Урок литературы по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

3
0
Материал опубликован 9 February 2020
​​​​​​​

Метод

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время






1.Организационный (приветствие)













2.Ассоциации

Дерево (стикеры)





















3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учащихся к деятельности.

Организация диалога с обучающимися, формирование некоторых задач урока .
















4.Проверка д/з





































5. Актуализация знаний





















6. Корзина вопросов

















7.Работа по рядам


(Диаграмма Венна)
























7.Физминутка

для глаз





















9.Творческая работа




























































































































Рефлексия






















Д/З











































































































































Тема урока: «Быть счастливым – делать добро!» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Здравствуйте, ребята!

В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.





Ребята, чтобы определить тему нашего урока у вас на парте лежат пословицы в хаотичном порядке, соотнесите их правильно и найдите ключевые слова (работа в паре)

Какие пословицы у вас получились? Ключевые слова ?

Ребята, обратите внимание на дерево на доске-доброта и счастье ,ключевые слова, будут его корни, как вы видите дерево без листочков давайте подберем ассоциации к нашим ключевым словам и украсим его.


1 ряд-подберите ассоциации к слову «доброта»?(СИНИЕ Стикиры)

2 ряд-как вы понимаете выражение «делать добро»?(ЗЕЛЕНЫЕ СТИКИРЫ)

3 ряд- «быть счастливым»?(РОЗОВЫЕ СТИКЕРЫ)



Сформулируем тему нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить?

Да, ребята тема нашего урока: «Быть счастливым – делать добро!» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца») Открываем тетрадь, записываем дату ,сегодня у нас 7 февраля, классная работа,тема.

Сегодня у нас обобщающий урок по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Ребята, как вы думаете, что такое обобщающий урок , какая НАША ЦЕЛЬ?




Молодцы! Каждый из нас любит мечтать.Ребята, а как вы думаете о чем мечтал М. Пришвин?



Вспомним, что такое послание? Какое послание он нам оставил?

Дома вы должны были его подготовить

Итак,д/з?










Молодцы!








- Что надеялся оставить нам в наследство  писатель?

- Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»?

- Но ведь в его, пришвинской, сказке  нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями, а исследователями.

Начнем с названия.

М. Пришвин озаглавил произведение не только словом «кладовая», но и «солнце». Как вы думаете, почему? Подберите и запишите однокоренные слова к слову «кладовая» .

С чем ассоциируется солнце? подумайте.

Да, ребята «солнце» как основа жизни. Солнце отдает свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Вспомните ,что такое торф?



А связаны ли между собой слова «торф» и «жизнь»?


Да, ребята, семья-это самое важное в жизни человека, как вы думаете какая семья является счастливой ?

Можем мы назвать семью главных героев счастливой? Чтобы ответить на этот ???Вспомним наше произведение с помощью корзины вопросов.

1. Имена героев произведения?

2. В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»?

3.Название болота, возле которого жили дети?

4. Название самого топкого и опасного места в болоте?

5. Что случилось с родителями Насти и Митраши?

6. О какой войне в произведении идёт речь ?

7. А что такое война?


Все вы ребята знаете , что в этом году весь мир будет праздновать день победы, 75 лет после окончания Великой Отечественной войны над Германий.

Вернемся к нашему вопросу, можем мы назвать семью главных героев счастливой?


Да, ребята у Насти и Митраши трудная жизнь, они остались одни, кто ухаживал за хозяйством?

Мы можем назвать их добрыми ?

Вспомним литературные портреты главных героев.

(на доске ) у каждой пары на парте лежит лист опишите 1 ряд Настю, 2 ряд Митрашу (по 1 эпитету или словосочетанию) 3 ряд вспомнить и записать сравнение или метафоры, которое характеризует Митрашу или Настю

Сделаем выводы: что общего вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши?





У всех есть братья, сестрички как вы думаете к чему приводит упрямство?

Скажите, а для чего мы с вами вспоминали литературные портреты героев?

Найдите фрагмент, прочитаем по ролям ссору Насти и Митраши.

Отвлекитесь на минутку, чтобы глазки при чтении не уставали проведем гимнастику.

Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, первую букву своего имени, закройте глаза, откройте. Молодцы





















Из-за чего дети поссорились ?

Мы часто в жизни делаем выбор , выбирая друзей, профессию, делая поступки. Очень многое зависит от нас какую тропу мы выберем.

