План-конспект урока окружающего мира на тему «Строение птиц» (4 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Урок «Мир природы и человека»
«Птицы. Строение птиц.»
ФИО Мальцева Екатерина Сергеевна
Место работы ГОКУ СКШ № 2 г. Ангарска
Должность учитель
Образовательная область Естествознание
Структура урока: «открытие» новых знаний.
Цель: Уточнить и расширить представления обучающихся о птицах.
Формировать умение правильно оказывать помощь зимующим птицам.
Задачи:
Образовательные:
учить самостоятельно составлять описание птицы по готовому плану;
учить определять характерные для птиц признаки;
активизировать словарь.
Коррекционно-развивающие:
коррекция зрительного восприятия на основе узнавания и различения;
коррекция вербальной памяти на основе классификации;
коррекция через упражнения в анализе и синтезе;
развивать воображение.
Воспитательные:
воспитывать интерес к урокам Мир природы и человека;
воспитывать умение слушать ответы товарищей;
воспитывать чувство сострадания к зимующим птицам;
воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.
Здоровьсберегающие:
способствовать сохранению здоровья через проведение физминутки, смены видов деятельности;
соблюдать правильную посадку.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь самостоятельно выделять характерные для птиц признаки; составлять описание птицы с опорой на план.
Регулятивные: научиться осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коммуникативные: научиться задавать вопросы; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, на доске; контролировать действия друг друга.
Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; получать возможность сформировать устойчивый учебно-познавательный интерес.
Тип урока: предметный
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная, дифференцированная.
Использование современных образовательных технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии разноуровневого обучения, здоровьесберегающая технология, коммуникативные технологии, АРТ - технология, ИКТ.
Оборудование: учебник, загадки, предметные картинки, план рассказа, карточки для индивидуальной и дифференцированной работы, песок, тетради, цветные карандаши, шаблоны птиц.
Использование электронных ресурсов:
https://pickimage.ru/detskie-risunki/school/biology/stroenie-ptic/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/17/fizkultminutki
https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-pticah-dlja-detei-5-7-let-s-otvetami.html
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-ispolzovanie-pesochnoi-terapi-v-rabote-s-detmi-s-ovz.html
Ход урока
I Организационный момент (информационно-коммуникативная технология)
https://pandia.ru/text/80/532/55488.php
Цель: Создать внешне благоприятные условия для проведения урока, сконцентрировать внимание учащихся на учителе, настроить их на учебную деятельность. (Методы и приёмы: словесный)
Прозвенел, друзья, звонок! Начинается урок!
Будем мы внимательны и во всём старательны!
II Подготовка к изучению нового материала (личностно-ориентированное обучение, технологии разноуровневого обучения, коммуникативная технология)
https://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-o-pticah-dlja-detei-5-7-let-s-otvetami.html
Цель: Выявить уровень представлений обучающихся об изучаемом объекте, степень сохранности в памяти образов; определить уровень речевого состояния: словарь, заинтересовывать детей и настроить их на выполнение дальнейшей работы.
Вводная беседа.
- Ребята, предлагаю вам отгадать загадки. Ответы подскажут вам тему нашего урока.
(На каждый правильный ответ на доске выставляются предметные картинки с птицами.)
- Как называются эти отгадки одним словом? (Птицы)
III Сообщение темы урока (Коррекционно - развивающая технология)
Птицы. Строение птиц.
Цель: Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
IV Изучение нового материала и его первичное закрепление по частям (технология разноуровнего обучения, ИКТ, коррекционно-развивающая технология).
Методы и приёмы: постановка вопросов, активизирующих диалог,
сообщение новых знаний (рассказ), объяснение, беседа, наглядные, работа с учебником, наблюдение, практическая и самостоятельная работа.
https://pickimage.ru/detskie-risunki/school/biology/stroenie-ptic/
Цель: Познакомить школьников с новыми знаниями и действиями (учитель организует целенаправленное восприятие детьми нового материала и обязательно - осмысление).
1. Работа с фигурками птиц. (игровая технология)
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на своё рабочее место. К вам прилетели «помощники». Они помогут лучше понять, что сегодня будем изучать на уроке.
(Обучающиеся находят фигурки птиц.)
- Я сейчас буду задавать вам вопросы, а вы со своими «помощниками» постарайтесь находить на них ответ.
Есть голова?
Есть туловище? и т.п.
- Подведём итог нашего поиска.
(Обучающиеся 1 и 2 группы дают ответ, что у всех птиц одинаковые части тела.)
- У вас на партах лежат цветные сигнальные карточки. Поднимите, пожалуйста тот цвет, который есть у вашего «помощника».
- Посмотрите, какие пёстрые птицы! Цвет зависит от окраски перьев.
Словарная работа: ОПЕРЕНИЕ
- У вас в пакетиках лежат перья разных птиц. Рассмотрите их. Какие они на ощупь, по цвету?
2. Работа по учебнику.
стр. 40 - 42
V Динамическая пауза. (здоровьесберегающая технология)
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/05/17/fizkultminutki
Цель: снятие усталости; психологический настрой.
Стая птиц летит к нам с юга,
Небо синее в округе.
Чтоб скорее прилетать, Надо крыльями махать.
3. Работа по плану рассказа.
- Будем учиться составлять рассказ о птицах. В этом нам поможет план.
План
1. Строение (части тела).
2. Окраска.
3. Чем питается.
4. Где живёт.
5. Польза.
VI Закрепление
Методы и приёмы: активизирующих диалог, закрепительная беседа, наглядные, работа с учебником, наблюдение, практическая и самостоятельная работа, АРТ - технология, ИКТ.
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-ispolzovanie-pesochnoi-terapi-v-rabote-s-detmi-s-ovz.html
Цель: Закрепить в памяти обучающихся главные мысли и понятия урока, обеспечить их правильное воспроизведение.
1. Практическая работа.
- Сейчас в тетрадях обведите шаблон птицы и укажите части тела.
- Кто справится с заданием проходит к столу с песком, чтобы нарисовать птицу самостоятельно без помощи шаблона.
2. Составление рассказа «Помощь птицам зимой».
VII Подведение итогов урока
- Наш урок подходит к концу.
- По какой теме работали?
- Что нового узнали?
- Что понравилось на уроке?
- Что особенно запомнилось?
- Что было интересного на уроке?
- Оцените свою работу и работу товарища на уроке сигнальной карточкой.
Использованная литература.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /Министерство образования и науки РФ.-Москва: «Просвещение», 2017.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для учащихся 3 класса. Разработана и реализуется в соответствии ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебник «Мир природы и человека», в 2-х частях, автор Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., для 3 класса общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы. Министерство образования и науки РФ -М.: «Просвещение», 2018 г.
Кудрина С. В. «Окружающий мир», Санкт-Петербург, «Владос»