Урок литературы по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Метод | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
1.Организационный (приветствие) 2.Ассоциации Дерево (стикеры) 3.Постановка целей и задач урока. Мотивация учащихся к деятельности. Организация диалога с обучающимися, формирование некоторых задач урока . 4.Проверка д/з 5. Актуализация знаний 6. Корзина вопросов 7.Работа по рядам (Диаграмма Венна) 7.Физминутка для глаз 9.Творческая работа Рефлексия | Тема урока: «Быть счастливым – делать добро!» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца») Здравствуйте, ребята! В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение: Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Ребята, чтобы определить тему нашего урока у вас на парте лежат пословицы в хаотичном порядке, соотнесите их правильно и найдите ключевые слова (работа в паре) Какие пословицы у вас получились? Ключевые слова ? Ребята, обратите внимание на дерево на доске-доброта и счастье ,ключевые слова, будут его корни, как вы видите дерево без листочков давайте подберем ассоциации к нашим ключевым словам и украсим его. 1 ряд-подберите ассоциации к слову «доброта»?(СИНИЕ Стикиры) 2 ряд-как вы понимаете выражение «делать добро»?(ЗЕЛЕНЫЕ СТИКИРЫ) 3 ряд- «быть счастливым»?(РОЗОВЫЕ СТИКЕРЫ) Сформулируем тему нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? Да, ребята тема нашего урока: «Быть счастливым – делать добро!» (по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца») Открываем тетрадь, записываем дату ,сегодня у нас 7 февраля, классная работа,тема. Сегодня у нас обобщающий урок по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Ребята, как вы думаете, что такое обобщающий урок , какая НАША ЦЕЛЬ? Молодцы! Каждый из нас любит мечтать.Ребята, а как вы думаете о чем мечтал М. Пришвин? Вспомним, что такое послание? Какое послание он нам оставил? Дома вы должны были его подготовить Итак,д/з? Молодцы! - Что надеялся оставить нам в наследство писатель? - Удалось ли Пришвину осуществить свое желание – передать нам эту веру через свою сказку-быль «Кладовая солнца»? - Но ведь в его, пришвинской, сказке нет ни Змея Горыныча, ни отважного Ивана-царевича. Как же нам понять, что добро победило? Чтобы разобраться в этом, я предлагаю вам сегодня стать не просто читателями, а исследователями. Начнем с названия. М. Пришвин озаглавил произведение не только словом «кладовая», но и «солнце». Как вы думаете, почему? Подберите и запишите однокоренные слова к слову «кладовая» . С чем ассоциируется солнце? подумайте. Да, ребята «солнце» как основа жизни. Солнце отдает свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Вспомните ,что такое торф? А связаны ли между собой слова «торф» и «жизнь»? Да, ребята, семья-это самое важное в жизни человека, как вы думаете какая семья является счастливой ? Можем мы назвать семью главных героев счастливой? Чтобы ответить на этот ???Вспомним наше произведение с помощью корзины вопросов. 1. Имена героев произведения? 2. В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? 3.Название болота, возле которого жили дети? 4. Название самого топкого и опасного места в болоте? 5. Что случилось с родителями Насти и Митраши? 6. О какой войне в произведении идёт речь ? 7. А что такое война? Все вы ребята знаете , что в этом году весь мир будет праздновать день победы, 75 лет после окончания Великой Отечественной войны над Германий. Вернемся к нашему вопросу, можем мы назвать семью главных героев счастливой? Да, ребята у Насти и Митраши трудная жизнь, они остались одни, кто ухаживал за хозяйством? Мы можем назвать их добрыми ? Вспомним литературные портреты главных героев. (на доске ) у каждой пары на парте лежит лист опишите 1 ряд Настю, 2 ряд Митрашу (по 1 эпитету или словосочетанию) 3 ряд вспомнить и записать сравнение или метафоры, которое характеризует Митрашу или Настю Сделаем выводы: что общего вы нашли в литературных портретах Насти и Митраши? У всех есть братья, сестрички как вы думаете к чему приводит упрямство? Скажите, а для чего мы с вами вспоминали литературные портреты героев? Найдите фрагмент, прочитаем по ролям ссору Насти и Митраши. Отвлекитесь на минутку, чтобы глазки при чтении не уставали проведем гимнастику. Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, первую букву своего имени, закройте глаза, откройте. Молодцы Из-за чего дети поссорились ? Мы часто в жизни делаем выбор , выбирая друзей, профессию, делая поступки. Очень многое зависит от нас какую тропу мы выберем. Представим на минуту, что мы можем изменить сюжет сказки-были, дети бы не ссорились, а пошли вместе? Хотели бы вы изменить сюжет произведения? Где именно? (Напишите 3-4 предложения.) Молодцы, ребята ! С Настей и Митрашей происходит много событий в течение произведения, помните, как много клюквы набрала Настя. А что она сделает с ней? (Отдаст эвакуированным детям) можем сказать, что она совершила добрый поступок, принесла детям счастье? В чём хотел убедить нас М.М.Пришвин?Чему учит сказа-быль? Ребята,а легко ли быть добрым? Вспомните,стих. Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта — не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей. Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека… От добра добра не ищут. Было бы счастье, а дни впереди. Хочешь быть счастливым, будь им.
Заполните оценочный лист и передайте его вперед. - Дайте оценку нашему уроку (оценочный лист) Сегодня на уроке мы узнали…. Нам запомнилось…. Особенно понравилось… Написать мини – сочинение 1.«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Какой урок мы для себя возьмем, читая сказку-быль? (5-6пред.) 2.Синквейн о добре и счастье Спасибо за урок, урок окончен, до свидания! | 1.Доброе дело без награды не остаётся. 2. Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает. 3. Доброе слово доходит до сердца. 4. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Доброта-любовь, помощь, тепло, понимание,радость. Делать добро – совершать поступки, заботиться о близких, делать кого-то счастливым Быть счастливым-быть здоровым, радостным, веселым, благополучным. О счастье ,о добре…. Цель урока:1) вспомним сюжет сказки-были, главных героев; 2) поразмыслим над темой добра в произведении; 3) задумаемся чему учит произведение М.Пришвин мечтал оставить нам, читателям, послание, чтобы каждый смог сделать для себя вывод, научиться чему-то. Послание-это особый жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц. М.Пришвин оставил нам такое послание: «Содержание обыкновенной нашей сказки – это борьба человека героя с представителем зла (например, Ивана-царевича со Змеем Горынычем). И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым. С этой верой я проходил свой долгий литературный путь, с этой верой надеюсь его закончить и передать ее по наследству вам, мои дорогие друзья и товарищи». Веру в победу добра над злом. «кладовая» -клад, кладовка, склад, складывать, вкладывать, укладывать. Тепло,свет,жизнь. «Кладовая солнца» – это не только торф как полезное ископаемое, а это солнечное тепло и свет, которые нужны всему живому и людям на земле. Торф — это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Да. Торф – это огонь, огонь –это очаг, очаг – это семья, семья – это жизнь). Все вместе , дружны, здоровы Настя и Митраша. 1945 Блудово болото Слепая Елань Мать умерла от болезни , а отец погиб на войне. О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Война -это то время, когда ты можешь потерять всю семью, друзей, родителей, всех родных. Война- это время болезней горя и громкого плача. Нет, потому что дети остались без родителей! Литературный портрет – описание внешности и внутреннего мира героя. Общее 1. Внешние сходства 2. Внутренние 3Трудолюбивые, доброта Различие внутреннее Настя – уступчивая и благоразумная. Митраша – строптивый (упрямый). К ссоре Чтобы понять их характеры и почему они поссорились. (Нашли) Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти. Настя: Это не тропа! Митраша: Вот еще! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше. Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех? Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке. Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим. Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север. Каждый хотел идти по своей тропе, каждый считал, что прав, никто не хотел уступать 5-6 ЧЕЛОВЕК
Голубь Опрос (5 чел.) приклеить на доску (Добро обязательно победит) |
|