12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Викторовна Шаринская264
Россия, Томская обл.
7

«Кто прав Настя или Митраша? Автор о путях «открывателей» и «осваивателей», об отношении человека к природе. (Анализ 3, 4, 5,6 главы)

Учитель: Шаринская Е.В.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

Тема: «Кто прав Настя или Митраша? Автор о путях «открывателей» и «осваивателей», об отношении человека к природе. (Анализ 3, 4, 5,6 главы).

Цели: определить главную идею произведения; учить сопоставлять героев, эпизоды, истолковывать слова-образы, события.



Ход урока:

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания.

    Изучение нового материала.

Работа с текстом. Учитель организовывает дискуссию по вопросам: «Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне автор? (Дети высказывают своё мнение.)

- Чей же путь кажется автору более правильным, если, с одной стороны, поступок Митраши он оценивает как бессмысленную смелость, с другой стороны, отзывается о Насте как о «прежней Золотой Курочке»? Проследим за героями с самого начала их пути.

- Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес?

Учащиеся, готовившие дома отрывки «Ель и сосну» и «Тетерев-косач», читают их.

- Какое впечатление производят эти картины природы?

-Какими словами характеризует писатель борьбу деревьев?

(Разговор об олицетворениях, нахождение их в тексте. Явления природы принимают активное участие в жизни героев. В отрывке «Тетерев- косач» Пришвин показывает красоту природы.)

- Как ведут себя дети в лесу?

Анализ сцены спора детей о дороге. Учитель обращает внимание шестиклассников на то, что писатель, изображая внезапно изменившуюся картину прекрасного утра, заставляет насторожиться, подготавливает к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём человеческом назначении, о том, что он должен быть Человеком с большой буквы, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.

Учащиеся читают эпизод о том, как поссорились дети и как это зло словно отразилось в природе.

- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой? Проследим путь Митраши.

- Почему Митраша всё же становится пленником болота?

Учитель читает начало главы 6 и объясняет «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые».) Старый охотник высказывает своё отношение к людям, легковесно и самоуверенно относящимся к природе. Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Школьники рассказывают, как Митраша осуществил план своего спасения.

Путь Насти. (Он правильный, благоразумный).

- Зачем же писатель ставит свою героиню в такое невыгодное положение, рисуя её жалкой и ничтожной, не имеющей ничего общего с прежней «золотой» девочкой? Над чем заставляет задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти? С какими трудностями сталкивается девочка? Какая природа окружает её? (Добрая природа).

Читается отрывок «Лесные ягоды».

- Писатель подбирает «ласковые» слова, чтобы передать своё отношение к этой природе: красно-рубиновая ягода кисточкой, каждый рубинчик в зелёной оправе…

- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

- Настю охватывает жадность. Такая жадность не нравится писателю. М.М. Пришвин показывает великана лося и говорит, что ему, такой громадине, хватает осиновой корочке и лепестков болотного трилистника. «Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?».

Рисуя чёрный пень, который собирает и обогревает вокруг себя всё живое: и бабочек, и ящериц, и мух, автор вновь упрекает Настю, оставившую брата. Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся и в дальнейшем своими действиями доказывает, что поняла и искупила вину.

Пути «открывателей» и пути «осваивателей» нужны и полезны людям. Но сила и красота человека проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу – быть полезным другим. Отступление от этого, победа эгоистического начала в человеке делают несчастным прежде всего самого человека.

Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенстве человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем, умного хозяина природы. Свою мысль Пришвин выражает во многих поэтических картинах, показывающих единство человека с природой.

Зачитывается отрывок из текста «Бывает в лесу … и частые звёздочки».

В этом Пришвин следует традициям народных сказок. Где победа всегда на стороне добрых героев, великодушных защитников тех, кто нуждается в помощи.

4.Домашнее задание: ответить на вопрос: «Как Травка спасла Митрашу?»



Литература:

1.Литература 6 класс В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Учебник в двух частях. Москва, «Просвещение» 2012.

2.Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии. Москва. «Просвещение»1976.

3.Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. Автор- составитель И.В. Карасёва. Волгоград.2008









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.