Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Посуда»
Учитель-логопед Коннова Т.П
Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Посуда»
Цель: актуализация знаний по теме «Посуда»
Образовательные результаты:
используют предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь на материале темы «Посуда»;
верно образовывают относительные прилагательные;
употребляют имена существительные в именительном и родительном падежах (с предлогами «из», «с», «без»);
верно образовывают существительные суффиксальным способом;
верно образовывают сложные слова;
оперируют зрительным и слуховым вниманием;
совершают точные мелкомоторные движения в соответствии с инструкцией.
Задачи:
расширять предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь на материале «Посуда»;
совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
совершенствовать умение употреблять имена существительные в именительном и родительном падежах (с предлогами «из», «с», «без»);
совершенствовать умение образовывать существительные суффиксальным способом;
совершенствовать умение образовывать сложные слова;
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать мелкомоторные движения в соответствии с инструкцией.
Лингвистический материал:
Нож, ложка, чайник, стакан, чайник, чашка, сахарница, блюдце, тарелка, ложка, супница, солонка, кастрюля, сковорода, терка, дуршлаг, носик, ручка, стенки, горлышко, дно, крышка;
Кухонная, чайная, столовая;
Супница, конфетница, хлебница, салатница, сахарница, маслёнка.
Стакан из стекла – стеклянный, чашка из фарфора – фарфоровая, кастрюля из металла – металлическая, ложка из дерева – деревянная, тарелка из пластмассы – пластмассовая, кружка из глины – глиняная, ложка из олова – оловянная, бокал из хрусталя – хрустальный, ложка из серебра- серебряная, хлебница из соломы – соломенная, посуда, которую сплели – плетёная ;
Варить, жарить, тушить, чистить, резать, готовить, тереть, разбивать, мыть, чистить, вытирать, наливать, лить, есть, заваривать, расставлять, носить, сервировать, кипятить, угощать;
Художник нарисовал чайник без носика. Художник нарисовал сковороду без ручки. Художник нарисовал кастрюлю без крышки. Художник нарисовал вилку без зубчиков. Художник нарисовал кружку без ручки. Художник нарисовал фужер без ножки. Художник нарисовал нож без лезвия. Художник нарисовал чайник без дна;
Мясорубка, соковыжималка, кофеварка, кофемолка, овощечистка, овощерезка, скороварка.
Оборудование: электронно-дидактическое пособие, предметные картинки с изображением посуды, мнемотаблица и стихотворение «Посуда», указка, предметы посуды, мяч.
Ход занятия:
1.Вводная часть.
Учитель – логопед: - Доброе утро, ребята!
-Сядет тот, кто скажет, в чем хранят хлеб (Хлебница);
-Сядет тот, кто скажет, в чем хранят селедку (Селёдочница);
-Сядет тот, кто скажет, в чем хранят сахар (Сахарница);
-Сядет тот, кто скажет, в чем хранят сухари (Сухарница);
-Сядет тот, кто скажет, в чем хранят масло (Маслёнка);
-Сядет тот, кто скажет, в чем хранят конфеты (Конфетница);
-Сядет тот, кто скажет, в чем хранят соль (Солонка);
2.Основная часть.
Ребята, сегодня к нам пришел новый гость. На протяжении всех игр она будет наблюдать за вами и за вашим поведением.
Сегодня помощи у вас просит Федора. Вспомните, кто такая Федора и что с ней случилось?
(Фонограмма «Письмо Федоры»: «Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам,что исправлюсь. С уважением, ваша Федора»)
Учитель – логопед: - Поможем Федоре?
Дети: -Да!
Заучивание стихотворения «Посуда» с помощью мнемотаблицы.
Учитель-логопед: - Ребята, давайте вспомним стихотворение про посуду. А поможет нам эта таблица.
Есть различная посуда
И она нужна повсюду!
И готовим, и едим,
И продукты в ней храним.
Бокал, кувшин, стакан и чашка,
Кофейник, сахарница, чайник,
Сковорода,кастрюля,кружка,
Дуршлаг, солонка и салатник.
Половником нальём мы суп
В глубокую тарелку,
А для второго блюда
Возьмём тарелку мелкую.
Ложки чайные, ложки столовые,
Ложки кофейные, вилки, ножи
Для сервировки очень нужны!
Игра «Что из чего?».
Учитель-логопед: - А сейчас нам нужно вспомнить, из какого материала бывает посуда.
Учитель-логопед |
Ребенок |
Стакан из стекла - … |
Стакан из стекла - стеклянный |
Чашка из фарфора - … |
Чашка из фарфора - фарфоровая |
Кастрюля из металла - … |
Кастрюля из металла - металлическая |
Ложка из дерева - … |
Ложка из дерева - деревянная |
Тарелка из пластмассы –… |
Тарелка из пластмассы - пластмассовая |
Кружка из глины - … |
Кружка из глины - глиняная |
Ложка из олова - … |
Ложка из олова - оловянная |
Бокал из хрусталя - … |
Бокал из хрусталя - хрустальный |
Ложка из серебра- … |
Ложка из серебра- серебряная |
Хлебница из соломы - … |
Хлебница из соломы - соломенная |
Посуда, которую сплели-… |
Посуда, которую сплели – плетёная |
Учитель-логопед: - Где-то здесь я видела предмет посуды! Вот он! Что это? Для чего нам нужен чайник? Молодцы!
