12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена4661
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Вводное занятие по ботанике учителя Ковалевой Е.Б.          Новосибирск, 2017 

Вводное занятие по ботанике ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. 

Предмет: биология (ботаника)

Класс: 6 класс

Тема занятия: «Эти удивительные растения»

Тип урока: вводный, комбинированный урок

Методические приемы на уроке: познавательная деятельность, метод отгадывания загадок природы и её таинств, использование детской любознательности в поиске ответов, прием отсроченной отгадки.

Цели, задачи. Создание условий для получения учащимися знаний о ботанике – науке о растениях в живой природе. Мотивация к изучению жизни растений. Учитель, раскрывая мир растений, учит школьников самостоятельно искать ответы на загадочные явления и объяснять необычное самыми обычными физическими, химическими, биологическими процессами и явлениями.

  • образовательные задачи: обеспечить на уроке занимательную информацию о растениях.
  • развивающие задачи: развивать познавательный интерес к жизни растений, развивать умения наблюдать, сравнивать.
  • воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к живым растениям, к жизни вообще.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, рисунки школьников для «картинной галереи», Электронные детские энциклопедии об удивительных растениях и удивительных животных; о тайнах природы нашей планеты.

предполагаемые образовательные результаты.

  • личностные: школьник научится отличать удивительное и неизвестное от уже известного с помощью учителя; научится оформлять свою мысль в устной речи; у него разовьётся умение выдвигать гипотезы и искать невероятные ответы на загадочные вопросы. Он будет знать, что такое наблюдение и опыт; что такое гипотеза и научный факт.
  • метапредметные: приобщение учащихся к детской научно-популярной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней, пробуждение романтики научного поиска, радость отгадок и открытий.
  • предметные: школьник научится распознавать в загадочном и необычном - обычные явления; будет знать, что природа иногда преподносит нерешённые и неразгаданные до сих пор задачи; будет пытаться решать такие открытые задачи; научится признавать ценность каждого организма и всех живых существ; научится видеть связи между природными явлениями и живыми организмами.

Компетенции педагога. Умение видеть необычное в обычном и наоборот. Умение искать и анализировать информацию. Умение просто объяснить сложные вещи. Умение так преподнести информацию и загадать загадку, чтобы школьникам захотелось её разгадывать. Умение приводить красочные натуралистичные примеры. Умение использовать иллюстрации и видеофрагменты. Умение прислушиваться к разным гипотезам и разным вариантам ответов школьников. Умение правильно вести и направлять дискуссию. Умение дозировать информацию в рамках урока и отбирать в соответствии с возрастом детей.

Пояснительная записка: Для того, чтобы заинтересовать учеников и повысить мотивацию изучения биологии и ботаники, в том числе, применяются разнообразные методы: это практическая, исследовательская деятельность школьников, ролевые, дидактические, имитационные игры, опыты, практические занятия, фенологические наблюдения, проектная деятельность, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки на природу, моделирование природных явлений и объектов, театрализованные представления, экологические акции, прокладывание «экологических троп» и туристических ботанических маршрутов, составление гербария, работа на пришкольном участке, озеленение холлов и классов, участие в организации тематических праздников. Но самую стойкую мотивацию школьники получают через познавательную деятельность,- средствами самой биологии. Во вводном занятии по ботанике учитель делает акцент на повышение мотивации изучения биологии средствами самой биологии через познавательную деятельность школьников,- загадывая природные загадки о растениях, показывая яркие рисунки, фотографии, а также используя естественную любознательность детей. Много таинственного и загадочного в природе! Разгадывание загадок природы повысит желание школьников изучать биологию. Учителю предстоит сконструировать урок с научными загадками природы в начале урока и применением приёма отсроченной отгадки к концу урока.

Подготовка кабинета к уроку: Разместить в классе коллекцию комнатных растений с необычными свойствами; разложить гербарий из редких растений; развесить на стенах класса рисунки детей о растениях, красочные фотографии, учебные плакаты, используя педагогический прием «картинной галереи».

ХОД УРОКА

Для путешествия со школьниками в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и удивительных гипотез, можно использовать природную любознательность детей, а также красочное, эмоциональное изложение информации, интригу самих загадок природы. На уроке биологии можно найти удивительные примеры необычных растений и явлений в растительном мире,- какую-нибудь неразгаданную загадку. Педагогу достаточно эмоционально, красочно преподнести эти примеры школьникам, с показом иллюстраций и видеофрагментов, чтобы заинтересовать учеников, мотивировать их на дальнейшее изучение этого и других явлений, на поиск информации по теме, на стремление самостоятельно разгадать очередную загадку природы.