Представим на минуту, что мы можем изменить сюжет сказки-были, дети бы не ссорились, а пошли вместе?

Хотели бы вы изменить сюжет произведения? Где именно?

(Напишите 3-4 предложения.)


Молодцы, ребята !

С Настей и Митрашей происходит много событий в течение произведения, помните, как много клюквы набрала Настя. А что она сделает с ней? (Отдаст эвакуированным детям) можем сказать, что она совершила добрый поступок, принесла детям счастье?
- А вам приходилось совершать добрые поступки, помогать другим?
- Сложно совершить добрый поступок?
- На самом деле совершить добрый поступок не так сложно. Давайте попробуем совершить его вместе. Мы помним, что действие произведения происходит во время войны, мы много раз проводили экскурсии в наш музей письма для ребят из нашей школы, вспомните, какая птица является символом мира? Я предлагаю вам написать доброе пожелание и подарить его вашему родному или близкому для вас человеку. Это будет начало большого, но доброго поступка, возможно ваше ПОЖЕЛАНИЕ принесет кому-то счастье!
Делая доброе дело, мы сами становимся чище, добрее. Это добро вернется к вам в многократном объёме.

В чём хотел убедить нас М.М.Пришвин?Чему учит сказа-быль?

Ребята,а легко ли быть добрым?

Вспомните,стих.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече «Добрый день»

и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

От добра добра не ищут.
Мир не без добрых людей.

Было бы счастье, а дни впереди.

Хочешь быть счастливым, будь им.



Сегодня мы вели разговор о двух детях, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но они не были сломлены. Они выстояли. И вам я желаю все жизненные трудности встречать с высоко поднятой головой. Не опускать руки, а бороться, искать выход, преодолевать самые сложные препятствия и делать всегда правильный выбор, находить свою правильную тропу!

Заполните оценочный лист и передайте его вперед.

- Дайте оценку нашему уроку (оценочный лист)

Сегодня на уроке мы узнали….

Нам запомнилось….

Особенно понравилось…


Написать мини – сочинение

1.«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Какой урок мы для себя возьмем, читая сказку-быль? (5-6пред.)

2.Синквейн о добре и счастье



Спасибо за урок, урок окончен, до свидания!


















1.Доброе дело без награды не остаётся.

2. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.

3. Доброе слово доходит до сердца.

4. Не было бы счастья, да несчастье помогло.









Доброта-любовь, помощь, тепло, понимание,радость.

Делать добро – совершать поступки, заботиться о близких, делать кого-то счастливым

Быть счастливым-быть здоровым, радостным, веселым, благополучным.










О счастье ,о добре….














Цель урока:1) вспомним сюжет сказки-были, главных героев;

2) поразмыслим над темой добра в произведении;

3) задумаемся чему учит произведение


М.Пришвин мечтал оставить нам, читателям, послание, чтобы каждый смог сделать для себя вывод, научиться чему-то.


Послание-это особый жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц.

М.Пришвин оставил нам такое послание: «Содержание обыкновенной нашей сказки – это борьба человека героя с представителем зла (например, Ивана-царевича со Змеем Горынычем).

И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым.

С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои дорогие друзья и товарищи».


Веру в победу добра над злом.
















«кладовая» -клад, кладовка, склад, складывать, вкладывать, укладывать.

Тепло,свет,жизнь.

«Кладовая солнца» – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле.






Торф — это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками.


Да. Торф – это огонь, огонь –это очаг, очаг – это семья, семья – это жизнь).


Все вместе , дружны, здоровы











Настя и Митраша.

1945


Блудово болото

Слепая Елань

Мать умерла от болезни , а отец погиб на войне.

О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Война -это то время, когда ты можешь потерять всю семью, друзей, родителей, всех родных. Война- это время болезней горя и громкого плача.






Нет, потому что дети остались без родителей!




Литературный портрет – описание внешности и внутреннего мира героя.















Общее 1. Внешние сходства 2. Внутренние 3Трудолюбивые, доброта

Различие внутреннее Настя – уступчивая и благоразумная. Митраша – строптивый (упрямый).



К ссоре



Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.



(Нашли)



Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.

Настя: Это не тропа! Митраша: Вот еще! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех? Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

Каждый хотел идти по своей тропе, каждый считал, что прав, никто не хотел уступать






5-6 ЧЕЛОВЕК





































Голубь



Опрос (5 чел.) приклеить на доску







(Добро обязательно победит)





















































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.