Игра «Детали чайника»
Учитель-логопед: - Где-то здесь я нашла разбитый чайник. Давайте соберём его и назовём детали чайника. Это крышка чайника. Это носик чайника. Это дно чайника. Это ручка чайника. Это стенки чайника.
Учитель-логопед: - У каждого из вас есть флажки с деталями чайника. Я буду называть деталь, а вы поднимите соответствующий флажок.
Игра «Собери посуду»
Учитель-логопед:- Ребята, Федора отправила Вам фотографии потерянной посуды. Но кто-то порвал их. Откройте конверты и соберите посуду. Что вы собрали?
Дети: - Мы собрали сковороду. Мы собрали кастрюлю. Мы собрали чайник. Мы собрали сахарницу.
Учитель-логопед: - Скажите, чем кастрюля отличается от сковороды?
Дети: - Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка
Учитель-логопед: - Скажите, чем чайник отличается от сахарницы?
Дети: - Чайник с носиком, сахарница без носика.
Учитель-логопед: - Скажите, а зачем нам нужна сковорода, кастрюля, чайник и сахарница?
Учитель-логопед- Вы отлично справились! Где-то здесь я видела предмет посуды! Вот он! Что это? Для чего нам нужна вилка? Молодцы!
Пальчиковая гимнастика. Игра «Помощники»
Учитель-логопед: - Скажите, ребята, что необходимо сделать с посудой после того, как мы поели?
Дети: - Посуду необходимо помыть и высушить.
Учитель-логопед: - Правильно! Сейчас мы будем мыть посуду. Я буду читать вам стихотворение, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Раз, два, три, четыре, |
Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши. |
Мы посуду перемыли: |
Одна ладонь скользит по другой. |
Чайник, чашку, ковшик, ложку |
Загибают пальчики по одному на каждое название посуды. |
И большую поварёшку. |
|
Мы посуду перемыли, |
Одна ладонь скользит по другой. |
Только чашку мы разбили, |
Загибают пальчики по одному на каждое название посуды. |
Ковшик тоже развалился, |
|
Нос у чайника отбился, |
|
Ложку мы чуть – чуть сломали. |
|
Так мы маме помогали. |
Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши. |
Игра «Что где хранится?»
Учитель-логопед:- Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А где хранится посуда? На кухне. Федора разложила продукты питания в посуду, давайте проверим, правильно она сделала это или нет.
Учитель-логопед |
Ребенок |
Масло храним в сахарнице |
Масло храним в маслёнке |
Сахар насыпаем в маслёнку |
Сахар насыпаем в сахарницу |
Молоко нальем в чайник |
Молоко нальем в кувшин |
Соль храним в конфетнице |
Соль храним в солонке |
Хлеб храним в сухарнице |
Хлеб храним в хлебнице |
Сухари положим в селедочницу |
Сухари положим в сухарницу |
Селедку храним в хлебнице |
Селедку храним в селедочнице |
Конфеты к чаю положим в конфетницу |
Конфеты к чаю положим в конфетницу |
Учитель-логопед- Вы отлично справились! Где-то здесь я видела предмет посуды! Вот он! Что это? Зачем нам нужна кружка? Молодцы!
Игра «Что без чего» (Индивидуальная работа)
Учитель-логопед- Ребята, посмотрите, у художника закончились краски и он не смог нарисовать детали посуды. Помогите ему.
Учитель-логопед- А теперь расскажите, что нарисовал художник. Я начну первая: Художник нарисовал чайник без ручки.
Дети: - Художник нарисовал чайник без носика. Художник нарисовал сковороду без ручки. Художник нарисовал кастрюлю без крышки. Художник нарисовал вилку без зубчиков. Художник нарисовал кружку без ручки. Художник нарисовал фужер без ножки. Художник нарисовал нож без лезвия. Художник нарисовал чайник без дна.
Учитель-логопед- Вы отлично справились! Где-то здесь я видела предмет посуды! Вот он! Что это? Для чего нам нужна тарелка? Молодцы!
Игра «Сложные слова» Учитель-логопед- Ребята, я буду называть вам два слова, а вы объедините их в одно.
Учитель-логопед |
Ребенок |
Мясо рубит |
Мясорубка |
Сок выжимает |
Соковыжималка |
Кофе варит |
Кофеварка |
Кофе мелет |
Кофемолка |
Овощи чистит |
Овощечистка |
Овощи режет |
Овощерезка |
Скоро варит |
Скороварка |
Учитель-логопед- Вы отлично справились! Где-то здесь я видела предмет посуды! Вот он! Что это? Зачем нам нужен половник? Молодцы!
3.Заключительная часть.
Учитель-логопед: - Ребята, вы большие молодцы, нашли посуду Федоры!!
Дома дорисуйте недостающие детали посуды, раскрасьте её, и сочините загадку о своём предмете посуды, а в следующий раз мы отгадаем Ваши загадки.
Используемые источники:
«Такая разная посуда» http://aneks.spb.ru/doshkolnoe-obrazovanie/takaia-raznaia-posuda.html