Мотивация. Ученики 6-го класса начинают изучать мир живых растений, полный тайн и загадок для маленького человека. В этой теме множество разгаданных загадок, но ещё больше неразгаданных и поэтому очень заманчивых. Сколько на нашей планете необычных растений? Своим появлением они загадывают загадки. Зачем они появились на земле? Какую роль играют в сообществах организмов и в природе? Что за растения-экстремофилы,- и почему ими так заинтересовались ученые? Какие свойства позволяют таким растениям выживать в экстремальных условиях? Причудливо переплетается мир растений с миром насекомых и птиц. Учитель рассказывает об огромных баобабах, в дупле которого можно разместить небольшой магазинчик, о «драконовых» деревьях, собирающих воду прямо из воздуха пустыни, о самых высоких деревьях из «страны наоборот»,- из Австралии. В январе там наступает “лето”, а “зима” - в июне. Растения могут плодоносить круглый год. Вечнозеленые деревья сбрасывают кору, а не листья. Кроны огромных эвкалиптов не дают тени, так как узкие листья поворачиваются ребром к лучам солнца. В могучих кронах водятся необычные животные, которые нигде больше в мире не встречаются и т.д. Учитель рассказывает о хищных растениях. В чем их загадка? Почему они стали «охотиться» на насекомых? Учитель показывает фотографии огромных цветов без корней, весом до 10 кг. Школьники разглядывают растения «живые камни» -литопсы и многое другое. Растения предстают перед школьниками как знакомые незнакомцы.

Педагог заранее вывешивает рисунки или фотографии растений в классе. На них изображены древнейшие растения, лекарственные и ядовитые растения, растения – индикаторы, растения-паразиты, хищные растения, эпифиты, суккуленты, высокогорные растения, эфемеры, самые высокие растения, долгожители, фитонцидные и пряные растения, красильные и волокнистые растения, медоносы, растения-переселенцы и другие...

1. Педагог, подбирая дополнительную информацию к уроку “Эти удивительные растения”, анализирует и структурирует её.

2. Затем из множества примеров выбирает несколько примеров с необычным, загадочным явлением и выносит их в начало урока, чтобы заинтересовать учеников, мотивировать их на изучение учебной темы.

3. В начале урока учитель задаёт вопрос-загадку классу, например “Зачем кактусу колючки?”

4. Школьники отвечают, выдвигают гипотезы. Учитель записывает на доске даже самые невероятные гипотезы (в пределах разумного).

5. Ученики пытаются аргументированно доказать ту или иную гипотезу, найти правильный ответ совместными усилиями, через дискуссию и беседу.

6. С помощью учителя приходят к правильному ответу (желательно подтвержденному значимым источником, авторитетным мнением или предыдущим опытом).

7. Учитель даёт задание школьникам самостоятельно поискать ответы в учебнике на похожие вопросы-загадки о видоизменении листьев, например, в связи с выполняемой функцией (листья-усики гороха цепляющегося за опору, ловчие листья росянки, листья толстянки для запасания воды). Искать информацию можно и в дополнительной литературе и в электронных энциклопедиях Интернета.

8. Затем педагог задает вопрос школьникам: «А так ли хорошо вы знаете местные растения, растущие рядом?» Чтобы проверить, насколько хорошо ученики знают местную флору, устраивается игра во время динамической паузы.

Динамическая пауза - игра «Экосистема». Педагог вызывает к доске всех желающих поиграть учеников (не больше 10-ти человек). Дети выстраиваются в ряд лицом к классу. Учитель называет одну из экосистем на выбор: березовая роща, сосняк-брусничник, бор-черничник, ельник-кисличник. Ученики должны по очереди быстро и правильно называть растения, растущие в такой экосистеме. Наблюдатели и «болельщики» из числа школьников, сидящих в классе, контролируют быстроту и правильность ответов. Выбывает тот, кто забыл, не знал, не назвал растение в свой черед. Постепенно в ходе игры все ошибшиеся выбывают, остается один ученик -победитель. Для такой игры лучше выбрать экосистему, хорошо знакомую детям.

После игры на личное первенство можно организовать командное состязание по теме: «Растения в жизни человека» для закрепления и углубления знаний о растениях.

Закрепление и углубление знаний о растениях. Распределение ролей в ролевой игре: «Растения в жизни человека». Класс делится на команды по 2-3 человека. Врачи, фармакологи, экологи, ландшафтные дизайнеры, строители, текстильщики, мебельщики, кулинары. Каждая команда выбирает растения «по профилю», ищет в учебнике и в Интернете информацию, а затем рассказывает всему классу об этих растениях. Команда экологов рассказывает о биосферной роли растений по выделению кислорода в атмосферу Земли, о том, что растения смягчают и увлажняют климат в целом. Команда кулинаров рассказывает о пищевых растениях; команда врачей – о лекарственных, команда ландшафтных дизайнеров придумывает и конструирует состав растений на городских клумбах, в скверах и парках. Команда строителей отмечает особенности древесины разных пород деревьев для строительства и производства мебели. Текстильщики рассказывают о волокнистых растениях, из которых изготавливают ткани и верёвки, а также о красильных растениях, богатых красящими веществами, которыми красят ткань и т.д. Выступление каждой команды - не более 2-3-х минут.

