшенных чердаках и в сараях старинную посуду. В этих совместных поисках дети узнавали интересные истории, связанные с их семьями и прошлым. Многие экспонаты для музея нам передала бабушка Сорокина Марфа Васильевна. Её рассказы о жизни, я пересказывала детям. Они с большим интересом слушали и просили повторить тот или иной рассказ. С большим интересом дети рассматривали каждый экспонат музея, внимательно слушали и «впитывали» рассказы о каждом предмете. А с каким чувством гордости, собственной значимости они приносили в детский сад какой – либо экспонат! Так по крупицам, в нашей группе появился мини – музей народной посуды.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.