Домашнее задание. Подготовить информацию о загадочном явлении в мире растений. Ученик готовит дома рассказ об этом всему классу, отвечая затем, на вопросы одноклассников. Можно объединяться в группы, готовясь совместно с другими учениками к выступлению. Можно использовать красочные иллюстрации, видеофрагменты или примеры комнатных растений из коллекции кабинета биологии. Учитель может дать некоторым ученикам творческое задание: сфотографировать местное редкое или необычное растение.

Рефлексия. Ученики делятся впечатлением, что их удивило больше всего, какой своей догадке они обрадовались больше всего? Что им кажется особенно невероятным в изученном феномене? Учитель озвучивает отсроченные отгадки учащимся.

Структура урока

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Приветствие, настраивание на урок

Настрой на урок

1 мин

2

Мотивация

Загадывание загадок о растениях: «Эти удивительные растения»

с отсрочкой отгадок к концу урока

Заинтересованы темой, задают вопросы

 

2 мин

3

Актуализация знаний с изучением нового материала

Рассказ учителя о жизни растений с показом видеофрагментов

Дополняют увиденное, вспоминают, что уже знают по теме, воспроизводят умения из своего жизненного опыта.

14 мин

4

Динамическая пауза

Организация игры «Экосистема»

Играют в игру

7 мин

5

Закрепление и углубление знаний о растениях

Распределение ролей в ролевой игре: «Растения в жизни человека»

Читают информацию, выступают с докладом, в соответствии со своей ролью

18 мин

6

Подведение итогов игр Домашнее задание

Пояснение творческого домашнего задания

Запись домашнего задания

1 мин

7

Рефлексия

Учитель озвучивает отсроченные отгадки, задаёт вопросы учащимся

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя

2 мин

 

Итого

   

45 мин

 

Справка:

  • Методический приём отсроченной отгадки. Отсроченная отгадка - в начале урока учитель рассказывает загадку (или малоизвестный загадочный факт), отгадку на которую можно узнать на уроке при работе над новым материалом.
  • Методический приём «картинной галереи» - Учитель вывешивает на доске 4–5 картин (фотографий), содержащих признаки основного понятия или явления. Наглядные примеры находятся у школьников перед глазами весь урок.

Послесловие. Для вводного занятия по биологии и ботанике очень хорошо подойдут экскурсии на природу, в ботанический сад, теплицу, в музей природы.

Урок - экскурсия на природу часто используется учителями биологии, чтобы лучше рассмотреть природные объекты, пояснить изучаемую тему, научить школьников наблюдать за природными явлениями. Как в обычном увидеть необычное? Берёзка у школы и одуванчик у крыльца могут стать источником загадок, например, если спросить у школьников, как далеко могут улететь семена этих растений от родительского растения? “Зачем одуванчику парашютик, а берёзовому семени крылатка?”,- такая загадка-вопрос может заинтересовать школьников и вдохновить их на проведение дальнейших опытов.

Урок в ботаническом саду, полном загадочных растений из тропических влажных экваториальных лесов или сухих субтропических саванн, а то и пустынь, не характерных для средней полосы России, вызовет удивление школьников и неподдельный интерес к “хлебным” деревьям, “пробковым”, “железным” и другим экзотическим растениям. Хороши такие экскурсии при изучении тем “Разнообразие растений”. В начале такого урока загадываем “живые загадки”, которые видим перед собой в ботаническом саду.

Урок в музее. Если урок проходит в музее, то о каждом экспонате можно рассказать не только известные факты, но и изложить научные загадки о них.

Урок из космоса. Интересные научные эксперименты с растениями и водорослями проводятся на орбитальной станции в космосе. На станции установлены камеры видео-наблюдения и космонавты иногда проводят уроки для школьников, рассказывая о научных экспериментах, которые они там проводят. А сколько загадок таит в себе космическое пространство! Для мотивации учеников такие необычные вводные первые уроки отлично подойдут.

Информация о методических приемах: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_658.pdf методическая копилка

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Дементьева Ирина Михайловна, 20.06.17 в 17:38 1Ответить Пожаловаться
Хорошая работа. Спасибо за ссылку!!

Елена, 20.06.17 в 17:56 1Ответить Пожаловаться
Спасибо!
Елена Владимировна, 08.05.20 в 05:24 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена! Отличная разработка!
Елена, 08.05.20 в 06:04 0Ответить Пожаловаться
Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.